Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учёбы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учёбы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий

2017-08-26 209
Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учёбы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предисловие

 

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

 

Сведения о стандарте

 

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. № 48-2015)

За принятие проголосовали:

 

Краткое наименование страны по МК (ISO 3166) 004-97 Код страны по МК (ISO 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения AM Минэкономики Республики Армения
Кыргызстан KG Кыргызстандарт
Россия RU Росстандарт
Таджикистан TJ Таджикстандарт

 

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. № 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 12.0.004-90

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

 

Введение

 

Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение требований безопасности.

Унификация подходов к организации обучения безопасности труда была закреплена в ГОСТ 12.0.004-90 и хорошо показала себя на практике в течение десятилетий. Вместе с тем произошедшие с тех пор социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы в изменившихся условиях потребовали пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации, что и было выполнено в настоящем стандарте.

Настоящий стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.

 

Область применения

 

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения - будущего трудового потенциала нации.

1.2 Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

1.3 Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

 

Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 7.67-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды названий стран

ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным стандартом). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность технологических процессов и производств: Название учебного курса высшего профессионального образования, включающего сферы охраны труда и безопасности производства.

3.2 инструктор по охране труда: Лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда, включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем с учетом требований национального законодательства порядке к обучению работающих охране труда непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

3.3 исполнитель: Человек, в трудовые функции которого не входит участие в системе управления производством, не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.4 младший обслуживающий персонал: Совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими (например, уборщица, сторож, вахтер и т.п.).

3.5 образование: Совокупность приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности определенного уровня квалификации, определяющего уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности.

Примечание - Термин "образование" в обыденном языке часто применяют как краткую форму понятия "система образования".

3.6 образовательная организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать "образовательные услуги" и вести "образовательную деятельность", предоставляя сторонним организациям и физическим лицам возможности по получению образования.

Примечание - Может вести иные виды деятельности, в том числе по обучению, если это не противоречит национальному законодательству и утвержденному уставу организации.

3.7 обучающая организация: Организация, имеющая право в соответствии с национальным законодательством оказывать услуги сторонним организациям и лицам по обучению, включая проверку знаний, вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

3.8 обучающийся: Лицо, проходящее обучение безопасности труда.

3.9 обучение: Процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, по развитию способностей и компетенций.

3.10 организатор обучения: Организация или индивидуальный предприниматель, организующие и проводящие обучение, включая проверку знаний: своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

3.11 остаточные знания: Прочно усвоенные знания, остающиеся у обучаемого спустя некоторое время (месяц, год) после завершения процесса обучения и проверки знаний.

3.12 повышение квалификации: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

3.13 подготовка: Краткосрочный вид обучения, не изменяющий уровень образования.

Примечание - В практическом англоязычном дискурсе подготовка эквивалентна термину training, характер обучения которого различен с характером обучения при получении образования (education).

3.14 профессиональная переподготовка: Вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение законченного комплекса новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

3.15 работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда: Работы в условиях присутствия опасных и (или) вредных производственных факторов с высоким риском травмирования, острого отравления или возможности развития хронического профессионального заболевания, а также работы с повышенной опасностью.

3.16 работы с повышенной опасностью: Работы, выполняющиеся в зонах постоянного или возможного действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, что требует до начала производства этих работ разработать и выполнить дополнительные мероприятия по безопасности для каждой конкретной производственной операции.

Примечания

1 Употребляется наравне с полностью эквивалентным словосочетанием "работы повышенной опасности".

2 Работы с повышенной опасностью выполняются по наряду-допуску, что делает все работы, которые по тем или иным правилам безопасности должны выполняться по наряду-допуску, относящимися к работам с повышенной опасностью.

3.17 руководитель: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления и в подчинении которого находятся один или более работников, работающих или иных физических лиц.

3.18 самозанятое лицо: Человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

3.19 слушатель: Лицо, проходящее обучение и проверку знаний по охране труда в обучающей организации.

3.20 специалист: Человек, в трудовые функции которого входит участие в системе управления, но не имеющий в подчинении ни одного работника, работающего или иного физического лица.

3.21 стажирующийся: Лицо, проходящее стажировку на рабочем месте.

3.22 техносферная безопасность: Наиболее общее название направления высшего профессионального образования, устанавливаемое национальным законодательством в области образования, включающего сферы охраны труда, безопасности производства, безопасности жизнедеятельности человека и т.п.

3.23 экзаменуемый: Лицо, проходящее проверку знаний по безопасности труда.

 

Общие положения

 

4.1 Обучение безопасности труда направлено на формирование, закрепление и развитие мотивации и навыков безопасного поведения, знаний, умений и навыков выполнения безопасных приемов труда и (или) управления обеспечением безопасности других лиц в процессе их трудовой деятельности.

4.2 Обучение безопасности труда является постоянным процессом, сопровождающим занятого трудом человека всю его жизнь, направленным на предотвращение преждевременной смертности и ухудшения качества жизни из-за травм и (или) заболеваний, связанных с трудовой деятельностью.

В основу системы обучения безопасности труда, а также обучения по охране труда, устанавливаемой настоящим стандартом, положена система дифференцирования видов обучения для различных групп (отдельных категорий) обучаемых по содержанию, длительности и формам организации обучения с учетом потребностей максимального обеспечения безопасности трудовой деятельности работающих и производственной деятельности работодателей.

Обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателей, в образовательных организациях и учреждениях, а также при совершенствовании знаний требований безопасности труда в процессе трудовой деятельности, в том числе для самозанятых лиц, занимающихся индивидуальным трудом.

Работающих, совмещающих профессии, обучают безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе, трудовой функции), а при замене временно отсутствующих работников - дополнительно в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).

Студентов и учащихся знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебы, выполнения трудовых функций на практике, основам организации безопасности трудовой деятельности и безопасности производственной деятельности в процессе профессионального образования и (или) обучения отдельно и (или) в рамках освоения тех или иных учебных дисциплин.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения и действий, в том числе при выполнении простейших трудовых операций, в процессе учебно-воспитательных занятий.

4.3 Обучение безопасности труда основывается на принципах всеобщности, массовости, постоянства (периодичности), общедоступности, унификации в целом с дифференциацией применительно к формам и методам обучения, а также к различию конкретных целей и потребностей обучаемых и организатора обучения.

4.4 Обучение безопасности труда включает в себя:

- формирование уважительного отношения к вопросам и требованиям обеспечения безопасности и развитие устойчивой внутренней положительной психологической установки на строгое выполнение требований безопасности;

- повышение информированности и осведомленности в вопросах безопасности труда и безопасного поведения;

- изучение и овладение знаниями и навыками безопасного труда и управления безопасностью в процессе профессионального образования и подготовки/переподготовки;

- отдельное специальное многоуровневое обучение вопросам безопасности труда и производственной деятельности.

4.5 Основными видами обучения безопасности труда являются:

- общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;

- обучение методам системного управления эффективным обеспечением безопасных и безвредных условий труда, защитой от опасностей и рисков, профилактикой связанных с работой травм и заболеваний, организацией оказания первой помощи и социальной защиты пострадавших;

- обучение приемам безопасного поведения;

- обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;

- обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;

- обучение методам руководства безопасным выполнением работ;

- обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

4.6 Основными формами обучения безопасности труда являются:

- традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);

- "аудиторное" обучение за компьютерным обучающим комплексом;

- дистанционное обучение;

- получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;

- получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;

- инструктаж;

- стажировка;

- проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;

- проверка (и самопроверка) полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

4.7 Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

- руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;

- специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;

- лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;

- самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;

- специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением, охраной труда и (или) безопасностью труда;

- лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

4.8 Обучение безопасности труда должно следовать за всеми изменениями в трудовых функциях работающего, в условиях труда, в нормативной документации по охране труда и безопасности производства, для чего оно осуществляется в нескольких основных формах:

- вводное базовое, минимально необходимое для любой трудовой деятельности;

- первоначальное для данной трудовой функции, минимально необходимое для ее безопасного выполнения;

- повторное для этой же трудовой функции с целью восстановления необходимого объема знаний при естественном сокращении остаточных знаний;

- внеочередное для любых изменений условий труда.

 

Б.1 Программа Б.1 - Примерная программа вводного инструктажа по охране труда

 

Программа вводного инструктажа должна в обязательном порядке информировать работника о профессиональных рисках на его рабочем месте, о его обязанностях по охране труда и ответственности.

Программа вводного инструктажа, как правило, должна включать следующие вопросы.

1 Общие сведения об организации, численность и характерные особенности производственной деятельности. Расположение основных подразделений, цехов, служб, вспомогательных помещений.

2 Основные положения законодательства о труде и об охране труда:

2.1 Индивидуальный трудовой договор, рабочее время и время отдыха. Гарантии и компенсации. При необходимости регламентация труда женщин или лиц моложе 18 лет.

2.2 Правила внутреннего трудового распорядка, трудовая дисциплина.

2.3 Ответственность за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.

2.4 Организация работы по охране труда. Осуществление государственного надзора и общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.

3 Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

4 Общие обязанности работника по охране труда. Общие правила поведения работников на территории организации, в производственных и вспомогательных помещениях.

5 Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6 Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7 Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, острых отравлений, аварий, пожаров, происшедших в организации и на других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности и охраны труда.

8 Порядок действий работника при несчастном случае или остром отравлении. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Социальное обеспечение пострадавших на производстве.

9 Пожарная, промышленная и транспортная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий и инцидентов. Действия работника при их возникновении.

10 Первая помощь пострадавшим и последующие действия работников при возникновении несчастного случая.

 

Б.2 Программа Б.2 - Примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте

 

Программа первичного инструктажа на рабочем месте, как правило, должна включать следующие вопросы:

1 Общие сведения об условиях труда работника: технологическом процессе, оборудовании и производственной среде на рабочем месте работника, характере его трудового процесса (напряженность и тяжесть):

- общие ознакомительные сведения о технологическом процессе и выпускаемой подразделением продукции;

- общее знакомство с оборудованием, находящимся на рабочем месте, в рабочей зоне и в пределах контролируемых подразделением территории и помещений;

- опасные и вредные производственные факторы, наличествующие на рабочем месте и риски их воздействия на организм человека;

- средства коллективной защиты, установленные на оборудовании (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки, сигнализации и т.д.);

- назначение, устройство и правила применения средств индивидуальной защиты (СИЗ), необходимых на рабочем месте;

- требования к безопасной организации и содержанию в чистоте и порядке рабочего места;

- требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании (ремонте) оборудования, находящегося на рабочем месте;

- требования безопасности по предупреждению электротравматизма.

2 Порядок подготовки к работе:

- требования к спецодежде, спецобуви и СИЗ;

- проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента, приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты;

- безопасные приемы и методы при выполнении работы.

3 Схема безопасного передвижения работника по территории подразделения, организации:

- проходы, предусмотренные для передвижения;

- запасные выходы, запретные зоны;

- внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства, места нахождения и требования безопасности при проведении грузоподъемных работ.

4 Аварийные ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте:

- характерные причины возникновения аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм и острых отравлений;

- действия работника при возникновении аварийной ситуации, производственной травмы, острого отравления;

- места нахождения противоаварийной защиты и средств пожаротушения, правила пользования ими;

- места нахождения средств оказания первой помощи пострадавшему, аптечки, правила пользования ими;

- места нахождения телефонной связи, номера телефонов;

- действия работника при создавшейся опасной ситуации, угрожающей жизни и здоровью окружающих, и при несчастном случае, происшедшем на производстве;

- порядок сообщения работником представителям работодателя о произошедшим с ним несчастном случае или остром отравлении.

5 Ознакомление со всеми инструкциями по рабочему месту и охране труда по профессии (в соответствии с разрабатываемым работодателем по каждому рабочему месту перечнем профессий с указанием номеров инструкций, необходимых для инструктирования).

 

Б.3 Программа Б.3 - Примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим

 

Раздел 1. Введение

 

Тема 1.1. Производственный травматизм и его негативные последствия

Понятие травмы. Основные травмоопасные факторы. Виды травм и вызванные ими состояния (клиническая смерть, кома, коллапс, шок и др.), представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, требующие оказания экстренной помощи на месте происшествия.

 

Тема 1.2. Профилактика производственного травматизма

Опасные и вредные производственные факторы. Несчастные случаи на производстве. Причины травматизма. Вопросы предупреждения травматизма на производстве, снижения его уровня и последствий.

 

Раздел 2. Основы анатомии и физиологии человека

 

Тема 2.1. Краткие сведения о строении организма человека (клетка, ткань, орган, система органов)

Опорно-двигательный аппарат человека (скелет человека, мышцы, суставы, связки). Строение и выполняемые функции. Сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная, пищеварительная, мочеполовая системы, их строение и выполняемые функции. Взаимосвязь органов и систем в организме человека.

 

Раздел 3. Организация и объем первой медицинской само- и взаимопомощи на месте происшествия

 

Тема 3.1. Порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему

Вызов скорой медицинской помощи.

Оценка опасности сложившейся ситуации для проведения спасательных мероприятий и меры безопасности при проведении первой медицинской помощи.

Устранение причин поражения (травмирующий фактор).

Оценка тяжести поражения пострадавшего по степени опасности для жизни (основные оценочные показатели жизненно важных функций).

Обследование пострадавшего с целью определения вида травмы и ее локализации (опрос, осмотр, освобождение пострадавшего от одежды и обуви).

Проведение экстренных мероприятий, направленных на устранение поражений (алгоритм действий первой медицинской помощи при травмах и поражениях по факту случившегося).

Организация транспортирования пострадавшего в медицинское учреждение.

 

Тема 3.2. Объем мероприятий первой помощи пострадавшему, проводимых на месте происшествия

Перечень мероприятий первой помощи пострадавшим, проводимых в порядке само- и взаимопомощи на месте происшествия.

Минимально необходимые средства для выполнения мероприятий по оказанию первой помощи (аптечка первой помощи).

 

Тема 3.3. Повязки

Виды перевязочного материала. Виды повязок и их применение при различных видах травм (ранении, ушибах, переломах, растяжениях связок, ожогах, отморожениях и др.) и локализации (голова, шея, грудь, живот, конечности).

Правила наложения повязок и техника их выполнения.

 

Тема 3.4. Транспортная иммобилизация

Роль и назначение транспортной иммобилизации в оказании первой медицинской помощи. Требования к проведению транспортной иммобилизации. Средства транспортной иммобилизации. Правила наложения шин. Транспортная иммобилизация при травмах различной локализации (голова, позвоночник, грудная клетка, таз, конечности). Основные транспортные положения.

Осложнения, связанные с нарушениями требований транспортной иммобилизации при транспортировании пострадавшего в медицинское учреждение.

 

Раздел 4. Основы сердечно-легочной реанимации

 

Тема 4.1. Состояния, требующие проведения реанимационных мероприятий

Причины нарушений жизненно важных функций организма человека и их исход. Характеристика терминального состояния при поражениях. Признаки клинической и биологической смерти. Ранние признаки биологической смерти и способы их определения (признак Белоглазова "кошачий зрачок", пятна Лярше и др.).

 

Тема 4.2. Техника проведения сердечно-легочной реанимации взрослому человеку

Объем реанимационных мероприятий. Требования к условиям, необходимым для проведения сердечно-легочной реанимации.

Обеспечение проходимости верхних дыхательных путей (туалет полости рта, тройной прием Сафара).

Восстановление дыхания. Техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) различными способами ("изо рта в рот" и "изо рта в нос").

Восстановление кровообращения. Техника проведения непрямого массажа сердца.

Сочетание и соотношение приемов восстановления дыхания и кровообращения в ходе проведения сердечно-легочной реанимации силами одного и двух человек.

Признаки эффективности и успешного проведения реанимации, время проведения реанимации.

Осложнения, возникающие при проведении сердечно-легочной реанимации.

Особенности проведения реанимационных мероприятий при электротравме, утоплении.

 

Раздел 5. Нарушения дыхания

 

Тема 5.1. Характеристика нарушения дыхания

Виды нарушений дыхания (нарушение проходимости дыхательных путей, неадекватное дыхание, остановка дыхания) и причины их возникновения.

Признаки нарушения дыхания (положение тела, окраска кожных покровов, частота, глубина, ритмичность дыхательных движений и др.).

Показатели нарушения дыхания, при которых необходимо проведение искусственной вентиляции легких.

 

Тема 5.2. Первая помощь при нарушениях дыхания

Способы восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Применение тройного приема Сафара.

Приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей (Хаймлиха и др.), в том числе в случаях, сопровождающихся потерей сознания. Искусственная вентиляция легких при нарушениях дыхания.

 

Раздел 6. Состояния, сопровождающиеся потерей сознания

 

Тема 6.1. Характеристика состояний, сопровождающихся потерей сознания

Виды потери сознания. Кома. Причины возникновения. Признаки потери сознания и способы их определения.

Возможные осложнения, связанные с потерей сознания, степень их опасности и способы их предупреждения.

 

Тема 6.2. Первая помощь при бессознательных состояниях

Принципы оказания помощи при коматозных состояниях. Перечень мероприятий первой помощи и последовательность их проведения при бессознательных состояниях, вызванных различными видами травм и поражений.

Характерные ошибки при оказании помощи пострадавшему без сознания, приводящие к ухудшению его состояния.

Особенности транспортирования при потере сознания.

 

Раздел 7. Раны

 

Тема 7.1. Характеристика раневых поражений

Виды ран, их классификация и характерные признаки. Осложнения, вызванные ранениями, и меры по их предупреждению. Характеристика острой кровопотери и травматического шока. Способы определения острой кровопотери. Понятие асептики и антисептики. Правила обработки раны и наложения асептических повязок.

 

Тема 7.2. Первая помощь при ранениях

Средства для оказания первой помощи при ранениях. Комплекс мероприятий первой помощи при ранениях различной локализации и степени тяжести. Принципы оказания первой помощи при травматическом шоке.

Способы временной остановки кровотечения (пальцевое прижатие артерий, фиксирование конечности в положении максимального сгибания в суставе, правила наложения давящей повязки и кровоостанавливающего жгута, жгута-"закрутки") при артериальном, венозном, смешанном и капиллярном кровотечениях различной локализации (голова, шея, грудь, живот, конечности).

Транспортная иммобилизация и требования к транспортированию пострадавших при острой кровопотере.

 

Раздел 8. Травма живота

 

Тема 8.1. Характеристика травмы живота

Виды травм живота (закрытая травма и ранения живота). Причины возникновения и их характерные признаки. Осложнения, вызванные травмой живота. Признаки повреждения внутренних органов брюшной полости (селезенки, печени, почек), полых органов (желудка, кишечника) и кровеносных сосудов при закрытой травме и ранении живота.

 

Тема 8.2. Первая помощь при травме живота

Средства для оказания первой помощи при травме живота.

Принципы оказания первой помощи при травме живота.

Борьба с осложнениями травмы живота.

Требования, предъявляемые к транспортной иммобилизации при травме живота.

 

Раздел 9. Травма груди

 

Тема 9.1. Характеристика травмы груди

Закрытая и открытая травмы груди. Виды травм груди, причины возникновения и характерные признаки.

Осложнения травмы груди (травматический пневмоторакс, гемоторакс, гемопневмоторакс, подножная эмфизема). Причины возникновения и их характерные признаки.

 

Тема 9.2. Первая помощь при травме груди

Средства для оказания первой помощи и повязки, используемые при различных видах травмы груди.

Принципы оказания первой помощи при травме груди.

Транспортная иммобилизация и особенности транспортирования пострадавшего при различных видах травмы груди.

 

Раздел 10. Травма головы

 

Тема 10.1. Характеристика травмы головы

Виды травм головы и причины их возникновения.

Признаки повреждения мягких тканей головы.

Черепно-мозговая травма. Характерные признаки сотрясения, ушиба и сдавливания мозга, перелома основания черепа.

 

Тема 10.2. Первая помощь при травме головы

Средства и повязки, используемые для оказания первой помощи пострадавшему при травмах головы.

Принципы оказания первой помощи при черепно-мозговой травме.

Транспортирование пострадавшего с травмой головы.

 

Тема 10.3. Травма глаза, носа

Средства и повязки, используемые для оказания первой помощи при травме глаза и носа.

Ушиб глаза. Характерные признаки. Мероприятия первой помощи при ушибе глаза.

Инородные тела в глазу. Характерные признаки. Первая помощь пострадавшему при попадании инородного тела в глаз.

Травма носа, ее характерные признаки и осложнения (переломы костей носа, кровотечение). Первая помощь при носовом кровотечении.

Типичные ошибки, допускаемые при оказании первой помощи пострадавшему, и возможные осложнения, вызванные ими.

 

Раздел 11. Травма позвоночника

 

Тема 11.1. Характеристика травмы позвоночника

Виды повреждений позвоночника и причины их возникновения.

Основные проявления травм позвоночника с повреждением и без повреждения спинного мозга различной локализации (шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника).

Осложнения, вызванные травмой позвоночника.

 

Тема 11.2. Первая помощь при травме позвоночника

Средства для оказания помощи при травмах (ушибах, переломах) позвоночника.

Первая помощь при травме позвоночника различной локализации.

Транспортная иммобилизация и требования к транспортированию пострадавшего с подозрением на травму позвоночника (способы иммобилизации шейного отдела позвоночника с использованием табельных и подручных средств; правила перекладывания пострадавшего на жесткие носилки).

 

Раздел 12. Травма таза

 

Тема 12.1. Характеристика травмы таза


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.