Музыкальное сопровождение номеров высшей школы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Музыкальное сопровождение номеров высшей школы

2017-08-24 250
Музыкальное сопровождение номеров высшей школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для придания большей эффектности и помпезности по­казу номеров высшей школы каждый из них должен иметь музыкаль­ное сопровождение.

Основа этого сопровождения — полная синхронность ритма музыки с ритмом движений лошади.

Необходимо помнить, что, несмотря на наличие хорошей музыкаль­ной памяти, не лошадь следует за ритмом музыки, а музыка сопро­вождает движения лошади.

Для этого дирижер оркестра следит за ритмом движения лошади и в соответствии с ними управляет ритмом оркестра. Как правило, для музыкального сопровождения номеров высшей школы подбираются ритмичные танцевальные и маршевые мелодии. Например, для балансе — румба, а для пассажа — марши и т. д. Чем четче и ритмичнее будет звучать оркестр, тем синхроннее и эф­фектнее движения лошади. Они будут для зрителей создавать пол­ное впечатление, что лошадь «танцует».

 

Часть V ДРЕССИРОВКА ЛОШАДЕЙ «НА СВОБОДЕ»

 

Под дрессировкой лошадей «на свободе» имеется ввиду приучение лошади к выполнению различных сложных движений, поз и трюков без всадника, а по командам и незаметным для зрите­лей сигналам и знакам, подаваемым дрессировщиком. Чем незаметнее для зрителей будет влияние дрессировщика на ло­шадь, чем естественнее и непринужденнее лошадь будет выполнять свой трюк, тем эффектнее будет номер, создавая великолепное цир­ковое зрелище.

 

Глава 1. МЕТОД ДРЕССИРОВКИ И ПОДБОР ЛОШАДЕЙ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

«Свобода», «дрессированные лошади на свободе» — так в цирковой программе (репертуаре цирка) называют конные номера, в которых дрессированные лошади без всадника выполняют на мане­же по командам и знакам дрессировщика различные построения, фи­гуры и трюки.

Дрессировщик заставляет выученную лошадь (лошадей) выполнять всю работу по командам, по условным знакам, движениям шамбарьера и фарпайча, по своим почти незаметным передвижениям на мане­же. Чем незаметнее в свободе (конечно, как и в любых других но­мерах дрессуры) воздействие дрессировщика на лошадь, тем сильнее у зрителей эстетическое восприятие искусства дрессировки. Цирковой дрессировщик — это и артист и режиссер-постановщик своих номеров. Артистизм его слагается из умения эффектно пока­зать лошадей на свободе, умения красиво держать себя на манеже и творчески развивать художественно-постановочные принципы уже найденных решений в программах данного жанра. Слагаемые красоты — это мягкая пластическая манера дрессировщи­ка легкость и безупречность исполнения лошадью трюкового репер­туара и всей работы, ее дисциплинированность и, безусловно, экс­терьер.

 

МЕТОД ДРЕССИРОВКИ

 

Гуманные методы обращения с животными значитель­но лучше влияют на красоту, на высокое художественно-эстетиче­ское восприятие зрелища и выполняют задачу морально-воспитатель­ного воздействия как на зрителя, так и на самих артистов советского цирка.

Для советского циркового дрессировщика даже не может быть пред­метом дискуссии вопрос, какой метод применять в дрессировке: суро­вый — грубый или гуманный — мягкий. Дисциплинированные, ис­полнительные и добронравные лошади никогда не могут быть воспи­таны грубостью, побоями, при отсутствии доверия лошади к человеку. В условиях производственной работы в цирке неизмеримо велико значение гуманной дрессуры, охватывающей методы комплексного воздействия на лошадь. Выработка условных рефлексов должна строиться в первую очередь на поощрении (вкусовом, ободрении го­лосом, лаской), на применении строгости и требовательности в ин­тонациях голоса и настойчивости. И только в последнюю очередь, и как можно реже, разрешается допускать в принуждении или в нака­зании болевой раздражитель.

Частое применение болевых приемов в дрессировке приводит к тому, что лошадь начинает бояться дрессировщика, дрожит, подходя к не­му, нервничает, предчувствуя удары и побои, поджимает хвост, вы­зывая у зрителя своим видом жалость и отрицательное отношение к дрессировщику.

При гуманном методе дрессировки лошадь быстрее усваивает все требования и трюки, которым ее обучают, весело и безошибочно вы­полняет их, и у дрессировщика вырабатывается контакт с лошадью, а у нее — любовь к нему, желание подчиняться. И наоборот, лошадь, выдрессированная грубыми, болевыми приема­ми, начинает ненавидеть дрессировщика, у нее вырабатывается не­желание подчиняться ему, а в цирке этот метод приводит еще и к непоправимым результатам. Лошадь, обладая относительно ограни­ченными умственными способностями, все же достаточно умна и со­образительна. Поэтому, понимая, что на репетициях за неподчине­ние командам и неисполнение трюков ее тотчас ждут побои (болевые раздражители), она выполняет все требования дрессировщика четко и безошибочно. В условиях же представления (зрители, музыка, свет, костюмы, другая сбруя), когда лошадь нельзя бить за неподчинение и ошибки, она познает возможность не подчиняться командам, не выполнять сразу и четко трюки, фигуры и перестроения, и в итоге дрессировщик демонстрирует свою плохую работу. Надо здесь напомнить о том, что наказание лошади за непослушание и ошибки после представления, спустя некоторое время, не может быть лошадью понято и послужит только развитию нервозности и озлобления.

Нельзя обойти молчанием и не обратить внимания также и на этиче­скую сторону грубого метода дрессировки, его отрицательного влияния на людей циркового коллектива, в котором познают жизнь и по­стоянно вращаются не только взрослые, но и дети большинства ра­ботников.

Выработка и обучение дрессировке по единой методике и следование ей в работе имеет огромное теоретическое и практическое значение для развития искусства циркового конного жанра, возрождения его художественных ценностей и для экономической эффективности в производственно-эксплуатационном процессе. Положения эти отно­сятся не только к дрессуре на свободе, но и к выездке лошадей для цирковых номеров высшей школы, к возрождению и совершенство­ванию мастерства разнообразных цирковых наездников, для дальней­шего художественного развития в целом искусства циркового кон­ного жанра.

Говоря о методах дрессировки, нельзя также забывать, что кроме твердого знания законов выработки у лошадей нужных условных рефлексов и торможения вредных дрессировщик в своей работе дол­жен всегда иметь в виду следующее:

1. Выбирать амплуа для каждой лошади надо в зависимости от ее способностей (к аппортировке, подниманию на дыбы, пиаффированию и т. д.), ведя наблюдение, когда лошади находятся еще в ко­нюшне.

2. Процесс закрепления определенных навыков (трюков, движений) считать законченным, когда твердо установится связь между коман­дами и выполняемыми действиями лошади.

3. В зависимости от типа высшей нервной деятельности у лошадей по-разному проявляется характер преобладающих реакций, и на один и тот же раздражитель у двух лошадей реакция может быть совершенно различной. У одних преобладает оборонительная реакция в активной форме, у других — в пассивной. У некоторых лошадей более резко выражена пищевая, или ориентировочная реакция. Уме­ние определять по поведению лошадей характер преобладающей ре­акции имеет очень важное практическое значение в дрессировке. Наличие той или другой преобладающей реакции (характера) требу­ет от дрессировщика определенного подхода. Например, с робкими, трусливыми лошадьми следует соблюдать осторожность, развивая у них смелость. Дрессировку лошадей с преобладанием пищевых ре­акций (жадных) целесообразно строить на пищевых безусловных раздражителях (подкормка).

У молодых лошадей высшая нервная деятельность очень пластична и легче поддается переделке, а у старых она консервативнее. Можно тем или иным способом форсировать развитие определенных качеств у лошади, но нельзя ставить для беззащитной лошади непосильные сегодня для нее задачи и требовать их исполнения. Практика такого рода никогда не имела успеха, калечила животных, а затраченный труд оставался без вознаграждения. По учению И. П. Павлова при образовании условного рефлекса в ка­честве начального раздражения является раздражение клеток коры больших полушарий головного мозга. Немалое значение имеет при этом физическая сила раздражителя. Чем сильнее условный раздра­житель, чем больше энергии поступает с ним в большие полушария головного мозга, тем больше условно-рефлекторный эффект (при про­чих равных условиях), тем энергичнее двигательная реакция. Но есть предел, за которым еще более сильный раздражитель не увеличивает, а уменьшает этот эффект.

Чтобы выработать у лошади прочный условный рефлекс, необходимо время от времени подкреплять его безусловным раздражителем, на основе которого он был выработан (например, подкормка, туширование и т. д.). Если такое подкрепление отсутствует, то проявление условного рефлекса постепенно ослабевает и в конце концов может совсем исчезнуть. Иначе говоря, происходит угасание рефлекса. Не всякий раздражитель одинаково действует на разных лошадей. Сильный окрик дрессировщика или резкое туширование у одной ло­шади вызывает усиленное возбуждение, и она активно начинает ра­ботать, а у другой лошади этот же раздражитель вызывает отказ выполнять команды дрессировщика. Объясняется это тем, что силь­ный раздражитель вызвал у второй лошади сильное возбуждение нервных клеток, превысив их работоспособность. В виде защиты от сильного раздражителя в нервных клетках развивается запредельное торможение, которое И. П. Павловым было названо охранительным торможением (охраняющим нервные клетки от разрушения). Охра­нительным торможением организм отвечает также при многократном беспрерывном повторении одного и того же приема, и вместо возбуж­дения у лошади появляется вялость и: она отказывается от дальней­шего повторения приема. Во избежание этого следует постоянно разнообразить порядок прорабатываемых приемов, не отвлекаясь от поставленной перед собой основной задачи.

Первостепенное значение для работы «на свободе» имеет подбор ло­шадей. Целесообразно приобретать не производителей и не обяза­тельно чистопородных или лошадей редких пород. Требованиям цир­ка могут отвечать и полукровные лошади, красивые по масти, пред­почтительно добронравные по характеру. Однако исключительно красивых лошадей не так часто удается найти. При покупке лошадей нельзя рассчитывать на подбор только добро­нравных животных. Попадаются иногда нужные по экстерьеру и ма­сти лошади, но злые, пугливые, норовистые, с уже испорченным ха­рактером. Умелые дрессировщики и обслуживающий персонал могут исправить характер у лошади своим вниманием, настойчивостью, тре­бовательностью и в первую очередь доброжелательным и ласковым обращением.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.