Опознание места по глубинам. Лоты — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опознание места по глубинам. Лоты

2017-08-26 412
Опознание места по глубинам. Лоты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опознание места по ряду глубин. В районах с равномерно из­меняющимися глубинами можно приближенно опознать место суд­на. Для этого, держась промерного галса (следуя вдоль глубин, отмеченных на карте цифрами) (рис. 148)) и проходя по лагу те же расстояния, что и между отмет­ками глубин на карте, произво­дят промеры. В начальной и ко­нечной точках записывают мо­мент времени и отсчет лага.

Затем проводят на кальке прямую линию и, отложив на ней в масштабе карты расстоя­ния, пройденные между проме­рами, отмечают измеренные глу­бины. Кальку накладывают на карту линией промеров. После этого параллельно линии курса перемещают кальку так, чтобы совместить глубины, отмеченные на кальке, с теми же, обозна­ченными на карте. В точке последнего промера получают место судна.

При этом виде определения возможно, что все промеренные глубины будут отличаться от показанных на карте на одну и ту же величину. Так будет в случае неучтенного изменения уровня моря из-за приливо-отливных колебаний или сгонно-нагонных вет­ров. В таких районах глубины приводят к принятому уровню (нулю глубин) с помощью специальной поправки.

Если имеется заметный дрейф или наблюдается снос судна, то следует развернуть кальку линией промеров под небольшим уг­лом к линии курса судна на карте, пока глубины не совпадут. Этот угол приблизительно покажет величину дрейфа или сноса.

Если на судне нет лага, то промежутки времени для взятия глубин рассчитывают соответственно расстояниям между обозна­ченными глубинами по скорости хода судна. Опознание места будет надежнее, если брать пробу грунта и сопоставлять характер его с указанным на карте.

Использовать измерение глубин можно и при хорошей види­мости, когда имеется всего один ориентир и в направлении кото­рого глубины увеличиваются или уменьшаются достаточно замет­но. Взяв пеленг ориентира, промеряют одновременно глубину мес­та и, найдя ее на карте по линии исправленного пеленга, получа­ют место судна.

гФ"» на калй"е 2m,6uHtii •да"
Рис. 148. Определение места по кур­су и глубинам.

Опознание места по изобатам. Если судно пересекает две или более изобат (линий равных глубин), не параллельных друг другу (рис. 149), то они могут служить в качестве линий положения суд­на. Для этого, приближаясь к изобатам, начинают промерять глу­
бины и в моменты их обнаружения замечают моменты времени и показания лага. Разность отсчетов лага с учетом поправки или коэффициента лага даст расстояние, пройденное между точками пересечения Линии курса судна с изобатами.

Вместив данное расстояние с помощью параллельной линейки и циркуля между изобатами, показанными на карте в направле­нии линии курса судна (как в способе крюйс-пеленга), в точке пересечения ли­нии курса со второй изобатой получают место судна.

Лоты. В настоящее время на судах применяются как ручные лоты, так и эхо­лоты. Ручной лот служит для измерения малых глубин и для контроля эхолота. Он состоит из гири и лотлиня. Гирю обычно делают свинцовой. В нижней час­ти гиря имеет выемку, заполняемую спе­циальной смесью, для взятия проб грун­та.

Лотлинь изготовляют из пенькового или капронового троса диаметром 8—12 мм и разбивают на метры. Разбивку (мар­кировку) лотлиня (рис. 150) выполняют с помощью кожаных марок и цветных лос­кутков из флагдуха (материала для фла­гов). При хорошем навыке можно изме­рять ручным лотом глубины не только при отсутствии хода, но и на малом или самом малом ходу судна.

Метод измерения глубин, применяемый в эхолотах, заключается в измерении про­межутка времени прохождения звука в во­де от днища судна до дна моря и воз­вращения обратно отраженных волн (эха). Так как скорость распространения звука в воде составляет приблизительно 1450 м/с, то расстояние, пройденное за время t звуком от днища судна до грунта и обратно, т. е. равное двойной глубине места, будет равно 1450 t. Отсюда глубину места Н определяют по формуле

Н = • 1450 = 725 t м.

Ультразвуковые колебания посылают и принимают с помощью врезанных в днище судна вибраторов. Колебания, посланные от- правительным вибратором, возвратившись от дна моря, возбуж­дают в приемном вибраторе э.д.с., которая поступает на вход уси­лителя, а от туда на указатель глубин.

Рис. 149. Определение места по изобатам.
Рис. 150. Маркировка лотлиня.

Указатель глубин представляет собой диск, вращающийся с
постоянной угловой скоростью, на котором укреплена неоновая лампочка. В момент посылки звука лампочка проходит через нуль на шкале указателя. За время прохождения звука до грунта и обратно диск поворачивается на определенный угол, на котором произойдет вспышка лампочки, что и укажет измеренную глу­бину.

При измерении глубин необходимо учитывать величину углуб­ления вибраторов, т. е. осадку судна, чтобы определить глубину относительно уровня моря в данный момент.

Большинство эхолотов имеют вместо указателя глубин или совместно с ним самописец (эхограф), непрерывно фиксирующий глубину на бумажной ленте.

Некоторые типы эхолотов для малых глубин имеют приспособ­ление для подачи звукового сигнала при выходе на заданную глу­бину.

ПЛАВАНИЕ В СТЕСНЕННЫХ ВОДАХ

Под стесненными водами понимают участки, в которых путь судна стеснен близко расположенными опасностями, либо бли­зостью берегов, т. е. узкостями. К стесненным водам относят шхе­ры — скопления мелких островков, часто скалистых, многие про­ливы, все каналы и речные участки. В узкостях повышается опасность столкновения судов.

В стесненных водах судовождение должно осуществляться осо­бо тщательно. Поэтому такие районы обставляют более часто бе­реговыми маяками и знаками, в дополнение к которым сам фар­ватер ограждают плавучими предостерегательными знаками — буями и вехами. Карты этих районов составляют в крупном масшта­бе 1:50 000, 1:25 000.

Приближаясь к стесненным водам, суда не должны заходить за соответствующие их осадке предостерегательные изобаты.

В стесненных водах приходится учитывать действующие гид­рометеорологические факторы — приливо-отливные и ветровые ко­лебания уровня, течения, среди которых могут быть свальные, т. е. уводящие с фарватера, льдообразования. В некоторых райо­нах следование в темное время суток рискованно; подходя к ним, рекомендуется стать на якорь в ожидании рассвета.

Проход узкостей. Если узкость оборудована входным створом, то прежде, чем входить в нее, следует проверить поправку ком­паса и учесть возможный снос или дрейф. При отсутствии ство­ра, оборудованного знаками, следовать в ней необходимо по ком­пасу или по выбранному в направлении фарватера береговому предмету. При этом необходимо постоянно определять место судна по пеленгам или с помощью РЛС. Однако следует учитывать, что буи могут быть снесены с установленных штатных мест.

Проходя узкости, требуется выполнять правила хорошей морской практики и мер предосторожности, так как маневрирова­
ние, в частности для расхождения с другими судами, в узкостях затруднено. Якоря нужно подготовить к срочной отдаче, а машину держать в готовности к внезапным переменам режима работы. В особо узких местах и при малом запасе глубин под корпусом ход снижают, иногда до самого малого. Повороты следует осуществ­лять, не разгоняя корму, чтобы не навалить ее на мель или бровку канала. На двухвинтовых судах иногда прибегают к поворотам с помощью машин.

При отсутствии видимости проходить узкости можно с по­мощью РЛС, если берега крутые и безошибочно опознаются на экране, либо, если фарватер оборудован буями с пассивными от­ражателями. Можно использовать буи и без отражателей, но при

отсутствии волнения, так как оно забивает изображение буев а тл на экране.

Ориентировку по берегам осуществляют с помощью под­вижного круга дальности, уста­навливая его на расстояния, охватывающие имеющиеся в рай­оне плавания подводные опаснос- ти> ЕСЛИ Круг ДЭЛЬНОСТИ КОСНвТ- ит.д. ся береговой черты, то судно приближается к опасности.

Рис. 151. Следование по радиолока- Некоторые фарватеры обору- ционным отражателям. дованы пассивными радиолока­

ционными отражателями, позво­ляющими вести судно по оси фарватера. Данные отражатели Л, и jSt (рис. 151), называемые (ус­ловно) дистанционными радиолокационными створами, расположе­ны не по оси фарватера, а симметрично ему, по обоим берегам. Обнаружив на подходе к узкости эхо-сигналы таких отражателей на экране РЛС (положение Mt), изменяют курс в сторону более дальнего из них и с помощью подвижного круга дальности следят за расстояниями до DA и DB (положение М2). Когда сигналы обоих отражателей окажутся на равных расстояниях, ложатся на курс в направлении оси фарватера и удерживаются на чем с помощью подвижного круга дальности, постепенно сужая его. Сходят с оси фарватера только в случае расхождения со встречными судами.

По прохождении траверза отражателей расстояние между ни­ми увеличивается. В данном случае вести судно по оси фарватера следует также с помощью подвижного круга дальности, посте­пенно расширяя его. Такие отражатели позволяют проводить суда в узкостях с большой точностью.


Плавание в шхерах. Фарватеры в шхерах подразделяют на лоц­манские и рекомендованные. Лоцманские фарватеры не описаны в официальных пособиях, и плавание по ним требует хорошего знания обстановки и местных условий. Поэтому его осуществляют
с помощью лоцманов. Рекомендованные фарватеры достаточно под­робно описаны, так что плавание по ним допустимо и без лоц­мана в зависимости от опыта судоводителя.

В финских и норвежских шхерах в результате часто изменяю­щихся узкостей и извилистостей фарватеров плавание по знакам навигационной обстановки требует особого внимания и навы­ков маневрирования. Навигационные знаки расставлены здесь час­то, что не дает возможности вахтенному штурману вести проклад­ку. Поэтому ее следует поручать другому судоводителю.

В шхерных районах с приливными колебаниями вид местности при отливе из-за обнажения мелей изменяется, что затрудняет ориентировку.

Рис. 152. Ограждающий пеленг.

Использование сеток изолиний. При плавании в стесненных водах важно ускорить нанесение на карту обсервованных мест. Это можно выполнять, используя карты с сетками изолиний.

ОГРАЖДАЮЩИЕ ЛИНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

Когда нет возможности получить две линии положения для определения места судна, одна линия положения может оказать существенную помощь морепла­вателю в качестве ограждающей линии положения, т. е. линии, ограждающей судно от опаснос­ти. Навигационными величина­ми, по которым можно получить ограждающие линии положения, являются ограждающий пеленг, ограждающий угол и ограждаю­щее расстояние.

Ограждающий пеленг. Допус­тим, судно, следуя истинным курсом, должно пройти узкость, минуя опасность (мель) (рис. 152). Впереди опасности имеется ориентир А. Для обхода опасности на карте прокладывают истин­ный пеленг ориентира так, чтобы линия пеленга проходила в до­статочном расстоянии от опасности. Эта линия и будет ограж­дающей линией положения, а сам пеленг — ограждающим пелен­гом. Проложенный пеленг переводят в компасный и, проходя опасность, следят по пеленгатору за наблюдаемым пеленгом ори­ентира. Если он приближается к рассчитанному, то отворачивают в сторону, противоположную опасности.

Огни маяков и знаков в подобных районах делают светящими в пределах определенных горизонтальных секторов с различным цветом огня так, чтобы один из секторов (обычно сектор красного огня) охватывал опасную зону. Граница между секторами явля­
ется как бы ограждающей линией положения, подобно линии ог­раждающего пеленга.

Ограждающий угол. Так называют горизонтальный угол между двумя ориентирами А и В, вписанный в окружность, проходящую через эти ориентиры и ограждающую внутри себя опасность (рис. 153). ПрсЕедя на карте такую окружность и измерив из любой

ее точки угол 0 между ориентирами, ус­танавливают секстан на соответствующий отсчет и, проходя район опасности, на­блюдают за углом между ориентирами. Ес­ли он достигает величины установленного угла 0, то это значит, что судно прибли­зилось к ограждающей линии и следует от нее отклониться.

Ограждающее расстояние. Если имеет­ся только один ориентир, то ограждающей линией может служить описанная вокруг опасности, окружность с центром в месте данного ориентира (рис. 154). Следователь­но, мореплаватель может считать себя вне опасности, пока он находится на расстоя­нии от ориентира D0np не меньшем, чем радиус R данной окружности. Для это­го, проходя данный район, он должен измерять расстояние до ориентира, что проще всего выполнить с помощью РЛС.

Если на судне нет РЛС, но известна высота ориентира, то контролировать рас­стояние до него можно по его вертикаль­ному углу. Если расстояние станет равным или меньше радиуса R, то немедленно изменяют курс так, что­бы уклониться от опасности.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.