Тема 2. Организация и управление — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 2. Организация и управление

2017-08-26 192
Тема 2. Организация и управление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1.Учебная программы по дисциплине «Основы менеджмента»……… 1.1 дляспециальности 1-26 02 03 «Маркетинг» …………………… 1.2 для специальности 1-26 02 05 «Логистика» ……………………… 1.3 для специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит» ………………    
2.Теоретический раздел по дисциплине «Основы менеджмента»………………………………………………………………  
2.1Краткий конспект лекций по дисциплине «Основы менеджмента»……………………………………………………………..  
2.2Наглядный материал…………………………………………………  
3.Практический раздел по дисциплине «Основы менеджмента»………………………………………………………………  
3.1 Планы занятий…………………………………………………………  
3.2 Методические материалы к практическим занятиям……………….  
4. Блок контроля знаний по дисциплине «Основы менеджмента»……  
4.Материалы для самоконтроля знаний …………………………….....  
4.1 Тестовые задания……………………………………………………..  
4.2 Задания для самостоятельной управляемой работы студента (далее – СУРС) и методические указания по их выполнению………………..  
4.3 Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»………  
5. Глоссарий ………………………………………………………………  
6. Список используемой литературы по дисциплине «Основы менеджмента»……………………………………………………………….    

 

 


УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет

«МИТСО»

___________С.Н. Князев

____ __________2015

Регистрационный №УД-_______/уч.

 

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности:

1-26 02 03 «Маркетинг»

 

 

     
     
       
       
       
       
       
     
     
       
     
         
           

 

 

2015г.


Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Основы менеджмента» для учреждений высшего образования, утвержденной 08.01.2011 г., регистрационный № ТД-Е-292/тип.

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Ю.В. Иванова, доцент кафедры экономики и менеджмент

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой экономики и менеджмента

(протокол № 15 от 15.05.2015);

Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

(протокол № 11 от 23.06.2015)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для организации изучения основных положений теории и практики менеджмента, принципов и подходов к управлению коммерческими организациями и поведением людей в их совместной деятельности в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. В курсе рассматривается понятийный аппарат, базовые положения теорий управления и основные инструменты управления функциями и организационными процессами, основы делового поведения и формирования организационной культуры.

Цель курса – изучение студентами теории и практики, способов и инструментов управления организацией, а также приобретение необходимых навыков по формированию системы управления организацией, управлению поведением людей в их совместной деятельности.

Задачи изучения курса:

- изучить функции, процессы и методы управления организацией;

- освоить базовые теории и методики менеджмента;

- сформировать навыки стратегического мышления;

- научить использовать базовые концепции, принципы и методы управления на практике;

- освоить интеллектуальную технику индивидуальной и групповой работы руководителя;

- приобрести практические навыки принятия управленческих решений;

- создать теоретико-методическую основу для последующего непрерывного самообучения в области управления.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- особенности управленческих отношений в хозяйственных системах;

- функции управления организацией и их основное содержание;

- содержание организационных процессов, организационной культуры и основы управления ими;

- технику индивидуальной и групповой работы менеджера, включая технику принятия управленческих решений;

уметь:

- использовать базовые концепции, принципы и методы управления;

- проектировать организационную структуру;

- применять методики управления организационными процессами на практике;

- использовать технику индивидуальной и групповой работы менеджера, включая технику принятия управленческих решений;

- оценивать эффективность управления.

владеть:

- навыками разработки целей организации, ее подразделений и комплекса мероприятий по достижению целей.

 

При изучении дисциплины «Основы менеджмента» должна быть обеспечена преемственность и тесная связь с такими учебными дисциплинами, как «Экономика организации», «Психология управления». В связи с этим дисциплина занимает важное место при подготовке специалистов.

В числе эффективных педагогических методик и технологийпреподавания дисциплины, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии учебно-исследовательской деятельности; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, «мозговой штурм», учебные дебаты и другие активные формы и методы); игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.

В качестве средства обучения используются презентационные материалы по изучаемым темам.

С учетом специфики специальности требования к организации самостоятельной работы студентов могут быть следующими: - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа и др.; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом и др.

В соответствии с типовым учебным планом учебная программа рассчитана на 146 часов, в т.ч. 4 семестр для очной формы обучения 64 аудиторных часа, из них 32 часа лекций, 16 часов семинарских занятий, 16 часов СУРС, экзамен – 4 семестр;

7 семестр для заочной формы обучения 16 ауд. часов, из них 12 часов лекций, 4 часа семинарских занятий, экзамен – 7 семестр;

3 семестр для заочной сокращенной формы обучения 16 ауд. часов, из них 12 часов лекций, 4 часа семинарских занятий, экзамен – 3 семестр.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Введение

Цели и задачи курса. Менеджмент как наука и практика управления. Роль менеджмента в организации. Развитие производительных сил и управления. Традиционное управление. Управление промышленной стадии. Управление постиндустриальной стадии. Особенности управления в информационном обществе.

Тема 4. Функции управления

Функции организации и общие функции управления

Функции организации - специальные функции управления определенным ресурсом. Общие функции управления и управленческий цикл. Основное содержание процессов управления: производством, маркетингом, финансами, персоналом, учетом и анализом.

Общая функция - планирование

Функция планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования. Основные этапы планирования. Система планов.

Общая функция - организация

Основные задачи и компоненты функции организации. Функция организации и проектирование работы. Взаимозависимости работ. Этапы проектирования работы. Методы и модели проектирования работы. Выбор модели проектирования работы.

Общая функция - мотивация

Понятия мотива и содержание функции мотивации. Требования к механизму мотивации. Стимулы, регуляторы и мотивы. Основные методы мотивации труда. Концепция партисипативного управления. Особенности мотивации специалистов и менеджеров.

Общая функция - контроль

Понятие функции контроль. Упреждающий и результирующий контроль. Задачи стратегического, тактического и оперативного контроля. Сферы и объекты контроля. Этапы реализации контроля. Принципы и эффективность контроля.

 

Тема 5. Методы управления

Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы менеджмента.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Очная (дневная) форма получения высшего образования

Номер раздела, темы     Название раздела, темы Количество аудиторных часов Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия   Семинарские занятия Лабораторные занятия Количество часов УСР Литература
                 
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (64)              
  Введение 1.Цели и задачи курса 2.Менеджмент как наука и практика управления 3. Роль менеджмента в организации 4. Развитие производительных сил и управления           [1] [7]    
  Менеджмент и менеджеры 1.Содержание понятия менеджмент 2.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления 3. Менеджмент как функция, как процесс, как отношения управления, как система 4. Принципы менеджмента 5.Менеджер. Роли менеджера 6.Разделение труда менеджеров по вертикали и горизонтали. Аппарат управления             [1] [2] [3] [4] [5] [7]   Опрос, Анализ практических ситуаций
  Организация              
3.1 Организация 1.Понятие организации. Формальные и неформальные организации 2. Менеджмент и внешняя среда ор­ганизации: внешняя среда прямого воздействия; внешняя среда косвенного воздействия. 3. Менеджмент и внутренняя среда организации: технология, персонал, организационная структура, внутриорганизационные процессы, организаци­онная культура 4. Миссия организации. 5. Цели. Требования к постановке целей. Управление по целям.           [1] [2] [3] [4] [5] [7]   Опрос, Анализ практических ситуаций
3.2 Организационная система и система управления 1. Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия 2. Система управления организацией и ее основные подсистемы 3. Управление по целям. 4. Стратегическое, тактическое и оперативное управление.               реферат
  Эволюция теории управления 1. Научная и административная школы 2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук 3. Процессный, системный и ситуационный подходы 4. Прагматическая школа. Направление социальной ответственности 5. Многофакторные (синтетические) теории управления             [1] [2] [3] [5] [7] [8] Тест
  Функции управления 1. Функции организации и общие функции управления 2. Общая функция — планирование 3. Общая функция — организация 4. Общая функция — мотивация 5. Общая функция — контроль           [1] [2] [3] [4] [5] [7]   Опрос, Анализ практических ситуаций
  Методы управления 1.Организационно-распорядительные методы 2.Экономические методы 3.Социально-психологические методы             [1] [2] [3] [7] [8] Опрос, Анализ практических ситуаций
7. Процессы коммуникации, влияния и принятия решений              
7.1 Коммуникации в управлении 1.Понятие коммуникации. 2.Вербальная и невербальная коммуникации. 3.Процесс коммуникации 4.Коммуникационные сети. Коммуникационные стили.           [1] [2] [4] [5] [7]   реферат
7.2 Влияние и власть 1.Понятие власти 2.Источники власти 3.Авторитет. Доверие. Лидерство 4.Отношения управления менеджера и лидера 5. Стиль руководства           [1] [2] [3] [5] [7] [8] Опрос, Анализ практических ситуаций
7.3 Принятие решений 1.Проблемы и решения. Рациональность решения 2.Рациональная организация процесса принятия решения 3.Основные требования, предъявляемые к решению 4.Методы и методики, используемые в процессе принятия решений             [1] [2] [3] [4] [5] [7]   Опрос, Анализ практических ситуаций
8. Проектирование организационной структуры 1.Ситуационные факторы и элементы проектирования организации 2.Элементы проектирования организации 3. Основные типы организационных структур 4. Новые подходы к проектированию организаций             [1] [2] [5] [7] [11] [12] Тест

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Заочная (заочная сокращенная) форма получения высшего образования


Номер раздела, темы     Название раздела, темы Количество аудиторных часов Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия   Семинарские занятия Лабораторные занятия Количество часов УСР Литература
                 
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (16)              
  Менеджмент и менеджеры 1.Содержание понятия менеджмент 2.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления 3. Менеджмент как функция, как процесс, как отношения управления, как система 4. Принципы менеджмента 5.Менеджер. Роли менеджера 6.Разделение труда менеджеров по вертикали и горизонтали. Аппарат управления             [1] [2] [3] [4] [5] [7]    
  Организация и управление:              
3.1 Организация 1.Понятие организации. Формальные и неформальные организации 2. Менеджмент и внешняя среда ор­ганизации: внешняя среда прямого воздействия; внешняя среда косвенного воздействия. 3. Менеджмент и внутренняя среда организации: технология, персонал, организационная структура, внутриорганизационные процессы, организаци­онная культура 4. Миссия организации. 5. Цели. Требования к постановке целей. Управление по целям.             [1] [2] [3] [4] [5] [7]    
  Функции управления 1. Функции организации и общие функции управления 2. Общая функция — планирование 3. Общая функция — организация 4. Общая функция — мотивация 5. Общая функция — контроль           [1] [2] [3] [4] [5] [7]   Опрос, рассмотрение практических ситуаций
  Методы управления 1.Организационно-распорядительные методы 2.Экономические методы 3.Социально-психологические методы             [1] [2] [3] [7] [8] Опрос, рассмотрение практических ситуаций
7. Процессы коммуникации, влияния и принятия решений              
7.2 Влияние и власть 1.Понятие власти 2.Источники власти 3.Авторитет. Доверие. Лидерство 4.Отношения управления менеджера и лидера 5. Стиль руководства           [1] [2] [3] [5] [7] [8]  
7.3 Принятие решений 1.Проблемы и решения. Рациональность решения 2.Рациональная организация процесса принятия решения 3.Основные требования, предъявляемые к решению 4.Методы и методики, используемые в процессе принятия решений             [1] [2] [3] [4] [5] [7]    
8. Проектирование организационной структуры 1.Ситуационные факторы и элементы проектирования организации 2.Элементы проектирования организации 3. Основные типы организационных структур 4. Новые подходы к проектированию организаций             [1] [2] [5] [7] [11] [12]  

 


ЛИТЕРАТУРА

основная

1. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: учебник – М.: Экономист, 2004.

2. Гончаров В.В. Менеджмент: учеб.пособие / В.В. Гончаров. – Мн.: Современная школа, 2010.

3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое издание, 2009.

4. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012.

5. Основы менеджмента: учеб.пособие / под.ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышева. – 2-е изд. – М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2012.

6. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией / Под общ. ред. А.Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Тележников В.И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Тележников; под ред. Н.П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2008.

8. Феденя, А.К. Менеджмент: учеб. пособие / А.К. Феденя. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2008.

 

дополнительная

 

9. Беляев, В.А. Менеджмент: пособие /В. А Беляев, Е.Н. Костюкевич. – Минск: «Элайда», 2010. – 212 с.

10. Сидоров, Л.Н. Менеджмент / Сидоров. – Минск: РИВШ, 2009. – 152 с.

11. Беляцкий Н.П. Основы лидерства: учебник / Н.П. Беляцкий. – Минск: БГЭУ, 2006.

12. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. – СПб: Питер, 2001.

13. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

14. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.

15. Глушаков, В.Е. Психология управления персоналом: век ХХI / В.Е. Глушаков, Т.И. Глушакова. – Минск:Издательство «Четыре четверти», 2011.- 320 с.

16. Кноринг В.И. Искусство управления: Учебник -- М.: ИНФРА-М, 2005.

17. Петрушин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса:учеб. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

18. Салмон Р. Будущее менеджмента / Под ред. Е.В. Минеевой. СПб.: Питер, 2004.

 

 


 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Раздел дисциплины, тема Содержание учебного задания
Тема: «Менеджмент и менеджеры» 1. Дайте определение понятия «принцип менеджмента» 2. Перечислите и охарактеризуйте принципы менеджмента (принципы Г. Эмерсона, принципы А. Файоля, общие принципы управления (применимости, системности, многофункциональности, интеграции, ориентации на ценности, оперативности управления, объективности) и частные принципы управления, принципы управления IBM) 3. Анализ ситуации
Тема: «Организационная система и система управления» 1.Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия: по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая), по характеру взаимодействия структурных подразделений, по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистическая). 2. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития.
Тема: Эволюция теории управления   1.Использование принципов управления Г. Фордом в деятельности предприятия. 2.Вклад Г. Ганнта в теорию управления. 3.Сущность и основные этапы Хоторнских экспериментов Э. Мэйо.
Тема: «Процесс коммуникации» 1.Что такое коммуникация? 2.Назовите основные виды коммуникаций и дайте им характеристику. 3.Кратко опишите четыре основных элемента процесса коммуникации (отправитель, сообщение, канал, получатель). Изобразите схематично процесс коммуникации. 3.Какую роль в процессе коммуникации играют обратная связь и помехи? 6.Назовите типы невербальной коммуникации 7.Почему эффективные коммуникации важны для менеджеров и организации?  

Форма контроля - реферат.

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»

1. Содержание понятия менеджмент. Характерные черты менеджмента

2. Менеджмент как наука и практика управления людьми в организации. Роль менеджмента в организации.

3. Менеджмент как функция, как процесс, как отношения управления, как система.

4. Управляющая и управляемые подсистемы

5. Уровни и виды менеджмента

6. Менеджер. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. Структура деятельности менеджера и ее характеристики.

7. Менеджер. Роли менеджера

8. Понятие организации. Формальные и неформальные организации

9. Внешняя среда организации

10. Внутренняя среда организации

11. Миссия организации

12. Цели менеджмента. Требования к постановке целей. Управление по целям: сущность метода

13. Принципы менеджмента: понятие, требования к формулировке. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента

14. Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия: по характеру организационного взаимодействия с внешней средой (механистическая и органическая), по характеру взаимодействия структурных подразделений, по характеру взаимодействия с человеком (корпоративная и индивидуалистическая).

15. Система управления организацией и ее основные подсистемы: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития.

16. Школа научного управления

17. Классическая (административная) школа управления

18. Школы человеческих отношений и поведенческих наук

19. Процессный, системный и ситуационный подходы

20. Многофакторные (синтетические) теории управления: теория «7 S». Теория «Z»

21. Функции менеджмента: понятие, место в системе категорий менеджмента, классификация

22. Содержание планирования как функции менеджмента. Виды и принципы планирования.

23. Стратегическое управление. Виды стратегий

24. SWOT (СВОТ)-анализ деятельности организации. PEST-анализ

25. Организация как функция менеджмента. Делегирование задач и полномочий

26. Мотивация как функция менеджмента

27. Содержательные теории мотивации (теория потребностей А.Маслоу, теория Д. Мак-Клелланда, «теория ERG» К. Алъдерфера, двухфакторная теория Ф. Герцберга )

28. Процессуальные теории мотивации (теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера)

29. Контроль как функция менеджмента: понятие, виды управленческого контроля, этапы процесса контроля, формы контроля

30. Организационно-распорядительные методы менеджмента

31. Экономические методы менеджмента

32. Социально-психологические методы менеджмента

33. Понятие коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникации.

34. Процесс коммуникации

35. Коммуникационные сети

36. Коммуникационные стили

37. Понятие управленческого решения, его место в системе категорий менеджмента

38. Основные требования, предъявляемые к решению

39. Классификация управленческих решений

40. Рациональная организация процесса принятия решения

41. Методы принятия управленческих решений

42. Лидерство в управлении организацией. Отношение управления менеджера и лидера

43. Понятие власти. Формы власти

44. Источники власти

45. Понятие влияния. Способы влияния (эмоциональные и рассудочные)

46. Понятие авторитета. Источники авторитета. Разновидности псевдоавторитета

47. Стиль руководства: понятие и классификация

48. Управленческая решетка ГРИД Р. Блейка и Дж. Моутон

49. Сущность и содержание организационной структуры управления предприятием

50. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления

51. Линейная организационная структура

52. Функциональная организационная структура

53. Дивизиональная организационная структура

54. Проектная и матричная организационные структуры

55. Ситуационные факторы и элементы проектирования организации

56. Новые подходы в проектировании организаций. Эдхократическая организация. Многомерная организация. Предпринимательская организация. Организация, ориентированная на рынок. Партисипативная организация. Сетевые организационные структуры.

 

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет

«МИТСО»

___________С.Н. Князев

____ __________2015

Регистрационный №УД-_______/уч.

 

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности:

1-26 02 05 «Логистика»

 

 

2015г.


Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Основы менеджмента» для учреждений высшего образования, утвержденной 08.01.2011 г., регистрационный № ТД-Е-292/тип.

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Ю.В. Иванова, доцент кафедры экономики и менеджмент

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой экономики и менеджмента

(протокол № 15 от 15.05.2015);

Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»

(протокол № 11 от 23.06.2015)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для организации изучения основных положений теории и практики менеджмента, принципов и подходов к управлению коммерческими организациями и поведением людей в их совместной деятельности в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. В курсе рассматривается понятийный аппарат, базовые положения теорий управления и основные инструменты управления функциями и организационными процессами, основы делового поведения и формирования организационной культуры.

Цель курса – изучение студентами теории и практики, способов и инструментов управления организацией, а также приобретение необходимых навыков по формированию системы управления организацией, управлению поведением людей в их совместной деятельности.

Задачи изучения курса:

- изучить функции, процессы и методы управления организацией;

- освоить базовые теории и методики менеджмента;

- сформировать навыки стратегического мышления;

- научить использовать базовые концепции, принципы и методы управления на практике;

- освоить интеллектуальную технику индивидуальной и групповой работы руководителя;

- приобрести практические навыки принятия управленческих решений;

- создать теоретико-методическую основу для последующего непрерывного самообучения в области управления.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- особенности управленческих отношений в хозяйственных системах;

- функции управления организацией и их основное содержание;

- содержание организационных процессов, организационной культуры и основы управления ими;

- технику индивидуальной и групповой работы менеджера, включая технику принятия управленческих решений;

уметь:

- использовать базовые концепции, принципы и методы управления;

- проектировать организационную структуру;

- применять методики управления организационными процессами на практике;

- использовать технику индивидуальной и групповой работы менеджера, включая технику принятия управленческих решений;

- оценивать эффективность управления.

владеть:

- навыками разработки целей организации, ее подразделений и комплекса мероприятий по достижению целей.

При изучении дисциплины «Основы менеджмента» должна быть обеспечена преемственность и тесная связь с такими учебными дисциплинами, как «Экономика организации», «Психология управления». В связи с этим дисциплина занимает важное место при подготовке специалистов.

В числе эффективных педагогических методик и технологийпреподавания дисциплины, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии учебно-исследовательской деятельности; коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, «мозговой штурм», учебные дебаты и другие активные формы и методы); игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.

В качестве средства обучения используются презентационные материалы по изучаемым темам.

С учетом специфики специальности требования к организации самостоятельной работы студентов могут быть следующими: - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа и др.; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом и др.

В соответствии с типовым учебным планом учебная программа рассчитана на 146 часов, в т.ч. 4 семестр для очной формы обучения 64 аудиторных часа, из них 32 часа лекций, 16 часов семинарских занятий, 16 часов СУРС, экзамен – 4 семестр;

4 семестр для заочной формы обучения 16 ауд. часов, из них 12 часов лекций, 4 часа семинарских занятий, экзамен – 4 семестр;

5 семестр для заочной сокращенной формы обучения 8 ауд. часов, из них 6 часов лекций, 2 часа семинарских занятий, экзамен – 5 семестр.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Введение

Цели и задачи курса. Менеджмент как наука и практика управления. Роль менеджмента в организации. Развитие производительных сил и управления. Традиционное управление. Управление промышленной стадии. Управление постиндустриальной стадии. Особенности управления в информационном обществе.

Тема 4. Функции управления

Функции организации и общие функции управления

Функции организации - специальные функции управления определенным ресурсом. Общие функции управления и управленческий цикл. Основное содержание процессов управления: производством, маркетингом, финансами, персоналом, учетом и анализом.

Общая функция - планирование

Функция планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Принципы планирования. Основные этапы планирования. Система планов.

Общая функция - организация

Основные задачи и компоненты функции организации. Функция организации и проектирование работы. Взаимозависимости работ. Этапы проектирования работы. Методы и модели проектирования работы. Выбор модели проектирования работы.

Общая функция - мотивация

Понятия мотива и содержание функции мотивации. Требования к механизму мотивации. Стимулы, регуляторы и мотивы. Основные методы мотивации труда. Концепция партисипативного управления. Особенности мотивации специалистов и менеджеров.

Общая функция - контроль

Понятие функции контроль. Упреждающий и результирующий контроль. Задачи стратегического, тактического и оперативного контроля. Сферы и объекты контроля. Этапы реализации контроля. Принципы и эффективность контроля.

 

Тема 5. Методы управления

Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы менеджмента.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Очная (дневная) форма получения высшего образования

 

Номер раздела, темы     Название раздела, темы Количество аудиторных часов Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия   Семинарские занятия Лабораторные занятия Количество часов УСР Литература
                 
  ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (64)              
  Введение 1.Цели и задачи курса 2.Менеджмент как наука и практика управления 3. Роль менеджмента в организации 4. Развитие производительных сил и управления           [1] [7]    
  Менеджмент и менеджеры 1.Содержание понятия менеджмент 2.Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления 3. Менеджмент как функция, как процесс, как отношения управления, как система 4. Принципы менеджмента 5.Менеджер. Роли менеджера 6.Разделение труда менеджеров по вертикали и горизонтали. Аппарат управления             [1] [2] [3] [4] [5] [7]   Опрос, Анализ практических ситуаций
  Организация              
3.1 Организация 1.Понятие организации. Формальные и неформальные организации 2. Менеджмент и внешняя среда ор­ганизации: внешняя среда прямого воздействия; внешняя среда косвенного воздействия. 3. Менеджмент и внутренняя среда организации: технология, персонал, организационная структура, внутриорганизационные процессы, организаци­онная культура 4. Миссия организации. 5. Цели. Требования к постановке целей. Управление по целям.           [1] [2] [3] [4] [5] [7]   Опрос, Анализ практических ситуаций
3.2 Организационная система и система управления 5. Характеристика организационной системы по типам организационного взаимодействия 6. Система управления организацией и ее основные подсистемы 7. Управление по целям. 8. Стратегическое, тактическое и оперативное управление.               реферат
  Эволюция теории управления 1. Научная и административная школы 2. Школы человеческих отношений и поведенческих наук 3. Процессный, системный и ситуационный подходы 4. Прагматическая школа. Направление социальной ответственности 5. Многофакторные (синтетические) теории управления             [1] [2] [3] [5] [7] [8] реферат
  Функции управления 1. Функции организации и общие функции управления 2. Общая функция — планирование 3. Общая функция — организация 4. Общая функция — мотивация 5. Общая функция — контроль        

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.