Александр Пушкин и Вячеслав Колейчук — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Александр Пушкин и Вячеслав Колейчук

2017-08-26 240
Александр Пушкин и Вячеслав Колейчук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однажды возле «Стоящей нити» Вячеслава Колейчука я вспомнил черновые строки Александра Пушкина – их бережно коснулась рука Евгения Симфилуса:

 

Всем нам завещано от века

По воле Бога самого Самостоянье человека – Залог величия его.

 

Это – о свободе.

Вячеслав Колейчук – поэт свободы.

О ней он говорит на своём беспрецедентном языке.

Именно – о ней!

Libertas – главная его тема.

Libertas живёт в каждом шедевре мастера.

Libertas предопределяет суть его стилевых исканий.

Самонапряжение присуще всей природе.

На уровне живой природы это качество обретает новые черты: способность к метаморфозам – подвижность – изменчивость.

Нарастает число степеней свободы!

В человеке она находит своё самое благодатное поприще.

Конструкции Вячеслава Колейчука заряжены её энергией.

Им присуща высшая непринужденность.

Они внутренне раскованы.

Никакой стеснённости!

Пушкинская лёгкость живёт в конструкциях Вячеслава Колейчука.

Скажем так: божественная лёгкость!

Слово и дюраль?

Важен не субстрат, а дух, полнящий его.

В обоих случаях это дух свободы.

 

 

II

ПРОГРАММНОЕ

 

1. СВЕТ

 

Альберт Эйнштейн показал: излучение – вместе с пространством, которое его переносит – реагирует на гравитацию.

Искривляется под его влиянием.

Даже замыкается на себя!

Это мы видим в «Атоме» Вячеслава Колейчука: несмотря на различие масштабов, он ассоциируется ещё и с релятивисткой гиперсферой – излучение как бы пленено ею.

Шаровой аквариум космоса!

И фосфоресцирующий планктон внутри него!

Впечатляющее зрелище.

Релятивистские эффекты Вячеслав Колейчук создаёт без помощи гравитации. Оптическая часть электромагнитного спектра сама собой охотно подчиняется всем его мановениям.

Свет как волна – и свет как поток частиц: это великая антиномия физики.

Вот феерия дифракции – вот пуантилизм фотоэффекта: как совместить – соединить – согласовать?

Кажется: немыслимая задача.

В принципе дополнительности Нильса Бора она нашла своё гениальное решение.

Своеобразной параллелью к этому принципу – небывалой манифестацией корпускулярно-волнового дуализма – является творчество Вячеслава Колейчука.

Мастер волн – так скажу о нём.

И одновременно – мастер лучей.

Интерференция стала элементом его художественного языка.

Это волновой аспект света – здесь Вячеслав Колейчук идёт за Христианом Гюйгенсом.

Но посмотрим глубже на блескучие лучи-стержни его конструкций!

Пускай это не совсем точно в чисто физическом плане, однако луч для нас – нечто векторное, направленное, стрелоподобное.

Прямолинейно движущееся в эвклидовом пространстве.

Это уплотнённый выброс фотонов!

Корпускулярный аспект налицо.

Теперь Вячеслав Колейчук заодно с Исааком Ньютоном.

Но главное – в гармонии этих аспектов.

В их комплементарности.

Свет у Вячеслава Колейчука философичен, диалектичен.

Эта диалектика получила зримое – ошеломительно прекрасное –воплощение.

 

 

2. ЦВЕТ

 

Когда эволюция привела к появлению цветового зрения?

Слава Богу, мы не дальтоники.

Призма Исаака Ньютона!

В ретроспективе она смотрится как некий магический инструмент: пропустила сквозь себя белый свет – и чудодейственно преобразила его в спектральное семицветие.

Это волнует: рождение цвета.

Это захватывает: хромогония.

«Черный квадрат» Казимира Малевича – и абсолютно чёрное тело в физике: поставим их рядом – сблизим семантически.

По определению они не должны излучать.

Вячеслав Колейчук доказал обратное.

В его «Супрематическом конструкторе» знаменитый квадрат работает как некая метафизическая призма.

Из его бездонного лона поднимаются цвета!

Они окрашивают стены условного музейного комплекса.

Плоскостное, двухмерное исподволь переходит в объёмное, трёхмерное.

Беспредметный «Чёрный квадрат» разрешается сразу и предметностью, и полихромией.

Вячеслав Колейчук в этой ситуации – майевт.

По нашему – акушер.

Он профессионально принял роды у «Чёрного квадрата».

Плодоносная бездна!

Новая работа мастера – «Звезда Малевича».

Ослепительная точка сингулярности вспыхнула в предвечной бездне?

Мы помним и о красной, и о белой модификациях беспросветного «Чёрного квадрата».

Тьма беременна цветом.

Пустотность чревата вещностью.

Анна Колейчук в своём «Белом квадрате» показала это со всей убедительностью.

 

 

3. ЗВУК

 

– ОМ!

Ответно на магический звук индуизма пустота отзывается вибрацией – и зачинает космос.

– ОМ!

На эту ноту настроены и самонапряжённые колокола Вячеслава Колейчука.

От них исходит творящий звук.

Свет – это от начала: с момента Большого Взрыва.

Да будет Свет!

Звук мы связываем с колебаниями в различных средах.

Прежде всего в атмосфере.

Куда как более позднее явление!

Ах, верно ли?

Недавно на релятивистком ускорителе RHIC удалось воссоздать акустику Большого Взрыва.

Тогда колебалась кварк-глюонная плазма.

Внимая музыке творения, я ловил себя на мысли: где слышал нечто подобное?

Ну да, овалоид Вячеслава Колейчука!

Подумалось: вот он играет на своём инструменте – и где-то вакуум в резонанс выбрасывает вовне новые миры.

Звук и цвет были едины – как бы изначально синхронны – в прозрениях Александра Скрябина.

Его поиск продолжил Булат Галеев.

Вячеслав дружил с Булатом.

Проблема светомузыкального синтеза не могла пройти мимо него.

Вклад мастера в эту сферу существенен.

И весьма оригинален!

Дизайнер работает одновременно и со светом, и со звуком.

Они взаимодействуют в пространстве его выставок.

Звук у Вячеслава Колейчука идёт из мировой глубины.

Он кажется первичным.

Всё остальное – эпифеномены.

 

 

4. ФОРМА

 

Μορφη!

Ей наши оды и гимны.

В начале была Μορφη.

Или Форма.

Или Идея – Эйдос – Архетип: это по сути синонимы – из словаря Платона.

Форма – условие Бытия.

Его организующая первооснова.

Если хотите – крепёжный каркас.

Гарант того, что оно именно Бытие, а не мнимость.

Предпосылка эволюции – её дерзких преобразований – её фантастических метаморфоз.

Выставки Вячеслава Колейчука напоминают нам об этом.

Бог начинал как величайший – непревзойдённый – конструктивист.

В качестве прототипа при создании человека Бог взял самого себя.

Зримо проявляя глубинные Пра-Формы, Вячеслав Колейчук раскрывает своё богоподобие с потрясающей убедительностью – Творец ревнует к нему.

Конструкции мастера божественно прекрасны.

Это не только ценностное, но в первую очередь сущностное –онтологически весомое – определение.

Чего стоят «Крылья»!

Они в моём сознании стоят рядом с Никой Самофракийской.

Вячеслав Колейчук – абсолютный формалист.

Это ли не восхваление?

Формы Вячеслава Колейчука полны всклень высшими смыслами бытия.

Нет ничего в мире содержательней их.

Дабы удерживать мир от распыла и распада, Μορφη должна быть ладной – совершенной – беэнтропийной.

Такой она выходит из-под рук Вячеслава Колейчука.

 

 

5. СТРУКТУРА

 

Единое – экстремум для философии.

Оно ускользает и от чувства, и от рассудка – им не за что зацепиться: никаких различий – тем более контрастов.

Единое бесструктурно.

Если есть части – то какое Единое?

Это уже Многое.

Единое просто и пусто.

Не лучше ли сказать: ничтойно?

Раздвоение Единого – начало всего и вся.

Начало структуры!

Теофания – явление Бога.

Творчество Вячеслава Колейчука – Структурофания.

Это мистериально!

Мы воочию видим: Структура самовыстраивается – самонастраивается – самопреобразуется.

Я бы добавил: самоподстраховывается – ведь нельзя обрушиться в хаос, дав энтропии взять верх над собой.

Отсюда целесообразность в самостановлении Структуры.

Конструктивизм и витализм: вы продолжаете думать, что это несовместимо?

Вячеслав Колейчук превратил антонимы в синонимы.

Структураи механика: это дискретное соединение частей.

Структура – и органика: это континуальная – нигде не дающая разрывов – связь элементов.

Космос Вячеслава Колейчука – как у Платона – являет нам особую форму жизни.

Хотите вглядеться в текстуру её ткани?

Красотища!

Это пиршество для эстетики.

Торжество Структуры – её апофеоз: вот что такое творчество Вячеслава Колейчука.

 

 

6. ПРОСТРАНСТВО

 

– Не геометр да не войдёт!

Такая надпись красовалась над входом в академию Платона.

Вячеслав Колейчук показал одну из своих работ – и его сразу пропустили.

Кто-то работает с глиной – кто-то с красками – кто-то со светом.

А Вячеслав Колейчук – с пространством.

Оно особое – как бы приватное.

Или эксклюзивное.

У него нет ничего общего с пустым вместилищем тел И. Ньютона.

Оно не похоже на четырёхмерное многообразие Г. Минковского–А. Эйнштейна.

Если искать аналогию, то ближе всего здесь будет Дж. Уилер с его ошеломительной дефиницией: «Материя есть возбуждённое состояние геометрии».

Что делает Вячеслав Колейчук?

Динамизирует пространство!

Вносит в него нечто витальное!

Освобождает его потаённую энергию!

Пространство у мастера как бы струнное – колки можно подкручивать.

Оно полно внутренних натяжений и напряжений.

Силовые поля эйдосов нашли в нём свой сквозистый – прозрачный для нашего взгляда – субстрат.

Лишь для поверхностного наблюдателя оно кажется пустым.

На самом деле у пространства наличествует строение.

Очень красивое!

Эту гистологию и выявляют работы Вячеслава Колейчука.

 

 

7. ДВИЖЕНИЕ

 

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Александр Пушкин

 

Парменид косо смотрел на движение: оно возмущает Единое – вносит в него множественность.

Потому – иллюзорно.

Гераклит – наоборот – пафосно говорил: все течёт, все изменяется.

Этот спор продолжился в веках.

Он и сейчас актуален.

Недавно в него вмешался Вячеслав Колейчук, предъявив свой решающий аргумент – удивительную «Гармонию сфер».

Шедевр примирил Парменида и Гераклита.

Сферы вращаются?

Нет, это оптический эффект.

А всё же вращаются!

Можно замерить скорость их кружения вокруг своих осей.

Вячеслав Колейчук – классик русского кинетизма.

В ранние годы он был членом легендарной группы «Движение».

Ребята играючи совершили одну из самых ярких революций в искусстве.

Они перевернули понятия о статике и динамике.

Движение как таковое – самоценное и самодовлеющее движение – ритм, структура, энтелехия движения в его чистом виде: вот куда сместился фокус художнических интересов – вот где искусство обрело новую точку роста.

Превращение – преображение – метаморфоза: для кинетизма эти моменты – его язык, его поэтика.

Физика осуществила релятивизацию реального и виртуального.

Выявила их парадоксальную амбивалентность!

Кинетизм сделал нечто подобное в эстетической сфере.

Явное и мнимое – достоверное и блазнящееся – внеположное и психогенное: возможно их глубинное сращение.

Если хотите – интерференция.

Или небывалый – подлинный, взаимопронизающий – симбиоз.

На этом стыке творятся чудеса.

Нарушаются законы сохранения!

Тут и только тут – на заколебавшейся границе между «Я» и «Не–Я», Ψυχή и Φύσις – может заработать вечный двигатель.

Конечно, не такой, каким он виделся наивной механике, а в своём нетривиальном – кинетическом – игровом воплощении.

Вячеславом Колейчуком создан не один perpetuum mobile.

Какие условия были необходимы для этого?

Ответ – вот: в кинетизме преодолён извечный дуализм материи и сознания – объективного и субъективного – верифицируемого в опыте и воображаемого, примышленного.

Кинетизм сделал восприятие фундирующим – онтологически значимым – фактором.

Это предвещает смену парадигмы – и познавательной, и художнической.

Искусство здесь идёт впереди науки.

Лавры корифею русского кинетизма!

 

 

 

III

КОЛОМЕНСКИЙ СОНЕТ

 

Коломна! Удивительное коло –

Круг бытия! Тут в центре Колейчук.

На мир взираем пасмурно и квёло?

Но лира вдруг пробрезжила сквозь лук –

 

И мир уже ответствует на соло

Живой струны! Ах, кем отверзнут люк

В ночной Аид? Чьё пенье обороло

Невыносимость гибельных разлук?

 

Орфей! Не от него ли эстафета

Сегодня переходит к Вячеславу?

Связь эта утвердилась неспроста.

 

Овоид зазвучал на всю планету –

И мы вошли в бессмертие по праву!

Сбылась невероятная мечта.

 

 

IV

ПАМЯТИ КАРЛА ИОГАНСОНА

Карл Иогансон входил в круг русских конструктивистов, начиная с Общества молодых художников (ОБМОХУ). На второй выставке Общества в 1921 году Иогансон выставил «самонапряжённые конструкции», которые, по мнению художника Вячеслава Колейчука, полностью реконструировавшего эту выставку в Третьяковской галерее по двум сохранившимся фотографиям, предвосхитили идею tensegrity, разрабатывавшуюся с 1950-х гг. Кеннетом Снельсоном и Р. Бакминстером Фуллером.

Интернет

Творец – игрок.

Причём никак не шулер.

Колейчуку приснился странный сон:


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.