Архитектурный ордер: составные части, их констуктивное и декоративное значение — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектурный ордер: составные части, их констуктивное и декоративное значение

2017-08-24 1149
Архитектурный ордер: составные части, их констуктивное и декоративное значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БЛАНК ОТВЕТОВ

Типы древнегреческих храмов(антовый храм, простиль; периптер, диптер, толос)

Самым простым и самым ранним типом храма был «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т.е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с антовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π — количество колонн на переднем фасаде.

Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.

Существовал в Греции еще один вид храма — круглый периптер(толос), где святилище — целла — имело цилиндрическую форму, и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Типы архитектурных ордеров

Дорический ордер в наиболее ясной и лаконичной форме выявил тектоническую основу греческого зодчества, одновременно обратив ее в основу гибкой системы архитектурных художественно-выразительных средств.Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора.

Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утонченностью своих более расчлененных форм, широким применением декора и в частности порезки, создававшими впечатление праздничности, нарядности и грации. Витрувий (IV, 1, 7) усматривает в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями, женской красоте в отличие от дорики, подражавшей «неукрашенной и голой мужской красоте».

Витрувий в своих трактатах очень четко разделял два старших ордера между собой, называя дорический «мужским», ионический «женским». Коринфский же в силу своего необычного строения получил более сложное символическое значение, поскольку, согласно Витрувию, был призван «подражать девичьей стройности». Женское начало коринфской колонны, как и ионической теоретик отмечал не случайно, называя ионику «матерью третьего ордера».

Первоисточником для создания необыкновенного украшения коринфской капители послужили листья аканта, которые до появления ордера в качестве мотива для орнамента использовались в надгробных памятника

Храм Геры I

Самой грандиозной постройкой древней Посейдонии был храм Геры, возведенный примерно в 550 году до н. э. (ранее он был известен как храм Посейдона). Это грандиозное сооружение опоясано пятьюдесятью архаичными колоннами, из которых на фасады приходится по девять. Приземистые, увенчанные широкими блюдце подобными капителями, столбы храма Геры разительно отличаются от стройных колонн классического периода. Нечетное число колонн фасада встречается в античной архитектуре крайне редко при таком планировании центральная колонна заслоняет собой вход в сооружение.

Храм Афины

Прекрасным образцом архаической архитектуры является и так называемый Храм Афины, построенный около 500 года до н. э. Его шестиколонный фасад все еще несет остатки треугольного фронтона, что, вероятно, не был украшен скульптурами (традиция устанавливать в тимпане монументальные композиции распространилась позже). Антаблемент храма построено из каменных блоков, имитирующие деревянные балочные перекрытия — именно из подобных имитаций и родился впоследствии дорический антаблемент с чередованием триглифов и метоп.

Храм Геры II

Младший из дорических храмов Пестума, Второй храм Геры (он же — храм Посейдона), было построено примерно 460 в году до н. э. уже в раннеклассических традициях, о чем свидетельствует рисунок фриза и аккуратный силуэт колонн. Этот храм прекрасно сохранился: до наших дней дошли оба его фронтоны и стены внутреннего помещения — целлы.

6. Древнегреческий храм архаики (храмы Пестума).

Три периода в истории греческого искусства:
1) АРХАИКА, или древний период,- примерно с 600 до 480г. до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) КЛАССИКА, или период расцвета,- с 480 по 323г. до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
3) ЭЛЛИНИЗМ (от слова "эллин"- так греки называли себя), или поздний период, он закончился в 30г. до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет (собственно Грецию они покорили раньше, ещё во II в. до н.э.).

Рост городов вызывает расширение строительства. В этот период происходит сложение архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип здания, в дальнейшем воплотивший мир идей и чувств свободных граждан города-государства. Таким зданием стал храм, посвященный богам или обожествленным героям, центр важнейших событий общественной жизни города. Храм был хранилищем городской казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний, празднеств. Храм воплощал идею единства, величие города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу, и в период архаики претерпела значительные изменения. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружение исходили из главного помещения царского дворца – мегарона.

Города архаического периода, как правило состояли из укрепленного акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с рыночной и общественной площадью – горой.

Храм обычно возводился в центре городской площади или на акрополи, занимая подчеркнуто господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток к утреннему солнцу. Простейшим и древнейшим типом (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый “храм в антах”. Храм в антах развивает формы мегарона. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика — антов. Он состоял из небольшого помещения – наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытою керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятия с одного фасада; позднее он использовался лишь для небольших сооружений (например, для сокровищниц в Дельфах).

Более совершенным типом был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны, то есть простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где располагался вход в сокровищницу.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность.

С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, затем и остальные элементы здания — деревянные колонны и перекрытия — заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень.

Тектоника стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. В результате длительной эволюции здесь сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй.

Пестум (лат. Paestum), первоначально Посейдония — греческая (сибарийская) колония, основанная в конце VII века до н. э.в западной части области Лукания (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно).

Посейдония. схематический план города 1 — II храм Геры (Посейдона); 2 — храм Афины (Деметры); 3 — I храм Геры (Базилика)

Храмовый комплекс Пестума – лучший из сохранившихся до наших дней комплексов периода поздней архаики. Он состоит из трех храмов, два из которых были посвящены Гэре, а третий – Афине. Неподалеку расположена еща ода достопримечательность – храм Мира (2 в. До н. э.), но он принадлежит уже к эллинистической эпохе.

Храм Геры 1. Самая грандиозная постройка древней Посейдонии, возведенная примерно в 550 году жл н. э. (ранее был известен как храм Посейдона). Сооружение опоясано 50-ю архаичными колоннами, из которых на фасады приходится по девять. Приземистые, увенчанные широкими блюдце подобными капителями, столбы храма Геры разительно отличаются от стройных коллонн классического периода. Нечетное число колонн фасада встречается в античной архитектуре крайне редко при таком планировании центральная колонна заслоняет собой вход в сооружение.
Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9: 18. Нечетно количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части

Это дорический периптер на трехступенчатом основании размером 24,52X54,3 м по стилобату и с необычайным числом колонн — 9X18. Храм имел пронаос с тремя колоннами в антах, наос, разделенный на два нефа продольным рядом из семи колонн, и адитон. Каждый из пролетов целлы имел особый вход из пронаоса и отдельную дверь в адитон.
В планировке храма отмечаются большая регулярность и явные математические закономерности построения. Пропорции стилобата были задуманы таким образом, чтобы в осях колонн получить отношение 4: 9 или 8: 18.

Храм производит впечатление большой мощи и необыкновенной пластичности. Причиной того являются не только его крупные абсолютные размеры, могучий архитрав, тяжелые пропорции колонн (высота равна 4,45 нижнего диаметра) и относительно узкие интерколумнии (лишь немногим превышающие диаметр колонн). Главная его особенность, ярко сказывающаяся на общем облике, совершенно своеобразная, не встречающаяся более нигде — форма энтазиса колонн, как бы вспучившихся под тяжестью архитрава. Другие особенности — большое различие между нижним и сильно уменьшенным верхним диаметром колонн и распластанная, сильно выступающая в стороны форма эхина капителей, подрезанных глубокой скоцией.

Храм Афины (около 500 год до н. э.) Его шестиколонный фасад все еще несет остатки треугольного фронтона, что, вероятно, не был украшен скульптурами (эта традиция установилась позже). Антаблемент храма построено из каменных блоков, имитирующие деревянные балочные перекрытия – именно из подобных имитация и родился впоследствии дорический антаблемент с чередованием триглифов и метоп.

В XVIII в. считалось, что храм был посвящён Деметре, однако, позже нашли вотивные статуэтки и рельефы с изображениями атрибутов богини Афины.

В 520-510 гг. храм перестраивали древние римляне и посвятили его Миневре. Храм представлял собой периптер (14,53х32,87). Храм имеет каноническое соотношение колонн 6х13, которое будет распространено в греческой архитектуре через 50 лет. Портик пронаоса украшали 6 ионических колонн, две сохранившиеся от них капители самые древние на всей территории Италии. Снаружи с восточной стороны находился алтарь. Характерной особенностью этого сооружения является дорический фриз, состоящий из блоков известняка, каждый блок – с двумя метопами и выемкой для триглифа.

Постройка характерна для завершающего периода архитектуры архаики в Посейдонии.

Храм Геры 2
Младший из дорических храмов Пестума (примерно 460 год до н. э.)
II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии — наиболее величественный и наилучшим образом сохранившийся памятник второй четверти V в. до н. э., а по сути дела — единственный греческий периптер, в наосе которого еще стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад. На трехступенчатом основании (размер стилобата 24,3X59,99 м) возвышается в своем могучем великолепии вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь нескольких блоков.

Как и более древние храмы Посейдонии, II храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки; согласно традиции, некоторые части сооружения были покрашены.

Необходимо отметить особенности масштабной характеристики II храма Геры. Издали (как и на чертеже) он кажется меньше, чем в действительности, и тем сильнее воздействует на зрителя, когда тот, подойдя к сооружению вплотную, уяснит себе его истинные размеры. Этому способствуют массивность антаблемента, относящегося к высоте колонн. В этом противопоставлении размеров и пластики основных архитектурных форм второстепенным несомненно участвуют светотеневые соотношения, возникающие в условиях яркого южного освещения. Сильные тени предельно увеличивают выразительность храма в целом и его колоннады. Стволы колонн, как самостоятельные скульптурные тела, четко и пластично вырисовываются на фоне затененного пространства птерона. Их перерезают тени под сильно вынесенными капителями, но глубокая тень под карнизом объединяет каждый фасад сооружения


7. Древнегреческий храм ранней классики (храм Афины Афайи на о. Эгина)

Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. генеральный план; 1 - пропилон; 2 — рампа; 3 — алтарь; 4 — базы; 5 — водосборная цистерна; 6 — храм Афайи

Храм Афины Афайи на острове Эгине стоит на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая, постройка материковой Греции, дошедшая до нас вместе с великолепными скульптурными группами своих фронтонов (ныне в музее в Мюнхене). Храм был заложен после 500 г. до н. э. Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н. э., восточный — к 480 г. до н. э.

При строительстве нового храма участок был значительно расширен и выровнен, причем были возведены великолепные подпорные стены, пропилеи получили свою классическую форму торжественного входа, всесторонне развитого затем на афинском Акрополе.

8. Ансамбль Афинского акрополя: особенности композиции, основные постройки

Афинский акрополь — прославленный ансамбль, созданный в эпоху расцвета классической архитектуры Древней Греции. Он был построен по инициативе легендарного предводителя афинян Перикла. Автором же композиции акрополя считается знаменитый скульптор Фидий (ок. 490 — 430 гг. до н. э.), а создателями большинства зданий — зодчие Иктин и Калликрат.

Общий ансамбль Акрополя – пример греческого классического искусства, в нем выражены его главные черты. Зодчие избегали фронтальности, симметрии, параллелизма. Но в этой свободной живописной планировке все продумано и выверено, простая симметричность заменена более сложными принципами ритма и равновесия.

Храм Ники Аптерос

Справа от Пропилеи в 427 — 421 годах до н. э. был построен прямоугольный храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), который символизировал незыблемость афинских побед. Храм, возведенный зодчим Калликратом, представляет собой амфипростиль — храм с двумя четырехколонными портиками и гладкими боковыми стенами. Скульптурный фриз, который сплошной лентой опоясывает дом, изображает эпизоды продолжительных греко-персидских войн.

Храм Эрехтейон

Эрехтейон — самый молодой из храмов Акрополя — возведен он был по проекту Филокла в 421 — 406 годах до н. э. Сооружение имеет необычное асимметричное планирование. Его восточная часть, посвященная Афине Полиаде (Городохранительнице), украшенная портиком из шести ионических колонн.

Портик Кариатид на западном фасаде Эрехтейона

Западная же часть, посвященная Посейдону и легендарному царю Эрехтею, дополнена ионическим ризалитом и знаменитым портиком Кариатид — пристройкой, в которой роль колонн выполняют шесть женских фигур.

Парфенон — храм Афины

Главной достопримечательностью Афинского акрополя является Парфенон — храм Афины Парфенос (Девы), построенный в 438 — 431 годах до н. э. Иктином и Калликратом. Это сооружение считается непревзойденным шедевром древнегреческой архитектуры и веками служило источником вдохновения для зодчих Европы. И хотя Парфенон не лишен многих недостатков греческой архитектуры, даже критически настроенный зритель не может не отметить странную гармоничность его облика.

Билет 8

Ансамбль Афинского акрополя

Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Ещё до 5 в. Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца 3 в. до н.э. Уже тогда возвышение было убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. В 6 в до н.э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон. Он располагался прямо против Пропилеи и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. В размещении построек 6 в. до н.э. господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями.

От сооружений того периода остались лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем что здания были разрушеня во время греко-персидских войн.

Всю вторую половину Vн. до н. э. на Акрополе шло строительство. В 447 г. начались работы над Парфеноном. Его окончили вчерне в 438 г. до и. э., а отделка шла до 434 г. до н. э. В 437 г. до н. э. заложили Пропилеи и завершили их лишь в 432 г. до и. э., а около 425 г. до я. э. создали храм Ники Бескрылой. До Пелопонесской войны был воздвигнут колосс Афины Воительницы перед Пропилеями на Акрополе. В 421 г. до н. з. начали строить Эрехтейон и окончили его в 407 г. до и. э. Почти полвека здесь кипело строительство, трудились архитекторы, скульпторы, художники, создавая произведения, которыми спустя тысячелетия гордится человечество.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилеи (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике Аптерос («Бескрылой победы») (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.). (см приложение 1)

В расположении храмов Акрополя времени Перикла зодчие откапываются от симметрии, которая была типична для эпохи архаики. Здания теперь постепенно вступают в поле зрения человека, идущего по Акрополю. Афинянин, пройдя Пропилеи, видел прежде всего не фасад храма, а огромную статую Афины Воительницы. Подойдя к ней ближе, он переставал воспринимать этот колосс. Все внимание его обращалось на Парфенон, который как бы вырастал постепенно справа. Расположенный слева храм Эрехтейонстановился особенно хорошо виден от Парфенона.

Таким образом, можно было рассмотреть либо детали находившегося рядом произведения, либо

целиком другой, отдаленный памятник. Внимание человека, стоявшего у Пропилеи при входе на Акрополь, могла занимать отделка архитектурных деталей торжественных ворот Акрополя. Но он мог созерцать и огромную статую Афины, стоявшую перед Пропилеями. Эрехтейон и Парфенон еще не открывались во всей своей красоте. Приблизившись к колоссу Афины и находясь у постамента статуи, афинянин мог увлечься рассмотрением его рельефных украшений, но отсюда он уже видел с выгодной точки зрения и храм Афины — Парфенон. Эрехтейон же еще был заслонен для него постаментом колосса Афины и открывался лишь в полной море от Парфенона, где подобным же образом можно было рассматривать либо детали Парфенона, либо весь Эрехтейон.

Смена художественных впечатлений и постепенное включение их в сознание человека, использование разнообразных форм и контрастов, когда разглядывание деталей чередуется с восприятием целого сооружения, - этот принцип был новым по сравнению с простым сопоставлением памятников в архаических ансамблях.

Пропилеи

У подножия скалы, с западной стороны, начинается путь на Афинский акрополь.

Первое сооружение, которое встречается на пути, — пропилеи или входные ворота (440 — 432 годы до н. э.). Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка симметричной. Но около 425 г. до н.э. справа от ворот вырос храм богини Ники, и эту часть пропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общему равновесию архитектурных объёмов.

Пропилеи — первое сооружение, где были применены два разных ордера. Пропилеи Акрополя имели пять проемов (ворот), имеющих с обеих сторон небольшие шести колонные залы и боковые сооружения. Средний проем был шире остальных.

Западный портик, расположенный со стороны главного подхода к Акрополю, декорирован гораздо более изысканно, чем другие.

В Пропилеях, как и в Парфеноне, соединены дорические и ионические ордера. Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазам подходящего к Пропилеям человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывался среди изящных ж легких ионических. Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера Мнезикл усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера — крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях — также помогают разнообразию.

По обе стороны от западного портика пропилеи располагались неравные по размерам здания с портиками: слева большее — картинная галерея и справа меньшее — библиотека.

Храм Нике Аптерос

Перед короткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой изящный храм, самое маленькое здание Акрополя (архитектор Калликрат, 449—421 годы до н. э.). Выполненный в ионическом стиле этот храм посвящен Нике Аптерос — «Бескрылой Победе». В Греции богиню Победы изображали с большими крыльями: она непостоянна, перелетает от одного противника к другому. Но афиняне поверили в то, что они стали непобедимы, и чтобы Ника никогда не покинула их, они изобразили ее бескрылой.

Возвышаясь над мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими пропорциями. Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны па торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. Поставленный под углом к Пропилеям, он будто слегка поворачивается в сторону ворот, как бы направляя к ним человека, подходящего к священному холму. Рядом с дорической колоннадой Пропилеи, ионический храм Ники может показаться слишком легким. Поэтому в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого. Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата. Храм этот был разрушен во время

господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.

Снаружи храм украшен невысоким фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных — сцены битв с персами. На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя.

Парфенон

Чуть правее статуи, на небольшом расстоянии, в честь богини Афины, покровительницы города, зодчими Иктином и Калликратом был построен величественный храм из мрамора — Парфенон. Храм строили 9 лет.. Парфенон занимал самую верхнюю часть Акрополя, являясь центральным сооружением всего ансамбля. С дальних точек города жители видели силуэт храма, который возвышался над городом. Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены дикимсклонамскалы, но и связаны с ними в художественное единство.

Исследователи древнегреческой архитектуры нередко обращали внимание на то, что в произведениях эллинских зодчих часто используется принцип, или правило, «золотого сеченияСчиталось гармоничным и красивым придавать сооружениям пропорции «золотого сечения».

 

Соотношения величин Парфенона и холма Акрополя не случайны. Размеры храма определены размерами скалы. Древние зодчие, кроме того, поставили Парфенон на Акрополе в наиболее выгодном в художественном отношении месте, так что величины храма и скалы воспринимаются при взгляде издали согласованными.

Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон. Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».

Дорический ордер в Парфеноне не так суров, как в храмах архаики. Он смягчен введением в архитектуру некоторых элементов изящного ионического ордера. За внешней колоннадой, на верхней части стены храма, можно видеть непрерывную рельефную полосу с изображением торжественной процессии афинян. Непрерывный фигурный фриз — зофор — принадлежность ионического ордера, и, тем не менее, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был: бы быть фриз с триглифами и метопами.

Он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу.

Связь парфенона с природой выражалась не только в пропорцианальном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Колонны Парфенона не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении Должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

До Парфенона храмы воздвигались преимущественно из грубого пористого камня — известняка, который после окончания строительства покрывали слоем мраморной штукатурки. Парфенон весь из мрамора. Естественно, некоторые детали его были деревянными, применялся и металл для скрепления мраморных блоков, по основным материалом был

мрамор.

Недалеко от Афин, в горах Пентеликона, были найдены залежи хорошего белого мрамора. Железистые мельчайшие частички, находящиеся в нем, оказывались после обработки на поверхности. При соприкосновении с влагой воздуха они постепенно окислялись и образовывали равномерный слой, а иногда пятна красивой, золотистой патины. Белоснежный холодноватый камень становился теплым, насыщенным солнцем, как бы впитывавшим в себя влагу воздуха. Эта способность обработанного мрамора реагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь здания с природой.

Храм Эрехтейон

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейонконтрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном, представляющим собой дорический периптер.

Место постройки Эрехтейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехтейона не было возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Помещения Эрехтейонапоэтому имеют различные уровни.

Расположение Эрехтейона тем не менее удачно в ансамбле Акрополя. Действительно, если в западной части Акрополя более тяжелая часть Пропилеи располагается слева, а легкий храм Ники — справа, то в восточной части холма тяжесть переносится на правую сторону, выступая в объеме Парфенона, а и левой оказывается изящный и более легкий ионический Эрехтейон. Гармоническое распределение масс, равновесие архитектурных объемов при общей асимметрии воспринимается не сразу, но постепенно, при движении по Акрополю.

Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене (см. приложение 1).

Эрехтейон сильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девы ионический ордер Эрехтейона воспринимается небольшим, хотя это и довольно крупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехтейон с его богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.

Взгляд на Парфенон с одной точки, с угла, дает представление обо всем храме. В отличие от этого сложный и асимметричный Эрехтейон нужно обойти со всех сторон, чтобы воспринять богатство его архитектурных форм. Именно поэтому было, очевидно, нельзя пройти к северному входу в Эрехтейон непосредственно от Пропилеи. Зодчий как бы заставлял человека обойти храм кругом.

В архитектуре Эрехтейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза, Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.

Эрехтейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держат шесть кариатид, три кариатиды опираются на левую ногу, три — на правую. Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись в мраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд не только обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степень напряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, бей чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика. Их ноша для них и не тяжела и не слишком легка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Полосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения волос плотности — туго заплетенных:, слабо заплетенных и распущенных — точно

переданы ям различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальных волос.

Правее богатого светотеневыми контрастами портика кариатид, на темной поверхности которого вырисовываются освещенные фигуры девушек, выступает спокойная гладь большой стены. Она лишь на первый взгляд кажется массивной и однообразной. На самом деле у этой сложенной из крупных красивых блоков мрамора стены внизу есть своеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверху пояс с вырезанным в камке узором. Декоративные завершения стены вверху и внизу находятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного портика. Стена, таким образом подчинена ордерной системе всего храма.

Внутренняя планировка Эрехтейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасаемым огнем. Далее располагались святилища Эрехтея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями.

В отличие от плоского восточного портика северный сделан глубоким, чтобы под его крышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморные колонны. Иначе они из дали снизу из города не были бы заметны. Северный портик особенно хорошо украшен. Потолок его разделён на красивые квадратные углубления, облегчающие тяжесть.

Ионические колонны стоят на богато украшенных орнаментами базах, несут нарядные капители. Особенно красива декоративными узорами дверь, ведущая в храм. Изящностью отделки Эрехтейоноттеняет сдержанное величие Парфенона. На украшение


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.