История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-08-24 | 172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Пол* | Частная школа | Государств, школа | Всего | ||||||
М | Ж | Всего | М | Ж | Всего | М | Ж | Всего | |
В5 | |||||||||
В6 | |||||||||
1-1 | |||||||||
1-2 | |||||||||
1-3 | |||||||||
1-4 | |||||||||
1-5 | |||||||||
1-6 | |||||||||
1-7 | |||||||||
1-8 | |||||||||
2-1 | |||||||||
2-2 | |||||||||
2-3 | |||||||||
Всего: |
* Принадлежность к классу в таблице обозначена следующими двумя способами:
а) Группы детей дошкольного возраста обозначены значками В5 и В6. Так, группа В5 включала детей в возрасте от 5 до 6 лет.
б) При обозначении групп детей школьного возраста первая цифра указывает на уровень школы, а вторая цифра — класс. Так, 2-1 обозначает первый класс старшей школы (9-й класс по системе США).
Тест
Задание на прогнозирование позволяет оценивать степень развития испытуемых представлений о горизонтальности, вертикальности и порядке следования пространственных характеристик. Испытуемых прося* изобразить предполагаемые изменения внешнего вида предметов путем добавления
|
Таблица 3.4
Распределение взрослых испытуемых по уровню образования и полу
Уровень образования | пол | Всего | |||||||
Женский | Мужской | ||||||||
N | М | m | N | М | m | N | М | m | |
Группа 1 / Группа 2 Группа 3 | 38 55 103 | 30,6 24,7 30,5 | 8,9 6,8 8,5 | 34 36 38 | 28,0 27,0 31,8 | 6,9 7,6 8,3 | 72 91 141 | 29,4 25,6 30,8 | 8,1 7,2 8,5 |
Общие величины | 28,9 | 8,5 | 29,0 | 7,9 | 28,9 | 8,3 |
Группа 1: от неграмотных до шести классов школы включительно; Группа 2: от семи до 11 классов школы; Группа 3: более 11 классов школы;
N: количество испытуемых;
М: средний возраст;
т: стандартное отклонение.
линий к контурным изображениям. Разные этапы этого задания включают предъявление отдельных заданий на восприятие горизонтальности и вертикальности согласно концепции Пиаже и Инхельдер (Ptagetandlnhelder, 1996), которые проследили развитие когнитивной сферы ребенка, включающее несколько последовательных стадий. Оценка результатов выполнения задания от 0 до 5 баллов основана на учете этих стадий.
Задание на рисование с натуры позволяет оценить способность испытуемых к определению пространственных отношений между предметами. Испытуемых просят нарисовать с натуры расположение трех цилиндров разной высоты и диаметра и небольшого камня. Оценка результатов этого задания основана на признании того, что испытуемые, наиболее точно определившие в своих рисунках высоту, толщину и удаленность предметов друг от друга, характеризуются наивысшим уровнем развития пространственного мышления (5 баллов), и со-
ответственно лица, отразившие их неточно, отличаются более низким уровнем развития этой способности.
Задание на воображение позволяет оценить эмоциональную и когнитивную сферы: отношение испытуемых к себе и другим, а также способность к выбору, комбинированию и представлению. Все эти качества являются основополагающими для мышления и обучения. Испытуемым предлагается выбрать из набора стимульных изображений людей, животных и неодушевленных предметов два, а затем объединить их в одном изображении в соответствии с неким сюжетом. Испытуемым предлагают при желании изменить стимульные образы и дополнить их новыми элементами или идеями. После создания рисунка испытуемые должны дать ему название и сочинить на основе рисунка какую-нибудь историю. Проективная шкала эмоционального содержания изображения позволяет различать темы как с выраженным отрицательным содержание, такие как сцены убийств (1 балл), так и с выраженным положительным содержанием, такие как сцены, связанные с выражением любви и поддержки (5 баллов). Темы с умеренно положительным и отрицательным содержанием оцениваются от 2 до 4 баллов. 3 баллами оцениваются темы либо нейтрального характера (ни положительные, ни отрицательные), либо амбивалентные (как положительные, так и отрицательные) или с неясным эмоциональным содержанием.
|
Шкала оценки образа «я» позволяет идентифицировать темы; связанные с изображением испытуемым самого себя в состоянии беспомощности или смертельной опасности (.1 балл), с одной стороны, и сцены, связанные с изображением им себя сильным и успешным (5 баллов).
Процедура
Перевод теста был выполнен самими участниками программы исследований при содействии сертифицированного переводчика. Объем исследования был постепенно расширен, и в тест были внесены небольшие изменения с учетом культурных различий. Так например, в задании на прогнозирование из изображения была исключена соломинка, так как соломин-
ки для напитков используются в Бразилии довольно редко. При выполнении задания на воображение испытуемых просили записывать не только историю, но и ее название.
Тестирование проводилось группой участников проекта, прошедших подготовку под руководством автора статьи. Группа состояла из девяти человек с психологическим и педагоги' ческйм образованием, прошедших специализацию по арт-те-рапии или психопедагогике. Они были ознакомлены с теоретическими основами теста и предупреждены о необходимости соблюдения случайного выбора испытуемых. И наконец, их обучили проводить саму процедуру тестирования. Тестирование проводилось индивидуально или в группах до шести человек. Дальнейшая оценка проводилась в соответствии с критериями, описанными в методическом руководстве, и в случае необходимости участники исследования обращались к автору теста. Оценка результатов проводилась тремя психопедагогами, ответственными за стандартизацию теста в Бразилии, и при содействии со стороны трех членов административной группы.
|
Результаты
В основе РТС лежит гипотеза о том, что тест позволяет оценивать когнитивную сферу, ив частности уровень когнитивного развития, а также эмоциональную сферу. Данные тестирования были подвергнуты статистическому анализу с целью выявления различий между группами.
Анализ данных позволил выявитьразличия между группами испытуемых, отличающихся друг от друга по уровню образования и типу школы. Балльные оценки повышались по мере увеличения возраста и уровня образования как по отдельным заданиям, так и по тесту в целом, как показано на рисунке 3.4 (вертикальные столбики обозначают стандартные отклонения. Рост балльных оценок теста был наиболее значителен в младших классах школы. Можно отметить, что учащиеся частных школ отличались в целом более высокими показателями, чем учащиеся государственных школ. Необходимо также обратить внимание на то, что средние балльные оценки по тесту у взрос-
Рис. 3.4. Средние показатели РТС и их связь с уровнем образования и типом школы
лых с низким уровнем образования был ниже, чем у детей школьного возраста.
Результаты использования теста среди учащихся представлены в таблице 3.5. Достоверные различия между лицами мужского и женского пола отсутствуют. В то жевремя имеются достоверные различия между группами испытуемых с разным уровнем образования и типом школы (р < 0,001). Полученные данные могут рассматриваться в качестве нормы для групп с разным уровнем образования и типом школы. Тем не менее с учетом стабильности показателей у учащихся старших классов (см. рис. 3.4) был проведен дополнительный анализ. Его результаты представлены в таблице 3.6.
|
Результаты задания по рисованию с натуры дают показатели достоверности различий с пограничным характером, а по общим результатам различия отсутствуют. По результатам задания на прогнозирование различия между лицами мужского и женского пола имеют достоверный характер. В свою очередь учащиеся старшей школы разных классов и типа школы друг от друга не отличались.
Средний возраст взрослых испытуемых составлял 29 лет, при стандартном отклонении 8 лет, что видно из таблицы 3.4.
Таблица 3.5
Результаты анализа результатов РТС по отдельным заданиям и общей оценке среди учащихся школы (N=1691)
Задание на прогн. | Задание на рис. с натуры | Задание на вообр. | Общая оценка | ||||||
Переменные | df | F | а | F | а | F | а | F | а |
Класс школы | <0,001* | <0,001* | 49,0 | <0,001* | <0,001* | ||||
Пол | 1,2 | 0,27 | 0,8 | 0,39 | 1,3 | 0,26 | 0,4 | 0,52 | |
Тип школы | <0,001* | 9,8 | <0,001' | 0,001* | <0,001* |
df: число степеней свободы (число переменных минус 1); F: результат анализа показателей; а: достоверность различий.
Результаты анализа данных в группах взрослых представлены в таблице 3.7.
Они подтверждают корреляцию балльных оценок РТС с уровнем образования, но не с полом. При сравнении групп 1 и 2 были выявлены различия в показателях задания на прогнози-
ТаблицаЗ.6
Результаты анализа показателей РТС по отдельным заданиям и общей оценке среди учащихся старших классов (N=365)
Задание на прогноз. | Задание на. рис. с натуры | Задание на воображ. | Общая оценка | ||||||
Переменные | df | F | а | F | а | F | а | F | а |
Класс школы | 0,5 | 0,69 | 3,2 | 0,04 | 0,32 | 0,73 | 0,95 | 0,39 | |
Пол | 5,1 | 0,03 | 0,8 | 0,36 | 2,60 | 0,11 | 1,00 | 1,18 | |
Тип школы | 2,3 | 0,13 | 1,8 | 0,18 | 3,40 | 0,07 |
df: число степеней свободы (число переменных минус 1); F: результат анализа показателей; а: достоверность различий.
Таблица 3.7
Анализ результатов РТС по отдельным заданиям и общей оценке среди учащихся (N=304)
Задание на прогн. | Задание на рис. с натуры | Зад. на вообр. | Общая оценка | ||||||
Переменные | df | F | а | F | а | F | а | F | а |
Класс школы | <0,001 | <0,001 | <0,001 | 0,001 | |||||
Пол | <0,001 | 0,002 | 0,89 | 2,3 | 0,89 | 0,7 | 0,39 |
df: число степеней свободы (число переменных минус 1);
|
F: результат анализа показателей;
а: достоверность различий.
рование между мужчинами и женщинами, что, однако, не повлияло на характер различий по общим оценкам. Поэтому мы решили представить нормативные показатели на основе учета уровня образования. Тем не менее нам удалось выявить более высокие показатели задания на прогнозирование у учащихся старших классов и взрослых испытуемых мужского пола, чем у лиц женского пола. Результаты австралийских исследований имеют противоположный характер (Silver, 1996b). При этом нам не удалось выявить какие-либо различия между мужчинами и женщинами по эмоциональному содержанию рисунков.
Обсуждение
На основе полученных данных мы провели дополнительное исследование, позволяющее подтвердить и уточнить представленные выше показатели. Мы начали изучение корреляций между показателями отдельных заданий и общим результатом тестирования, после чего проверили надежность теста и наконец сравнили бразильские и американские данные. Было проведено изучение корреляций результатов отдельных заданий с общей оценкой теста среди 1961 человека. Приведенные в таблице 3.8 величины показывают, что коэффициент корреляции колеблется в диапазоне от 0,3 до 0,8 в соответствии
с рекомендациями Гилфорда и Фрахтера (Guilford & Fruchter, 1978). Это говорит о том, что показатели каждого пункта всех заданий положительно влияют на показатели заданий, однако ни один из пунктов не является при этом достаточным.
Корреляции между показателями отдельных заданий и общей оценкой теста показаны в таблице 3.9. Можно заметить, что три задания, с одной стороны, относительно независимы друг от друга, но, с другой стороны, они в равной мере влияют на общий результат.
РТС был повторно предъявлен 44 испытуемым спустя 15-30 дней, в соответствии с процедурой Сильвер (Silver, 1996). Каждая подгруппа детей и взрослых была представлена по меньшей мере двумя испытуемыми.
Результаты повторного тестирования представлены в таблице 3.10.
При проведении повторного тестирования был отмечен эффект научения, составляющий в среднем 0,5 балла по заданию на прогнозирование и заданию на рисование с натуры. Никаких изменений в результатах выполнения задания на во-
Таблица 3.8
Корреляция между результатами отдельных пунктов разных заданий, показателями заданий и общей оценкой (N=1691)
Пп | Пг | Пв | Нпл | Нвн | Нбу | Вв | Вк | Вр | |
Коэфф. корр. | 0,68 | 0,75 | 0,46 | 0,70 | 0,56 | 0,62 | 0,62 | 0,54 | 0,69 |
Ил: задание на прогнозирование, последовательность
Пг: задание на прогнозирование, горизонтальность,
Пв: задание на прогнозирование, вертикальность,
Нпл: задание на рисование с натуры, отношения право-лево,
Нвн: задание на рисование с натуры, отношения верх-низ,
Нбу: задание на рисование с натуры, отношения близость-
удаленность,
Вв: задание на воображение, выбор,
Вк: задание на воображение, комбинирование,
Вр: задание на воображение, представление.
Таблица 3.9
Корреляции между результатами отдельных заданий и общей оценкой РТС (N=1691)
Задание на прогноз. | Задание на рис. с нат. | Задание на воображ. | |
Задание на рис. с нат | 0,52 | — | — |
Задание на вообр. | 0,40 | 0,49 | • — |
Общая оценка | 0,84 | 0,84 | 0,73 |
ображение выявлено не было. В результате общая оценка повторного тестирования была выше на 1,0 балл. Стандартное отклонение повышалось главным образом по общему результату, что указывало на повышение роли дополнительных факторов при повторном тестировании. Коэффициент корреляции между результатами первичного и повторного тестирования составлял от 0,62 до 0,87, что указывало на достаточную тестовЬ-ретестовую надежность. Стандартная ошибка средней в нашем исследовании составляла максимум 2 балла по результатам отдельных заданий и 3 балла по общему результату.
Для того чтобы сравнить результаты РТС в Бразилии и США (Silver, 1996a), необходимо показать соответствие между образовательными системами двух стран, что представлено в таблице 3.11.
Таблица 3.16 Результаты первичного и повторного тестирования (N=44)
Первичное | Повторный | Коэфф. корр. | Станд. ошибка | |||
Задания | тестирование | тест | ||||
М | m | м | m | |||
Задание на прогн. | 8,9 | 3,6 | 9,3 | 3,5 | 0,84 | 1,4 |
Зад. на рис. с нат. | 8,9 | 3,1 | 9,4 | 3,6 | 0,62 | 1,9 |
Зад. на воображ. | 8,2 | 2,5 | 8,3 | 2,7 | 0,69 | 1,4 |
Общая оценка | 26,0 | 7,5 | 27,0 | 8,1 | 0,87 | 2,7 |
Таблица 3.11
Соответствие между образовательными системами США и Бразилии
США | БРАЗИЛИЯ | |
Школа Класс ясли Класс | Возраст | Школа же,--- Яясли Класс |
Дет. сад, 1-я группа | ||
дет. сад, 2-я группа | ||
начальная школа 1-й класс | подготовительный класс | |
2-й класс | первый уровень 1-й класс | |
3-й класс | 2-й класс | |
4-й класс | 3-й класс | |
5-й класс | 4-й класс | |
6-й класс | 5-й класс | |
школа юниоров 7-й класс | 6-й класс | |
8-й класс | 7-й класс | |
старшая школа 9-й класс | 8-й класс | |
10-й класс | второй уровень 1-й класс | |
11 -и класс | 2-й класс | |
12-й класс | 3-й класс | |
колледж | университет 1-й курс | |
2-й курс | ||
3-й курс | ||
4-й курс | ||
дальнейшее образование | последипомная подготовка | |
Общая тенденция повышения результатов тестирования была характерна как для бразильской, так и американской выборки, что показано на рисунке 3.5. В то же время американские показатели более высокие. Разница показателей отдельных заданий между американской и бразильской выборками составляет 1 балл, а общей оценки — 2 балла. В американской выборке были отмечены значительные различия в показателях теста между подростками 13-15 лет и 17-18 лет. В 13-14 лет
они были максимальными и уменьшались в 17-18 лет. Этого не было отмечено среди бразильских подростков.
Постепенное увеличение показателей теста в бразильской выборке демонстрировало процесс развития психических функций с возрастом и подтверждало нашу исходную гипотезу и качество полученных данных.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!