Глава 1. Начало экономической блокады — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 1. Начало экономической блокады

2017-08-26 397
Глава 1. Начало экономической блокады 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность

Встречая в современном информационном пространстве упоминания об экономических санкциях, продовольственных блокадах, торговых войнах, таможенных ограничениях, товарных конфискациях – невольно обращаешься к событиям европейской истории начала XIX века. Тогда две крупнейшие империи – Британская и Французская - свое политическое и военное противостояние дополнили и экономическим. Торгово-экономическая война 1806 - 1813 годов между Францией и Англией получила название континентальная блокада. Она включила в свою орбиту практически все страны Европы, находившиеся под властью наполеоновской Франции. Принимала в этом грандиозном сражении экономик и Российская империя

Основные термины, понятия и определения:

Блокада — это действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения его внешних связей.

Экономическая блокада — всеобъемлющее ограничение внешнеэкономических связей административного субъекта, осуществляемое путём блокирования его транспортных каналов. Отличается от бойкота, эмбарго и санкций степенью ограничения административного субъекта.

Тильзитский мир — мирный договор, заключённый в период с 25 июня по 9 июля 1807 года в Тильзите между Александром I и Наполеоном после войны четвёртой коалиции 1806 — 1807 годов, в которой Россия помогала Пруссии.

Трафальгарское сражение — историческое морское сражение между британскими и французскими морскими силами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Французский флот был разгромлен без потерь в кораблях.

Актуальность рассматриваемой данной проблемы также обуславливается современной ситуацией в мире: в последние годы экономическая блокада становится все более популярным инструментом внешней политики. Так, например, Соединенные Штаты стали гораздо чаще применять экономические санкции для давления на другие государства после окончания «холодной войны». В период с 1918 по 1992 г. (84 года) США применяли экономическую блокаду 54 раза, в то время как с 1993 по 2002 год (9 лет) они пользовались этим инструментом 61 раз. В последние годы в печатной и электронной публицистике часто употребляется понятие «экономическая блокада». При этом иногда делаются ссылки на опыт торговых блокад в истории развитых стран мира, а факт наполеоновской континентальной системы считается классической стратегией применения торговых санкций против недружественных государств в истории европейского рынка.

Предмет исследования - основные формы экономического взаимодействия с целью поддержания насущных потребностей внешней торговли обеих стран.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы с учетом современного уровня изученности проблемы выявить особенности развития англо-русских экономических отношений в 1806-1812 гг., проанализировать способы экономического взаимодействия в условиях взаимных запретов, а также определить основные пути противостояния блокаде, приведшие, в конечном итоге, к ее саморазрушению. В соответствии с этой целью определены следующие задачи:

1) Определение степени влияния континентальной блокады на внешнюю торговлю Англии и России и последствий нарушения взаимовыгодного товарообмена.

3) Выявление особенностей торгово-экономических отношений в форме нейтральной и посреднической торговли, определение размеров английской контрабанды и путей ее проникновения на континент через Россию.

4) Анализ динамики основных экономических показателей в связи с изменениями отношения Англии и России к мерам взаимной блокады.

Основными хронологическими рамками исследования являются 1806-1812 гг. - от Берлинского декрета Наполеона, установившего режим блокады на континенте до официального восстановления англо-русских отношений и крушения континентальной системы." Для воссоздания целостной картины англо-русских экономических отношений дополнительно рассматривается сущность и экономическая природа торговых блокад конца XVIII - начала XIX вв. как формы существования торговых отношений между враждующими государствами. Подробно проанализированы торгово-экономические отношения Англии и России за десятилетие, предшествующее блокаде, с целью воссоздать картину экономической зависимости друг от друга. Стержнем исследования является период с июля 1807 г., когда Россия заключила в Тильзите мир с Францией, приняв на себя обязательство присоединиться к континентальной блокаде, по сентябрь 1812 г., когда Александр I подписал манифест о восстановлении торговых отношений. Особое внимание уделено периоду с ноября 1806 г. по июль 1807 г., т.е. времени действия блокады на континенте, но без участия русской стороны. В исторической литературе, как отечественной, так и зарубежной, практически нет сведений о влиянии блокады на англо-русские отношения в этот период, в то время как эти восемь месяцев отличают важные решения, принятые обеими державами в условиях нарушенного международного обмена.

Историография

Вопросы континентальной системы всегда находились в поле зрения отечественных исследователей. В дореволюционный период континентальную блокаду связывали с событиями 1812 года. Ее рассматривали как пролог грандиозного полотна Отечественной войны. Наиболее точно данное направление историографии проявилось при подготовке к празднованию 100-летия войны в 1912 году. Статьи К.А. Военского, И.М. Кулишера, В.И. Семевского, В.И. Пичеты, К.В. Сивкова осветили основные направления жизни России в условиях санкций.

В советской историографии данная тема нашла свое место. В своей классической работе о континентальной системе, написанной на основе широкого круга французских, английских, итальянских и немецких источников, которые он собирал на протяжении многих лет, Е.В. Тарле отвел блокаде главу XIX – «Экономические отношения Франции и России при Наполеоне». Вопрос, на который пытались ответить исследователи, звучал следующим образом: способствовала ли блокада развитию капитализма в России или являлась тормозом движения по этому пути. В обстоятельной статье В.Г. Сироткина[1] были определены стороны дискуссии. Историки 20-30-х годов XX века М.Н. Покровский.

Барановский вслед за дореволюционными исследователями делали вывод об объективно-прогрессивном влиянии блокады на развитие экономики России. В 30-х годах ХХ в. Оформилась диаметрально противоположная точка зрения о том, что экономика оказалась сильнее дипломатии и царя, вместе взятых; торговые отношения с Англией втихомолку были возобновлены; условия Тильзитского договора были нарушены, и разразилась война 1812 года». Это довольно общее высказывание было развито в 1931 году А.В. Предтеченским[2]. Основываясь на неполных данных статистики, он сделал вывод, что в рассматриваемый период Россия в среднем ежегодно вывозила в Англию 73% всей экспортной пеньки первого сорта, 91% льна, 77% сала, 71% железа, 80% щетины, 42% пшеницы, 43% фламского полотна».[3] Точка зрения А.В. Предтеченского о том, что блокада несла разорение и вред и не оказала влияния на развитие отечественного капитализма, стала доминирующей. Она была полностью или частично поддержана В.К. Яцунским, С.А. Покровским, Н.Н. Болховитиновым, В.Г. Сироткиным, А.М. Станиславской.

Дискуссии Российских историков вокруг формулировки цитаты Ф. Энгельса не прекратились и в XXI веке. Несколько особняком в этой дискуссии стоял ленинградский историк М.Ф. Злотников. Изучение континентальной блокады было поистине делом всей его жизни, начиная со студенческих лет. Умерший от голода в блокадном Ленинграде М.Ф. Злотников оставил рукопись книги о континентальной системе. Первая часть ее была издана в 1966 году. Основанная на огромном фактическом материале, с привлечением практически всех известных отечественных источников, эта книга, по словам Е.В. Тарле, заполнила «грандиозный пробел в истории русской экономики». Статистические материалы и таблицы, опубликованные М.Ф. Злотниковым[4] в ряде случаев, расходятся с концепцией А.В. Предтеченского. К сожалению, вторая часть книги, непосредственно касающаяся влияния континентальной системы на Россию, так и не была опубликована. Переориентация Александра I на союз с Наполеоном была не случайна. Еще его отец Павел I, осознавший, что разбить Наполеона невозможно, а Англия является ненадежным партнером, принял решение о союзе с Францией. Александр на собственном горьком опыте двух коалиций и проигранных сражений при Аустерлице и Фридлянде испытал силу французского оружия. Тильзитские мирный и союзный договоры 1807 г. стали глубоко продуманным и выстраданным шагом Александра. Заключая их, он учитывал не только политические и военные, но и экономические выгоды. Секретные договоренности о разделе сфер влияния в Европе позволили России развязать руки в спорах с соседними государствами, расширить границы империи. Война 1808-1809 гг. с союзницей Англии Швецией позволила присоединить к России Финляндию. Получившая широкую автономию в составе Российской империи Финляндия экономически в течение столетия была тесно связана с российским Северо-Западом и, в частности, с Петербургом. Столица империи потребляла значительную часть финских товаров и продовольствия, вовлекала в сферу экономики многочисленных квалифицированных финских мигрантов. Войны с Турцией и Персией позволили присоединить к России Бессарабию, добиться юридического признания за Россией территорий грузинских княжеств и северного Азербайджана. Создавалась серьезная возможность для экономической экспансии на Кавказ и Балканы. Ставя вопрос об экономических интересах России при присоединении к блокаде Англии, следует кратко остановиться на оценке степени развития российских финансов, промышленности и сельского хозяйства накануне Тильзита. Финансовая система страны была в неудовлетворительном состоянии. Печатание ассигнаций, начавшееся еще при Екатерине II, достигло значительных размеров при Александре I. С 1786 г. по 1810 г. была выпущена в обращение колоссальная сумма - 579 млн. руб только в 1804-1810 гг. было напечатано 272,5 млн. руб. К 1810 г. внутренний долг достиг 668 млн. руб. (в т.ч. по выпуску ассигнаций - 577 млн). Угрожающе велики были и внешние долги. К моменту заключения Тильзитских соглашений они достигли 100 млн. гульденов (82 млн. осталось еще со времен Екатерины II и 18 млн. набрали за первое десятилетие XIX в). Продолжалось обесценение рубля. В 1802 г. он стоил 80 коп в 1805 - 73, в 1806 - 67,5, в 1807 - 53,75, в 1811 - 25,2 копейки[5]. В государственной финансовой отчетности царил беспорядок, государственный бюджет был разбалансирован. Отдельные отрасли промышленности, такие как текстильная и железо-добывающая, выполнявшие зарубежные заказы, развивались в целом успешно. Однако и в них производство носило полуфеодальный характер, с доминированием ручного, подневольного труда. Современные станки и технические новинки практически не использовались. Доходило до смешного. Когда в 1810 году был введен новый таможенный тариф, в список запрещенных изделий, за ненадобностью, попали ткацкие станки и запасные детали к ним. Чиновники спохватились только на следующий год и внесли их в графу разрешенных товаров. Крепостническое сельское хозяйство только-только стало выходить за рамки натурального хозяйства. Положение усугублялось нехваткой твердой валюты. Незадолго до Тильзита Россия попросила у Англии кредит в 6 миллионов фунтов стерлингов, но получила отказ. Британия готова была платить только за продолжение войны с Наполеоном. На основании договора о четвертой коалиции она вносила 1250 тысяч фунтов стерлингов в год за 100 тысяч солдат союзных армий. Так русские должны были кровью оплачивать английские выплаты. Вот как выглядят реальные цифры по количеству пришедших кораблей в Кронштадтский порт с 1802 по 1815 гг. Данная таблица говорит только о национальной принадлежности прибывших в Кронштадт кораблей, т.к., например, на английском корабле российским купцом мог перевозиться товар из Германии. Количество кораблей с балластом, говорит о том, сколько из прибывших кораблей пришло только покупать российский товар, не привезя ничего на продажу.[6]

2.1

Английское правительство на протяжении XVIII в. всегда в самых широких масштабах применяло морскую блокаду незащищенных территорий и портов континента. Россия также предпринимала попытку, хоть и неудавшуюся, обеспечить полную блокаду русских и прусских портов для английских товаров в 1801 г. Но все эти запретительные меры экономического характера были лишь предысторией и своеобразной подготовкой к главному экономическому эксперименту начала XIX в. - Континентальной блокаде.

Накопление множества исследований, как в нашей стране, так и за рубежом, способствовало глубокому анализу экономического значения континентальной блокады. Тем не менее, сложность экономического феномена блокады, скудность и неточность статистических данных, противоречивость и влияние тех или иных предвзятых мнений объясняет необходимость еще раз остановиться на узловых моментах и динамике развития англо-русских экономических взаимоотношений в условиях блокады. По словам Ф. Крузе всякое обобщение опасно, когда затрагивает такое сложное явление, как континентальная система, так как оно соответствует только части фактов, которые нужно учесть.

В начале XIX в. Англия оставалась основным партнером России по внешней торговле: главным потребителем товаров русского экспорта и основным поставщиком, а также перевозчиком товаров русского ввоза.

Международная политическая ситуация, сложившаяся к началу столетия, делала Англию и Россию «естественными союзниками» и главными партнерами по антифранцузским коалициям, стремительно сменявшим друг друга.

Характерная особенность англо-русских отношений периода, предшествующего блокаде, заключалась, на наш взгляд, в переплетении давних сложившихся традиций и прочных экономических связей с одной стороны, и нарастающих противоречий - с другой. Источниками охлаждения между ними были вопросы как военно-политического (растущее соперничество на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье, выполнение Англией союзнических обязательств, соблюдение норм морского международного права), так и экономического характера.

Долгие годы англо-русская торговля составляла реальную основу политического союза между двумя странами. Однако стремление русского правительства освободить свою внешнюю торговлю от английского влияния и нежелание правительства английского проявить уважение к этому стремлению завели в тупик начавшиеся переговоры. Кроме того, военное поражение России и финансовое истощение вызвали изменение политической ориентации, приведшее к заключению русско-французского договора об оборонительном и наступательном союзе. Существенной составной частью русско-французского соглашения, впрочем, как и всей стратегии Наполеона, стала торговая война, с целью изолировать Англию и подорвать ее экономику путем закрытия континентальных портов для британского экспорта.

В целом участие в блокаде не отвечало интересам России. Присоединившись к блокаде раньше намеченного тильзитским договором срока, Александр I не спешил начинать наступательную экономическую войну против Великобритании. Присоединение России к блокаде внесло еще большую дезорганизацию в европейскую торговлю: морское сообщение с Европой, особенно на северных маршрутах, резко сократилось. Уменьшение торговли снизило доходы русской аристократии и купечества; в высших кругах Москвы и Петербурга усилилось неприятие блокады. С другой стороны, русская торговля, казалось, искусственно получила шанс уменьшить экономическую зависимость от Англии и ускорить развитие собственного торгового флота России и национальной торговли в целом.

Отношение английского общества к факту разрыва также было неоднозначным. Влиятельная общественная группировка заявляла, что торговля с Россией, есть то, «без чего Англия сможет спокойно существовать», и настаивала на ответной военно-морской блокаде Балтийского побережья с целью окончательно парализовать внешнюю торговлю империи Александра. В этом состязании Британия, безусловно, обладала преимуществом, так как господствовала на морских путях и могла изменять направление своего экспорта, торгуя с колониями и по всему миру. Вторая точка зрения, которая и возобладала в годы блокады, основывалась на прежней вере в «естественных союзников» и необходимость любой ценой сохранить во многих отношениях незаменимый русский сырьевой рынок. В связи с этим, внешнеторговая политика Англии в указанный период следовала по двум параллельным путям: поиск компенсаторных рынков за пределами европейского континента и стремление любыми способами пробить бреши в наполеоновской континентальной системе, главным образом, через тильзитского союзника Наполеона - Россию.

Первый год блокады стал тяжелым испытанием для взаимной торговли: Александр I старался соблюдать все условия русско-французского договора, пойдя ради этого на значительные жертвы. Англия, достаточно легко разместив поток своего экспорта, столкнулась с проблемой нехватки сырья. Тем не менее, между странами сохранился товарный обмен, шло налаживание новых механизмов обмена в форме нейтральной и посреднической торговли.

Под давлением французского правительства Россия предпринимает ряд мер, ужесточающих режим блокады. Царский указ от 26 (14) мая 1809 г. установил строгие правила для нейтрального судоходства в России. Необходимость обеспечения условий экономической блокады Англии потребовала создания специальных учреждений. Ликвидационные комиссии были призваны обеспечить претензии русских подданных на англичан. Комиссии по делам нейтрального мореплавания контролировали исполнение новых правил ведения нейтральной торговли. Работа комиссий принимает весьма затяжной характер. По их деятельности видно осторожное отношение к английскому капиталу и тайное покровительство английской торговле. Александровское правительство создает видимость строгого преследования тайной торговли с Англией, на самом же деле, имевшие место конфискации и аресты выглядят скорее исключением, дабы усыпить бдительность французских представителей при дворе.

По истечении первого периода действия блокады с полной очевидностью выявилась бесперспективность правительственного курса. Испытание континентальной системой выявило неэффективность российской экономики, ее неспособность существовать без своего главного торгового партнера; внешняя торговля страны оказалась в экстремальной ситуации. Торговля с Францией, равно как с любой другой страной, не компенсировала России сокращение торговых доходов в связи с уходом англичан с русского рынка. Великобритания же, напротив, подтвердила свою способность влиять на судьбы мировой торговли, и смогла доказать, что зависимость английской промышленности от русского сырьевого рынка не так велика, как этого опасалось английское правительство. Английское правительство смогло найти каналы обеспечения промышленности необходимым сырьем, но рассматривала их скорее как суррогат, в надежде вернуть более качественные и дешевые русские экспортные товары. Кроме того, правительство прекрасно понимало политическую значимость союзничества России в стремлении укрепить стабильность на континенте и создать надежное препятствие на пути международных конфликтов. Именно на базе сложившихся традиций и прочных экономических связей Англия и Россия вновь повернули от противостояния к союзу.

В связи с этим на втором-третьем году существования блокады, англорусская торговля отмечена стремлением вернуться в прежнее русло. Выход был найден в организации британским правительством посреднической торговли, т.е. обслуживание британского экспорта судами нейтральных держав, или же использовании фальшивых бумаг, свидетельствующих о «нейтральности» корабля и груза. Выбор в пользу такой торговли был сделан абсолютно точно: Россия постоянно оберегала торговлю нейтральных государств в период военных действий. Заинтересованность Англии в поддержании торгово-экономических отношений с политическим врагом - Россией - подтверждается количеством выдаваемых правительством импортно-экспортных лицензий в сторону Балтийских портов.

К концу первого периода действия блокады, англо-русская торговля практически достигла прежних оборотов, о чем свидетельствует английская таможенная статистика. Англия, куда по-прежнему вывозилась большая часть русского экспорта, осталась лучшим потребителем русских товаров, а Россия -главным поставщиком этих товаров.

В 1810 г. усиливается блокада в Европе и начинается постепенное ослабление ее в России. Это вызывает охлаждение между тильзитскими союзниками и ведет к разрыву. Недовольство Наполеона вызывает стремление России проводить независимую политику. Он постоянно требует ужесточения мер континентальной блокады, подозревая Александра I в тайном покровительстве английской торговле. Со своей же стороны, вынужденный пойти навстречу растущим претензиям со стороны французских предпринимателей и землевладельцев, Наполеон в разгар блокады устанавливает систему особых разрешений, сначала на вывоз французского хлеба, затем на ввоз и вывоз других товаров в Великобританию. Допуская такие послабления, Наполеон лишал смысла саму идею. Русское правительство отказывается принять новый тариф на колониальные товары и запретить торговлю на нейтральных кораблях; наоборот оно вводит новый запретительный тариф, направленный, главным образом, против французского импорта.

Во второй период действия блокады внешние факторы оказывают, скорее второстепенное влияние на англо-русские торгово-экономические отношения. Эти отношения скорее определяются течением экономического кризиса в Англии и угрозой финансового банкротства в России. Экспорт русских товаров в Великобританию снижается, что вызвано переполненностью английского сырьевого рынка и сниженной покупательной способностью в результате кризиса.

Блокада усиливает расстройство финансов в России. Над страной нависает угроза финансового банкротства. Александровское правительство показывает полное неумение справиться с финансовым кризисом. Причина финансового кризиса заключалась в излюбленном для русского правительства средстве борьбы с дефицитом бюджета: печатание бумажных денег (конечно слабо обеспеченное) и набор кредитов. С 1801 по 1810 иг. в обращение была выпущена колоссальная сумма, внутренний долг достиг небывалых размеров. Кроме того, с разрывом отношений с Англией временно прекратила свое существование и столь важная доходная статья российского бюджета, как британские субсидии. Сумма внешних долгов страны также являла собой внушительную цифру. Но торговый и финансовый кризис ухудшили положение русского дворянства и торговой буржуазии. Это вызывает усиление оппозиции, значительно возрастает критика блокады и требование восстановления отношений с Англией. Совершенно очевидно стремление «свалить» на континентальную систему проблемы, хронические для русской экономики - инфляция, долги, высокие расходы. Под давлением оппозиции официальное возобновление торговли с Англией имело место еще до формального прекращения блокады. Однако, это не стало панацеей от «болезней» русской экономики, кризис которой продлится еще до середины 1820-х годов. Испытание континентальной системой выявило неэффективность российской экономики, ее неспособность существовать без своего главного торгового партнера; внешняя торговля страны оказалась в экстремальной ситуации. Великобритания же, напротив, подтвердила свою способность влиять на судьбы мировой торговли, и смогла доказать, что зависимость английской промышленности от русского сырьевого рынка не так велика, как этого опасалось английское правительство. Однако правительство прекрасно понимало политическую значимость союзничества России в стремлении укрепить стабильность на континенте и создать надежное препятствие на пути международных конфликтов. Именно на базе сложившихся традиций и прочных экономических связей Англия и Россия вновь повернули от противостояния к союзу.

Неопределенные выводы некоторых отечественных историков в отношении англо-русских торгово-экономических контактов в годы континентальной блокады, затушевали их истинный характер. Структура этих отношений хорошо выясняется при изучении и сопоставлении таможенной статистики. Блокада не привнесла качественно новых элементов в торговые отношения, не изменила основные направления русского экспорта. Не претерпела изменений и структура импорта-экспорта, взаимное участие в товарообороте. Вопреки распространенному мнению, торговля с Англией и в годы блокады продолжала доминировать в русской внешней торговле, приняв, однако, другое обличие. Налаживание системы нейтральной и посреднической торговли и интенсивное развитие торга по сухопутным границам страны поддерживали русскую торговлю в условиях общей дезорганизации международной торговли.

Что стало новым в отношениях между странами, так это осознание того факта, что взаимовыгодная торговля, служившая реальной основой политического союза, более таковой не является. В последовавшей за наполеоновской, эпохой конгрессов, политические факторы стали определяющими в англо-русских отношениях. Континентальная блокада стала поворотным моментом в судьбе двух стран в том смысле, что трансформировала отношения, основанные на дружбе и сотрудничестве, характерные для века XVIII, в таковые, основанные скорее на недоверчивости и соревновании, отмеченные в следующем столетии.

 

Заключение

В заключение хотелось бы сказать о том, что Континентальная блокада привела к воцарению Англии.

Список литературы и источников

1. Всемирная история: Европа под влиянием Франции. Том 16

2. Государственная торговля в разных её видах за 1802 - 1807 гг. СПб., 1802 - 1807; Государственная внешняя торговля в разных ее видах за 1812- 1813 гг. СПб., 1812-1813.

3. Государственный Архив Российской Федерации. Ф. 728 Коллекция документов Рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца. Оп. 1. Ч. 1. Д. 537. Оп. 2. Д. 213, Д. 217.

4. Государственный Архив Российской Федерации. Ф. 728 Коллекция документов Рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца. Оп. 1. Ч. 1. Д. 537. Оп. 2. Д. 213, Д. 217.

5. ГАРФ. Ф. 860 Будберга А.Я. Оп. 1. Д. 43.

6. ГАРФ. Ф. 1126 Бенкендорфы. Алопеусы. Шуваловы. Оп. 1. Д. 514, Д. 830.

7. ГАРФ Ф. 1165 Особая канцелярия Министерства внутренних дел. Оп. 1. Д. 485.

8. Континентальная блокада как экономическая причина войны 1812г. А. Подмазо

9. Континентальная блокада и русская экономика (обзор советской и французской литературы) В.Г. Сироткин

10. Континентальная блокада и Россия. М., 1966. М.Ф. Злотников

11. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки Ф. 256 Румянцевы. К. 5. Д. 25, Д. 38; К. 6. Д. 27, Д. 41; К. 7. Д. 2, Д. 10, Д. 16, Д. 55; К. 15. Д. 32, Д. 36, Д. 44, Д. 45, Д. 46; К. 16. Д. 15.

12. История государственного долгу Англии / Библиофил, 1849, ноябрь.

13. Российский государственный архив древних актов. Ф. 15 Государственный Архив. Дипломатический отдел. Оп. 1. Д. 668.

14. РГАДА Ф. 19 Государственный Архив. Финансы. Оп. 1. Д. 58, Д. 367, Д. 7 доп., Д. 9 доп.

15. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 431 Великобритания. On. 1. Д. 3, Д. 425.

16. Rose J.H. A Document Relating to the Continental System // English Historical Review. 1903. № 18; Ryan A.N. The Saumarez Papers: Sélections from the Baltic Correspondence of Vice-Admiral Sir James Saumarez, 1808-1812. L., 1968. etc.

17. Тревельян Д.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск: Русич, 2002.

18. Тарле Е.В. Континентальная блокада. Исследование по истории промышленности и внешней торговли Франции в эпоху Наполеона. Сочинения. Т. III. М.: изд-во Академии Наук СССР, 1958.

19. English Historical Documents 1714-1815. V. XI. L., 1959.

20. Румянцев Н.П. О разуме тарифа. СПб, 1805.

21. Коммерческая статистика иностранных государств. СПб., 1844.

22. Камень М.Г. Государственное регулирование частного суконного производства (1807-1812). // Вестник Московского Университета, Сер. 8 История, 1988, № 3, С. 74-82.

23. VII. Восточный вопрос.Л. И. Гальберштадта.

24. Внешняя политика России XIX и начала XX вв. Документы Российского Министерства иностранных дел. Серия I. T.I -VI. М., «Госполитиздат», 1960— 1972.

25.

 

Приложения

Год Курс (фр. за руб.) Вывоз из России Ввоз в Россию Сальдо (руб.)
франков рублей франков рублей
  2,99 4 344 441 1 452 990 2 876 739 962 120 490 870
  3,40 10 577 280 3 110 965 3 753 924 1 104 095 2 006 869
  3,18 3 237 050 1 017 940 4 283 351 1 346 966 - 329 025
  3,28 4 251 878 1 296 304 3 573 128 1 089 368 206 936
  3,05 1 384 353 453 886 1 558 567 511 006 - 57 119
Год Пенька Железо Канаты Равендук Парусина
Экспорт в США (пудов) в % к общему экспорту Экспорт в США (пудов) в % к общему экспорту Экспорт в США (пудов) в % к общему экспорту Экспорт в США (кусков) в % к общему экспорту Экспорт в США (кусков) в % к общему экспорту
  383 304 11,5 423 780 18,8 13 510 8,8 21 592 18,3 21 386 45,0
  435 446 12,6 564 673 34,9 10 281 7,7 20 824 16,3 37 997 53,5
               
английских              
прусских              
датских              
американских              
любских              
шведских              
российских              
мекленбургских              
ростокских              
португальских              
бременских              
гданьских              
голландских              
ольденбургских              
гамбургских              
испанских              
папенбургских              
французских              
книпгаузских              
померанских              
стральзундских              
ганноверских              
висмарских              
норвежских              
???              
ВСЕГО              
в т.ч. с балластом             ???
% 45,28 53,84 35,89 53,6 39,27 ??? ???

 

               
английских              
прусских              
датских              
американских              
любских              
шведских              
российских              
мекленбургских              
ростокских              
португальских              
бременских              
гданьских              
голландских              
ольденбургских              
гамбургских              
испанских              
папенбургских              
французских              
книпгаузских              
померанских              
стральзундских              
ганноверских              
висмарских              
норвежских              
???              
ВСЕГО              
в т.ч. с балластом ???            
% ??? 69,96 62,23 44,48 48,98 58,32 57,81

 


[1] Континентальная блокада и русская экономика (обзор советской и французской литературы).

[2] Евгений Тарле, Анатолий Предтеченский - Отечественная война 1812 г. Сборник документов и материалов

[3] Приложение 1

[4] Континентальная блокада и русская экономика (обзор советской и французской литературы).

[5] Государственная торговля в разных её видах за 1802 - 1807 гг. СПб., 1802 - 1807; Государственная внешняя торговля в разных ее видах за 1812- 1813 гг. СПб., 1812-1813.

[6] Приложение 1

[7] 9. Континентальная блокада и русская экономика (обзор советской и французской литературы) В.Г. Сироткин

[8] Rose J.H. A Document Relating to the Continental System

Актуальность

Встречая в современном информационном пространстве упоминания об экономических санкциях, продовольственных блокадах, торговых войнах, таможенных ограничениях, товарных конфискациях – невольно обращаешься к событиям европейской истории начала XIX века. Тогда две крупнейшие империи – Британская и Французская - свое политическое и военное противостояние дополнили и экономическим. Торгово-экономическая война 1806 - 1813 годов между Францией и Англией получила название континентальная блокада. Она включила в свою орбиту практически все страны Европы, находившиеся под властью наполеоновской Франции. Принимала в этом грандиозном сражении экономик и Российская империя

Основные те


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.