Определение места по пеленгам двух предметов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Определение места по пеленгам двух предметов

2017-08-26 376
Определение места по пеленгам двух предметов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Простейшим и наиболее применяемым способом определения места судна в море является определение места по двум одновре­менно взятым пеленгам двух различных предметов.

Пусть предмет А наблюдает­ся с судна по истинному пелен­гу ИП а предмет В в тот же момент по пеленгу ИП2 (рис. 91). Взяв компасные пеленги этих предметов и исправив их общей поправкой компаса, по­лучим значения истинных пе­ленгов наблюдаемых предметов. Проложив на карте линии этих пеленгов, в точке пересечения линий (точка М) получим об- сервованное место судна.

Место судна при одновремен­ном взятии пеленгов и правиль­ном значении поправки компаса получится тем точнее, чем бли­же угол 0 между предметами к прямому и чем ближе расстоя­ние от судна до предметов.

На практике не всегда уда­ется выбрать ориентиры, распо­ложенные под углом, близким к прямому относительно судна, но он должен быть не менее 30° и не более 150°.

Полученное место (точку пересечения линий истинных пелен­гов) обводят кружком. Около полученной точки делают надпись в виде дроби, указывая на месте числителя момент времени, а на месте знаменателя — отсчет лага. Если обнаружена невязка, то ее также указывают (см. рис. 91).

Рис. 91. Определение места по пе­ленгам двух предметов.
Рис. 92. Влияние ошибки в поправ­ке компаса на определение места судна.

Способ двух пеленгов при своей простоте имеет тот недоста­ток, что он не дает возможности проконтролировать правильность определения. Неправильное место может получиться, например, из-за неверной поправки компаса. Действительно, если при вер­ной поправке компаса линии пеленгов пересекаются в точке М (рис. 92), то при неверной поправке, например в сторону увеличе­ния, линии пеленгов пересекутся уже в другой точке М'. В спо­
собе двух пеленгов есть некоторые признаки, позволяющие судить о величине ошибки. Так, если поправка компаса верна, то незави­симо от наличия дрейфа или течения расстояния на карте между обсервованными точками, полученными по двум пеленгам, будут пропорциональны времени, прошедшему между обсервациями. В противном случае можно предположить, что поправка компаса неверна.

Значение неодновременности пеленгования. Обычно определе­нием места занимается один наблюдатель (вахтенный помощник капитана). Поэтому образуется промежуток времени между взя­тиями обоих пеленгов, за который судно переместится на некото­рое расстояние AS, так что точка пересечения линий пеленгов будет неверной. При скоростях до 12—15 узлов и пеленговании с промежутком не более 0,5 мин ошибка в полученном месте не бу­дет иметь практического значения, если соблюдена определенная последовательность пеленгования, т. е. сначала пеленгуется предмет, расположенный ближе к линии курса судна (ориентир В на рис. 91), затем предмет, ближайший к траверзу судна, пеленг которого быстрее изменяется (предмет А на рис. 91). При этом не­обходимо заметить момент времени и отсчет лага.

Однако, определяя место ночью по огням маяков и знаков,, первым следует пеленговать ориентир, требующий большей затра­ты времени, т. е. огонь, дающий более редкие проблески. Момент же времени и отсчет лага надо, как и вообще при пеленговании, замечать, пеленгуя ориентир, ближайший к траверзу.

На больших скоростях ошибка от неодновременности наблю­дений может иметь существенное значение. Для исключения ее взятые компасные пеленги приводят к одному месту или к одному моменту. Первый из этих способов графический. При взятии пе­ленга первого предмета включают секундомер, а при взятии пелен­га второго предмета секундомер выключают с отсчетом Т секунд. Зная скорость хода судна V, рассчитывают плавание AS между моментами взятия пеленгов

Из места первого предмета А проводят на карте прямую, па­раллельную линии курса, и откладывают на ней расстояние AS (рис. 93). Из полученной точки А' прокладывают линию истинного пеленга первого предмета. Точка пересечения линий обоих пелен­гов даст место судна с учетом неодновременности пеленгования.

Второй способ (аналитический) заключается в следующем. Пос­ле взятия пеленгов первого предмета (кп'А) и второго предмета (КПв) снова берут пеленг первого предмета (кп"л). Допуская, что пеленги за сравнительно короткое время пеленгования изме­няются пропорционально времени, берут среднее арифметическое значение пеленга первого предмета

Момент времени и отсчет лага замечают в этом случае при пе­ленговании второго предмета.

Рис. 93. Приведение пеленгов двух предметов к одному месту.
Рис. 95. Определение поправки компаса по пе­ленгам двух предметов.

Определение места по разновременным пеленгам двух предме­тов. В плавании бывают случаи, когда один из нанесенных на карту ориентиров скрывается до того, как покажется или усмот-

Рис. 94. Определение места по раз­новременным пеленгам двух прадмг-тов.

 

рится другой. Допустим, с судна в момент Т1 при отсчете лага OJIi был взят пеленг предмета А (рис. 94). Через некоторое время после скрытия предмета А (в момент Тг) при отсчете лага ОЛг был взят пеленг открывшегося предмета В. Проведем на карте из точ­ки А параллельно линии курса прямую и отложим на ней плава­ние S=(0Л2—ОЛ1) К л- Проведя из полученной точки А' линию,

параллельную линии пеленга первого пред­мета, на пересечении ее с линией пеленга второго предмета, получим место судна М.

Полученное место называется счислимо- обсервованным, так как для получения его использованы как счисление (плавание по лагу), так и обсервации (линии пеленгов). Место на карте в этом случае обводят знаком в виде треугольника. Координаты записывают с индексами, т. е.-фСч-0и Хсч.0.


Использование разновременных пелен­гов для определения по правки компаса (способ проф. М. М. Лескова). Пусть, сле­дуя неизменным курсом, были дважды запеленгованы предметы А и В в моменты, когда они усматривались с судна под одним и тем же углом друг к другу (рис. 95). Исправив наблюденные пеленги при­нятой поправкой компаса ДК, получим на карте обсервованные точки Mi и М2. Если принятая поправка компаса верна, то пря­мая, проведенная через эти точки, совпадает с линией истинного курса, проложенного из первой точки.

В противном случае между обеими линиями возникнет угол еи, который представляет собой разницу между верной АК и принятой АК' поправками компаса, т. е. ошибку (погрешность) в последней, которую можно снять с карты. Величина выразится ал­гебраически

ЛК = Л'К + sK.

Величина ек будет иметь знак «плюс», если линия пути откло­нена по часовой стрелке относительно ранее проложенной линии курса по часовой стрелке (см. рис. 95), и знак «минус», если она отклонена против часовой стрелки.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.