Формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ораниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ораниченными возможностями здоровья

2017-08-26 265
Формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ораниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СУХИХ ВАЛЕНТИНА ГЕРАСИМОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

 

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Адольф Владимир Александрович

 

Красноярск – 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….22

1.1.Анализ проблем содержания и проблем формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе………………………….24

1.2. Особенности социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в региональной системе социального обслуживания……………………………………………………………………59

1.3. Критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности……………………………………………….81 80 Выводы по первой главе………………………………………………….....96

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………............................................................................. 101

2.1. Разработка и описание модели формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности…………………….. 104

2.2. Педагогическое обеспечение формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности………………………118

2.3. Анализ результатов формирования готовности специалистов социального профиля к к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности ……………….…….143

Выводы по второй главе…………………………………………………… …168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 171 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….. 178

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...195

Приложение 1. Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы «Социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов»………………………………………………………………195

Приложение 2. Программа зонального семинара «Внедрение в практику работы органов социальной защиты населения проектов «Школа для родителей» и РИАС…………………………………………………………….198

Приложение 3. Программа тематического семинара-практикума «Организационные формы и методы работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья……………………………………200

Приложение 4. План курсов повышения квалификации по теме «Современные подходы к комплексной реабилитации инвалидов»………..201

Приложение 5. Раздел долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов», направленный на повышение квалификации специалистов……………………………………………………………………203

Приложение 6. Индивидуальный лист готовности к профессии……………204

Приложение 7. Приказ министерства социальной политики Красноярского края «О создании на базе учреждений социального обслуживания стажировочных площадок»……………………………………………………205

Приложение 8. График работы стажировочных площадок на 2015 год…..206

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Система социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях претерпевает значительные изменения. Федеральный закон от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» требует практического внедрения новых институтов, социальных методик и практик.

Изменения в системе социального обслуживания населения меняют содержание работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с их включением в социальное пространство, созданием условий безбарьерной среды жизнедеятельности вне зависимости от ограничений здоровья (слепота, глухота, нарушение опорно-двигательного аппарата).

В науке имеются исследования по включению лиц с ограниченными возможностями в социальное пространство.

Механизм интеграции инвалидов в общество исследовали Б. Нирье, Ф.Л. Ратнер, Гербенг Делон, Е.Н. Ким. Вопросы включения реабилитируемых в образовательное и социальное пространство описаны в работах Н.М. Назаровой, А.М. Прихожан, А.В. Суворовой, Н.Н. Толстых, Т.В. Фуряевой, З.И. Лаврентьевой.

М.А. Галагузова, А.В. Гордеева, В.А. Никитин, Р.В. Овчарова, Л.М. Шипицына, Т.И. Шульга обращают внимание на тот факт, что термин «реабилитация» определяется, чаще всего, через такие понятия, как «комплекс мер» или «система», реже, как «процесс».

В нормативных документах: Законе РФ «Об образовании», Конституции РФ, Законе РФ «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» обращается внимание на создание равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В государственной программе «Доступная среда» на 2011-2020 годы одной из задач совершенствования системы социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья определена подготовка специалистов социального профиля профиля (педагогов, психологов специалистов по социальной работе) к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В области профессиональной деятельности специалистов социального профиля с лицами с ограниченными возможностями здоровья требуется непрерывная профессиональная подготовка.

Наряду с эти существует ряд пока не разрешенных проблем. Так, в Российской Федерации в социальном обслуживании на федеральном и региональном уровнях отсутствует система непрерывного дополнительного профессионального образования, не определена методическая площадка для подготовки примерных (типовых) программ повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования.

При этом на первый план выходят вопросы формирования готовности этих специалистов к реализации новых технологий и методик, форм социальной работы с лицами с ограниченными возможностями.

Основным требованием новых профессиональных стандартов «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по социальной работе», «Специалист по работе с семьей» является наличие высшего образования и дополнительного профессионального образования по специальным программам. Это влечет за собой потребность в непрерывном профессиональном образовании специалистов социального профиля, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В области образования имеются определенные теоретические и практические предпосылки для решения данной задачи. Можно выделить несколько направлений: это модель в виде стажировок (С.В. Тимофеева), модель сетевого взаимодействия (Н.С. Бугрова, Е.В. Василевская), экспериментально-ориентированная модель повышения квалификации (А,А. Нестеренко, А.И. Ширина).

В последнее десятилетие интенсивно осуществляется научный поиск в области инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Различные аспекты этой проблемы исследованы в работах С.В. Богдановой, И.П. Глинской, Т.С. Паниной, П.В. Худоминского, Т.Н. Щербаковой. Учеными отмечаются современные тенденции в системе дополнительного профессионального образования: обучение персонифицированная направленность,экспериментирование.

Проблемы профессионального образования специалистов исследовали В. А. Беликов, В.В. Кузнецов, и др. Система повышения квалификации кадров социальной сферы обсуждалась в научных работах С.Г. Вершловского, Н.К. Зотовой, А.Г. Махмутовой, О.Н. Олейниковой. Понятия «компетентность» и «компетенция» охарактеризованы В.А. Адольфом, В.И. Байденко, Н.М. Борытко, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторским и др.

Исследования, отражающие отдельные аспекты дополнительного профессионального образования, обеспечивающие готовность специалистов учреждения социального обслуживания к профессиональной деятельности, в том числе к работе с инвалидами, были рассмотрены в работах В.Г. Бочаровой, Н.В. Долматовой, Г.В. Мухаметзяновой, Ю.Н. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, В.С. Торохтия, И.А. Ларионовой,В.В. Сизиковой и др.

Сложность работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом современных требований детерменирует необходимость непрерывного дополнительного образования специалистов.

Анализ научных исследований по вопросам формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья позволил выделить следующие противоречия между:

- ценностными ориентирами государства и общества на интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду и неготовностью специалистов социального профиля к выполнению данной работы;

необходимостью обновления профессиональной деятельности специалистов социального профиля в связи с введением новых профессиональных стандартов и неразработанностью педагогического обеспечения этого процесса;

- потребностью специалистов социального профиля в успешной профессиональной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом современных требований и недостаточной степенью теоретической и практической разработанности сопровождения специалистов в процессе профессиональной деятельности.

Противоречия определили проблему исследования: каким должно быть формирование готовности специалиста социального профиля к работе с людьми с ограниченными возможностями в процессе профессиональной деятельности.

Актуальность рассматриваемой проблемы, поиск оптимальных путей разрешения данных противоречий предопределили выбор темы диссертационного исследования «Формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Цель исследования: теоретическое обоснование процесса формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности и опытно-экспериментальная проверка его результативности.

Объект исследования: готовность специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование готовностиспециалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности, будет результативным, если:

- выявлены теоретические предпосылки формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности;

определены критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности;

разработана и реализована модель формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности;

разработано и реализовано в опытно-экспериментальной работе педагогическое обеспечение реализации модели формирования готовностиспециалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности, включающее учебно-методический комплекс: дополнительные профессиональные программы (повышение квалификации), стажировочные площадки, «удаленное» сопровождение, семинары, мастер-классы и другое.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обуславливают постановку следующих задач:

1. Проанализировать содержание и проблемы формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

2. Изучить особенности социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в региональной системе социального обслуживания.

2. Разработать и обосновать критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработать модель формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности.

4. Разработать педагогическое обеспечение реализации модели формирования готовностиспециалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности.

5. Проверить экспериментальным путем результативность формирования готовностиспециалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют:

культурологический подход, позволяющий признать лиц с особыми потребностями неотъемлемой частью культуры общества, включить реабилитируемого с его культурной ценностью в систему социальных отношений и коммуникаций (Л.И. Акатов, Л.И. Аксенова, А.В. Гордеева, Л.М Шипицина, А. Маслоу);

личностно-деятельностный подход, рассматривающий деятельность как условие развития и саморазвития личности (П. А. Гальперин, В. С. Гершунский, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.);

компетентностный подход – ориентирующий специалиста учреждения социального обслуживания на решение задач возникающих в процессе реабилитации инвалида (В.А. Адольф, А.С. Белкин, И.А. Зимняя,В.А. Сластенин. Н.Т. Селезнева).

Теоретической основой исследования являются:

труды отечественных ученых в области социально-педагогической реабилитации инвалидов (Ю.В. Васильков, Н.Н. Малофеев, М.В. Фирсов, Т.В. Фуряева, З.И. Лаврентьева, Н.Ф. Дементьева, В.Н. Ярская, В.Р. Ярская-Смирнова, В.А. Ядов, A.Л. Васильев, И.Л. Кром и др.);

теоретические представления о реабилитации, как педагогической категории (Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова);

теоретические положения о непрерывном образовании и повышении квалификации специалиста с учетом содержания и структуры его деятельности (В.А. Адольф, Н. М. Борытко, А.П. Владиславлев, В. В. Горшкова, Н.Ф. Ильина, Н.Э. Касаткина, Р.П. Жданов В. В. Кузнецов, Н. К. Зотова, В. Г. Рындак В.М. Филиппов и др.);

научно-педагогические положения в области содержания, методик и технологий организации повышения профессионализма специалиста системы социальной защиты и учреждений социального обслуживания (Н.В. Долматова, Г.Н. Прозументова, М.Е Шарычева, Н.Б. Шмелева и др.).

Кроме того, материалом для теоретических выводов послужил анализ нормативных правовых документов по вопросам социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и Красноярском крае.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, моделирование; изучение программных документов, нормативных правовых актов, изучение и обобщение опыта подготовки специалистов;

эмпирические: наблюдение, анкетирование, экспериментальное оценивание, беседа, консультирование, методы статистики медико-социальной экспертизы, изучение и обобщение практического опыта инновационных форм работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы мониторинговых исследований, количественная обработка и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, анализ результатов деятельности специалистов, работающих с ицами с ограниченными возможностями здоровья, экспертиза дополнительных программ повышения квалификации специалистов;

статистические: количественная обработка, качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования:

МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Шушенского района», организационно-методическое отделение КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения», г. Красноярск».

Всего на различных этапах исследования приняли участие более 2000 респондентов из числа специалистов, инвалидов, родителей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в 56 территориальных образованиях края. В опытно-экспериментальной группе участвовали 30 специалистов и 30 специалистов в контрольной группе (всего 60 чел.).

Личное участие соискателя состоит в уточнении содержания понятия «готовность специалиста учреждений социального обслуживания к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья», разработке структурно-функциональной модели формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности, разработке положения «О стажировочной площадке» и подготовке приказа министерства социальной политики о их создании; внедрении в процесс формирования готовности специалистов учреждений социального обслуживания программы «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов», « Современные подходы к реабилитации инвалидов», руководстве опытно-экспериментальной работой, обобщении основных положений реабилитации инвалидов в учреждении социального обслуживания с учетом социальной политики региона, подготовке ряда методических пособий.

Основные этапы исследования

Первый, поисковый (2008–2010 гг.), состоял в подборе и анализе научной и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучении и эмпирическом обобщении состояния социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в социокультурной среде региона и определении форм и методовформирования готовности специалистов для ее реализации; определении объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулировании гипотезы, выборе методов исследования, теоретическое изучение состояния проблемы, определении базы экспериментального исследования, разработка его стратегии и тактики;

Второй, опытно-экспериментальный (2010–2012 гг.), включал разработку модели формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности, проведение эксперимента по его апробации.

Третий, обобщающий (2013–2015 гг.), заключался всистематизации и обработке, анализе результатов и обобщений теоретических положений и формулировке выводов, впродолжении внедрения результатов исследования в практику, в оформлении текста диссертационной работы.

Научная новизна исследованияопределяется основными результатами, полученными в ходе исследования:

1. Определено понятие «готовностьспециалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья», заключающаяся в сформированности знаний и умений, личностных качеств, необходимых специалисту для решения их проблем, в практике реализации мероприятий, направленных на адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений, способов взаимодействия специалиста, позволяющих решать проблемы, имеющие социальную значимость, такие как актуализация внутреннего ресурса инвалида, интеграция его в общество;

2. Изучены особенности работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в региональной системе социального обслуживания;

3. Разработана модель формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в в процессе профессиональной деятельности, включающая цель, содержание, педагогическое обеспечение формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Определены и охарактеризованы критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный).

4. Разработано педагогическое обеспечение формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности, представленном учебно-методическим комплексом, включающем программы повышения квалификации, планы стажировок, семинары, методическая помощь, с использованием традиционных и инновационных технологий, «удаленное» сопровождение в рамках региональной информационно-аналитической системы сопровождения процесса реабилитации инвалида;

5. Доказана, необходимость сопровождения в процессе профессиональной деятельности специалистов социального профиля для формирования их готовности к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, как процесса способствующего освоению специалистами умений и способов, технологий работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Раскрыта с ущность понятия «готовность специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья», в контексте готовности специалиста социального профиля к профессиональной деятельности;

2. Определены требования к процессу формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья: обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, методическое обеспечение, стимулирующее позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию, ориентация подготовки на взаимосвязь видов деятельности обучающего (преподаватель), обучающегося (специалист) и клиентов (инвалиды, дети-инвалиды, члены семей-инвалидов);

3. Расширены возможности формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационных технологий (особенно актуально для специалистов отдаленных территорий), созданы стажировочные площадки, что обогащает теорию и методику профессионального образования в части совершенствования знаний в области социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

4. Разработаны критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (когнитивный, мотивационный, деятельностный, рефлексивный)., представленные в виде профессиональных знаний и умений специалистов, необходимых для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, с целью создания условий интеграции их в общество;

5. Доказана значимость педагогического обеспечения в формировании готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость диссертационногоисследовании состоит в том, что:

1. Внедрена модель формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности, включающая программы повышения квалификации специалистов: «Комплексная реабилитация инвалидов», «Поддержка и просвещение родителей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в Красноярском крае», «Социально-педагогическое сопровождение семьи и ребенка с инвалидностью», «Организационные формы и методы работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья», а также семинары «Модель «удаленного» сопровождения семей с детьми-инвалидами через Региональную информационно-аналитическую систему поддержки процесса реабилитации инвалидов (РИАС) в Красноярском крае», «Внедрение в практику работы органов социальной защиты населения проектов «Школа для родителей» и РИАС», «удаленное» сопровождение специалистов.

2. Разработаны программы подготовки специалистов на базе стажировочных площадок; «Межведомственное сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Инновационные технологии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» (домашнее визитирование, учебно-тренировочная квартира, использование программного комплекса «Лонгэтюд», «Реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра», «Социальная работа с детьми с синдромом Дауна», «Развитие реабилитационного потенциала семьи, имеющего человека с ограниченными возможностями здоровья» «Особенности работы с молодыми людьми с инвалидностью».

3. Проведена модернизация формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья: мероприятия по подготовке специалистов включены в долгосрочную целевую программу «Доступная среда для инвалидов» на 2011–2013 годы, в Государственную программу социальной защиты населения на 2014–2016 годы. В рамках пилотного проекта для 5 муниципальных образований края подготовлены специалисты для службы «Раннее вмешательство» и 67 муниципальных образований «Домашнее визитирование». В штатное расписание введены специалисты по адаптивной физкультуре.

4. Внедрена «Региональная информационно-аналитическая система сопровождения процесса реабилитации инвалидов» (РИАС), которая способствует опережающему и «удаленному» (дистанционного) обучению специалистов по всем направлениям (занял третье место на Всероссийском конкурсе проектов «Милосердие» в 2009 году, письмо № 661/3-67 от 04.06.2009).

По данной проблематике с участием автора для специалистов учреждений социального обслуживания разработаны 20 методических пособий и рекомендаций.

5. Разработаны и внедрены электронные методические пособия, для специалистов разработана программа поддержки и просвещения родителей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и методические рекомендации могут быть использованы при подготовке специалистов в рамках магистратуры в высших учебных заведениях, курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены: опорой на культурологический, личностно-деятельностный и компетентностный подходы к изучению формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности, адекватным задачам, предмету, логике, цели исследования; проверке теоретических выводов на практике в ходе опытно-экспериментальной работы, организованной на базе РБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» Шушенского района и КГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»; личным участием исследователя в опытно-экспериментальной работе; результатами опытно-экспериментальной работы, выразившимися в положительной динамике повышения готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и уровнем реабилитации инвалидов, детей-инвалидов.

Выводы по первой главе

 

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном профессиональном образовании» решены следующие задачи:

- проанализированы содержание и проблемы формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе;

- изучены особенности социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в региональной системе социального обслуживания;

- разработаны и обоснованы критерии готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в в процессе профессиональной деятельности.

При анализе содержания работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья определены базовые понятия «инвалид», ребенок-инвалид, как самая многочисленная группа людей данной категории, и «инвалидность, реабилитация в ее историческом ракурсе и определение реабилитации; теоретические основы реабилитации как педагогической категории (Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова), социальной педагогики (Н.М. Назарова, Лаврентьева З.И., Р.В. Овчарова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга); изучены особенности социальной реабилитации инвалидов с учетом положений, раскрывающих процесс социально-педагогической реабилитации, (Н.Н. Иванова, З.И. Лаврентьевой, М.В. Шакуровой, М.Д. Галагузова, В.Г. Бочарова, Т.В. Фуряева); условия и теоретические положения об образовании специалистов в системе профессиональной послевузовской подготовки (И.Ю. Алексашина, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.Г.Королева, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина), рассматривающий послевузовский этап образования как действенное средство улучшения качества профессионального труда, как источник саморазвития и самоактуализации специалиста.

В целом анализ научной литературы по проблемам социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и имещейся практики работы с данными категориями в рамках Конвенции о правах инвалидов позволяет отнести социальную реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья к разряду наиболее актуальных проблем в системе реабилитации и является предметом изучения философской, педагогической и психологической наук. Анализ и синтез различных точек зрения позволил сформулировать следующее рабочее определение: что социальная реабилитация – это деятельность, обеспечивающая социализацию людей с ограниченными возможностями здоровья образовательно-воспитательными средствами: передачу лиц с ограниченными возможностями здоровья (и освоение им) социального опыта человечества, обретения или восстановления социальной ориентации социального функционирования.

В ходе анализа региональной системы социального обслуживания в области социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детей лиц с ограниченными возможностями здоровья и процесса формирования готовности специалистов к данной деятельности с учетом реализации программ и проектов было выявлено следующее.

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов взят курс на признание равного права всех граждан, том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора.

В крае отработана система предоставления мер социальной поддержки, 100% инвалидов,от первично освидетельствованных, получают ИПР, созданы учреждения социального обслуживания.

Мониторинговые исследования микро- и макросреды жизнедеятельности инвалидов указывают на особые требования лиц с ограниченными возможностями здоровья к культуре реабилитации.

Быстро развивающаяся система социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья требует мобильных в профессиональном отношении кадров, способных ориентироваться в нестандартной обстановке, принимать грамотные решения. Необходимо непрерывное повышение квалификации.

Определено понятие «готовность специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Особенностями формирования готовности специалистов социального профиля к работе работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья являются:

- обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания и основных (ценностно-мотивационной, когнитивной, психологической, социально-трудовой) компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа;

- педагогическое обеспечение развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию;

- в процессе подготовки специалистов реализуется комплекс занятий, предусмотренный ИПР, оиентированный на взаимосвязь видов деятельности обучающего (преподаватель), обучающегося (специалист) и клиентов (лиц с ограниченными возможностями здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, члены семей лиц с ограниченными возможностями здоровья) с использование ресурса информационных технологий.

При формировании готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья выделены следующие критерии готовности:

- когнитивный (знания оцениваются по уровню сформированности ключевых понятий, законов);

- мотивационный (профессиональные мотивы и интерес: потребность в самореализации, потребность в достижениях);

- деятельностный (оценивается социально-профессиональный опыт: полнота знаний, умений);

- рефлексивный (готовность к самоанализу к самооценке).

Под данные критерии раработаны параметры и уровни (низкий, средний и высокий) готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В целом анализ региональной системы социального обслуживания, особенностей реабилитации инвалидов, проблем формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья позволил определить сущность и содержание процесса формирования готовности данных специалистов.

 


Выводы по главе II

Во второй главе «Опытно-экспирементальная работа по формированию готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями в дополнительном профессиональном образовании региона» были решены следующие задачи:

– разработана модель формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности;

– разработано педагогическое обеспечение формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности;

– реализован в опытно-экспериментальной работе процесс формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности и проверена его результативность.

Модель формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья мы разрабатывали с учетом принципов непрерывности образования, индивидуализации образовательных программ с использованием «удаленного» сопровождения.

Модель подготовки специалиста к социально-педагогической реабилитации инвалидов в системе дополнительного профессионального образования
Модель формирования готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья включала следующие компоненты: целевой, организационный, содержательный и результативный, раскрывающие единство и взаимосвязь данного процесса с по


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.