Эмоциональные проявления стресса — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмоциональные проявления стресса

2017-08-24 599
Эмоциональные проявления стресса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пес-симизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых

состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. Разнообразие эмоциональных изменений, встречающихся во время стресса, показано на рис. 10.

Рис. 10. Эмоциональные признаки стресса

Оценка уровня стресса

Объективные методы оценки уровня стресса

Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:

+ регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);

+ определение показателей артериального давления (АД);

+ электрокардиография (ЭКГ);

+ определение параметров функционирования дыхательной систе-мы (частота и глубина дыхания, газовый состав выдыхаемого воздуха и т. д.).

В последнее время все большую популярность завоевывают ком-плексные методы исследования стресса. Это связано с тем, что ответ-ная реакция организма на воздействие стрессора сама по себе являет-ся комплексной и системной, охватывая все иерархические уровни организма. Поэтому особый интерес представляет взаимодействие различных систем: нервной, гуморальной, сердечно-сосудистой, мы-шечной и др.

В этом плане интересно заключение болгарских ученых из Института гигиены в Софии, которые пришли к выводу, что независимое исследование отдельных реакций организма на стресс (изменений сердечного ритма, артериального давления и дыхания) менее информативно, чем анализ их взаимодействия. В своих исследованиях они показали, что у испытуемых с низкой стрессорной реакцией организма волнообразная активность жизненно важных функций организма высоко синхронизирована. Высокая информативность корреляций между дыханием и ритмом сердечной деятельности при изучении индивидуальной предрасположенности к стрессу была показана и отечественными авторами [15].

Наиболее простым и оперативным методом оценки функциональ-ного состояния человека при стрессе является измерение его частоты сердечных сокращений (пульса).

Например, согласно результатам одного из исследований психоэмоционального стресса, средняя частота пульса у студентов- первокурсников перед экзаменами возрастала с 79 до 98 ударов в минуту (как при работе средней тяжести), что лишний раз подчеркивает влияние психологических факторов на физиологическое состояние организма [5]. Результаты, полученные в ходе этой работы, согласуются с данными других авторов [9, 13, 14, 16], отмечавших значительную тахикардию у студентов во время экзаменов.

Частотное распределение пульсовых значений у студентов, полученное в наших исследованиях, отражено на рис. 11. На нем видно, что распределение частот показателей пульса отличается в норме и в условиях экзаменационного стресса. Во-первых, средний показатель пульса студенческой популяции в условиях стресса сдвигается в область больших величин, что отражает общую активацию симпатической системы, а во-вторых, увеличивается дисперсия распределения (кривая становится более пологой и вытянутой). Это означает, что в популяции выявляются лица, чьи показатели пульса в условиях стресса значительно отличаются от средних величин. В состоянии экзаменационного стресса 3,8% студентов имели значения пульса в пределах 120-150 ударов, что свидетельствует о резко выраженной реакции симпатической системы на процедуру экзамена. С другой стороны, 1,3% студентов имели показатели ЧСС, сдвинутые в область брадикардии, что свидетельствует об активации парасимпатической системы, которая таким образом реагирует на истощение ресурсов нервной системы и развивающиеся процессы запредельного торможения. При этом в условиях психологического стресса пульс наиболее сильно увеличивался у студентов с исходным парасимпатическим типом регуляции [5, 16], то есть лиц со слабым типом высшей нервной деятельности, у которых психологический стресс протекает наиболее тяжело.

Рис. 11. Частотная диаграмма распределений показателей частоты

сердечных сокращений у студентов в норме и в состоянии

экзаменаиионного стресса

Психологический стресс, связанный с тревожным ожиданием важного для субъекта события, как правило, приводит к возрастанию артериального давления. При этом в ряде исследований отмечается увеличение разброса показателей артериального давления по сравнению с нормой в обследованной популяции. Это может быть связано, с одной стороны, с потенциальной склонностью к резким перепадам давления части лиц, изначально имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы в скрытой форме, которые проявляются при эмо-циональной нагрузке, а с другой — возможным разнонаправленным характером реагирования системного артериального давления на стресс у отдельных индивидуумов. Кроме того, направленность сосудистых изменений зависит от характера эмоций, сопровождающих стресс, что было показано в классической работе А. Экса, который установил, что наиболее характерной реакцией для стенических негативных реакций (гнева, ярости, обиды и пр.) является повышение диастоли-ческого давления, а для астенических (депрессии, страха) — его снижение [18]. Характер возникающей при стрессе эмоции зависит от многих факторов: от личностных особенностей человека, типа его ВНД, наличия или отсутствия нужной информации, взаимоотноше-ний с окружающими людьми и т. п., поэтому «сложение» или «вычитание» этих факторов приводит к увеличению или уменьшению показателей артериального давления.

Пути повышения артериального давления при стрессе, помимо увеличения частоты сердечных сокращений, могут быть различными. Это может быть увеличение нагнетательной функции сердца за счет возрастания систолического объема или же повышение периферического сопротивления крови вследствие усиления тонуса сосудистых стенок. Кроме того, отсутствие выраженной корреляции между частотой пульса и артериальным давлением в экстремальных ситуациях может быть объяснено индивидуальными различиями в исходной физической подготовленности студентов. Есть данные, что у лиц, занимающихся спортом или ведущих активный образ жизни, увеличение давления происходит за счет повышения систолического объема, а у физически неподготовленных людей — за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

Анализ активности вегетативной нервной системы

Традиционно для оценки состояния вегетативной нервной системы использовали определение вегетативного индекса Кердо [12, 13, 15], который вычисляется по формуле:

 

ВИК=(1-АДД/ЧСС)х100%

 

где ВИК — вегетативный индекс Кердо; АДД — артериальное диасто-лическое давление; ЧСС — частота сердечных сокращений.

Состояние экзаменационного стресса, как правило, приводит к увеличению ВИК при стрессе [5, 13, 15]. При этом следует отметить, что существуют различные количественные показатели «нормы» по этому показателю для лиц женского и мужского пола.

Усредненный показатель ВИК в норме у мужчин располагается в области отрицательных величин и составляет -2,3 ±1,8 балла, а у женщин +7,5 ±1,3 балла. В условиях эмоционального стресса у мужчин (перед экзаменами) этот показатель в среднем составляет 10,0 баллов, а у женщин 21,4 баллов.

Наглядное соотношение ВИК у мужчин и женщин, полученное в исследованиях в покое и перед экзаменом, показано на рис. 12.

В последнее время особый интерес исследователей вызывает ме-тод изучения вариабельности сердечного ритма как инструмент исследования механизмов и путей реализации эмоционального стресса [6, 12, 19]. Привлекательность данного метода обусловлена доступностью его применения и его большой информационностью, позволяющей регистрировать не только показатели работы сердца как отдельного органа, но и состояние систем регуляции вегетативного гомеостаза в целом.

Рис.12. Соотношение вегетативного индекса Кердо в норме и в состоянии экзаменационного стресса

Согласно рекомендациям рабочей группы Европейского кардио-логического общества и Северо-Американского общества стимуляции и электрофизиологии, наиболее распространенным показателем для общей оценки вариабельности сердечного ритма является стандартное отклонение кардиоинтервалов (5В1ЧМ), отражающее влияние парасимпатической системы на деятельность сердца [19].

Экзаменационный стресс приводит к снижению вариабельности кардиоинтервалов с 63,5 мс (во время обычного учебного процесса) до 48 мс — в состоянии стресса, что свидетельствует о значительном снижении активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы во время экзаменов [5, 12].

В то же время следует отметить наличие индивидуальных раз-личий в реакции вегетативной нервной системы на стресс, так как в исследуемой популяции имелись студенты, реагировавшие на про-цедуру экзамена увеличением 5ВКК, что может быть обусловлено явлением «запредельного торможения», которое возникает у субъектов со слабым типом нервной системы при сверхсильных психических нагрузках.

Для оценки состояния симпатической системы студентов во вре-мя эмоционального стресса мы использовали показатели амплитуды моды кардиоинтервалов (АМо) и индекса напряжения регуляторных систем (ИН). Индекс напряжения вычисляется по формуле:

ИН=(АМо/2) х Мо х МхDMn

где: АМо — амплитуда моды кардионтервалов; Мо — мода значений кардиоинтервалов; МхDМn — вариационный размах.

Так как числитель этой формулы отражает активность симпатиче-ского отдела, а знаменатель — парасимпатического отдела ВНС, то итоговая величина индекса напряжения отражает общую активацию организма и степень сдвига вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела над парасимпатическим. Этот показатель хорошо зарекомендовал себя на практике как чувствительный индикатор активации симпатической системы при стрессе, при котором величина индекса напряжения возрастает с 72,6 до 161,6 усл. ед., а у отдельных людей — до 500 ед. и более [5].

Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе

Основные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при

изучении психологического стресса:

>• определение степени напряжения отдельных мышечных групп при

помощи миограммы1;

+ определение степени избыточного напряжения мышц и плавности движений по показателю тремора (непроизвольного дрожания); + определение скорости простой или сложной сенсомоторной ре-акции.

Из перечисленных выше поведенческих нарушений при стрессе достаточно точный количественный учет возможен в отношении степени напряжения мышц, которое определяют по выраженности тремора2.

Интенсивность избыточного напряжения и непроизвольного дро-жания мышц тремора определяют при помощи прибора «тремомет-ра», представляэщего собой ряд отверстий, в которые испытуемый вводит специальный щуп, соединенный со счетчиком числа касаний (рис. 13). Чем выше контроль над мышцами со стороны двигательной коры, тем меньше число касаний, и наоборот — при повышении уровня стресса отмечается дрожание рук и увеличение числа непроизволь-

1 Миограмма — запись электрических разрядов мышечных волокон.

2 Тремор — непроизвольные сокращения (подрагивания) мышц при их избыточном напряжении.

По данным этих исследований, в норме средний показатель тре-мора составлял 4,7 ± 0,7 касания, а перед экзаменом этот показатель достигал 8,7 ±1,0 касания (р < 0,001). Частотное распределение (в %) количества касаний в норме и на фоне экзаменационного стресса приведено на дис. 14. По результатам предварительных исследований, выраженность тремора студентов подразделялась на пять категорий:

+ «отсутствие тремора» (0 касаний), означающий полный контроль за состоянием скелетной мускулатуры;

+ «умеренный тремор» (1-5 касаний), означающий достаточно эф-фективный контроль за состоянием мышц;

+ «выраженный тремор» (6-10 касаний), указывающий на то, что человек с трудом осуществляет координацию движений;

+ «сильный тремор» (11-20 касаний), когда человек не может в должной степени контролировать статическое положение мышц кисти;

+ «очень сильный тремор» (более 21 касания), свидетельствующий о практически полной невозможности удерживать руку в задан-ном положении.

Из диаграммы видно, что если в спокойном состоянии 11% сту-дентов полностью контролировали свой тонус и ни разу не касались краев отверстия тремометра, то в состоянии стресса только 3% сту-дентов сохраняли полный контроль над своей скелетной мускулату-рой. Заслуживает внимания тот факт, что во время экзаменационного стресса у 35% студентов отмечался сильный и очень сильный тремор в виде дрожания руки, в результате которого они более 10 раз за 15 с касались отверстия тремометра.

 

1 — Отсутствие тремора

2 — Умеренный тремор

3 — Выраженный тремор

4 — Сильный тремор

5 — Очень сильный тремор

Рис. 14. Распределение тремора у студентов в норме (а) и перед экзаменом (б)

Изучение корреляций между показателями мышечного тонуса и другими исследуемыми психологическими и физиологическими параметрами выявило между ними ряд связей. Так, уровень тремора в состоянии стресса положительно коррелировал с уровнем ситуа-тивной тревожности перед экзаменом и с показателем вегетативного индекса Кердо в норме: чем выше был исходный уровень активности симпатической системы у студентов в покое и чем больше выражена у них была ситуативная тревожность перед экзаменом, тем достовер-но больше дрожали у них руки в состоянии стресса.

Другим методом исследования психомоторных реакций человека является оценка его сенсомоторной реакции — времени от подачи стимула (например, загорания сигнальной лампочки определенного цвета) до реакции испытуемого (нажатия на кнопку соответствующего цвета). Сравнение скорости сенсомоторной реакции у студентов в покое и в состоянии экзаменационного стресса показало, что у одной

части испытуемых стресс приводил к замедлению скорости реакции, а у другой части студентов реакция, наоборот, улучшалась (рис. 15).

Количество студентов, % от общего числа

%-У

<300 350 400 450 500 550 600 650 700 750

СМР(мс)

Рис. 15. Частотная диаграмма распределения показателей скорости

сенсомоторной реакиии (СМР) в норме и в состоянии

экзаменационного стресса

Изучение особенностей типа высшей нервной деятельности у обследованных студентов показало, что в первой группе студентов (у которых показатели сенсомоторной реакции ухудшались) процессы возбуждения преобладали над процессами торможения (средний коэффициент уравновешенности нервных процессов составлял 1,4), в то время как у второй группы студентов этот показатель составлял 1,1.

Таким образом, при стрессе у людей с уравновешенным типом высшей нервной деятельности скорость сенсомоторной реакции воз-растает, а у лиц с преобладанием процессов возбуждения над тормо-жением в условиях стресса показатели сенсомоторной реакции ухудшаются.

Данные исследования имеют важное теоретическое значение, так как показывают, что переход стресса в дистресс или эустресс зависит не только от характеристик самого стрессора, но и от особенностей типа ВНД людей, переживающих стресс.

Другие объективные методы оценки физиологического статуса при стрессе

Кроме состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем человека, уровень стресса можно оценивать по функционированию его системы терморегуляции [13, 16] и по величине кожно-гальванической реакции (или сопротивлению кожи) [7]. Отмечается, что в процессе актуализации старого стресса (при воспоминании о пси-хотравмирующей ситуации) происходило резкое увеличение частоты и амплитуды кожно-гальванической реакции. Следует обратить внимание также на то, что характеристики дыхания человека и показатели сопротивления кожи традиционно используют в полиграфах («детекторах лжи») для выявления эмоциональных переживаний людей, подозреваемых в совершенных преступлениях и соответственно находящихся в состоянии острого или хронического стресса [3].


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.