Вид карты в меркаторской проекции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вид карты в меркаторской проекции

2017-08-26 488
Вид карты в меркаторской проекции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Карта, построенная в меркаторской проекции, имеет прямоу­гольную сеть меридианов и параллелей (рис. 59). По крайним ме­ридианам и параллелям строят окаймляющую карту, так называе­мую рамку карты. Вертикальные стороны рамки разбивают на широтные градусы и минуты, а горизонтальные — на долготные.

Меридианы на меркаторской карте растягиваются от экватора к полюсам все в большей и большей степени. Поэтому широтные градусы и минуты выглядят на такой карте в виде отрезков, уве­личивающихся с увеличением широты. Соответственно изменяет­ся при этом и масштаб. Поэтому при указании масштаба меркатор­ской карты указывают и параллель, по которой он считается. Эти масштаб и параллель называются главным масштабом и глав­ной параллелью для данной карты.

Масштабы по остальным параллелям называют частными. На карте высокоширотных районов частные масштабы могут отличать­ся от главных на 30% и более.

Широтные минуты на меркаторской карте, как уже отмеча­лось, представляют собой морские мили. Однако из-за изменяе­мости масштаба с широтой откладывать и измерять расстояния на меркаторской карте следует милями, снятыми с вертикальных сто­рон рамки, между которыми пролегает и данное расстояние.

 

На навигационных картах, издаваемых в СССР, для ряда морей установлены стандартные широты, к которым относится ука­зываемый главный масштаб. Так, на картах Японского моря это будет 40°, Черного — 44, Балтийского — 60, для Белого — 66° и т. д. На многих английских и некоторых других иностранных картах главный масштаб считают по средней параллели карты.

3—869

Для карт океанов установлены широтные пояса со стандартными средними параллелями — 0°, 25, 40° и т. д.

Долготные минуты на меркаторской карте морских миль не выражают, поэтому пользоваться горизонтальными сторонами рам­ки для измерения расстояний нельзя. Лишь на картах, где глав-

   
"'^N» Ф /  
nhffrfflV?........ imHifrft........ j  
ям* SO" 60° 40' Рис. 59. Вид карты в меркаторской проекции.
20'

 

ной параллелью является экватор, его минуты, называемые эква­ториальными милями, можно без ущерба для точности измеряемых расстояний приравнять к милям.

Меркаторская карта является основной для навигационных це­лей. Но линия единого курса — локсодромия, представляющая собой на меркаторской карте прямую линию, кратчайших расстоя­ний не выражает. Кратчайшие расстояния проходят на земном ша­ре как дуги больших кругов, пересекающие меридианы не под оди­наковыми углами, которые выглядят на карте в виде изогнутых линий, неудобных для построения.


Проекция, как отмечалось выше, не может быть одновремен­но равноугольной и равновеликой. Поэтому и меркаторская про­екция равновеликой не является. Пропорциональность между пло­щадями изображаемых фигур на карте в меркаторской проекции с изменением широты не сохраняется, что особенно заметно в вы­
соких широтах, где площади изображаемых местностей н^эпомерно увеличиваются.

На меркаторской карте невозможно изобразить окологтолярные области, так как полюсы на боковую поверхность цшжжэндра не проектируются и удаляются в бесконечность. По этой! причине карты в меркаторской проекции для широт свыше 85° строят.


 


  —— /
ч  
   
  -- ----------- -
V 0 ;
—Р

Рис. 60. Меридиональные части.
т
с' % ч
I'—й £—с г—е

 


Расстояние на меркаторской карте от экватора до каз-сой-либо параллели, выраженное в тех же единицах, что и самый экватор (экваториальных милях), называется меридиональной час^глью этой параллели (МЧ). Разобьем дугу какого-нибудь меридиан-а. на зем­ном шаре (рис. 60) на ряд элементарных участков, насто_лько ма­лых, чтобы считать все точки каждого участка лежащими в одной и той же широте. При таком допущении можно считать, что дан­ный участок меридиана, спроектированный на цилиндр касаю­щийся экватора (см. рис. 57), растягивается по всей длижте равно­мерно. По условию равноугольности меридианы в даннсэжз проек­ции должны быть растянуты в той же мере, что и пара_тплели в данной широте, т. е. пропорционально секансу широты-

Пусть длина каждого элементарного участка мерид^-гана со­ставляет величину d, тогда параллель 1 должна распоет сэжиться на расстоянии dsecqpi от экватора, параллель 2 будет отстроить от параллели 1 на расстоянии £fsecep2, параллель 3 будет отстгоять от параллели 2 на расстоянии dseccp3 и т. д. Последняя п^_1эаллель (п) будет отстоять от предпоследней на расстоянии dsec«cj3n.

Расстояние же последней параллели от экватора, т. е_ ее ме­ридиональная часть МЧп, выразится суммой расстояний между всеми соседними параллелями

МЧп = dsec<p1 + dseccp2+dseccp3+«»»-f-dseccpn,

или

МЧп — d. (sec fi + sec tp2 + sec cp3 + • • • + sec?„).

 

Практически расстояния между параллелями при построении меркаторской карты достаточно выполнить с точностью _тж инейно-

3*


Для карт океанов установлены широтные пояса со стандартными средними параллелями — 0°, 25, 40° и т. д.

Долготные минуты на меркаторской карте морских миль не выражают, поэтому пользоваться горизонтальными сторонами рам­ки для измерения расстояний нельзя. Лишь на картах, где глав­


 

ной параллелью является экватор, его минуты, называемые эква­ториальными милями, можно без ущерба для точности измеряемых расстояний приравнять к милям.

Меркаторская карта является основной для навигационных це­лей. Но линия единого курса — локсодромия, представляющая собой на меркаторской карте прямую линию, кратчайших расстоя­ний не выражает. Кратчайшие расстояния проходят на земном ша­ре как дуги больших кругов, пересекающие меридианы не под оди­наковыми углами, которые выглядят на карте в виде изогнутых линий, неудобных для построения.

Проекция, как отмечалось выше, не может быть одновремен­но равноугольной и равновеликой. Поэтому и меркаторская про­екция равновеликой не является. Пропорциональность между пло­щадями изображаемых фигур на карте в меркаторской проекции с изменением широты не сохраняется, что особенно заметно в вы­соких широтах, где площади изображаемых местностей непомерно увеличиваются.

На меркаторской карте невозможно изобразить околополярные области, так как полюсы на боковую поверхность цилиндра не проектируются и удаляются в бесконечность. По этой причине карты в меркаторской проекции для широт свыше 85° не строят.


 

Расстояние на меркаторской карте от экватора до какой-либо параллели, выраженное в тех же единицах, что и самый экватор (экваториальных милях), называется меридиональной частью этой параллели (МЧ). Разобьем дугу какого-нибудь меридиана на зем­ном шаре (рис. 60) на ряд элементарных участков, настолько ма­лых, чтобы считать все точки каждого участка лежащими в одной и той же широте. При таком допущении можно считать, что дан­ный участок меридиана, спроектированный на цилиндр, касаю­щийся экватора (см. рис. 57), растягивается по всей длине равно­мерно. По условию равноугольности меридианы в данной проек­ции должны быть растянуты в той же мере, что и параллели в данной широте, т. е. пропорционально секансу широты.

Пусть длина каждого элементарного участка меридиана со­ставляет величину d, тогда параллель 1 должна расположиться на расстоянии dseccpi от экватора, параллель 2 будет отстоять от параллели 1 на расстоянии dsec<p2, параллель 3 будет отстоять от параллели 2 на расстоянии dseсф3 и т. д. Последняя параллель (л) будет отстоять от предпоследней на расстоянии dseccpn.

Расстояние же последней параллели от экватора, т. е. ее ме­ридиональная часть МЧп, выразится суммой расстояний между всеми соседними параллелями

МЧп = dseccpi + d sec<p2 + dsec?3 + ••• + dsectp„,

или

МЧп = d (sec cpi + sec <pa -f- sec +... + sec.


Практически расстояния между параллелями при построении меркаторской карты достаточно выполнить с точностью линейно­го размера одной экваториальной мили в данном масштабе, т. е. при d— If Тогда в широте <р

МЧ9 = 1 (sec 1' + sec 2' + sec 3'+ ••• + seccp).

Опустив единицу и раскрыв скобки,, получим МЧ = sec Г + sec2' + sec34 +sec?.

Следовательно, меридиональная часть параллели в какой-либо широте определится как сумма секансов широт, взятых через промежутки в 1 дуговую мин от экватора до данной параллели.

Выведенная формула приблизительна, так как здесь сделано допущение, что Земля есть шар, т. е. меридианы равны по* длине экватору и морская миля равна экваториальной, а кроме того, что все точки каждого элемента меридиана лежат в одной и той же широте.

Поэтому при построении точных карт расчет меридиональных частей производят по более сложным формулам, применяя интег­ральное исчисление.

ПРОКЛАДОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Графические построения на карте, связанные с нанесением и снятием различных направлений (линий пеленгов и курсов), из­мерением и откладыванием расстояний, называется прокладкой. Для осуществления прокладки вручную служит так называемый прокладочный инструмент, к которому относится параллельная линейка, транспортир и циркуль-измеритель (рис. 61).

Транспортир (см. рис. 61, а) служит для измерения и проклад­ки на карте различных направлений. Он выглядит в виде полуок­ружности с риской (штрихом) в центре. Особенность штурманско­го транспортира в том, что он имеет два ряда цифр под шкалой, что сделано для удобства отсчетов направлений от 0 до 360°.

Если расположить транспортир на карте центром к какому-либо меридиану (дугой кверху), то отсчет на шкале, совпадающий с меридианом, указанным цифрами верхнего ряда, будет относить­ся к направлениям I и III четвертей горизонта, а указанный цифра­ми нижнего ряда — к направлениям II и III четвертей. Употребле­ние транспортира совместно с параллельной линейкой показано на рис. 62.

Параллельная линейка (см. рис. 61, б) предназначена для пе­ренесения на карте в другое место направлений, измеренных тран­спортиром или снятых линейкой. Линейка состоит из двух парал­лельных друг другу нланок А и Б, связанных между собой пере­мычками, поворачивающимися на шарнирах. При поочередном передвижении планок в одну и ту же сторону на карте линейка, сохраняет свое направление относительно меридиана.

Допустим, требуется проложить на карте из точки А, не совпа­дающей с каким-либо меридианом, линию курса 65°. Приложиа
линейку к транспортиру, их располагают так, чтобы центр транс­портира совпадал с меридианом, ближайшим к данной точке, и разворачивают их до заданного направления (рис. 62). Затем, пе­редвигая планки линейки, ее перемещают (см. рис. 62) пунктиром, пока срез (наружный край) не коснется данной точки.


 

На судах иногда применяют параллельные линейки Филь- да, совмещающие функции линейки и транспортира.

Циркуль (см. рис. 61, в) пред­ставляет собой обычный чертеж­ный измеритель со вставными иглами в ножках. Ножки долж­ны раздвигаться плавно, не ту­го, но и не слишком свободно, чтобы раствор циркуля не изме­нялся самопроизвольно. Регули­ровку подвижности ножек про­изводят винтом в головке цир­куля. Раствор ножек не должен превышать 90°, а если этого для измеряемого расстояния недос­таточно, то расстояние измеря­ют или откладывают по частям.

На некоторых судах приме­няют протрактор (см. рис. 61, г),

Рис. 62. Употребление параллельной линейки и транспортира.

служащий для построения двух углов с общей стороной между ними. Он представляет собой лимб (градуированный круг) 1 с тремя линейками в виде лучей, исходящих из его центра.

Средняя лниейка 2, один из срезов которой проходит через нуле­вое деление лимба, неподвижна, крайние 3 и 4 могут поворачи­ваться относительно нуля одна вправо, другая влево под задан­ными углами. Линейки вращаются вокруг цилиндрика 5 с доныш­ком в виде полукружка с риской в центре для отметки вершины заданных углов на карте.

На транспортных и промысловых судах обычно вместо протрак­тора применяют кальку, на которую наносят заданные углы (ка­рандашом).

Рис. 63. Получение по­перечной меркаторской проекции.

Грузики для карт служат для удержания их на столе и предот­вращения от свертывания. Они представляют собой залитые свин­цом пластмассовые цилиндрики, подклеенные снизу сукном или другим мягким материалом. Грузиками накрывают карты по уг­лам.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.