Реализация кластерной политики в целях развития региональных конкурентных преимуществ — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Реализация кластерной политики в целях развития региональных конкурентных преимуществ

2017-08-23 469
Реализация кластерной политики в целях развития региональных конкурентных преимуществ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Характерной чертой современной экономической жизни страны является рецессия, т.е. процесс замедления и даже падения темпов экономического роста. В этих условиях перед экономикой РФ особенно остро стоит задача обеспечения положительной экономической динамики, причем за счет внутренних источников, принимая во внимание санкции, предпринятые в отношении России рядом государств. Предстоит в короткие сроки обеспечить повышение конкурентоспособности национального производства как в традиционных, так и в новых секторах экономики.

Это требует внедрения новых управленческих технологий, которые позволятобеспечить прорыв в развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста и повышения конкурентоспособности на всех уровнях управления, включая регион.

Необходимо создать систему четкого взаимодействия государства, бизнеса, образования и науки на основе использования эффективных инструментов инновационного развития. Одним из таких инструментов может выступать кластерная политика.

Кластеры представляют собой сеть независимых компаний, научных и образовательных организаций, консультационных и сервисных фирм и потребителей, которые связаны между собой в единой цепочке производства добавленной стоимости[61].

Более полно содержание категории «кластер» отражают определения, сделанные М. Портером: «кластер, или промышленная группа, - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»[62], и О. В. Ивановым: «кластер – это сформировавшаяся или формирующаяся совокупность товаропроизводителей, поставщиков, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, научно-исследовательских организаций, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости на основе единой технологической базы»[63].

На уровне региона создание кластеров позволяет производителям объединить усилия по техническому перевооружению и модернизации производственных фондов, а также по разработке инновационной продукции для выхода на качественно новый уровень функционирования.

Впервые кластеры стали активно создаваться в конце 90-х годов в Германии и Финляндии, после чего их примеру последовали другие европейские и азиатские страны. В 2008 году на территории Евросоюза насчитывалось до 2000 значимых для экономики кластеров, где трудилось 38 % трудоспособного населения. В Китае действует несколько сотен кластеров[64]. Причиной такого внимания к ним является то, «кластеры рассматриваются в качестве драйверов развития инноваций и экономического роста. Они обеспечивают развитие региона через специализацию на одном виде деятельности, обеспечивая приток рабочей силы, обладающей специализированными навыками, которая постоянно повышает свою квалификацию»[65].

Использование кластеров означает переход от отраслевого способа формирования и управления экономикой к созданию нового типа экономических отношений, так как они «лучше, чем отрасли, охватывают важные связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологии, навыков, информации, маркетинг и осознание требований заказчиков по фирмам и отраслям»[66].

Кластерная политика может быть рассмотрена как альтернатива традиционной «отраслевой политике», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий и отраслей[67].

Выделим основные отличительные черты кластерного подхода в сравнении с традиционным отраслевым:

- принцип формирования – отраслевой подход основан на технологическом принципе, кластерный – на горизонтальной и интегральной интеграции и оптимизации межотраслевых взаимодействий;

- потенциал экономического роста – у отраслевого подхода он заложен в интенсификации производства, у кластерного подхода – за счет синергии усилий всех участников кластера;

- возможность инновационного развития - у отраслевого подхода она сдерживается инерционностью системы внедрения инноваций, у кластерного подхода – за счет концентрации инновационного потенциала его участников;

- инвестиционная привлекательность - у отраслевого подхода она определяется возможностями объекта инвестирования, у кластерного подхода - возможностями комплексного использования инвестиционных ресурсов;

- уровень коммуникаций - в случае отраслевого подхода существует жесткая иерархическая структура, определяемая технологическими и административно-управленческими связями, при кластерном подходе устанавливаются долгосрочные взаимовыгодные связи между участниками кластера.

Кластерная политика имеет более широкий набор инструментов воздействия на участников экономической деятельности, чем в традиционной промышленной политике. Она предполагает поддержку не только производственной деятельности, но и научно-образовательного комплекса, сферы услуг и направлена, главным образом, на развитие сотрудничества и инновационного потенциала участников кластера.

Как на государственном, так и на региональном уровне кластерная политика осуществляется в рамках, которые должны обеспечить повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, входящих в состав территориальных кластеров.

За формирование и реализацию кластерной политики, координацию органов исполнительной власти в этом вопросе, формирование мер поддержки на государственном уровне отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации. На уровне региона кластерная политика формулируется и реализуется региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития и является составной частью стратегии субъектов Российской Федерации.

Основы формирования кластерной политики в России заложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». В 2007–2008 гг. Минэкономразвития России разработаны «Концепция кластерной политики в Российской Федерации» и «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации».

Согласно этим документам, кластерная политика на федеральном уровне осуществляется по четырем направлениям:

- содействие институциональному развитию кластеров, включающее инициирование и поддержку кластерных инициатив в форме создания специализированной организации развития кластера, центров кластерного развития, установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними;

- развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия;

- формирование перечня инновационных территориальных кластеров федерального уровня и реализация мер по их поддержке;

- обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры.

С 2010 г. Минэкономразвития России в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства предоставляет субсидии регионам для создания и функционирования центров кластерного развития.

В 2012 году Правительство России на основе конкурсного отбора сформировало перечень из 25 инновационных территориальных кластеров, которым будет предоставлена государственная поддержка. Данные кластеры характеризуются сочетанием мирового уровня конкурентоспособности базирующихся на их территории предприятий с высоким научно-техническим потенциалом исследовательских и образовательных организаций, сосредоточенных в рамках кластера. Они расположены, как правило, на территории наукоградов и территории базирования особых экономических зон, закрытых территориальных образований, включая города Зеленоград, Дубна, Пущино, Обнинск, Троицк, Саров, а также агломерации Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода и др.

Во Владимирской области развитие территориальных кластеров инновационной направленности также определено в качестве приоритета развития региона.

В регионе проводится активная кластерная политика, основные направления которой изложены в Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года.

В соответствии с данным документом главной целью региональной кластерной политики является содействие реализации промышленного, инновационного, научного и образовательного потенциала Владимирской области посредством поддержки кластерных инициатив, стимулирования процессов кластеризации в ключевых отраслях экономики региона.

Посредством кластерной политики решаются задачи регионального социально-экономического развития, включая рост экономической активности, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения.

Реализация кластерной политики требует создания соответствующей инфраструктуры. Одним из направлений ее формирования выступает создание парковых территориально-производственных образований научного, научно-технического и научно-промышленного характера.

В регионе имеется большой потенциал создания кластеров на базе предприятий, размещающихся на территории созданных или формирующихся инженерно-обустроенных площадок и технопарков таких, как индустриальный и логистический комплекс «Владимир», индустриальные парки «Струнино», «Александрова слобода», «Ставровский», «Парацельс», «Петушки» и другие.

Во Владимирском производственном объединении «Точмаш» создан технопарк, на базе которого развиваются наукоемкие и высокотехнологичные производства (около 40 резидентов, крупнейший из них – ООО «Русалокс»). Практически сформированы технопарки на базе промышленных площадок: Ковровского электромеханического завода (более 10 резидентов), Ставровского завода АТО, Муромского машиностроительного завода. Идет формирование технопарка в г. Радужном на базе активов лазерного полигона (ООО «Альтоника», ООО «Радуга Световые технологии»), на промплощадках завода «Автоприбор», «Автосвет» в г. Киржаче, Ковровских экскаваторного и приборостроительного заводов.

Во Владимирской области можно выделить две группы кластеров.

Первая группа - «приоритетных кластеров» - включает в себя уже сформированные, а также наиболее перспективные к реализации и конкурентоспособные кластерные образования.

В числе таких формирований можно назвать отраслевые кластеры точного машиностроения, фармацевтический, стекольный, биоэнергетический, туристско-рекреационный.

Вторая группа - «потенциальных кластеров» - включает в себя достаточно мощные объединяющие центры, ряд малых и средних предприятий с еще не устоявшейся системой коммуникативных взаимосвязей: агропромышленный; автомобилестроительный; железнодорожного машиностроения; химический, деревообрабатывающий; текстильной и легкой промышленности; транспортно-логистический.

В настоящее время в соответствии с приоритетами социально-экономического развития в регионе находятся в стадии формирования пять отраслевых кластеров, два из которых практически сформированы.

Первый из них - это региональный кластер точного машиностроения на базе ОАО «Ковровский электромеханический завод» (далее – КЭМЗ), основной специализацией которого является производство гидроаппаратуры. КЭМЗ является единственным производителем систем стабилизации и наведения вооружения всех типов танков и БМП российского производства, а также лидером в производстве электрогидравлических приводов для управления комплексами различного назначения. Завод поставляет 251 вид гражданской продукции на 45 предприятий страны и 183 вида изделий продукции военного назначения на 65 предприятий поставщиков-комплектаторов. В настоящее время ОАО «Ковровский электромеханический завод» реализует крупный инвестиционный проект по производству станков по лицензии японской компании TAKISAWA производительностью до 600 единиц в год.

Среди других предприятий, участников кластера, можно назвать - ОАО «Камешковский механический завод», ОАО «Специальное конструкторское бюро приборостроения и автоматики», ЗАО «Ковровский технологический центр», ООО «Владимирский станкостроительный завод "Техника"». Наука и образование в рамках данного кластера представлены ФГБОУ ВПО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых», Ковровской государственной технологической академией имени В. А. Дегтярева и ОАО «Научно-исследовательский проектно-технологический институт (НИПТИ) "Микрон"». Кроме того, в рамках данного кластера планируется создание первого в РФ Регионального центра обучения и развития рабочих и инженерных кадров для предприятий машиностроения России.

Второй сформированный кластер - фармацевтический кластер в поселке Вольгинский Петушинского района на базе фармацевтического предприятия ЗАО «ГЕНЕРИУМ», занимающего лидирующие позиции в России в исследовании, производстве и продвижении оригинальных биотехнологических препаратов в области лечения гемофилии, туберкулеза, рассеянного склероза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Общая площадь территории предприятия - 21000 м2. Площадь созданных на данный момент производственных площадей – свыше 7000 м2. Общая численность штата сотрудников предприятия в настоящее время составляет 311 человек[68].

Основными целями данного кластера выступают: переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности, развитие современной производственной базы, увеличение обеспеченности жизненно необходимыми и важнейшими лекарственным средствами отечественного производства.

В его составе предусмотрено участие предприятий, занимающих лидирующие позиции на российском и зарубежных рынках, обладающих высоким потенциалом инновационного развития: Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ ВНИИЗЖ) в п. Юрьевец, разрабатывающего и производящего вакцинные препараты, диагностикумы, питательные средства для микроорганизмов, стимулирующие и болеутоляющие средства, иммуноглобулины, ООО «ЛЭНС-фарм» - дочерней компании ОАО «Верофарм» - современной инновационной фармацевтической компании, разрабатывающей и производящей оригинальные и дженериковые лекарственные препараты; ОАО «Покровский завод биопрепаратов» - разработчика и производителя биологических препаратов для диагностики и профилактики болезней животных, занимающего одно из лидирующих мест среди российских производителей ветеринарных препаратов.

Научно-образовательной базой кластера выступает Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, осуществляющий профессиональную подготовку специалистов по нужным направлениям.

Стекольный кластер во Владимирской области формируется на основе имеющегося инфраструктурного, ресурсного и производственного обеспечения. Первоначально кластер может объединить расположенные в Гусь-Хрустальном районе предприятия - ООО «Гусевский хрустальный завод им. Мальцова», ООО «РАСКО», ООО «Стекольный завод «Гелиос», ООО «Опытный стекольный завод», а также научные и образовательные учреждения - ООО «Научно-исследовательский институт стекла», «Гусевский стекольный колледж». Кроме того, на территории г. Гусь-Хрустального организован Музей стекла и хрусталя, что может привлечь в регион и туристов, и крупных потенциальных покупателей продукции.

Создание данного кластера может происходить и по предметному принципу, например, в рамках производства стеклотары в один кластер могут объединиться ООО «Русджам», ООО «Красное Эхо», а также уже упоминавшиеся ООО «РАСКО» и ООО «Стекольный завод "Гелиос"». В рамках кластера возможно появление «пересекающихся» рынков, когда потребители одного вида продукции могут выступить покупателями смежных продуктов и услуг.

Формируемый в области биоэнергетический кластер полного цикла будет включать в свой состав предприятия по добыче и переработке торфа, инжиниринговые подразделения по разработке и производству специализированного теплового оборудования, а также компанию, осуществляющую эксплуатацию и модернизацию угольных и мазутных котельных путем их перевода на торф, который является сырьевой базой кластера.

Владимирская область обладает самыми большими запасами торфа в ЦФО, на ее территории находятся 217 торфяных месторождений с запасами 182 млн. тонн.

ООО «Владторф» и ЗАО «ЭНБИМА Групп» занимаются производством торфяных брикетов, гранул и сепарированного торфа. На производственных площадях Мезиновского торфопредприятия, входящего в ООО «Владторф», введен в эксплуатацию современный завод по переработке торфа в торфяные брикеты с использованием передовых европейских технологий, не имеющий аналогов в России. ЗАО "ЭНБИМА Групп" поставляет торфяные брикеты для котельных, а также обеспечивает топливом мелкие котлы.

Владимирская область участвует в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», в рамках которой на основе механизма государственно-частного партнерства осуществляется создание туристско-рекреационных кластеров. При этом Владимирская область использует такие конкурентные преимущества, как богатое историко-культурное наследие, выгодное географическое положение, наличие известных туристских брендов и др. Наиболее перспективными представляются религиозный, историко-культурный и экотуризм направления внутреннего и въездного туризма.

Практически все ведущие вузы региона осуществляют подготовку кадров для туристской отрасли.

Туристско-рекреационный кластер во Владимирской области создается с целью формирования развитой туристско-рекреационной индустрии, соответствующей международным требованиям, создания развитой инфраструктуры туризма, роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, формирования положительного образа региона и т.д.

В соответствии со Стратегией развития легкой промышленности РФ на период до 2020 года во Владимирской области предусмотрено формирование кластера текстильной и легкой промышленности, в рамках которого будет осуществлено тесное взаимодействие текстильных и швейных производств, предприятий смежных отраслей, научных и образовательных организаций, торгово-логистических центров.

Текстильная промышленность ранее составляла значительную часть промышленного производства Владимирской области. Так, в 1971 году удельный вес Владимирской области по выпуску хлопчатобумажной продукции составлял свыше 10 процентов по СССР и более 13 процентов[69] по РФ. В наши дни на долю текстильной и швейной продукции приходится только около трех процентов[70]. Во многом это объясняется удорожанием исходного сырья и усилением международной конкуренции в отрасли, в первую очередь, торговой экспансией Китая.

Для возрождения в регионе текстильной промышленности необходимо не только количественно наращивать производство, но и обеспечить качественную модернизацию отрасли, применение лучших мировых и отечественных достижений в обла­сти техники и технологии текстильного производства.

В условиях высокой конкуренции с текстильными предприятиями Ивановской области, выпускающими до 70 % российских хлопчатобумажных тканей, текстильные предприятия Владимирской области должны найти свою высокотехнологичную нишу в данной отрасли, выпуская инновационные продукты. Вместе с тем за прошедшее время не удалось существенно продвинуться в решении данной задачи.

На наш взгляд, при формировании данного кластера можно использовать положительный опыт государственной поддержки создания текстильного кластера в Ивановской области, включающий закупку высокопроизводительного технологического оборудования, компенсацию процентных ставок по кредитам на закупку сырья и оборудования для текстильной отрасли, субсидии из областного бюджета организациям текстильной и легкой промышленности, компенсацию до 90 % расходов на электроэнергию, транспортные и логистические затраты и т.д.

Основу кластера могут составить пять предприятий текстильной и легкой промышленности – ОАО «Авангард» (г. Юрьев-Польский), ОАО «Сударь» (г. Ковров), ЗАО «Элиттекс» (г. Карабаново) и вязниковские предприятия - ООО «Предприятие нетканых материалов» и ОАО «ХК Владимирский текстиль».

В области формируются межрегиональный кластер «Фотоника» на базе инфраструктурного потенциала Федерального казенного предприятия "Государственный лазерный полигон «Радуга» и кластер инженерных, климатических систем и электроники в г. Киржаче на площадях ОАО «Завод "Автосвет"» в рамках проекта компании «Русклимат» по производству литых алюминиевых радиаторов отопления и компонентов промышленной вентиляции.

В рамках инновационного развития в регионе сформирован кластер ГЛОНАСС-инноваций, объединяющий ведущие российские предприятия: Балакиревский завод электронной техники (БЗЭТ), «КБ-33» (входят в состав «СпейсТим холдинга»), «АльфаВладТелематика». Компании реализуют полный цикл создания и внедрения ГЛОНАСС-технологий на территории Владимирской области: от производства оборудования и разработки программных продуктов до системной интеграции, навигационных услуг и сервисов населению.

Лесозаготовительные, деревообрабатывающие и мебельные предприятия региона выступают основой деревообрабатывающего кластера, с созданием которого появится возможность поиска и применения новых технологий, способных обеспечить глубокую переработку древесины с максимально добавленной стоимостью.

Хорошие перспективы имеет создание кластера железнодорожного машиностроения. Его основой могут стать предприятия Мурома, Коврова, Кольчугина и Камешковского района.

Для организационного оформления территориальных кластеров Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года предусмотрено создание Центра кластерного развития (далее – ЦКР).

В настоящее время в России накоплен большой опыт функционирования подобных структур. Они представляют собой специализированную организацию, выполняющую посреднические функции между органами власти и кластерами, деятельность которых направлена на развитие в регионе кластеризационных процессов и реализацию региональной кластерной политики.

К функциям ЦКР относится разработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере деятельности участников территориальных кластеров; консультирование потенциальных участников кластеров и иных заинтересованных организаций по вопросам формирования территориальных кластеров; налаживание коммуникации между ними.

Специалистами Центра могут оказываться консультационные и информационные услуги субъектам малого и среднего бизнеса, представителям кластеров и потенциальным инвесторам в части законодательства Владимирской области о деятельности территориальных кластеров. На ЦКР возлагается координация взаимодействия участников кластеров, включая органы региональной и муниципальной власти, производственные, научные и образовательные организации, содействие организационному развитию формирующихся кластеров, помощь в разработке программ развития кластеров, а также содействие участникам территориальных кластеров при получении государственной поддержки.

Самостоятельными направлениями деятельности ЦКР могут стать:

- мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров;

- предоставление услуг участникам кластеров в части правового обеспечения, маркетинга, рекламы;

- содействие в выводе на рынок новых продуктов участников кластеров;

- организация конференций, семинаров в сфере интересов участников кластеров;

- проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности кластера и перспектив его развития, продвижению бренда кластера.

Кроме того, предусмотрены публикации сведений о территориальных кластерах области и деятельности самого Центра в сети «Интернет».

При создании Центра кластерной политики возможно софинансирование (до 80 %) создания и обеспечения его деятельности из средств федерального бюджета в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем создание Центра кластерного развития Владимирской области в регионе затягивается, что снижает эффективность проведения кластерной политики.

В целом кластерные формирования способствуют возрастанию инновационно-инвестиционной деятельности в регионе. Косвенным образом такая организационная форма влияет на увеличение налоговых поступлений в бюджет региона, рост его социально-экономических показателей, повышение инвестиционной привлекательности региона в целом, увеличение инвестиций, рост количества малых и средних предприятий, участвующих в деятельности кластеров.

У участников кластера появляется возможность увеличения масштабов производства, роста его эффективности, укрепления устойчивости положения на рынке, снижения издержек на приобретение знаний и технологий, достижения высокого уровня адаптации к изменениям внешней среды, улучшения основных показателей производственно-хозяйственной деятельности.

Среди общих проблем для всех, создаваемых на территории Владимирской области кластеров можно назвать следующие:

- не обеспечено количественное и качественное соответствие профессионально-квалификационной структуры кадров требованиям инновационной экономики, для чего нужно установление более тесных связей предприятий создаваемых кластеров с региональной наукой и высшей школой;

- не обеспечен прорыв в развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.

Решение обозначенных проблем позволит существенно улучшить перспективы создания и развития кластеров как новой, высокоэффективной формы организации производства, в полной мере отвечающей целям и задачам социально-экономического развития региона.

Таким образом, проводимая на территории Владимирской области кластерная политика реально «содействует реализации промышленного, инновационного, научного и образовательного потенциала Владимирской области посредством поддержки кластерных инициатив, стимулирования процессов кластеризации в ключевых отраслях экономики региона»[71]. Она способствует решению широкого спектра задач регионального социально-экономического развития, в том числе росту экономической активности, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, повышению уровня жизни населения.


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.