Разработка и описание модели формирования готовности специалистов cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Разработка и описание модели формирования готовности специалистов cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности

2017-08-26 342
Разработка и описание модели формирования готовности специалистов cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В данной главе разрабатывается модель формирования готовности специалистов cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровьявпроцессе профессиональной деятельности.

Э.Б. Абдуллин определяет профессиональное образование как «социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Профессиональное образование создает условия для становления, развития и самоорганизации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества» [26].

В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дается определение профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и форм, компетенций.

Дополнительное профессиональное образование в современном обществе выполняет специфические функции и занимает особое место в системе непрерывного образования. Проблемы дополнительного профессионального образования после окончания ВУЗа отражены в' исследованиях Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Б. М. Бид-Бада, С. Г. Вершловского, С. И. Змеева, Э. М. Никитина; В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, Л. Н'. Харченко и др.

В современной педагогической науке наряду с термином «послевузовское образование» употребляются синонимичные ему понятия «последипломное образование»; «образование взрослых», «андрагогика», обозначающие весь комплекс формального и неформального обучения после окончания высшего (среднего) учебного заведения, с помощью чего специалисты обогащают свои профессиональные знания, умения и навыки, развивают способности, приобретают новые квалификации (Ю. А. Лобейко, Е. А. Маралова, Г. С. Сухобская, И. В. Цветкова и др.).

Ученые (И.Ю. Алексашина, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин и др.) рассматривают систему дополнительного профессионального образования как эффективное звено непрерывного образования человека, которое обеспечивает профессионально-личностную динамику специалиста.

Система образования специалистов по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается нами как система профессионального обучения, характеризующаяся наличием кадров, нормативно-правовой документации, программ подготовки кадров, нацеленных на повышение уровня образования, научной, профессиональной квалификации специалиста и развитие его личностных профессионально важных качеств.

Сопровождение специалистов в процессе профессиональной деятельности в настоящее время может служить тем социальным институтом, который определяет в значительной степени интеллектуальный потенциал сферы социального обслуживания населения, является мощным фактором, позволяющим специалистам достигать профессионального роста, успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям, формировать мотивацию к эффективному труду, реализовывать эффективные механизмы кадровой политики.

Сопровождение специалиста в процессе профессиональной деятельности характеризует важный этап непрерывного образования, связанный с освоением специалистом новых теоретических и практических знаний и умений, с его развитием как личности и профессионала.

В.А. Адольф и Н.Ф. Ильина отмечают, что принципы непрерывности образования, индивидуализации образовательных целей и программ, коллективной природы образовательного процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если бы не шла речь о непрерывном образовании, то не было бы необходимости иметь индивидуальные образовательные программы, достаточно было бы вариативных программ учреждения. Непрерывность образования, индивидуализация образовательных целей и программ, коллективная природа образовательного процесса – это целостность, которую нельзя нарушать, так как каждый элемент имеет свое место и взаимосвязан с другими элементами.

Организацию развивающего пространства для обеспечения функционирования внутреннего механизма саморазвития человека предусматривают К.Я. Вазина, Г.С. Костыко. Они считают, что для обеспечения функционирования внутреннего механизма саморазвития человека его нужно погрузить в соответствующие условия, среду.

Понятие «модель» в одних работах наполняется содержанием близким к содержанию понятия «теория». Например, в социологическом энциклопедическом словаре дается определение модели, как формализованной теории, на основе которой может быть сделан ряд предположений. В социальной философии понятие «модель» трактуется как совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в теории и практике научных исследований среды.

Бояринов Д.А. считает, что под моделью необходимо понимать мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая, отображая либо воспризводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информациюоб этом объекте, а значит, и дальнейшие пути к деятельности [42 ].

По мнению Ю. Ветрова, М. Мельниковой в науке утвердилась идея о модельном подходе к изучению действительности как закономерном диалектическом пути познания [ 49].

Внедрение каких-либо форм деятельности всегда начинается с логического построения основы.

На существование множества классификаций моделей указывают Б.С. Гершунский, М.А. Вишталюк. Авторы делят их по следующим признакам:

- по виду: материальные, предметные, символические;

-по предмету исследования: физические, химические, технические и др.

- по природе явления: социальные, экономические, психологические и др.;

- по задачам исследования: эвристические, прогностические;

- по степени точности: приближенные, точные, достоверные;

- по объему: полные и неполные;

- по свойствам отражения: функциональные, информационные, системные/

В природе существует огромное количество моделей, но все они служат средством получения знаний в различных областях.

Приступая к разработке модели формирования готовности специалистов cоциального профиля к работе с лицами с ограниченнымивозможностями в процессе профессиональной деятельност, мы учитывали, что для организации этого процесса необходимо определить функции, реализуемые специалистами при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

При разработке функций мы опирались на требования к умениям реабилитолога, обозначенных в профессиональном стандарте «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:

- владеть методами профессионального консультирования, направленного на формирование адекватного профессионального самоопределения, разработку и реализацию личного карьерного плана, коррекцию неадекватных трудовых установок

- владеть методами семейного консультирования, направленного на мобилизацию поддерживающих ресурсов семьи;

- владеть методами диагностики и оценки реабилитационного потенциала клиента, навыками оценки его состояния по данным врачебной медико-физиологической оценки

- определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации;

- определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий;

- определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации

- определять приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий;

- оценивать индивидуальный прогресс реабилитанта;

- протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам, готовить отчеты, вести соответствующую документацию;

- развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации;

- взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта;

- проявлять позитивное отношение к гражданину, терпимость, выражать эмоциональную поддержку (таб. 8).

 

Таблица 8

Функции, реализуемые специалистами cоциального профиля в работе с лицами с ограниченным возможностями здоровья

 

     
Аналитико-диагностиче­ская - изучает и анализирует особенности физического, физиологического, психологического, социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - определяет причины, последствия, степень существующих у лиц с ограниченными возможностями здоровья ограничений жизнедеятельности; - оценивает потенциальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья к восстановлению социального функционирования, а также к саморазвитию и самореализации в новой жизненной си­туации; - выясняет позицию лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов семьи лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях интеграции в общество, изучает микроуровень лиц с ограниченными возможностями здоровья (социальный интеллект, социальную компетентность, социальный интерес); - изучает особенности социальной среды (макросреду), оказывающей влияние на личность лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявляет факторы, способствующие самореализации  
Прогностиче­ская   На основе анализа информации о лицах с ограниченными возможностями здоровья, членах его семьи и окружающем его жизненном пространстве спецалист по социальной работе: - программирует, прогнозирует, проектирует процесс социального влияния конкретного микросоциума, а также деяельность всех субъектов социального воспитания, оказывающих помощь в социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, определяет преспективы; -планирует деятельность специалистов учреждений разной ведомственной принадлежности, принимающих участие в решении реабилитационных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья, оценивает собственные возможности в обеспечении оптимального изменения их позиции в направлении самостоятельного решения собственных проблем  
Конструкивно - орга­низационная - принимает участие в реализации ИПР лиц с ограниченными возможностями здоровья; - координирует деятельность специалистов разного профиля и учреждений разной ведомственной принадлежности, осуществляющих комплексную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации ИПР; - координирует деятельность общественных и благотвори­тьных организаций, принимающих участие в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; - организует работу по включенности лиц с ограниченными возможностями здоровья в освоение социальной среды; - организует работу по включенности лиц с ограниченными возможностями здоровья в трудовую и общественно-полезную, образовательную деятельность; - создает условия для социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей  
Образова- тельно - вос­питательная - обеспечивает целенаправленное влияние всех социальных институтов и общества в целом на поведение и деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью активизации его жизненной позиции; - создает условия для формирования в окружающей социальной среде актуальных знаний, умений, навыков, социально-педагогических отношений, способствующих полноценному социальному функционированию лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе  
Предупреди­тельно - про­филактическая - способствуют приведению в действие социально-, правовых, юридических, психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний в от­ношении лиц с ограниченными возможностями здоровья; - обеспечивают защиту их прав и интересов в обществе
Коррекцион-ная - осуществляет взаимодействие всех социальных институтов, оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья в процессе в их социализации и интеграции; - актуализирует внутренний ресурс лиц с ограниченными возможностями здоровья и направляет его на активизацию в решении собственных проблем, его саморазвитие и формирования у них активной жизненной позиции
Коммуникати тая - устанавливает межличностное взаимодействие в процессе реабилитации; - налаживает деловые контакты между социальными ин­ститутами, учреждениями разной ведомственной принад­лежности, общественными структурами, деятельность ко­торых предусматривает решение проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья; - способствует толерантному отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья
Охранно-. защитная - обеспечивает защиту лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе; - оказывает лицам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям содействие в получении мер социальной поддержки и реабилитационных услуг
       

 

Из таблицы видно, что в процессе реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, специалисты учреждеий социального обслуживания выполняют различные роли, помогающие ему добиваться положительных результатов [133]. Ролевой репертуар, предлагаемый В.Г. Бочаровой, представлен следующими лицами: адвокатом, участником совместной деятельности и одновременно её ведущим организатором, помощником в решении проблем, наставником, конфликтологом, экспертом, общественным деятелем.

По мнению авторов, основными задачами формирования готовности специалиста являются:

1) включиение его в процесс осмысления его профессиональных целей и ценностей;

2) создание условий, которые помогут специалисту критически оценить свой опыт, знания и умения в сфере реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, осмыслить свою профессиональную роль в широком социальном контексте;

3) поддерживание и развитие таких личностных качеств:

- гуманистических качеств (доброта, альтруизм, чувств собственного достоинства и др.);

- психологических характеристик (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

- психоаналитических качеств (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

- психолого-педагогических качеств (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

4) поддерживание и совершенствование знаний:

- нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности специалиста, системы учреждений, оказывающих помощь лиц с ограниченными возможностями здоровья);

- знание современных методик и технологий социальной деятельности по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- аналитических умений, предполагающих теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализ совместной деятельности по устранению проблемы;

- прогностических умений, предполагающие прогнозирование решения проблемы людей с инвалидностью посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность;

- проективных умений, предполагающих определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат;

- учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социальной программы деятельности для конкретного лиц с ограниченными возможностями здоровья;

коммуникативных умений, предполагающих владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» лиц с ограниченными возможностями здоровья целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование готовности специалистов cоциального профиля к работе с лицами с ограниченным возможностями здоровья осуществляется на основе следующих принципов обучения:

- непрерывности образования;

-индивидуализации обучения, которая предполагает направленность обучения на цели всестороненного развития личности специалиста;

-гуманистичности обучения, заключающейся в обращенности образовательного процесса к личности и создании максимально благоприятных условий для овладения слушателями социально накопленного опыта, предоставлении широких возможностей всестороннего развития, проявления самостоятельности, творческой активности, индивидуальности, высоких нравственных, интеллектуальных качеств;

-связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал специалистов использовать полученные знания в решении практических задач социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья,, анализировать и преобразовывать действительность, вырабатывать собственные взгляды на решение проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

-систематичности и последовательности, которые придают системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям слушателей и предполагают подачу и усвоение знаний в определенном порядке, системе;

-сознательности, творческой активности и самостоятельности – ориентирует на стимулирование познавательной активности специалистов, развитие целеустремленных усилий по получению запланированного результата;

— рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм, требующих от организаторов подготовки использования разнообразных форм организации и различных способов взаимодействия специалистов в процессе обучения.

В основе построения модели формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья нами использован блочно-модульный принцип

В структурном плане модель формирования готовности специалиста cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровьяв процессе профессиональной деятельности. включает четыре основных блока: целевой, содержательный, организационный и результативный и раскрывает единство и взаимосвязь данного процесса с позиции деятельностного подхода и выполняет соответственно проектировочную, конструктивную, организаторскую функции.

Целью данной модели является формирование готовности специалиста cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Содержательный компонент включает педагогическое обеспечение: выраженном в учебно-методическом комплексе: программы повышения квалификации, семинары, программы стажировочных площадок и систему «удаленного» сопровождения, обеспечивает непрерывность подготовки специалистов с использованием информационных технологий.

Теоретическое направление предполагает формирование у специалиста системы знаний по освоению современных технологий и методик реабилитации инвалидов различных категорий в рамках курсов повышения квалификации, семинаров, методических пособий, «удаленного» сопровождения. При формировании готовности специалистаcоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья наряду с традиционными формами подготовки мы использовали «Удаленное» сопровождение» в рамках Региональной информационно-аналитической системы поддержки процесса реабилитации инвалидаразработанную по руководством автора (принцип работы изложен в параграфе 2.2).

Содержание подготовки направлено на:

- обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных (ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой) компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа;

- реализацию педагогического обеспечения развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию;

- использование ресурса информационных технологий в процессе подготовки специалистов.

Практическое направление предполагает совершенствование системы знаний и умений по реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения их в практическую деятельность: стажировочные площадки, «удаленное» сопровождение.

Организационный компонент обеспечивает активное включение специалиста в процесс непрерывного образования. Это достигается при оптимальном сочетании технологий при различных формах обучения: дневном и заочно, дистанционном. Участниками процесса профессиональной подготовки являются: специалист, преподаватель, лицо с ограниченными возможностями здоровья и члены его семьи. В процессе подготовки организовано взаимодействие с высшими учебными заведениями, некоммерческими организациями, научно-исследовательскими Центрами, учреждениями медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю», лечебно-профилактическими учреждениями системы здравоохранения, службы занятости, отделения пенсионного фонда, фонда социального страхования, общественными организацими инвалидов, учреждениями культуры, адаптивной физической культуры и спорта, учреждения профессионального образования.

Результативный компонент ориентирован на оценку того, насколько специалистcоциального профиля готов к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, к сознательному выполнению своих профессиональных обязанностей при выполнении мероприятий, направленных на социальную реабилитацию инвалидов.

По мнению В.А. Адольфа, С.В. Анютиной, С.В. Гришаева системный подход позволяет практически решать задачи с моделированием сложных систем [26].

В итоге модель процесса формирования готовности специалиста cоциального профиля к работе с лицами с ограниченнымивозможностями здоровьяв дополнительном профессиональном образовании оформлена в виде схемы (рис. 3).

Цель: формирование готовности специалиста cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Функции подготовки: аналитико-диагностическая,прогностическая, конструктивно-организационая, образовательно-воспитательная и др
Содержание Дополнительные профессио- нальные программы повышения квалификации, стажировки, семинары и др.
Содержание удаленное сопровождение через РИАС
Организация подготовки Оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий подготовки, в том числе использование ИК-технологий     технологий и РИАС  
Виды подготовки Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и парных форм взаимодействия.
Формы обучения - очная - заочная с использование дистанционных технологий
Уровень готовности специалиста к работе с лицами с ОВЗ  
Степень реабилитации лиц с ОВЗ  
 
 

 


Рис. 3. Модель формирования готовности специалиста cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности

Результат ориентирован на оценку того, насколько специалист учреждения социального обслуживания готов к сознательному выполнению своих профессиональных обязанностей при выполнении мероприятий, направленных на социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, что дает возможность определить степень их реабилитации в зависимости от уровня профессиональных знаний специалистов.

Таким образом, модель формирования готовности специалиста cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности была разработана с учетом непрерывности и преемственности, единства и целостности. Она включала
Модель подготовки специалиста к социально-педагогической реабилитации инвалидов в системе дополнительного профессионального образования
в себя следующие компоненты: целевой, организационный, содержательный и результативный, раскрывает единство и взаимосвязь данного процесса с позиции деятельностного подхода и выполняет соответственно проектировочную, конструктивную, организаторскую функции.

Целевой компонент модели отражает обеспечение формирования готовностиспециалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Содержательный компонент включает педагогическое обеспечение: учебно-методический комплекс: программы повышения квалификации, семинары, программы стажировочных площадок и систему «удаленного» сопровождения, обеспечивает непрерывность подготовки специалистов с использованием информационных технологий;

Организационный компонент обеспечивает активное включение специалиста в процесс непрерывного образования. Это достигается при оптимальном сочетании традиционных и инновационных технологий, при различных формах обучения: дневном и заочном, дистанционном.

Результативный компонент ориентирован на оценку того, насколько специалист учреждения социального обслуживания готов к сознательному выполнению своих профессиональных обязанностей при выполнении мероприятий, направленных на социальную реабилитацию инвалидов.

Разработанная нами модель формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья направлена на совешенствование профессиональных качеств специалиста, необходимых для успешной в работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Процесс формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществлялся посредством педагогического обеспечения. В заключении подчеркнем, что данная модель явилась результатом разработческо-проектировочных и исследовательских работ на семинарах, курсах пвышения квалификации стажировочных площадках

Необходимым условием формирования готовности специалиста cоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в структурно-функциональной модели является педагогическое обеспечение.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.