Независимость / свобода выбора — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Независимость / свобода выбора

2017-08-24 230
Независимость / свобода выбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку в вопросах, поставленных на разрешение экспертов, ставиться проблема свободы выбора относительно гражданской позиции, а также в вопросах оказания медицинской помощи, предполагающей переливание крови,


представленные на исследование материалы изучались с точки зрения возможности самостоятельности в формировании у Свидетелей Иеговы взглядов и отношений по ключевым вопросам. Из книг и брошюр, представленных на исследование, следует, что одном из важнейших принципов является послушание, подчинение («...В Библии рассказывается, какие замечательные благословления ожидают послушных людей...»; «Отличительные качества тех, кто будет спасен... овцы кротки и послушны... Такие люди послушны Иисусу во всем...»). В противном случае они будут наказаны Богом. Такие качества (подчиняемость, послушность) являются желательными для приверженцев данного вероучения, их формирование является необходимым («Как важно, чтобы мы уже сейчас вырабатывали привычку с готовностью следовать любым указаниям, которые Иегова дает нам через свое Слово или организацию!»; «Они развивают качества, благодаря которым единство среди служителей Бога еще более укрепляется»). При этом «преданное подчинение» возводится в ранг «священного долга», «признательности» перед руководством организации. В качестве не только добродетели, но и обязанности рассматривается послушание и покорность старейшинам и надзирателям, готовность с ними сотрудничать. Необходимо отметить, что поощряется некритичное подчинение старейшинам и надзирателям, независимо от того, согласен ли Свидетель с принятыми решениями, понятны ли они ему, а также – невзирая на несовершенство и ошибки старейшин и надзирателей. Напротив, самостоятельность в оценке окружающих, в принятии решений, равно как критика и недовольство являются «опасными». В таких случаях «... старейшины же позаботятся о тех, кто духовно болен, и примут меры, чтобы сохранить чистоту народа Иеговы» (табл.8).

Таблица 8.

1. «Чему на самом деле учит Библия?»
Ст. 115. «Если ты будешь слушаться Иегову, то сможешь стать его другом!»  
2. Познание, ведущее к вечной жизни.
С. 177-178 «Особенно тебе помогут справиться с проблемами и другими трудностями старейшины собрания».
Ст. 115. «мощная защита от нападений демонов» - регулярное посещение встреч Свидетелей Иеговы.  

 
С. 138. «Эти мужчины (старейшины), назначенные святым духом, также уполномочены предпринимать исправительные меры и порицать любого, кто идет путем греха или представляет опасность для духовной и нравственной чистоты собрания».
3. Откровение: его грандиозный апогей близок!
С. 51. «После того как старейшины всестороннее рассмотрят подобного рода дело и примут решение, не нужно пытаться выяснить, почему они поступили так, а не иначе. Всем нужно смиренно согласиться с тем, как старейшины разрешили вопрос, и продолжать поддерживать этих «звезд». «Преданность Иегове и готовность следовать порядку, принятому в организации, не останутся без награды».
С. 71. «Его (Иисуса) любовь и теплые чувства сегодня выражаются через современный класс Иоанна и через... старейшин в христианском собрании».
С. 223. «Их (людей) ждет либо неодобрение мира, либо негодование Иеговы». «Либо человек принадлежит к этому миру, либо служит Иегове - третьего не дано». «Когда настанет день гнева Иеговы, виновные умрут в буквальном смысле, убитые карающими силами Бога».
С. 225. «Если люди не обратятся к Иегове, их постигнет его кара».
4. «Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы».
С. 6. «Нам нужно с еще большим усердием творить волю Бога в единстве с его организацией».
С. 9. «Нам следует также помнить, что в любой организации необходимы хорошая согласованность и взаимодействие.
С. 13. «Поэтому признание роли Христа в Божьем устройстве означает, что мы остаемся верными Иегове и идем в ногу вместе с его движущейся вперед организацией».  
С. 18. «Подобно ранним христианам, мы охотно принимаем от духовно зрелых мужчин основанное на Библии руководство в вопросах поклонения Богу».
С. 19. «Для нашего духовного благополучия и защиты нам необходимо следовать руководству надзирателей, которые неусыпно заботятся о наших душах».
С. 20. «Еще одна возможность показать, что мы доверяем верному рабу, - поступать в согласии с принятыми решениями. Даже когда нам не вполне ясно, что стоит за тем или иным решением, мы точно знаем, что, если мы поддерживаем его, это принесет нам продолжительную пользу».  

С. 25. «Давайте же и дальше проявлять полное доверие верному рабу!»  
С. 26. «Все в организации Иеговы признают теократические методы управления». «Собрания следуют организационным указаниям, которые служат общей пользе». «Христиане признают полномочия старейшин, назначенных для осуществления надзора...»  
С. 146. «Порой надзиратели видят необходимость дать человеку совет, чтобы помочь ему исправить свое мышление». «Заботясь о стаде любящим образом, надзиратели защищают собрание от многих духовных опасностей и предотвращают появление серьезных проблем».  
С. 38. «Хотя надзиратели несовершенны, это не повод отказываться им подчиняться, ведь они назначены Иеговой и за свои действия ответят перед ним».
С. 53. «...Еще больше пользы мы извлечем, если будем и дальше подчиняться старейшинам собрания и другим назначенным надзирателям...»  
С. 145. «Если из-за каких-то наших проступков мы нуждаемся в исправлении и порицании, давайте не сомневаться, что через такие исправительные меры наш небесный Отец выражает к нам свою любовь».  
5. «Поклоняйтесь единственному истинному Богу».
С. 53-54. «В Библии рассказывается, какие замечательные благословения ожидают послушных людей...»
С. 59. «Как важно, чтобы мы уже сейчас вырабатывали привычку с готовностью следовать любым указаниям, которые Иегова дает нам через свое Слово или организацию!
С. 121-122. «Отличительные качества тех, кто будет спасен... овцы кротки и послушны... Такие люди послушны Иисусу во всем... Они развивают качества, благодаря которым единство среди служителей Бога еще более укрепляется.
6. «Вопросы молодежи. Практические советы».
С. 220. «... Библия предупреждает, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иакова 4:4). Разве не повредит твоей дружбе с Богом страстное влечение к человеку, чье поведение Бог осуждает?»

8. «Приближайся к Иегове».
С. 165. «Часто старейшинам требуется принимать решения, затрагивающие других христиан... Они не полагаются на собственные чувства, но в принятии решений всегда руководствуются Божьими требованиями».
9. «Приходи и следуй за мной».
Ст. 29. «...Как мы ведем себя, если до конца не понимаем чего-то в христианском собрании или с чем-то не согласны, например с решением старейшин? Если мы прибегаем к критике и недовольству, не зная при этом всех обстоятельств дела, не указывает ли это на недостаток смирения? Давайте лучше подражать Михаилу - Иисусу Христу - и не судить о тех делах, которые Бог не давал нам права решать».  
Ст. 63. «Но стоит ли позволять, чтобы ошибки других становились оправданием нашего непослушания Иегове, например тому, что мы пропускаем христианские встречи или критикуем старейшин?» «Нам от всего сердца нужно поддерживать тех, кто берет на себя руководство в собрании».
Ст. 41. «... Старейшины же позаботятся о тех, кто духовно болен, и примут меры, чтобы сохранить чистоту парода Иеговы».
Ст. 149. «Другим членам собрания важно быть благоразумными в том, чего они ожидают от старейшин, и проявлять кротость и готовность сотрудничать».  
10. «Моя книга библейских рассказов».
нам нельзя быть гордыми... нам нужно слушаться служителей Бога.
12. «Секрет семейного счастья».
С. 145. «Учитесь доверять христианским старейшинам...«христианские старейшины не только защищают от вредных влияний все собрание в целом...»    
«Пробудитесь!» 41. Июль, 2007
С. 21. «опасно решать самим, что значит быть «хорошим человеком»  
45. «Сторожевая башня», 1 марта 1998

С. 15. «нельзя использовать такие случаи, чтобы выдвигать личные мнения, хвастаться своими достижениями или критиковать соверующих».
50. «Сторожевая башня», 1 марта 2001
С. 22. «Эти собрания (христианские) предоставляют защиту уже сейчас. В них христиане чувствуют себя в безопасности среди братьев, под любящей опекой старейшин».
52. «Сторожевая башня» 15 января 2007
С. 25. «Катая честь быть кроткими людьми, которые служат Владыке Вселенной!»
57. «Сторожевая башня» 1 апреля 2007
С. 24-25. «Преданное подчинение» руководству организации, поддерживать руководство и следовать ему - «священный долг», «глубокая признательность»  
С. 27. «послушание и покорность» старейшинам, надзирателям  
С. 28. «Слушайтесь тех, кто берет на себя руководство среди вас, и будьте покорны, ибо они неусыпно заботятся о ваших душах... чтобы они делали это с радостью, а не вздыхая». «Охотное подчинение их руководству, несомненно, принесет нам радость». «...мы убеждены, что они заботятся об интересах Царства и нашем благополучии» «Но что, если в какой-то ситуации мы сомневаемся, что указание старейшины - самый лучший вариант? Именно в таком случае необходима покорность. Легко подчиняться, когда все ясно и согласуется с нашей точкой зрения, но настоящая покорность проявляется тогда, когда мы следуем руководству, даже если чего-то не понимаем».  
С. 30. «Но никакие упущения или ошибки старейшин не могут служить оправданием нашего нежелания повиноваться».  
60. «Сторожевая башня» 15 июня 2007
С. 27. «Чтобы мы обрели его («послушное сердце»), Бог дал нам свое Слово, публикации для изучения Библии, а также предоставил христианские встречи и заботливых старейшин. В полной ли мере мы пользуемся дарами нашего любящего Бога?»

С. 30. «...мы с готовностью слушаемся тех, кто берет на себя руководство в служении истинному Богу, несмотря на то что они несовершенны
66. «Сторожевая башня», 15.09.07
С. 10. «Дети будут сильнее любить Иегову и больше ценить истинное поклонение тогда, когда круг их общения составляют друзья Бога. Забота о том, чтобы у детей было созидательное общение... требует усилий.... Хорошо также, если дети будут общаться с теми из Свидетелей Иеговы, кто сделал полновременное служение своим жизненным путем».

Отступники, критики, враги.

В одной из работ («Откровение: его грандиозный апогей близок!») дается определение отступников. Те, кто подвергает сомнению или пересматривает догматы веры, исключаются из собрания, связь с ними прекращается (семьям, родителям предписывается не принимать таких членов семьи, максимально ограничить с ними контакты) (табл.9).

Таблица 9.

3. Откровение: его грандиозный апогей близок!
С.45 Отступники - те, кто пересматривают какие-либо из догматов веры: «оспаривать какую-либо библейскую истину (например то, что мы живем в последние дни), и у него появляется группа последователей».
С. 287. «...полное уничтожение Вавилона Великого и политических систем этого мира вместе с их приспешниками из финансистов и военных».  
С. 109. «...все люди, противящиеся владычеству Иеговы Бога, будут уничтожены».  
4. «Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы».
С. 150. «вопиющие неуважение к Божьим нормам» - «чрезмерная лень или критическое ко всему отношение», «пустословие», «материальная выгода», «неприемлемые для христиан развлечения». «Нарушение порядка» - «не что-то незначительное..., но достаточно серьезное, что может пагубно отразиться не всем собрании и что могут перенять другие христиане».  
Подростки также как и взрослые, могут исключаться из Свидетелей за какие-либо проступки.

 
10. «Моя книга библейских рассказов».
«Ясно - Бог спасает только тех, кто слушается его, те же, кто не слушается, погибнут».  
«народ совершил огромное зло. Поэтому Моисей приказывает нескольким мужчинам взять мечи.... И от их руки погибает 3000 человек! Не показывает ли этот случай, что нам нужно всегда следить, чтобы поклоняться только Иегове и не поклоняться никаким другим, ложным, богам?»  
12. «Секрет семейного счастья».
С. 88. Если ребенок совершеннолетний и отрицает принципы веры — «не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Иоанна 10)... иногда такие действия необходимы, чтобы защитить других членов семьи. Вашу семью нужно оберегать...»  
52. «Сторожевая башня» 15 января 2007
С. 20. Если из собрания был исключен совершеннолетний ребенок, то с ним родителям необходимо прекратить контакты, можно «общаться в случае необходимости», если «нужно решить важные семейные дела».
56. «Сторожевая башня» 15 марта 2007
С. 29. «Горящие стрелы» Сатаны» - «оскорбления, ложь и полуправда, прибегая к которым враги и отступники стараются причинить нам боль и подорвать нашу веру».  

Другие»

«Другие», равно как и мир, в представлении Свидетелей, противостоят им, несут опасность. В исследуемых текстах всегда отмечается негатив, даже если говорится о сверстниках, друзьях. Это проявляется в том, что «...друзья со стороны, которых находишь сам, вне собрания, - это одни проблемы, путь к преступности, проституции, наркомании»; что «тебя невзлюбят или даже начнут осыпать злобными насмешками» за убеждения. Среди таких людей могут быть друзья и родные». Проявляется стремление продолжать контролировать контакты Свидетелей за пределами


собрания: «Прежде всего, будь осторожным в выборе друзей! Общайся с теми кто признает христианские ценности и нормы. Несомненно, это сужает круг твоих друзей.... лучше уж испытывать одиночество, чем позволить себе духовно и морально пасть под влиянием сверстников! А недостаток общения возместит семья и христианское собрание», «Встреча с друзьями может быть полезным отдыхом, если «на такой встрече есть хорошее руководство, если на ней не слишком много гостей она не очень затянута, то ваши дети могут получить гораздо больше, чем просто веселье. Такая встреча может укрепить узы и любовь в собрании». Формировать подобное отношение считается необходимым с детства («Это целое искусство - показать детям, почему немудро проводить свободное время с теми, кто не любит Иегову и не знает его»).

Что касается людей, не входящих в близкий круг общения, они представлены издевающимися, насмехающимися, в лучшем случае безразличными к Свидетелям.

У читателя целенаправленно формируется убеждение, что истинные братья и друзья могут быть только среди соверующих, что только в их кругу можно чувствовать себя в безопасности. Все остальные - явные либо скрытые противники Свидетелей Иеговы, подвергающие или готовые подвергнуть их критике, осмеянию, гонениям, репрессиям (табл.10).

Таблица 10.

1. «Чему на самом деле учит Библия?»
Ст. 17. «Возможно, некоторые люди из самых лучших побуждений будут отговаривать тебя от изучения Библии. Они могут переживать за тебя, что ты поменяешь свои религиозные убеждения. Но не позволяй никому помешать тебе обрести самого лучшего Друга (имеется в виду Бог).  
Ст. 120. «Сатана пытается отвести людей от Бога самыми разными способами... Это особенно очевидно, когда друзья, родственники, или другие люди пытаются помешать тебе изучать Библия и применять ее принципы в жизни
Ст. 73. «Он (Иегова) никогда не воскресит тех, кого считает злым и непокорным».  
С. 94.... Уничтожение злых произойдет внезапно.
Одна из ловушек Сатаны Дьявола, которой особенно трудно противостоять, - это давление сверстников. Как же важно поэтому не общаться с людьми, которые не живут по законам Бога!»
2. Познание, ведущее к вечной жизни.

C. 168-169. «Не позволяй боязни того, что об этом (присоединении к Свидетелям Иеговы) подумают друзья или родственники, удерживать тебя от стремления лучше узнать Иегову. Тебя могут осуждать за то, что ты общаешься со Свидетелями Иеговы и ходишь в Зал Царства на встречи собрания.
4. «Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы».
С. 60. «… мы сегодня живем среди испорченного и извращенного поколения, в системе вещей, нечестие и мирской дух которой мы отвергаем».
С. 139. «И даже если само по себе развлечение хорошее, соприкосновение с мирскими людьми и исходящее от них влияние зачастую могут быть для нас опасными».  
6. «Вопросы молодежи. Практические советы».
С. 67. …друзья со стороны, которых находишься сам, вне собрания, - это одни проблемы, путь к преступности, проституции, наркомании.
С. 79. «В наши дни желание получить признание сверстников может оказаться… приманкой. Прельстившись ею, можно попасть в ловушку – нарушить законы Бога». «Прежде всего, будь осторожным в выборе друзей! Общайся с теми, кто признает христианские ценности и нормы. Несомненно, это сужает круг твоих друзей. … лучше уж испытывать одиночество, чем позволить себе духовно и морально пасть под влиянием сверстников! А недостаток общения возместит семья и христи­анское собрание».  
С. 78. «Однако не удивляйся, если за эту рассудительность тебя невзлюбят или даже начнут осыпать злобными насмешками».  
С. 151,153. «...никак нельзя назвать безобидными те злобные насмешки, которыми осыпают тебя подростки, особенно за то, что ты стараешься жить в согласии с нормами Библии».
10. «Моякнига библейских рассказов».
«Но с чего начались эти несчастья? С дружбы Дины с людьми, которые не слушались законов Бога. Мы бы не хотели иметь таких друзей, не правда ли?»
«Убейте всех жителей города, город же сожгите огнем. Сожгите все» - пересказ слов Иисуса Навина.
«Тогда Иаиль берет кол от шатра и вонзает его в голову этого плохого человека».

 


 

 

 
«Но Самсон убивает его (льва) голыми руками. Он убивает также сотни плохих филистимлян».  
«…и все эти плохие люди погибают».
«Возможно, какие-нибудь люди мешают нам рассказывать о царстве Бога.
12. «Секрет семейного счастья».
С. 101. Встреча с друзьями может быть полезным отдыхом, если «на такой встрече есть хорошее руководство, если на ней не слишком много гостей и она не очень затянута, то ваши дети могут получить гораздо больше, чем просто веселье. Такая встреча может укрепить и любовь в собрании».  
15. «Ты можешь быть другом Бога!»
С. 3. «Некоторые люди могут пытаться помешать тебе знакомиться с Богом. Среди них могут быть даже твои друзья и родные.
С. 13. «…Иегова уничтожит тех, кто отказывается поступать правильно»,
22. «Духи мертвых»
С. 28. «Злые люди тоже будут истреблены с земли».  
43. «Пробудитесь», Сентябрь, 2007
С. 9. «Каждому, кто послушен Иегове, не нужно бояться будущего и того бедствия, которое постигнет нечестивых.
46. «Сторожевая башня», 15 октября 1998
С. 16. «Не следует начинать ухаживать или встречаться с неверующим человеком. Оказаться от таких отношений может быть трудно, даже болезненно, но это лучшее, что можно сделать, чтобы и дальше получать благословения Бога». «Для христиан, желающих вступить в брак, подходящий кандидатурой может быть только соверующий».  
С. 17. Противники пытаются препятствовать этой работе насмешками.... Если противникам не удается сломить Свидетелей насмешками, они могут становиться озлобленными и прибегнуть к угрозам».

 


 

С. 19. «Сегодня противники Божьего дела разными способами и в разных местах продолжают чинить препятствия.
48. «Сторожевая башня», 15 декабря 1999
С. 17. «...мы живем во время, когда члены более популярных религий насмехаются и издеваются над нами...»  
С. 18-19. «Гораздо больше христиан сталкивались с сопротивлением в семье, издевательствами, насмешками и безразличием».
50. «Сторожевая башня», 1 марта 2001
С. 16. «С 1919 года религиозные и политические тираны делают все возможное, чтобы сломить непорочность истинных поклонников Бога, но безуспешно».
58. «Сторожевая башня» 1 мая 2007
С. 15-16. «Однако есть большая разница между дружелюбным отношением к коллеге и близкой дружбой с ним»  
С. 16. «Начиная с какого момента отношения с сотрудниками становятся неподобающими?» «Возможно, у тебя хорошие отношения с каким-то сотрудником или сотрудницей. Но спроси себя: «Хочет ли этот человек делать то, что повелел Иисус? Хочет ли он узнавать об Иегове... Живет ли он по таким же христианским нормам морали, что и я?»
61. «Сторожевая башня» 1 июля 2007
С. 28. «Сегодня противники в школе, на работе и даже дома могут осыпать нас насмешками и обвинениями.
С. 29. «Порой истинные христиане сталкиваются с жестокими преследованиями. В некоторых странах яростные противники истинного поклонения представляют собой грозную силу».
С. 30-31. «...мы тоже можем столкнуться с противодействием ложных друзей, ложных обвинителей и лжебратьев. Некоторые могут предлагать пойти на компромисс. Они могут убеждать нас, что если бы мы служили Иегове с меньшим рвением, то могли бы достичь чего-то в этом мире
63. «Сторожевая башня» 1 августа 2007
С. 11. «Очень скоро все, кто бесславит святое имя Бога, будут уничтожены. Те же,

 

 


 

кто святит имя Иеговы, поклоняясь Богу угодным ему образом, получат вечную | жизнь».  
66. «Сторожевая башня», 15.09.07
С. 10 «Это целое искусство - показать детям, почему немудро проводить свободное время с теми, кто не любит Иегову и не знает его»

 

Таким образом, тексты представленных на исследование книг, брошюр и периодических изданий.формируют у читателя негативный образ мира и окружения: а мир представлен как крайне опасный, нестабильный, враждебный по отношению к исповедующим вероучение Свидетелей Иеговы; кроме того, этот мир доживает свои последние дни, после чего он будет уничтожен вместе со всеми, кто не разделяет их веры; б) окружающие (в том числе из близкого окружения — семья, друзья, одноклассники и сотрудники) также представляют серьезную опасность для Свидетелей, поскольку либо не разделяют их взглядов, либо насмехаются над ними и пытаются переубедить, либо откровенно преследуют их. Кроме того, общение с ними приносит одни проблемы в виде тех преступности, наркомании, проституции, иных искушений мира, т.к. ни представляют мир Сатаны,; в) безопасность может представлять только сообщество разделяющих взгляды Свидетелей Иеговы, в котором есть любовь, понимание, поддержка; при этом безопасность относительная, поскольку в текстах формируется мученический образ Свидетелей, подвергающих гонениям, которых мир еще не знал.

Все опасности, исходящие от мира и окружающих, связываются с традиционным христианством (прежде всего, католичеством, но также православием, другими ветвями христианской религии), которое определяется не иначе как «лжерелигия», «Вавилонская блудница», детище Сатаны, несущее ответственность за все войны, социальную несправедливость, болезни, кризис морали и т.д. Священнослужители представлены как лицемерные, корыстолюбивые, жестокие, аморальные, искажающие слово Бога в угоду Сатане. Практически во всех работах говорится о неизбежности и желательности уничтожения христианства и христианского мира, о том, что Свидетели Иеговы единственные уцелеют и после воскресения сами примут участие в уничтожении неверных. Происками Сатаны и «ложной религии» обусловливается также состояние государственного управления, международной и внутренней политики государств, их социальной политики, правосудия, действия руководителей государств, других представителей власти. В связи с этим провозглашается «нейтралитет» по отношению к участию в государственных и общественных делах, негативное отношение к государственной символике (герб,

 


 

флаг, гимн), а также соблюдение закона в той мере, в какой он не противоречит законам Бога.

Личность, «Я» не рассматриваются в качестве ценности, напротив, одобряется подчинение сообществу, старейшинам и надзирателям, заботящихся о «духовном» здоровье «соверующих», что сводит к минимуму критичность в отношении догматов веры, решений старейшин и сообщества в целом, самостоятельность в оценке событий, различных людей, а также самостоятельность в принятии решений по вопросам, так или иначе регламентированным в сообществе Свидетелей Иеговы.

Прежде чем рассмотреть проанализированные книги, брошюры и периодические издания с позиции выявления в них признаков возбуждения вражды и ненависти, следует выделить три группы признаков возбуждения вражды.

Первый, ложная идентификации заключается в формировании и подкреплении негативного образа религии путем: 2) переноса различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю религиозную группу; б) приписывания всем представителям религиозной группы стремления следовать древним обычаям, верованиям, традициям, негативно оцениваемым современной культурой; в) утверждения о врожденном или историческом превосходстве религии и неполноценности и порочности других.

Второй, ложная атрибуция, характеризуется приписыванием враждебных действий и опасных намерений представителям религии по отношению к другим путем: а) возложения вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю религиозную группу; б) утверждение об изначальной враждебности определенной религии по отношению к другим; в) утверждения о полярной противоположности и несовместимости интересов одной религиозной группы с интересами других; г) утверждения о наличии заговора, тайных планов одной религиозной группы против других; д) объяснения бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем и будущем существованием и целенаправленной деятельности религиозных групп.

Третий, мнимая оборона, представляет собой побуждение к действиям против какой-либо религии путем: а) поощрения, оправдания геноцида, депортаций, репрессий в отношении религии; б) требования вытеснить из различных сфер деятельности лиц определенной конфессиональной принадлежности; в) требования ограничить права и свободы граждан или создавать привилегии по религиозному признаку; г) высказывания угроз и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц по признаку религиозной принадлежности.

Как показывает анализ полученных данных, в представленных на исследование книгах, брошюрах и периодических изданиях выявляются признаки ложной идентификации и ложной атрибуции. Так, традиционное христианство рассматривается


 

как «лжерелигия», источник всех негативных проблем, отмечающихся в мире (войны, преступность, наркомания, извращенность, наличие болезней, в т.ч. СПИДа, лицемерие, коррумпированность, жестокость и т.д.). Всем христианам («лжехристианам») приписывается греховность, неисполнение законов Бога, язычество и суеверия, поклонение идолам и проч. Утверждается, что богоизбранники – только Свидетели Иеговы, которые являются «истинными христианами» и по сравнению со всеми остальными являют собой пример любви, честности, миролюбия, закон послушания, ответственности, милосердия.

Кроме того, христианство и его священники обвиняются в давлении на Свидетелей Иеговы, гонениях, насилии, убийствах «истинных христиан», как в прошлом (начиная с 1919 года), так и в настоящее время. Христианство и его священнослужители, равно как и их паства, являются враждебными по отношению к догматам, а также ко всем Свидетелям Иеговы, используют все средства, чтобы посеять сомнения, заставить их, если не отречься от своих убеждений, то пойти на компромисс. Позиции христианства (лжехристианства») и Свидетелей Иеговы столь не совметимы, что им не место на одной земле («лжехгшстанство» будет уничтожено с лица земли).

Признаки мнимой обороны не просматриваются в представленных книгах, за исключением многократно повторяющихся утверждений о необходимости и желательности уничтожения неверных, прежде всего христианского мира.

Анализ приемов, которые используются в книгах для формирования негативного, враждебного отношения к традиционному христианству, его священнослужителям и последователям, к миру и окружающим, показал следующее.

В качестве мишеней используется эмоциональная сфера читателя, прежде всего страхи, неудовлетворенность, недифференцированная в связи с этим враждебность (готовность к негативному восприятию и оценке окружающей действительности). Так, основной упор сделан на страх (войны, болезни, бедности, преступности, неспособности государства решить проблемы человека, враждебности окружения) - как способ отвращения от жизни, готовности ухода «из мира» в сообщество «соверующих»; перед Богом - как способ удержать в послушании, подчинении перед теми, кто поставлен Богом. Недифференцированная враждебность как следствие страхов, неуверенности, неудовлетворенности, способна приобрести под воздействием текстов свои объекты - христианский мир, христианскую религию, священников, а также тех, кто не разделяет религиозные убеждения Свидетелей.

Среди приемов, которые используются в книгах, можно выделить: а) односторонний подбор аргументов и фактов, подтверждающих враждебность мира и окружения, «ложность» религии, лицемерие священников и т.д.; б) односторонность трактовок


 

цитат из Библии; в) «выпячивание негативных фактов и замалчивание позитивных, (отрицательное - вперед) (относительно религии, достижений цивилизации и т.п.); г) искаженное представление о догматах традиционного христианства (например, о рае и аде - извлечь информацию о том, что в традиционном христианстве есть место раю, практически невозможно, хотя охотно говорится об аде с целью показать жестокость и негуманность христианства); д) подчеркивание «ложности» религии взятием слова «святой» в кавычки («святой» Петр, «Святой» Христофор, «святая» вода Лурда) е) негативная эмоциональная окраска в описаниях мира, школы, возможностей образования (например, высшее образование только лишь искушает истинного христианина пороками (наркотики, разврат), не дает возможности духовному росту и уводит в «глубины запутанного мира Сатаны»); ж) ссылки на авторитеты — Бога, Л.Н.Толстого, Б.Скиннера и др; з) приведение цитат, высказываний авторитетов вне контекста; и) неопределенные ссылки: «один британский историк отметил...», «согласно другому источнику...», «Как говорится в одном отчете...», «один библеист говорит...»; к) усложнение текста, снижение доступности, когда речь идет о других религиях, что создает впечатление об их сложности и запутанности в противовес простоте, ясности и легкости «истинной религии» («Человечество в поисках Бога»); л) яркость и образность в описании рисуемых в тексте картин с опорой на различные органы чувств («..деревья, приносившие сочные плоды...», «...пили вкусную, кристально чистую воду...»); м) визуализация образов с использованием внушения («Читая, ты мысленно представляешь себе, как расступаются огромные толщи воды. Видишь, как народ...» «Ты чувствуешь Божью нежную заботу в пустыне...»; н) описание желаемых событий как уже свершившихся («Вавилона Великого больше нет! Это поистине радостное известие»….Ложная религия исчезла навеки. Аллилуйя!» о) использование силлогизмов для подтверждение своей правоты («Евреи были избранным народом н свидетелями Иеговы. Иисус принадлежал к этому народу и тоже был свидетелем Иеговы»); п) использование притч с иллюстрацией примерами из жизни современных Свидетелей Иеговы; р) художественные иллюстрации, изображающие неправедность священников и руководителей правительств, гибель мира, и, напротив, праведность Свидетелей; с) риторические вопросы, а также фразы, подкрепляющие позитивное тношение к «истинной» религии, и негативное - к «ложной» («как это ни нелепо...», «что за нелепая идея!»); т) создание образа исключительности Свидетелей Иеговы (преимущественно за счет эмоциональности характеристик их самих и их деятельности) и противопоставление их всех другим (с негативной эмоциональной их оценкой); у) приклеивание ярлыков («Вавилонская блудница», «сатанинский», «лжерелигия»).

С.С.Шипшин


 

На основании вышеизложенного комиссия приходит к следующим выводам.

Ответы религиоведа:

1. По первому вопросу: Содержитли представленная (согласно списку) литература признаки возбуждения религиозной розни(подрыв уважения и неприязнь к другим религиям); признаки пропаганды исключительности,превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии?

Ответ: Высказывания, содержащие подрыв уважения к другим религиям имеются (п.1, 2, 3, 7, 8, 10, 11, 15, 16, 17,19,20,21,22). Также имеет место пропаганда исключительности религии Свидетелей Иеговы и превосходства (то есть «преимущества перед кем-нибудь в каком-нибудь отношении» (Ожегов), в данном случае — преимущества перед другими религиями в отношении праведности: истинности веры, добродетельности поступков и т.п.) этой религии и, как следствие, человека, исповедующего ее (2, 4, 20). Вместе с тем следует подчеркнуть, что пропаганда собственной исключительности и превосходства является неотъемлемой характеристикой любой религии.

Высказывания о неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии отсутствуют. Наоборот, отмечается, что вероисповедание не является достоинством или недостатком человека (п. 9) и заявляется о свободе выбора религии (п. 14). Данные высказывания в системе религиозного сознания не противоречат заявлениям об исключительности и превосходстве собственной религии, поскольку считается, что не религиозная идентификация, а соблюдение религиозных норм делает человека праведным.

2. По второму вопросу: Имеются ли в текстах высказывания, содержащие резкую негативную оценку иди выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению к какой-либо одной конфессиональной группе? Если да, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т.п.? Как в целом воспринимаются аудиторией данные тексты?

Ответ: Высказываниями, содержащими резко негативную оценку одной религиозной группе можно считать высказывания, в том числе сопровождаемые иллюстрациями, в адрес Римской католической церкви (п.1, 3, 16), Русской православной церкви (10, 19). Эти же высказывания можно считать выражающими неприязненное отношение к указанным конфесси


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.