Из истории Балезинского района Удмуртской Республики. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Из истории Балезинского района Удмуртской Республики.

2017-08-26 1567
Из истории Балезинского района Удмуртской Республики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из истории деревни Кестым.

Берега реки Кестымки ещё в писцовой книге 1629 года были закреплены за Мавлюшем Касимовым. Вдоль нее было основано несколько татарских починков. Однако не все починки продолжили свое существование, и вскоре объединились в одно. Так возникла д.Кестым, которая является самым ранним татарским поселением в Балезинском районе. Впервые упоминается в переписи 1678 года как «Починок Кештемской за Чепцею речкою, а в нем двор каринского татарина Маметхулка Шагумова сына Касимова, а в нем половники ево отяки….».

Относительно происхождения названия починка существует несколько версий. Местные жители считают, что Кестым – от слова «кэстем» - на местном диалекте «отрезал, спилил», и приводят легенду о том, что для строительства первого дома основатель починка приказал своим сыновьям рубить деревья. Один из сыновей спилил дерево и сказал: «Эти, мэн кэстем».

Историки считали, что название могло произойти от удмуртских слов «кеч» и «тем» (дословно «нет козы»), т.е. место, где нет коз. Однако если учесть, что в удмуртском языке звуки Ч и Ш не чередуются, то эта версия не имеет основы.

Более достоверным является версия о том, что название починку дали по названию одноименной реки Кестымка, которое в тот момент звучало чуть по иному – «Кештем» - именно как «Починок Кештемской» впервые упоминается починок. А слово «Кештем» произошло от тюрко-татарского слова «кеш» - соболь, и обозначало территорию, с которой собирали дань соболиными шкурами. (Для сравнениия - в таежной зоне Саяно-Алтая действовал институт киштымства, система которого зародилась еще в эпоху древнетюркских государственных объединений. Киштымами (кистимнер) являлись вассальные племена и роды. Они подвергались своеобразной социально-этнической эксплуатации со стороны господствующей племенной группы). Если учесть, что через Кестым раньше проходила Казанская дорога, то эта версия еще более подкрепляется. По этой дороге булгары, позже золотоордынцы могли приезжать сюда для сбора дани с местных племен.

Основатель Кестыма Мухаммедкул (Маметхулка) Касимов (родился в 1632 году) - потомок Касима Газыева, который в XVI веке в царских грамотах упоминается как арский князь. В той же переписи Маметхулка с сыном Селтекулкой (Саиткул), его брат Барьемалелейко (Байремгали) с сыном Аиткой (Аит) и дети покойного брата Маметелея (Мухаммедгали) значатся как жители д. Нижний Погост (Карино). Кроме Кестымского починка Мухаммедкул владел починками «над речкою Петелихою», «подле речки Мурылевки», «за речкою Петелихою». Родословная Мухаммедкула выглядит таким образом: Мухаммедкул – Шагум – Тренка– князь Бажен – князь Касим – князь Газый – Шаги Мансур - Газый Мансур. Переселился или нет Мухаммедкул на постоянное жительство в починок Кестымский доподлинно не известно. В переписи 1710 года его имя уже не упоминается – скорее всего, его уже не было в живых. А в починке Кестымском перечислены 3 двора с жителями: 1) Сеткул (Саиткул), Бехмемет (Бикмухаммед), Дусмамет (Дусмухаммед) Метхуловы (Мухаммедкула) дети Касимовы, 2) Альмей (Алмухаммед), Мряз (Мирас) Меметелевы (Мухаммедгалия) дети Касимовы, 3) Бектемир, Искиндер Беремелеевы (Байремгалия) дети Касимовы, Мустафа (18 лет) и Данабай (20лет) Аитовы дети Касимовы, дворовые люди старинные Уразай и Сафа Альмамышевы, вдова вотка Ахмурзина жена Муча Худашева с детьми. Этих людей с уверенностью можно назвать основателями Кестыма и предками современных жителей. В родословной каринских татар, предоставленной в 1784 году в Сенат для подтверждения княжеского титула, значится Исмай сын Максюта (1742-1801г.г.) переселившийся из Карино в Кестым. Его родословная выглядит следующим образом: Исмай (Исмагил) – Максют – Малик – Семён – Третьяк - князь Бажен – князь Касим и т.д. Из приведенных выше родословных видно, что все Касимовы, жители Кестыма, являются кровными родственниками – потомками арского князя Касима – основателя одного из самого большого татарского рода в Удмуртии – рода Касимовых. Это и не удивительно – на протяжении нескольких столетий за счет многодетных семей происходило увеличивание количества дворов и рост населения. Так, например, в 1816 году в деревне числилось уже 66 дворов. Сейчас в деревне проживает 21-ое поколение после Газый Мансура.

Кестымцы также состоят в кровном родстве с Касимовыми из деревень Падера, Бектыш, Ахмади Балезинского района и д. Татарские Парзи, Малые Парзи Глазовского района. (В д. Парзи переехал из Карино Нияз Семёнов сын Касимов – троюродный брат Мухаммедкула. Впервые в починке Парзинском он упоминается в переписи 1710 года. А починок Малопарзинский в середине XIX века основали переселенцы из г.Глазова, предки которых в 1792 году переехали туда из Кестыма).

Благодаря тому, что через Кестым проходила Казанская дорога (скорее всего она здесь заканчивалась – далее в Карино можно было плыть по р. Чепце), починок оказался в самом удобном расположении для занятия коммерцией. Торговле в Кестыме способствовали ещё две магистрали: в XVIII веке был проложен Сибирский тракт, а в 1898 году через Кестым началось движение по железной дороге Пермь – Вятка – Котлас. Особого расцвета торговля достигла в начале прошлого века. Кестымские торговцы были связаны с крупными общероссийскими рынками, такими как Макарьевская ярмарка. На ярмарки они увозили большими партиями шерсть, меха, воск, которые скупали у местного населения. А оттуда обратно возвращались с промышленными товарами: мануфактурные ткани, соль, сладости и т. п. Крупные торговцы имели в деревне, в волостном центре с. Балезино, в ближайших городах свои лавки, отдавали товар на реализацию коробейникам, которые разъезжали по окрестным деревням. В деревне по пятницам проходил базар, часто устраивались конные торжки. Особого расцвета торговля достига в годы НЭПа – к концу 1920-ых годов торговля стала одним из главных занятий кестымцев. Торговцы строили двухэтажные дома: на первом этаже располагался магазин, на втором жила многочисленная семья.

Благодаря высокому благосостоянию, среди местных татары был высокий уровень грамотности – каждая семья старалась обучить своих детей в местной школе при мечети. Удивляет тот факт, что в 1719 году несмотря на тот факт, что в Кестыме проживало всего 6 семей, местные татары содержали в деревне муллу Абдрахмана Байгулова сына Тюкина “для учения ребят татарской грамоте”. Была ли тогда мечеть в деревне - неизвестно. Впервые о существовании мечети сообщается 1743 году. А 1765 год упоминается как год открытия мусульманской школы. Благодаря торговле и высокому уровню грамотности религиозности жителей Кестым стал культурным, образовательным и религиозным центром для татар Глазовского уезда.

К 1918 году в деревне уже функционировали 3 соборные мечети (первая постороена в 1905 году, вторая открыта в 1910 году, третяя – в 1918 году), мусульманское мектебе, русско-татарская школа (открыта в 1916 году), мусульманская публичная библиотека-читальня (функционировала в 1916 -1918 годы.

Разрастался и сам Кестым В 1850 году в Кестыме было 72 двора, проживало 980 человек; 1891 году - 260 дворов, 1608 человек; в 1895 году - 275 дворов, 1831 человек, к началу 1930 годов – около 500 дворов и 2500 человек. Почти все жители носили фамилию Касимов.

Ныне действующая мечеть была построена в 1903-1905 годы. Это событие сохранилось в народной памяти и как знаменательная, и как трагическая страница в истории села: в жаркий летний день 1903 года в Кестыме произошел большой пожар, от которого пострадали 136 хозяйств деревни. Все трудоспособные жители деревни находилось на сенных угодьях, где жили неделями. В деревне оставались лишь стар и млад. Возникший пожар из-за сильного ветра охватил половину деревни. Сгорела и мечеть. Гусман хаджи, построивший мечеть в это время находился в хадже. На обратном пути Гусман-хаджи узнает об этом страшном событии и дает себе клятву отстроить мечеть заново, если его хозяйство не сгорело. По рассказам старожилов, произошло чудо - во время пожара ветер поменял свое направление, и улица, где стоял его дом, осталась невредимой. После возвращения клятва была выполнена и в 1905 году в деревне открылась новая просторная мечеть, которая в первозданном виде сохранилась до сегодняшнего дня. Мечеть закрывалась лишь в 1941-1946 и 1953-1957 годы. В настоящее время в ней проводятся праздничные намазы. В 2010- 2013 годы рядом со старой была построена новая Соборная мечеть (имам - хатыб Касимов Ильмир Харисович). В мечети ежедневно проводятся намазы, функционирует воскресная школа по изучению основ Ислама. В Кестымскую махаллю так же входят татары, проживающие в п. Балезино и в д. Гордино.

В 1918 году в бывшем здании мусульманской школы был открыт первый татарский клуб, где был организован драмкружок для постановки татарских пьесс. (В 1916 году в Кестыме открыли Русско-татарскую школу. По воспоминаниям очевидцев, преподавательница русского языка из учеников организовала драмкружок и ставила небольшие пьесы русских авторов. Библиотекарь Кестымской библиотеки (действовала в 1916-1918 годы) и имам третьей кестымской мечети Чачаков Мухаммедхади специально для этого написал две пьесы на татарском языке. Они тоже были поставлены. К сожалению рукописи пьес были утеряны еще в те годы). В 1930-ые годы клуб был переведен в специально перестроенное из кулацкого дома здание. В 1957 году сельская молодежь построила новое деревянное здание. А в 1978 году было открыто просторное кирпичное здание, построенное на средства колхоза имени Кирова (председателем тогда был Корепанов Юрий Иванович, благодаря инициативе которого в деревне были построены все необходимые социальные объекты). Позднее клуб был преобразован в Кестымский центральный сельский дом культуры. В настоящее время на базе Сельского дома культуры успешно функционирует Татарский национальный центр Балезинского района (организован в 1988 году, руководитель – Касимова Светлана Казбековна, с 1994 года директор Кестымского ЦСДК, с 2016 года имеет звание “Заслуженный работник культуры УР”). ЦСДК так же является центром этно- туристического маршрута “Один день в Кестыме”. В настоящее время в доме культуры действуют различные взрослые и детские национальные татарские коллективы, в том числе:

· Драматический кружок (был создан в 1916 году в русско-татарской школе), старейший в Удмуртии.

· Хоровой ансамбль (создан в 1950 годы),

· Фольклорный ансамбль “Чишмә челтерәве” (создан в 1970 годы. В 2008 и 2013 годы – участник, в 2014 году лауреат 2-ой степени в номинации «Лучший вокальный коллектив» Всероссийского фольклорного фестиваля «Түгәрәк уен»); лауреат I степени IV Международного фестиваля традиционной культуры тюркского мира «Урмай- Залида – 2016», лауреат различных международных, республиканских и межрегиональных фестивалей)

· Вокально-инструментальный ансамбль (создан в 1970 годы),

· Фольклорный детский ансамбль (создан в 2014 году),

· Детский ружок “Ак калфак” для изучения татарской культуры (создан в 2015 году).

На базе Кестымского ЦСДК проводятся районные и республиканские мероприятия, праздники Сабантуй, Навруз, Карга боткасы.

Большой вклад в развитие Кестымского ЦСДК внес художественный руководитель (работал в 1980-2015 годы) Касимов Муса Мустафаевич, заслуженный работник культуры УР.

Глубокие корни имеет Кестымская школа. До 1895 года школы для мальчиков и девочек располагались в арендованных прихожанами нижних этажах двухэтажных жилых домов. А к сентябрю 1895 года усилиями прихожан было построено специальное здание для школы – мектеб. Однако в 1903 году в Кестыме здание школы сгорело.

В 1905 году Гусман Рамазанович построил просторное здание из нескольких комнат для мужской школы, которые служили и классами, и общежитием для многих учащихся. Здесь они обучались, готовили пищу, спали, проводили свободное время.

Женская школа размещалась в специально арендованном доме, где обучались ежегодно до 90 девочек.

Наибольшего подъёма образование достигло в 1910 - 1911 годах. В Кестыме тогда обучались 170 мальчиков и 140 девочек.

Таким образом, в досоветское время в Кестыме была развитая система образования. Действовали мужской и женский мектебы, обучение так же велось в мечетях и домах мулл. А весной ученики со всей деревни собирались в центральной мечети, где устраивались публичные экзамены, на которые приходили духовенство, старейшины деревни и просто зрители. Особо способных юношей отправляли для дальнейшего обучения в высшие мусульманские училища России и мусульманского Востока.

Революция 1917 года внесла коренные изменения в систему образования. Школа была отделена от религии и провозглашена светской. В 1918 году в Кестыме открывается школа первой ступени. В 1928 году построили специальное здание школы

В 1920-30гг. развернулась кампания по ликвидации безграмотности. В 1930 году школа I ступени реорганизована в школу колхозной молодежи, которая позднее стала семилетней. В 1940 году началось строительство нового двухэтажного здания школы (директор школы - Хасанов З.Ш.). Планировали закончить к 1 сентября 1941 года. Однако начало Великой Отечественной войны внесло коррективы в работу. Из села ушли на фронт около 400 мужчин. Школу пришлось достраивать уже силами женщин и детей, так как мужчины ушли на фронт (директор школы - Ахмаров И.В.).

В 1966 году в соответствии с постановлением Совета Министров Удмуртской АССР за № 257 Кестымская восьмилетняя школа была преобразована в среднюю школу.

В 1987 году введено в эксплуатацию новое кирпичное двухэтажное здание школы, где созданы все условия для воспитания и обучения детей.

Кестымская школа выпустила много поколений учеников. Среди них много каандидатов и докторов наук, врачей и инженеров, работников культуры и образования, представителей других профессий.

В настоящее время школа является одной из базовых в республике по изучению татарского языка (директор Касимов Камиль Шамильевич). Татарский язык и татарская литература преподаются как предметы. Остальные предметы преподаются на русском языке. В школе уже традиционными стало проведение дней татарского театра, межрайонного конкурса чтецов на татарском языке, различны конференций и конкурсов. Ученики школы ежегодно становятся победителями республиканской и всероссийской олимпиады по татарскому языку и литературе. В настоящее время преподаватель татарского языка и литературы - Касимова Алсу Мусиновна, награждена Грамотой Министерства образования и науки УР, Почетной грамотой Государственного Совета УР, Благодарностью Испокома Всемирного конгресса татар, Министерства образования РТ.

В школе с 1992 года функционирует историко – этнографический музей “Татар Йорты”, руководитеем которого в 1992 - 2004 годы работала Касимова Хания Ибрагимовна, учитель начальных классов, заслуженный работник образования. С 2004 года музеем руководит Касимов Ильмир Харисович. В настоящее время музей состоит из двух комнат: краеведческой и этнографической. В этнографической экспозиции представлены интерьер татарского дома начала XX века, интерьер лавки торговца. Центральное место в краеведческом зале занимает экспозиция, посвященная Ахмарову Ибрагиму Валиулловичу, первооткрывателю кометы. Фонды музея постоянно пополняются новыми экспонатами, отражающими историю, культуру и быт татарского народа. Музей является самым богатым музеем, посвященным чепецким татарам. Его передвижные экспозиции постоянно участвуют в республиканских и всероссийских мероприятиях. Так в 2013 году экспонаты музея были представлены в Казанском кремле, в 2016-2017 годы шамаили (мусульманские картины) выставлялись в мечети Кул Шариф в Казани.

Д. Кестым является административным центром МО “Кестымское”. В деревне действуют мечеть, Центральный сельский дом культуры (ЦСДК), средняя общеобразовательная школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почтовой связи, сельская библиотека, сеть магазинов, Социальный дом для инвалидов и престарелых, а также ООО «Кестымский» (производство сельхоз. продукции). Расстояние до районного центра Балезино 6 км. В настоящее время в деревне 336 хозяйств, проживает 838 человек, из них 84% - татары.

Традиционным праздником кестымцев до 1930-ых годов был “Җыен”. На него съезжались татары со всего Глазовского уезда, приезжали гости из Карино. В деревне устраивали Большой Сабантуй (Малый Сабантуй устраивался ранней весной исключительно только для жителей деревни), организовывали большую ярмарку с различными весельями (карусели, танцующие медведи). Вечером устраивались игрища для молодежи на берегу р.Кестымки. Однако в годы Советской власти традиция полностью была забыта. Вместо “Җыен” стали проводить октябрьские праздники с приглашением родственников из других деревень.

Из истории д. Падера

Падера – татарская деревня, является одним из центров компактного проживания чепецких татар. Ңивут в основном однофамильцы - Касимовы. В деревне есть неполная средняя школа, детский сад мечеть, сельский дом культуры, сельская библиотека, фельдшерский пункт, магазины, пекарня.

Починок Падера (первоначальное название – “починок Юндинский над речкой Падерой) был основан между переписями 1782 и 1795 годов выходцами из д. Кестым “за малоимением пашенной земли и прочих угодей”. Основателями починка в документе значатся: Губайдулла Мавлюкаев сын Касимов с женой (его родословная: Губайдулла – Мавлюкай – Курбанай – Сеиткул – Мухаммедкул), Габдузялиль Габдулкаримов сын Касимов с женой (хотя и значатся среди основателей Падеры, однако никогда там не жили, остались в Кестыме), Сагит Исхаков сын Касимов (хотя и значатся среди основателей Падеры, однако никогда там не жили, остались в Кестыме), Кынбагыш Давлетьяров сын Касимов (Кынбагыш – Давлетьяр – Рахманкул), Бикмамет Исхаков сын Касимов (Бикмамет - Исхак – Надыр – Искиндер – Байремгали - Шагум), Мусо Есенеев сын Ентентеев с семьей, Зякфар Баширов сын Сафаров с сыном приемыша. Между переписями 1811 и 1816 годов из Кестыма в Падеру переселились Тарзима Зякфаров сын Касимов (Зякфар – Ягуда - Багыш – Саиткул – Мухаммедкул), Сайфулла и Абзялил Габидуллины сыновья Касимовы (Габидулла – Мухаммат – Рамазан - Багыш – Саиткул – Мухаммедкул), Сабит Саитов сын Касимов (вернулся обратно в Кестым), Мурсалим Валитов сын Касимов (Валит – Хамид – Байтерек – Багыш).

История основания Падеры таит в себе много вопросов, которые до сих пор еще не разгаданы. Интересен факт, что его основали молодые юноши, большинство из которых на тот момент даже не были еще женаты. Почему они покинули своих родителей? Что вынудило их в юном возрасте пойти на такой смелый поступок? Среди падеринцев бытует предание о том, что в те давние времена в Кестыме возник спор между торговцами лошадьми Не смогли поделить территории, на корорые ездили торговать – у каждого купца была своя сфера торговли. И якобы молодые парни взбунтовавшись решили уйти и основать себе новую деревню.

Другая легенда гласит, что в Кестыме было мало пахотных земель и лугов. Поэтому самые смелые парни решили найти новые место, пригодное для жизни, и отправились в поисках Удобными оказались земли, расположенные по среднему течению реки Юнда. Сначала расположились на правом берегу реки Юнда, на склоне холма «Юач» рядом с лесом. Но выбранное место оказалось неподходящим, так как склон постоянно обдувался холодным ветрам, снег долго не оттаивал весной. И спустя какое-то время жители были вынуждены покинуть его и перебраться на нынешнее место деревни на левом берегу реки.

Местные жители предполагают, что название «Падера» произошло от словосочетания «пай ер» («паевая земля»). Местные жители, особенно старшее поколение, произносят название деревни как «Паера». Возможно, что падеринские земли изначально принадлежали Касимовым, и Кестымская община выделила переселенцам «паевую» землю. Подтверждением этой версии является тот факт, что жители Падеры изначально были земледельцами. Единственным богатым человеком считался Касимов Кадыр Нугманович (бай Кадыр), который в годы в начале XX построил в деревне двухэтажный дом с лавкой, занимался скупкой и перепродажей зерна и муки.

Наиболее научная версия предполагает, что название деревня получила от названия реки Падера (вполне возможно, что в XVIII речка называлась именно так, а в Юнду была переименована позднее). Подтверждением этому служит факт того, что впервые починок упоминается как “починок Юндинский над речкой Падерой”, то есть починок расположенный на реке Падера недалеко от деревни Юнда. А название река получила из–за климатичекских условий - слово ПАДЕРА в некоторых диалектах русского языка означает буря с вихрем, дождем, со снегом, зимнее ненастье, метель, вьюга, зимняя непогода. История о первоначальном месте основания деревни как раз об этом и гласит. Однако вполне возможно, что эта загадка могла возникнуть по ошибке переписчика – он мог неверно написать вместо правильного “починок Падеринский над речкой Юндой”.

В 1850 году в деревне значатся семьи следующих домовладельцев: 1)Губайдуллы Мавлюкаева сына Касимова - умер в 1846 году, 2)Шаммаса Мусалимова сына Касимова – умер в 1846 году (Мусалим Багышев сын Касимов – приемный сын Габдузялиля Габдулкаримова сына Касимова), 3)Кутлумат Бекмаметов сын Касимов, 4)Мухаммат Мусоев сын Энтентеев – умер в 1841 году, 5)Мурсалима Валитова сына Касимова – умер в 1837 году, 6)Сайфуллы Губайдуллина сына Касимова, 7)Халиля Хамитова сына Касимова (приемного сына Мусы Ентентеева). Итого в деревне проживало 43 душ мужского пола и 49 душ женского пола.

Между переписями населения 1811 и 1816 годов переселенцем из д. Кестым Валием Галиевым сыном Касимовым (Вали (1796 - 1843) – Гали - Мавлюкай – Курбанай – Сеиткул – Мухаммедкул) был основан починок “при мельнице наусть речки Юнды” (по-татарски “Юнды тамак”, по-удмуртски “Юндавож”, находился на месте впадения Юнды в Чепцу). Он взял в усыновление своего двоюродного брата Габида (Габид – Файзулла - Мавлюкай – Курбанай – Сеиткул – Мухаммедкул). В починке у Валия родились сыновья Юсуп (1816 г.р.), Зякфар (1819 г.р.), Гайнулла (1832 г.р.), Ибатулла (1834 г.р.). В 1850 году их семья уже состоит из 9 мужчин и 8 женщин. А в 1854 году Юсуп и Зякфар со своими семьями, Гайнулла и Ибатулла по предписанию Палаты государственных имуществ были переведены в д. Падера. Их земли перешли в собственность Падеринского сельского общества. Об этом событии до сих пор среди населения ходят легенды, что причиной переезда послужило то, что в тот год посевы злаковых пострадали из-за морозов, вызванных частыми ветрами со стороны Чепцы, и жители починка были вынуждены перебраться в Падеру. А переселенцев называют “Додон насель” – потомки Додона. Представители этого рода известны и в Кестыме.

До конца XIX века жители деревни входили в махаллю Кестымской мечети, в деревне имелся молельный дом. В 1891 году в Падере образуется самостоятельная махалля, куда кроме падеринцев так же вошли жители починков Ахмади и Бектыш. В 1892 году была построена и начала действовать соборная мечеть. На чьи средства производилась стройка, сведений в архивных документах не сохранилось. 11 февраля 1894 года имам-хататыбом утверждается Мухамметгариф Нурмухамедов.

В 1899 году в махалле числилось 319 душ мужского пола и 313 лиц женского пола. А в 1905 году - соответственно 364 и 373 человек.

В 1896 году с разрешения Оренбургского магометанского духовного собрания (Уфимский муфтият) в деревне открывается начальная школа, для которой на средства прихожан строится отдельное здание. В 1910 году в ней в трех классах учились 45 мальчиков. Ведется преподавание русского языка и арифметики. А в доме муллы обучаются 40 девочек.

Несмотря на гонения и репрессии 1930-ых годов, падеринцы не дали властям закрыть мечеть. Она – одна из немногих мечетей, не закрывавшихся со дня основания до современности ни на один день. Падеринская мечеть еще примечательна тем, что в ней всегда служили официальные имамы. Даже в страшные годы преследования священников нашлись люди, не побоявшиеся возглавить Падеринскую махаллю.

В 2000 году рядом с действующей мечетью был заложен фундамент для нового здания. Работа велась на пожертвования прихожан и различных организаций, и стройка стала истинно народной. И вот результат – рядом со старой деревянной мечетью в 2011 году было введено в строй просторное, красивое и уютное здание новой мечети. Имам - хатыбом в настоящее время служит Тютин Рахимзян Лытфуллович.

В 1930-х годах в деревне организовался колхоз «Первое Мая», в который в дальнейшем вошли также деревни Бектыш, Котегово, Ягошур. Реформы в стране, начатые в 90-е годы прошлого столетия, наложили свой отпечаток и на жизнь в деревне. Колхоз «Первое мая» переименовали в СПК «Колос». Но, несмотря на сложные времена, труженики деревни продолжают честно трудиться на родной земле, являются продолжателями трудовых династий падеринцев. И в настоящее время работа земледельца – самая почитаемая в деревне.

В деревне действует одна из двух школ района с преподаванием татарского языка и литературы. В 1918 - 1949 годы она была начальной, в 1949-1960 годы - семилетней, а с 1960 года-восьмилетняя. В настоящее время – основная общеобразовательная школа. Размещается в типовом здании детского сада. В 2017 обучается 51 школьник и 35 детей в дошкольной группе. Директор – Касимова Альбина Шайхулловна. Школа имеет большой опыт в преподавании татарского языка и литературы (преподает Касимова Фаима Аухатовна). Ученики ежегодно занимают призовые места в республиканской и международной олимпиадах по татарскому языку и литературе. В школе ежегодно проводятся такие национальные праздники как “Нәүрүз бәйрәме”, “Нәни йолдызлар”.

В 1930-ые годы в деревне был открыт татарский сельский клуб. В 1977 году введено в строй новое двухэтажное здание. В настоящее время на базе Падеринского СДК работают различные национальные ансамбли, в том числе:

· Фольклорный ансамбль «Очрашу», создан в 2008 году, руководитель коллектива Касимова Асия Габдульбаровна, художественный руководитель – Касимова Раида Рашидовна. 2011 году коллектив ансамбля был удостоен звания лауреата второй степени в номинации «Лучший вокальный коллектив» Всероссийского фольклорного фестиваля «Түгәрәк уен» в г. Пермь (2011 г.).

· Танцевальная группа «Авылдашлар» (создана в 2006г.). Руководитель – директор СДК Касимова Фарида Рашидовна, заслуңенный работник кулҗтуры УР. В репертуаре - татарские танцы. Лауреат Республиканского фестиваля татарской песни и танца им.Рашита Вагапова (2006г., 2008г.), лауреат Республиканского фестиваля «Ижау моңнары» (2010г.), дипломант Всероссийского татарского фольклорного фестиваля “Түгәрәк уен”(2010г.).

В Доме культуры планируется открыть музейную комнату, посвященную истории, традициям и быту деревни. В настоящее время идет сбор материалов и оформление экспозиций.

Традиционным праздником падеринцев испокон веков являлся праздник “ Юнды-базар”, который проводился в Михайлов день. Главная изюминка этого народно – православного праздника в проведении ярмарок. На Руси его всегда проводили в одно и то же время – 8 ноября по старому стилю (сейчас это приходится на 21 ноября). К этому времени завершались осенние сельскохозяйственные работы – с полей урожай уже убран, сложен в скирды, часть уже намолочена и высыпана в амбары. Да и скотина к началу ноября в основном уже заколота. Пора на ярмарке продать излишки, чтобы выручить деньги и купить необходимые товары, расплатиться с наемными работниками. Так по всей России в больших селах возникали базары, куда съезжались из близких и дальних деревень. Село Юнда (совр. Балезинский район) не стало исключением. Именно там в Михайлов день проводился главный базар для жителей Глазовского уезда Вятской губернии. Действительно, село, где проводилась ярмарка, превращалась в большую пирушку. Съезжались в гости не только родственники, но и просто хорошие знакомые. Днем гуляли по рынку, покупали-продавали, ходили по домам проведать друзей и родственников. А вечером всем селом лакомились самым дорогим угощением – баней. И так несколько дней подряд! В Юнду съезжалось огромное количество гостей. Естественно, оставаться на ночлег в селе всем места не хватало – и так в каждом доме гостевало до 20-30 человек. Поэтому вечером разъезжались по ближайшим деревням. Татары, приехавшие из Кестыма, Гордино, Татарских Парзей, с юкаменской стороны, по четыре дня гостевали в Падере и Бектыше. Поэтому в этих деревнях Юнда базар отмечают и сейчас, хотя ярмарки уже давно не проводилась, и в Юнду уже не ездят.

В настоящее время в Падере 157 домов, постоянно проживает 466 человек.

Из истории д. Бектыш

Починок Бектышевский (совр. д.Бектыш, по-татарски Биктеш) – самая маленькая татарская деревня в Балезинском районе, входит в составМО «Юндинское». Расстояние до районного центра Балезино 6 км.

Бектыш был основан Рафиком Файзуллиным сыном Касимовым (его родословная выглядит так: Рафик - Файзулла - Мавлюкай – Курбанай – Сеиткул – Мухаммедкул). Он родился в д.Кестым в 1792 году, в 1810 году был отдан в рекруты, далее работал мастеровым на Мотовилихинском заводе, откуда уволился в 1818 году. В 1825 году был причислен в починок Бектышевский (10). Умер в 1841 году. 1825 год можно считать официальным годом основания деревни, хотя Рафик мог уже поселиться туда сразу же после увольнения с завода. Его с уверенностью можно считать основателем Бектыша. Однако в починке у него потомства по мужской линии не осталось. В 1830 году из Падеры в Бектыш переселился Тарзима Зякфаров сын Касимов. Он родился в 1788 году в Кестыме, умер в 1836 году. В Бектыше его род продолжили потомки от сыновей Вали (его сын Идрис родился в 1848 году) и Гани (его сыновья Гали родился в 1839 году, Ахмедсадыйк - в 1874 году). В 1838 году из Кестыма в Бектыш переселился Сабит Саитов сын Касимов, ранее пытавшийся переселиться в Падеру. Он умер в 1844 году, не оставив в Бектыше мужского потомства. После Касимовых в починок перебрались на жительство семьи Гафура и Бекташа Забировых сыновей Тютиных из д. Гордино (Забир – Хамид – Салим). Бикташ родился в Гордино в 1847 году. От него ведут свой род бектышские Тютины – “Бикташ насель”. В деревне существует предание, что до его переселения починок не имел названия. А слово Бектыш (в местном произношении Бэктеш) как будто произошло от его имени. Однако письменные источники опровергают данную легенду, так как в переписи 1834 года он уже имеет современное название.

До 1891 года жители деревни были причислены в приход Кестымской мечети, а с 1891 года - в падеринскую махаллю. В 1891 году в деревне проживало 65 (8 дворов), в 1905 году - 81 человек. В 1902 году в деревне был открыт молитвенный дом (пятивременная мечеть), просуществовавший до сер. XXвека. Неуказными имамами были Абубакир Насыров, Сяляхутдин Файзуллин. В настоящее время жители деревни являются прихожанами Падеринской мечети.

В советские годы в Бектыше была своя начальная школа, татарский клуб. Однако они были закрыты, так как жителей с каждым годом в деревне оставалось все меньше и меньше. В настоящее время в деревне 29 домов, постоянно проживает всего лишь 16 человек. Однако многие выходцы из Бектыша содержат в деревне садоогороды, приезжая жить туда летом. В настоящее время деревня переживает этап возрождения – строятся новые дома (дачные), отремонтирована грунтовая дорога, ведущая в деревню с трассы Игра-Глазов. Украшением Бектыша являются два пруда на реке Уварсемка: сельский и частый, построенный уроженцем деревни Касимовым Зуфаром Хикматулловичем (проживает в п. Балезино). Ежегодно в деревне проводится Сабантуй, на который съезжаются выходцы из Бектыша со всей республики.

Особой гордостью бектышевцев является то, что в 2016 году из их родной деревни был перевезен и восстановлен в музее –заповеднике «Лудорвай» (находится недалеко от г. Ижевска) пожарная каланча начала XX века.

Из истории д. Ахмади

Д. Ахмади (по-татарски Әхмәди) входит в состав МО «Юндинское». Расстояние до районного центра Балезино 20 км. Была основана в 1830-ые годы переселенцем из д. Кестым Касимовым Ахмади сыном Рахматуллы (родился в 1803 году) (Ахмади – Рахматулла – Исмагил – Кулыш – Дусмухаммед – Мухаммедкул), отчего и стал называться Ахмадиевским починком. Месторасположение починка оказалось удобным, и примеру Ахмади последовали и другие: из Кестыма переселились братья Фатхулла (1807 г.р.), Кисматулла (1810 г.р.) и Ибатулла (1819 г.р.) Габидулловичи (Габидулла – Сагит - Кулыш – Дусмухаммед – Мухаммедкул). Точный год основания починка определить трудно. Самым первым упоминанием о существовании починка является запись в метрической книге Кестымской мечети за 1834 год о рождении в Ахмади в семье Фатхуллы и Сагиды Касимовых сына Губайдуллы. Однако жители починка в переписях населения 1834 и 1850 года всё еще числятся жителями Кестыма. Хотя Ахмади упоминается в метрике 1838 года как житель починка Ахмади. Деревня имеет и другое название – Колёбыр – по-татарски «каменистый склон». А удмурты это место называли Кольёмувыр. Через деревню протекают два ручейка, которые, объединяясь, образуют узенькую речушку. Сначала Ахмади-бабай основался в верхнем течении ручейка на самом возвышенном месте (сейчас это место остается слева при въезде в деревню, называют «Иске авыл» - старая деревня, рядом находится старое кладбище, где похоронены дети Ахмади-бабая, умершие в детстве). Однако со временем он решил переставить свой двор на низменную часть поймы речушки (легенда гласит, что загорелась ограда усадьба Ахмадия, и он это посчитал плохой приметой, решил переселиться). Месторасположение починка оказалось удобным, и примеру Ахмади последовали и другие - из Кестыма переселились несколько семей Касимовых. Да и семейство Ахмади-бабая росло – от двух жен (их звали Салиха и Шамсикамар) один за другим у него родились 11 детей. Росли сыновья, строили свои усадьбы. Так образовалась улица Ахмади, где и сейчас живут в основном Касимовы.

В начале 1840 – ых годов (не ранее 1841 года) в починок переселились Сагит Шоголиев сын Тютин (Шоголи сын Ахмара) и Мурза Ярмаков сын Тютин с семьями из д. Варыж (современная д.Большой Варыж Балезинского района. Оттуда татары переселились также в починки Ахмади и Токый). Их потомки основали улицу Варыжскую. В 1860-1880 годы из деревни Ворцинской (современный Ярский район) в Ахмади переезжают несколько семей Дюкиных. Они основали улицу Ворцинскую. Причину переселения объясняют тем, что в Ворцах случился большой пожар, а потом разразился голод из-за неурожая. Поэтому часть Дюкиных решила искать новое место для жительства. Сегодня в Ахмади в большинстве живут потомки тех самых Касимовых, Тютиных и Дюкиных.

В 1891 году в деревне проживало 160 человек (27 дворов), в 1905 году - 261 человек.

До 1891 года починок Ахмадиевский, как и многие татарские населенные пункты Глазовского уезда, входил в приход Кестымской мечети, а с открытием мечети в деревне Падера был причислен в падеринскую махаллю. В начале 20 века в Ахмади уже существует молитвенный дом. Для исполнения обязанностей пятивременного (неофициального) муллы прихожане приглашают из Казанской губернии Бикбова Шагиахмеда сына Шамсутдина, получившего классическое мусульманское образование в медресе д. Агрыз Сарапульского уезда у известного в то время преподавателя Ахмедшакира Сююндукова. В 1908 году благодаря усилиям Бикбова в Ахмади открывается начальная мусульманская школа. В 1910 году учениками в ней значатся 31 мальчик и 48 девочек.

В 1910 году образуется самостоятельная Ахмадиевская махалля, открывается соборная мечеть. Пятивременным имамом продолжает работать Бикбов Шагиахмед, а 22 ноября 1912 года приказом Оренбургского Магометанского Духовного Собрания он становится указным имамом.

События 1917-1918 годов коснулись и маленькой деревушки. Провозглашается Советская власть, религия отделяется от государства, закрывается мусульманская школа. Изменения коснулись и семьи Бикбовых. По имеющимся у нас сведениям у Шагиахмеда было четверо детей: Габдулахад, Шейхульислам, Касыйм и дочь Мигривафа. Водоворот событий захватывает Габдулахада, и он начинает увлекаться коммунистическими идеями. В 1919-1922 годах он работает в отделе по делам национальностей Вятского губисполкома. В октябре-ноябре 1919 года возглавляет башкиро-татарскую


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.