Истинный курс и истинный пеленг. Курсовой угол — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Истинный курс и истинный пеленг. Курсовой угол

2017-08-26 1635
Истинный курс и истинный пеленг. Курсовой угол 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Истинным курсом (ИК) судна в общем случае называют дву­гранный угол между плоскостью истинного меридиана наблюдате­ля и носовой частью диаметральной плоскости судна. На земной поверхности истинный курс (рис. 10) выразится сферическим углом ИК между истинным меридианом и дугой большого круга, обра­зованной пересечением земной поверхности диаметральной плос­костью судна. Истинные курсы в современном судовождении при­нято отсчитывать от северной части меридиана наблюдателя по круговому счету.

Рис. 10. Истинный курс Рис. 11. Истинный курс и истинный пеленг на и истинный пеленг на земной поверхности. плоскости горизонта.

 

Истинным пеленгом (ИП) какого-либо предмета или ориентира называется в общем случае двугранный угол между плоскостью истинного меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через место наблюдателя и данный предмет. На зем­
ной поверхности истинный пеленг выразится сферическим углом ИП при наблюдателе между меридианом наблюдателя и дугой большого круга, проходящего через место наблюдателя и предмет. Истинные пеленги принято отсчитывать в круговом счете.

На плоскости истинного горизонта истинный курс и истинный пеленг выглядят плоскими углами (рис. II), где, как принято в подобных изображениях, север­ную часть истинного меридиана наблюдателя (или линии NS) отмечают буквой N с индексом «и» (норд истинный), а место на­блюдателя — нулем. Истинный курс будет углом, одна сторона которого (северная) — часть ис­тинного меридиана, другая — след на плоскости горизонта от диаметральной плоскости судна, называемая линией курса. Ис­тинный пеленг будет углом, одна сторона которого — также се­верная часть истинного меридиана, другая — след вертикальной плоскости, проходящей через место наблюдателя и наблюдаемый предмет, называемый линией пеленга предмета.

Направление, противоположное истинному пеленгу, называет­ся обратным истинным пеленгом (ОИП) (рис. 12). Истинный и обратный истинный пеленг связаны соотношением ОЯЯ=ЯЯ± ±180°.

К заданной величине ИП прибавляют 180°, если она равна или меньше 180°, и вычитают из нее, если она равна или больше 180".

Рис. 12. Прямой и обратный истин­ный пеленг.

П р и м е р. а) ИП = 165°,0'; б) ИП = 231°,0'. Найти ОИП.


 


Решение, а), ИП = 165°, 0' + 180°, 0'

ОИП = 345°, 0' б) ИП = 23Г, 0' ~ 180°, 0'

ОИП = 51°, 0'


 


Пример, а) ОИП = 220°,0'; б) ОИП = 45°,0'. Найти И П.

б) ОИП = 45°, 0' + 180°, 0' ИП = 225°, 0'

Решение. Из соотношения истинного и обратного пеленгов найдем обратную зависимость, т. е. ИП = ОИП — 180°. При этом 180° прибавим к величине ОИП, если она равна или меньше 180°, и отнимем от нее, если оиа равна или больше 180°.

а) ОИП = 220°, 0' —180°, 0'

ИП = 40°, 0'

В некоторых случаях направления на предметы определяют относительно диаметральной плоскости судна. Двугранный угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и верти­кальной плоскостью, проходящей через место судна и какой-либо предмет или ориентир, называется курсовым углом (КУ) предме­
та. На плоскости истинного горизонта курсовой угол представляет собой плоский угол, одной стороной которого будет линия курса судна, а другой — линия пеленга предмета (рис. 13).

Р ис. 13. Истинный курс, истинный пеленг и кур­совой угол в круговом счете.

Курсовые углы в круговом счете отсчитываются от носовой части диамет­ральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Такой счет при­меняют при радиопеленговании, т. е. определении радиотехническими средст­вами направлений на передающие стан­ции, а также при введении курсовых углов в счетно-решающие устройства.

Истинный курс судна, истинный пе­ленг и курсовой угол предмета в кру­говом счете связаны соотношением (см. рис. 13) ИП = ИК—КУ.

Пример. ИК = 27°,0'; КУ = 101°,0'. Рассчитать ИП предмета и сделать графиче­ское построение.


 


Решение., ИК = 27°, 0' + КУ = 101°, 0'

ИП = 128°, 0'

(графическое построение выполнить самостоя­тельно).


 


Если в подобных расчетах (как и вообще при действиях с уг­ловыми величинами, даваемыми в круговом счете) сумма полу­чится более 360°, то 360° надо из нее вычесть (рис. 14).

Пример. И К = 120°,0'; КУ = 290°,0'. Найти И П.

Рис. 14. Графическое построение: а — определения ип; б — определения ку.

Решение.,ИК = 120°, 0' + КУ = 290°, 0'

ИП = 410°, 0' 360°, 0'

ИП = 50°, 0' построение

(графическое рис. 14, а).

Из формулы соотношения истинного курса судна, истин­ного пеленга и курсового угла следует, что ИК.=ИП—КУ и КУ = ИП—ИК.

Так как истинный пеленг может быть численно меньше истин­ного курса или курсового угла, т. е. уменьшаемое будет меньше вычитаемого, то к нему прибавляют предварительно 360°.

Пример. ИП = 212°0'; КУ = 63е,0'. Найти ИК. ОтветИК = 149°,О' Пример. ИП = 46°,0'; К У = 85° 0'. Найти И К.

Решение., ИП = 46°, О' + 360°, О'

460°, О' ~ КУ=85°, О'

ИК = 321°, О'

(графическое построение см. рис. 14,6).

Пример. ИП = 119',О'; ИК = 212°,0'. Найти КУ.

Решение., ИП = U9°, О'

+_________ 360°, О'

Рис. 15. Курсовой угол в полукруговом счете.

479°, О' ~ ИК = 212°, О'

КУ = 267°, О'

(графическое построение выполнить самостоятельно).

При наблюдении курсовых углов ви­зуальным (зрительным) способом применя­ют полукруговой счет. В этом случае (рис. 15) их отсчитывают от носовой час­ти диаметральной плоскости судна вправо или влево в пределах 180° в сторону бор­та, по которому располагается предмет или ориентир. При этом курсовому углу при­дают наименование правого или левого борта (АГУпр/б или К У „[в)-

Истинный пеленг, истинный курс и курсовой угол в полукруговом счете (рис. 16) численно связаны следующими соотношениями:

ИП = ИК + КУпр/б и ИП = ИК — КУл/ б .

Пример. ИК = 305°; КУ == 20°пр/б. Рассчитать ИП. Ответ. ИП = = 325°.

Пример. ИК = 220°; КУ = 80°л/б. Рассчитать ИП. Ответ. ИП = = 140°

Пример. ИК = 310°; КУ = П5°пр/б. Определить ИП.

Решение., ИК = 310° ' КУ = 115°

ИП = 425° 360°

ИП = 65°,

(графическое построение см. рис. 17,а).

Пример. ИК = 70°; КУ = 95'л/б. Определить ИП.

Решение., И К = 75° + 360°

= 435° ~ КУ= 95°

ИП = 340°

(графическое построение см. рис. 17,6).

Направление, перпендикулярное к линии истинного курса судна, т. е. когда курсовой угол на предмет составляет 90 или 270° в круговом счете либо 90° правого или левого борта в полу­круговом счете, называют траверзом предмета. Говорят, например:

вом счете.

 

«Судно прошло траверз маяка такого-то» или «По правому тра­верзу вижу огонь». Практически для взятия курсовых углов обыч­но используют пеленгатор.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.