Формы правления: понятие, виды и их характеристика. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формы правления: понятие, виды и их характеристика.

2017-09-01 676
Формы правления: понятие, виды и их характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

- организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

- взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

- компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.

Монархия (единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную)

монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам.

К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относится:

- ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений,

- юридически неограниченная власть монарха,

- наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата;

- отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха.

Таким образом, дуалистическая форма правления характеризуется следующими основными признаками:

монарх выполняет функции реального главы государства;

наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);

некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом.

Другая разновидность ограниченной монархии – парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

- власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

- правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

- исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед

парламентом;

- правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в

парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

- законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный

акт, так как правом вето он не обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия,

например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система или многопартийная система с одной доминирующей партией, парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.

Республика — это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного или коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;

-юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

-обязательность решений верховной государственной власти.

Республики подразделяются на президентские и парламентские.

Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей.

В президентских республиках глава государства – президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства; косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние – президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России – 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами.

В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте. Это может быть, с одной стороны, достоинством такой формы правления, но, с другой стороны, и недостатком. Дело в том, что при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций), голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, что создает нестабильность политической обстановки в стране.

Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления.

Основными признаками смешанной республики являются:

— президент является главой государства и арбитром;

— президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;

— президент, не являясь юридически главой исполни­тельной власти (правительство возглавляет глава правительства — премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства;

— президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (например, президент предлагает кандидатуры на посты министров, а парламент утверждает их);

— двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

— право президента на роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.

Не типичные формы правления - это формы правления, которые сочетают в себе черты и монархии и респулики.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.