Институты управления конкурентоспособностью территории — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Институты управления конкурентоспособностью территории

2017-08-23 630
Институты управления конкурентоспособностью территории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие территориальной конкуренции невозможно без формирования соответствующей институциональной среды, способствующей динамичному социально-экономическому развитию региона на основе инновационной и предпринимательской активности, развития инвестиционной привлекательности территории, модернизации экономики. Такая институциональная среда предполагает относительно устойчивые, повсеместно используемые, формальные, законодательно закреплённые нормы (законы, договоры, положения) и неформальные правила (кодексы поведения, обычаи), содержащие условия проведения и ограничения экономических действий, отношений, а также факторы принуждения. В своей совокупности институты управления конкурентоспособностью должны оказывать организующее воздействие на экономические процессы в регионе, структурировать взаимодействие участников экономических отношений, способствовать росту конкурентных преимуществ, формированию побудительных мотивов деятельности, реализации интересов регионального сообщества.

В широком смысле экономические институты рассматриваются как набор механизмов и правил, обеспечивающих перераспределение ресурсов в экономике, привлечение новых инвестиций, подготовку квалифицированных кадров, а также формирующих систему стимулов для повышения эффективности деятельности экономических субъектов. Существует следующая классификация экономических институтов[41]:

- правовые институты (институты судебной, законодательной и административной системы);

- регулирующие институты (органы, занимающиеся контролированием и регулированием различных сторон деятельности хозяйствующих субъектов, а также обладающие правом приостанавливать их деятельность);

- институты развития человеческого капитала (институты в сферах здравоохранения, образования, социального обеспечения);

- институты координации и распределения рисков (кредитно-банковская система, фондовый рынок, страховые компании, пенсионные фонды).

На развитие первых двух типов институтов воздействует только государство посредством проведения соответствующих институциональных реформ. На развитие последних двух институтов оказывают влияние как усилия государства, так и частного сектора.

По мнению С. Б. Мельникова, институциональная среда регионального управления социально-экономическим развитием должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; быть простой для понимания; использовать систему социально-психологических мотиваций; быть адаптивной; стимулировать прогрессивное развитие[42]. Все составляющие элементы механизма управления регионом в совокупности должны содействовать формированию рыночной системы, обеспечивающей рост эффективности производства, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг.

Сформулируем авторское понимание требований к институциональной среде, способствующей развитию территориальной конкуренции:

- обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, предусматривающей в числе прочего низкий уровень коррупции;

- создание благоприятных условий для появления предприятий новой экономики с инновационным типом развития;

- наличие развитых демократических институтов, элементов гражданского общества;

- высокая степень доверия граждан к политике, проводимой органами государственной власти;

- наличие независимой судебной системы;

- гарантированная защита прав собственности;

- эффективная работа институтов государственного управления;

- наличие развитых рынков земли и иной недвижимости, финансовых институтов.

Институциональные основы управления включают правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс повышения конкурентоспособности региона, например, через:

- развитие инфраструктуры региона посредством бюджетных инвестиций, формирование и использование внебюджетных средств и фондов, выпуск займов и т.д.;

- установление льгот региональным товаропроизводителям, инвесторам;

- правовую и финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителей, участвующих в развитии агропромышленного комплекса региона и обеспечивающих наполнение рынка продовольственными товарами.

Институциональная среда находится в постоянном развитии из-за смены парадигмы общественного развития и выбора наиболее эффективных методов хозяйствования. Новые институты управления конкурентоспособностью возникают тогда, когда появляются новые возможности и перспективы в развитии территориальной конкуренции.

Вместе с тем процесс институционального развития может тормозиться в связи с тем, что создаст предпосылки к изменению распределительных отношений. Утверждение новых институтов, предполагающих функционирование конкурентных механизмов в политической и экономической сферах, часто наталкивается на сопротивление отдельных чиновников, которым удаётся извлекать выгоды из существующих административных установлений и ограничений. Тем самым формируются зависимости, преобразующиеся в порочный замкнутый круг. «Чем больше в обществе распространена коррупция правительственных чиновников, тем меньше (при поддержании прежнего уровня администрирования дисциплины) остаётся реальных возможностей для укрепления рыночных институтов и конкурентных механизмов»[43].

Впервые основные направления формирования институциональной среды, необходимой для инновационного развития экономики, адекватной вызовам постиндустриальной эпохи, сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. В Концепции предложены основные направленияразвития и нституциональной среды. Рассмотрим те из них, которые оказывают существенное влияние на развитие территориальной конкуренции.

1. Политико-правовые институты, нацеленные на обеспечение гражданских и политических прав граждан, а также на исполнение законодательства. Эти институты формируют основу устойчивого экономического роста, развития конкуренции между регионами. Для повышения их эффективности необходимо решение следующих проблем:

- действенная защита частной собственности;

- проведение судебной реформы федеральными органами власти;

- создание условий, при которых компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции, в частности в конкретном регионе;

- борьба с коррупцией. Коррупция ведёт к разложению государственности и несёт угрозу национальной безопасности. Бизнесу сложно развиваться в условиях, когда отдельные бизнесмены дают взятки чиновникам за предоставление им более выгодных условий перед конкурентами, покупая тем самым необоснованное конкурентное преимущество[44];

- существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов. В этой связи актуально развитие Электронного правительства Владимирской области;

- принятие специальной программы обеспечения открытости деятельности государственных и муниципальных органов власти;

- предотвращение избыточного государственного вмешательства в экономическую деятельность;

- совершенствование системы контроля и надзора;

- исключение возможности использования проверок и инспекций для остановки бизнеса и уничтожения конкурента;

- повышение эффективности управления государственным имуществом;

- ограничение выведения из сферы образования и здравоохранения инфраструктуры лечебных и образовательных учреждений;

- развитие механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, институтов и механизмов частно-государственного партнерства;

- повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти;

- кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий;

- преодоление отставания государственных органов и бюджетной сферы в области квалификации и мотивированности кадров от корпоративного сектора.

2. Институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала. Речь идёт об образовании, здравоохранении, обеспечении жильем. Данные сферы требуют не только значительных финансовых вливаний, но и повышения эффективности и модернизации их деятельности.

3. Экономические институты, к которым отнесём законодательство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие региональной экономики. Предполагает меры по стимулированию конкуренции на рынках товаров и услуг, развитие рыночной инфраструктуры, а также решение многих других проблем в целях обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики.

4. Институты развития. Нацелены на решение конкретных системных проблем экономического роста. Правительство РФ планирует развивать как финансовые, так и нефинансовые институты развития. К финансовым институтам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации, «Внешэкономбанк», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», открытое акционерное общество «Россельхозбанк», открытое акционерное общество «Росагролизинг», государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», открытое акционерное общество «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Среди нефинансовых институтов можно выделить центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и другие. К последним относятся также концессионные соглашения, предназначенные в первую очередь для создания и модернизации инфраструктуры. Важнейшая задача институтов развития – создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

5. Развитие системы стратегического управления. Обеспечивает гармоничность формирования и развития названных типов институтов в целом, направлена на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики при решении системных внутренних проблем развития и ответа на внешние вызовы. Включает в себя взаимоувязанные программы институциональных преобразований, долгосрочные и среднесрочные прогнозы развития экономики, науки и технологий, стратегии и программы развития ключевых секторов экономики и регионов, долгосрочный финансовый план и систему бюджетирования по результатам.

Очевидно, что необходимо создать нормативно обеспеченную систему осуществления государственных функций по развитию и управлению территориальной конкурентоспособностью. Нормативные правовые акты должны способствовать обеспечению высоких темпов социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований и повышению качества жизни граждан.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены основные направления повышения национальной конкурентоспособности. Отмечено, что у спех на этом направлении определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энергосырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний. В Концепции указано, что Россия обладает значительными конкурентными преимуществами в таких базовых отраслях экономики, как транспорт, строительство, аграрный сектор, пищевая промышленность, производство строительных материалов, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также экспортно-ориентированная химическая промышленность. Важнейшим условием успеха инновационного развития и успеха в глобальной конкуренции является интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии, развитие фундаментальной и прикладной науки (сектор генерации знаний).

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» постановлением Губернатора Владимирской области в 2009 году была утверждена «Программа развития конкуренции во Владимирской области», о сновными целями которой являлись формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развитие компаний и рынков, защита конкуренции, сокращение административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности, развитие конкуренции в отдельных отраслях, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики.

В Программе развития конкуренции Владимирской области под дефиницией «конкуренция» понимали цивилизованную, легализованную форму борьбы за рынки и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Отмечено, что состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также состоянием инвестиционного климата. Также раскрыта сущность конкурентной среды на отдельном рынке, под которой понимают совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов отнесены уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, развитость и доступность инфраструктуры, воздействие отдельных хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на данном рынке.

Основными задачами Программы развития конкуренции Владимирской области определены:

- непосредственное оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции;

- сокращение участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

- развитие государственного (муниципального) заказа и расширение доступа к ресурсам, предоставляемым органами власти;

- повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти области.

В Программе сформулированы основные задачи по развитию конкуренции в приоритетных сферах региона. В агропромышленном комплексе - увеличение производства агропродовольственной продукции для обеспечения потребности населения области в продовольствии и предприятий пищевой промышленности в сырье в целях снижения зависимости от ввоза сырья и продуктов питания. Решение этой задачи позволит обеспечить рост объема сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий.

В сфере строительной отрасли - общее улучшение конкурентной среды за счет развития информационной, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.

В сфере малого и среднего предпринимательства - оказание содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Решение этой задачи позволит обеспечить:

- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех организаций до 28,1%;

- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Владимирской области до 6,5 единицы;

- увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта.

В сфере розничной торговли и защиты прав потребителей - совершенствование и развитие инфраструктуры розничной торговли; создание условий для реализации населению области продукции непосредственно товаропроизводителями; обеспечение доступной системы защиты прав потребителей.

Определены задачи в сфере здравоохранения, фармацевтической и медицинской продукции, повышающие качество жизни граждан.

В отрасли информационно-коммуникационных технологий и связи:

- информирование участников рынка о состоянии и перспективах развития рынка услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи;

- содействие участникам рынка в создании и развитии на территории региона инфраструктуры оказания современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи.

Анализ действующих нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что развитие территориальной конкуренции пока не обеспечено целостным нормативно-правовым регулированием. Не определены такие ключевые понятия, как территориальная конкурентоспособность, территориальное конкурентное преимущество.

Во Владимирской области создан ряд региональных институтов развития. Функционирует государственное автономное учреждение Владимирской области «Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства» (сокращённо - ГАУ ФГРМСП). Данное учреждение уполномочено на выполнение работ, оказание услуг в целях реализации основных направлений государственной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам для развития бизнеса[45].

Основным видом деятельности ГАУ ФГРМСП является предоставление гарантий, поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредиторами, основанным на кредитных договорах, договорах займа, лизинга, о предоставлении банковских гарантий и иных договорах, предусмотренных гражданским законодательством РФ, предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательствам для развития бизнеса, а также услуг, относящихся к финансовому посредничеству.

Гарантийный резерв формируется ГАУ ФГРМСП за счет средств бюджета Владимирской области, выделяемых на предоставление обеспечения (поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства; средств федерального бюджета, выделяемых на соответствующие цели; собственных средств ГАУ ФГРМСП; средств, взысканных в порядке регресса с субъекта МСП; безвозмездных или благотворительных взносов и др.

Работает открытое акционерное общество «Владагролизинг», основным направлением деятельности которого является лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования.

В городах Ковров и Муром Владимирской области выделены денежные средства для функционирования бизнес-инкубаторов, основной целью деятельности которых является обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, обеспечению самозанятости граждан, поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, содействие субъектам предпринимательства в развитии производственно-хозяйственной деятельности, направленной на решение актуальных социально-экономических задач муниципального образования. Бизнес-инкубаторы для достижения своей основной цели осуществляют:

- предоставление в аренду (субаренду) нежилых помещений начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим на территории инновационную, производственную и иную деятельность, обеспечивающую социально-экономическое развитие муниципального образования;

- предоставление грантов начинающим предпринимателям на организацию собственного дела;

- мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства посредством оказания консультационных услуг по вопросам налогообложения, услуг по составлению бухгалтерской и налоговой отчетности, образовательных услуг по программам развития бизнеса начинающего предпринимателя;

- иные виды деятельности.

В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиционных ресурсов в сельское хозяйство Владимирской области, установления договорных отношений с банками, страховыми и инвестиционными компаниями, другими юридическими и физическими лицами, участвующими в финансировании и реализации мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства, принят Закон Владимирской области от 11.08.2009 № 117-ОЗ «О залоговом фонде Владимирской области». Под залоговым фондом понимают совокупность имущества казны Владимирской области, обеспечивающего залогом исполнение обязательств заемщика перед кредиторами. Объектами залогового фонда является имущество казны Владимирской области, в отношении которого принято решение о включении в залоговый фонд Владимирской области. В качестве залогодателя выступает Владимирская область в лице уполномоченного органа администрации Владимирской области, заемщика - сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Постановлением Губернатора Владимирской области от 9 ноября 2009 г. № 921 утверждён перечень объектов залогового фонда области. Предоставление в залог объектов залогового фонда осуществляется на конкурсной основе и составляет до 50 процентов суммы основного долга по взятому кредиту.

На первом экономическом форуме, прошедшем во Владимире 30 мая 2013 года, состоялось активное обсуждение Концепции экономической политики Владимирской области, ориентированной на повышение конкурентных преимуществ производимых товаров, работ и услуг. Сейчас эта концепция успешно реализуется и способствует продвижению местной продукции на новые рынки.

В апреле 2016 года губернатор Владимирской области Светлана Орлова утвердила перечень приоритетных и социально значимых рынков, а также план мероприятий по содействию развитию конкуренции во Владимирской области. Ключевыми для содействия развитию конкуренции в 33-м регионе признаны следующие рынки: агропромышленный комплекс, розничная торговля, а также рынки услуг в сфере медицины, культуры, связи, дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, жилищно-коммунального хозяйства, перевозок пассажиров наземным транспортом и социального обслуживания населения.

Реализация плана мероприятий по содействию развитию конкуренции во Владимирской области предполагает: оптимизацию процедур государственных закупок, устранение избыточного государственного регулирования, организацию и проведение мониторинга наличия либо отсутствия административных барьеров, оценку состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности, удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг, а также состоянием ценовой конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках.

Запланированы мероприятия, направленные на оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, содействие развитию молодежного предпринимательства, проведение анализа развития конкуренции на рынках муниципальных образований, стимулирование новых предпринимательских инициатив, создание и реализацию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

Формирование новых институциональных основ, законодательных и нормативно-правовых документов управления конкурентоспособностью региона во Владимирской области продолжается.



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.