Пути взаимодействия классного руководителя и семьи. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Пути взаимодействия классного руководителя и семьи.

2017-08-26 367
Пути взаимодействия классного руководителя и семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Суть взамодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи -это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Семья рассматривается как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  • однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сестрами и братьями;
  • молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются невостребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
  • основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребенка надо, пока он маленький и "лежит поперек лавки, а не вдоль";
  • происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;
  • осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и т. д.);
  • гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а не общение с детьми, т. е. на их воспитание не остается времени.

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:

  • по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;
  • по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);
  • неполная семья: только один из родителей воспитывает ребенка;
  • внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак. Исследования психологов. Социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывает отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Ю.П.Азаров делит семьи на три типа:

  • идеальная;
  • средняя;
  • негативная или скандально- раздражительная.

Исследователь М. И. Буянов называет следующие типы семей:

  • гармоничная;
  • распадающаяся;
  • распавшаяся;
  • неполная.

У педагогов- практиков деление семей принято на "благополучные" и "неблагополучные". Их признаки:

  • в "благополучной" семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
  • в "формально- благополучных", благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
  • "неблагополучные" семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания- постоянные окрики, наказания детей. Создается надлом в душе ребенка, это делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом и в жизни;
  • рождается новый тип семьи "новых русских": высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составлении программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным.

Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

В первую очередь необходимо обращать внимание не неблагополучные семьи, выявлять в них источник отрицательного влияния на детей, где родители или не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка, или оказывают разрушительное влияние на его неокрепшую личность. К этой категории относятся семьи пьяниц, тунеядцев и других антисоциальных элементов.

Дети в них отличаются особой запущенностью, неухоженностью, неумением контактировать со сверстниками и взрослыми. Зачастую они просто не знают, что, кроме окриков, грубости, побоев, существуют и другие формы общения между людьми, страдают от недостатка внимания взрослых. Окружающие, в том числе соседи по дому, часто с недоверием и предубеждением относятся к этим детям, запрещают своим ребятам играть с ними, приглашать их к себе домой. Повлиять на такую семью очень трудно.

Иного подхода требуют педагогически ослабленные семьи.

Например, такие, в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребенка: инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома (проводники вагонов, летчики и т. д.).

Особую группу педагогически ослабленных семей составляют неполные семьи, то есть такие, в которых нет одного из родителей, или смешанные семьи, которые образуют разведенные родители и их партнеры в повторных браках. Эти семьи можно и следует выявить в результате анализа документации, которая оформляется при поступлении ребенка в школу; в дальнейшем посредством наблюдений, тактичных бесед с родителями данные о них уточняются и расширяются.

Педагогически ослабленная семья особо нуждается в помощи учителя. В отличие от неблагополучных семей, которые, как правило, не осознают необходимости такой помощи, члены этих семей с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу классного руководителя школы об их ребенке, охотно повышают свою педагогическую культуру.

Итак, для предупреждения появления социально- запущенных детей классному руководителю необходима целенаправленная работа с родителями.

Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.

Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы) необходимо готовиться.

Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьей.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:

  • не приходить в семью без предупреждения;
  • не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
  • не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: "Разрешите раздеться, где у Вас можно присесть и поговорить");
  • нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
  • не поучайте родителей, а советуйте;
  • желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

Групповые формы.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Cсущественное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Рассмотрим более подробно организацию и структуру проведения родительского собрания. Собрания организуются 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

Тематика родительского собрания примерно может быть такой:"Первый раз в первый... четвертый класс", "Умеете ли Вы любить своего ребенка", "Как воспитать себе помощника", "Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка", "О пользе и вреде музыки в семье", "Воспитание трудолюбия в семье" и т. д.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода "сценария", программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.

Если у Вас есть вопросы, напишите. Мы всегда рады помочь Вам.

НазадТест «Добрый ли я?»

Всегда ли вы внимательны и добры к окружающим? Ответить на этот вопрос поможет настоящий тест. В бланке для ответов напротив номера каждого вопроса нужно указать «ДА» (+) или «НЕТ» (-).

Номер вопроса                  
Ответ («да» +; «нет» -)                  
Очки                  
Номер вопроса                  
Ответ («да» +; «нет» -)                  
Очки                  
Общая сумма баллов                  

Вопросы
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их все на подарки своим друзьям?
2. Друг рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?
3. Если ваш партнёр слабо играет в какую-либо игру, будете ли вы иногда поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Долго ли вы помните неприятности, которые доставили вам ваши друзья?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Если вы уверенны в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы своего оппонента?
9. Охотно ли вы выполняете просьбы окружающих?
10. Можете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
11. Охотно ли вы пишете письма своим друзьям?
12. Часто ли вы звоните своим друзьям, чтобы поддержать их?
13. Являетесь ли вы сторонником смертной казни?
14. Могли бы вы помочь пьяному человеку?
15. Любите ли вы маленьких детей?
16. Считаете ли вы, что шумных собак надо бить?
17. Сможете ли вы подойти к другу после ссоры первым?
18. Охотно ли вы даёте читать свои книги знакомым?

Обработка результатов

Используя данный «ключ», сравните свои результаты и подсчитайте количество полученных баллов.

Вопрос Вариант ответа   Вопрос Вариант ответа
«Да» «Нет» «Да» «Нет»
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Интерпретация результатов

0 – 6 очков. Общение с вами людям не совсем приятно, так как вы редко доверяете им. Видимо, на основании своего жизненного опыта вы пришли к выводу, что не стоит быть особенно добрым, так как другие этого не оценят и могут отплатить злом. Но это серьёзное заблуждение. Будьте более доброжелательны и добры, и у вас будет больше друзей.

7 – 12 очков. Ваша доброта – вопрос случая. Вы бываете добры далеко не со всеми людьми. Это не так уж и плохо, но будьте более внимательны в своих отношениях с окружающими, более терпимы и добры даже с теми, кого совсем не знаете.

13 -18 очков. Вы умеете общаться практически со всеми людьми. Вы по-настоящему доброжелательны и добры. Вы не отталкиваете от себя тех, кто имеет другие взгляды, но никогда не пытайтесь всем угодить.

Тест «Бесцеремонны ли вы?»

Данный тест поможет вам проанализировать степень своей бесцеремонности. Для этого нужно внимательно прочитать предложенные вопросы и ответить «ДА» (+) или «НЕТ» (-), а затем сравнить результат с объяснением.

Бланк для ответов:

Номер вопроса                  
Ответ («да» +; «нет» -)                  
Очки                  
Номер вопроса                  
Ответ («да» +; «нет» -)                  
Очки                  
Общая сумма баллов                  

Вопросы:
1. Читаете ли вы за едой, когда рядом с вами находится другой человек?
2. Всегда ли вы пишете разборчиво?
3. Переговариваетесь ли вы со своим соседом во время просмотра кино- или видеофильма?
4. Хлопаете ли вы дверью, выходя из дома?
5. Стараетесь ли вы не шуметь, когда люди кругом занимаются?
6. Считаете ли вы обязательным не опаздывать на свидания?
7. Заглядываете ли вы через плечо человека, когда он читает газету?
8. Уедете ли вы в лифте, зная, что следом идёт человек, которому тоже нужен лифт?
9. Оставляете ли вы дверь подъезда распахнутой, если перед этим она была закрыта?
10. Стараетесь ли вы в магазине что-то купить без очереди, если там полно народа?
11. Приходите ли вы к друзьям безо всякого предупреждения?
12. Станете ли вы спорить за место у стола, когда все уже уселись?
13. Разговаривая по телефону с другом, стараетесь ли вы говорить чётко и внятно. Чтобы он всё понимал с первого раза?
14. Слушая музыку любимой группы, стремитесь ли вы при этом не нарушать покой?
15. Уступите ли вы место в транспорте взрослому человеку, если он вас об этом не попросит сам?
16. Увидев знакомого человека, приветствуете ли вы его первым или ждёте, пока он сам поздоровается с вами?
17. Уходя из гостей, не забываете ли вы поблагодарить их за приём?
18. Считаете ли вы обязательным поздравлять своих друзей, родных и знакомых с праздниками, днями рождения?

Обработка результатов:

Поставьте себе по 1 очку за ответы «ДА» на вопросы:
2, 5, 6, 13, 14, 15, 16, 18.

Поставьте себе по 1 очку за ответы «НЕТ» на остальные вопросы.

Интерпретация результатов

12 – 18 очков. Вы весьма воспитанный человек. Оказываете всяческие знаки внимания окружающим, стараетесь всем угодить, не нарушая их покой и душевное равновесие. Но впору спросить: не слишком ли вы вежливы себе в ущерб? Не осложняет ли вам жизнь такая «церемонность»?

6 - 11 очков. Вы по-хорошему воспитанный человек. Очень внимательны к окружающим, понимаете их состояние и стремитесь не вмешиваться в их жизнь без особой нужды. Людям с вами хорошо, потому к вам тянутся.

1 – 5 очков. Вы действительно бесцеремонны, вас совершенно не интересует, как себя чувствуют рядом с вами люди, хорошо ли им. Но всё чаще вы слышите замечания по поводу вашей невоспитанности. Советуем прислушаться к ним. Иногда и окружающие бывают правы.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.