Тезис 9. Большинство трансперсональных, экстрасенсорных, шаманских и других пока не изученных наукой практик следует изучать именно как неизвестные виды деятельности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тезис 9. Большинство трансперсональных, экстрасенсорных, шаманских и других пока не изученных наукой практик следует изучать именно как неизвестные виды деятельности

2017-08-24 212
Тезис 9. Большинство трансперсональных, экстрасенсорных, шаманских и других пока не изученных наукой практик следует изучать именно как неизвестные виды деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Определяя культуру как пространство деятельностей, можно выделить общекультурные составляющие сознания и онтогенетическую структуру культурного сообщества, например, как онтогенетическую последовательность систем деятельностей (Серкин, 2006), объединяемых типом ведущей деятельности. Сознание является культурным как атрибут именно «культурного набора» форм активности.

Иногда практические действия профессионала могут показаться нам «чудесными или магическими» в силу освоения им малознакомой нам деятельности (Серкин, 2001) и формирования соответствующих им особых форм психического как особых психических функциональных органов, которых у нас просто нет (но есть другие – для нашей профессии). Тем более магическими могут показаться нам, например, диагностические и практические действия шамана в силу освоения им совсем незнакомой в нашей культуре деятельности и формирования совсем пока невообразимых для нас форм психического.

Пусть Человек 1, являясь членом сообщества, одновременно представляет и его культуры. Предположим, что человек, включенный в Культуру 1, имеет представление о пяти деятельностях (Д1… Д5) или знает, как получить продукты (П1… П5) этих деятельностей. Другой человек (Человек 2), включенный в другую Культуру 2, имеет представление о тех же пяти деятельностях и еще об одной, шестой (Д1… Д5, Д6) или знает, как получить продукты (П1… П5, П6) этих деятельностей.

Представитель первой культуры (Человек 1) не знает и вообразить не может деятельности (Д6), при реализации которой можно получить продукт (П6). Для него П6 – продукт, полученный неизвестным и невообразимым путем, т. е. магический продукт, а Д6 – неизвестная и невообразимая практика, т. е. магия. Такое описание позволяет понять, почему взрослый иногда выступает перед ребенком как маг. Человек может быть «магом» и для группы людей, и для целого сообщества. Личная история деятельностей каждого человека уникальна, но факт существования одинаковых в одной и той же культуре практик на определенных возрастных этапах развития позволяет говорить о существовании возрастных структур культурного сообщества. Эти структуры определяют истинное различие культур, различие практик и культурную специфику развития сознания в разные периоды жизни человека.

Групповые различия систем деятельностей (больших групп) порождают, соответственно, этнические, региональные, профессиональные и другие групповые различия атрибутов активности (сознания и телесности).

Многие измененные состояния сознания (ИСС), описанные в религиозных и эзотерических текстах (Торчинов, 2007 и др.), научных монографиях (Леонова, Кузнецова, 2009 и др.) и учебных пособиях (Цзен, Пахомов, 1999 и др.), достигаются путем реализации хорошо разработанных упражнений и особого образа жизни. Сами эти ИСС являются предметом (предмет как мотив) специально организованной деятельности. Структура такой деятельности полностью соответствует известным структурам макроструктуры любой другой деятельности (см. табл. 2).

Пример. «…Обратимся к самому исихастскому деланию. Его основные принципы: а) непрестанная «умная молитва», то есть постоянное сосредоточенное и осознанное (трезвение) повторение Иисусовой молитвы («Господи помилуй мя»); б) «низведение» ума в сердце; в) созерцание световых феноменов (фотизмов) как нетварного Фаворского света (согласно Паламе – нетварных божественных энергий); г) активное использование методов психосоматической регуляции (задержки дыхания, специфические позы, визуализация, сосредоточение)» (Торчинов, 2007, с. 481).

Обратимся к результатам экспериментов А.Н. Леонтьева по развитию неспецифической (экстрасенсорной) чувствительности – ощущение светового потока (зеленый цвет) кожей ладони: «В итоге опытов мы получили следующие результаты. Объективно все испытуемые в конце серии опытов снимали в ответ на действие видимых лучей руку с ключа, либо вовсе не давая при этом ошибочных реакций, либо делая единичные ошибки»[137](Леонтьев, 1981, с. 42; курсив мой. – В.С.). В других сериях экспериментов испытуемые обучались не только фиксировать освещение ладони, но и различать зеленый и красный цвета освещения.

Сам А.Н. Леонтьев интерпретировал полученные результаты либо как экспериментально созданный аналог функционального (в активности, у человека – в деятельности) генеза чувствительности, либо как аналогичным образом (в деятельности) пробужденной филогенетической способности к чувствительности. Для нас важен сам достоверный факт того, что специально организованная (необычная) деятельность ведет к необычным (сегодня называемым – парапсихологическими, экстрасенсорными) результатам (продуктам деятельности). «…Для наших выводов безразлично, будем ли мы исходить из первого или из второго предположения, ибо с точки зрения принципиальной гипотезы исследования основным является вопрос о том, действительно ли в данных экспериментальных условиях (активность, действия испытуемых на основе экспериментального задания. – В.С.) обычно не ощущаемые воздействия превращаются в воздействия ощущаемые» (Там же, с. 66). На этот вопрос А.Н. Леонтьев отвечает утвердительно.

 

Определение

 

1. Сознание (филос.) – идеальный аспект активности как базовой субстанции-процесса Вселенной. Взаимосвязь идеального со вторым аспектом активности (материальным – телесность, инструментарий) опосредствована самой активностью.

2. Сознание человека (психол.) – идеальный аспект, системное качество системы и истории деятельностей субъекта как специфической формы активности. Индивидуальное сознание (идеальный аспект) и индивидуальная телесность[138](материальный аспект) человека формируются и специфицируются в процессе его личной истории деятельностей (личной активности), включенной в пространство деятельностей соответствующего общества и его культуры.

Как справедливо отмечает Д. Чалмерс, любое фундаментальное утверждение не дает ответа на вопрос «Почему?» (Чалмерс, 2013) и, добавим от себя, поверяется в истории науки лишь потенциалом своих объяснительных возможностей.

 

Очевидные следствия

 

Следствие 1. Используя материал главы 1 книги А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» (1981) и дополнив его, можно предложить следующую таблицу психического и физического атрибутов активности (табл. 1).

 

Таблица 1: Уровни психического в соответствии с видами организации активности

 

Приведенные в таблице 1 уровни развития психического могут рассматриваться как эволюционные состояния сознания в отличие от актуальных прижизненных состояний сознания человека (бодрствование, функциональные состояния, сон, транс и др.).

Следствие 2. Используя понятие о системе деятельностей субъекта, необходимо «достроить» (достроены верхний уровень 1 и нижний уровень 5[139]) схему макроструктуры деятельности А.Н. Леонтьева (1983) следующим образом (табл. 2).

 

Таблица 2: Макроструктура деятельностей

 

Действие еще и потому может быть единицей анализа, что оно, будучи средством связи субъекта с окружающим, определяется тройственной логикой: 1) логикой цели; б) логикой объективных свойств окружающего; в) логикой возможностей инструментальности (тела и приспособлений).

Следует отметить (уточнение схемы А.Н. Леонтьева), что операции (уровень 4) выполняются с учетом не всех, а только осознаваемых условий.

Пример. Если человек не заметит косяк двери, то и не будет учитывать его («врежется») при ходьбе, выполняя двигательные операции. Факты необходимо учитывать.

 

Литература

 

Акопов Г. В. (2007). Проблема сознания в современной психологии. Методология и история психологии, 3 (2), 43–64.

Аллахвердов В. М. (2000). Сознание как парадокс. СПб.: «Издательство ДНК».

Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. (1983). Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи. В кн.: Корнилов Ю.К. (Ред.), Мышление. Общение. Опыт (с. 99—108). Ярославль: ЯрГУ.

Бехтерев В. М. (2001). Сознание и его границы. В кн.: Куликова Л.В. (Ред.), Психология сознания (с. 19–31). СПб.: Питер.

Выготский Л. С. (1982). Мышление и речь. В кн.: Выготский Л. С. Собрание сочинений (т. 2, с. 5—361). М.: Педагогика. Деннет, Д. (2004). Виды психики: на пути к пониманию сознания. М.: Идея-Пресс.

Журавлев А. Л. (2005). Психология совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Зинченко В. П., Леонтьев А. Н. (1978). Парапсихология. В кн.: А.М. Прохоров (Ред.), Большая советская эн циклопедия, т. 19. М.: Советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/article086932.html (дата обращения: 15. 03.2015).

Кастанеда К. (1992). Учение Дона Хуана. Киев: София, Ltd.

Леонова А. Б., Кузнецова А. С. (2009). Психологи– ческие технологии управления состоянием человека. М.: Смысл.

Леонтьев А. Н. (1981). Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета.

Леонтьев А. Н. (1983). Избранные психологические произведения 2 т. М.: Педагогика.

Ломов Б. Ф. (1984). Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.

Маркс К. (1960). Капитал. Т. 1. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. 23. М.: Гос. изд-во политической литературы.

Перевозчиков А. Н. (1989). Экстрасенсы – миф или реальность (о круглом столе в журнале «Вопросы философии». Знак вопроса, 10, 26–54. URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/8526/ogl.shtml (дата обращения: 15. 03. 2015).

Петровский В. А. (1992). Психология неадаптивной активности. М.: ТОО Горбунок.

Пиаже Ж. (1994). Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия.

Рашид Аль-Мансур (2015). Сознание и материя: великий предел. М.: ЛЕНАНД.

Ревонсуо А. (2013). Психология сознания. СПб.: Питер.

Сердюков Ю. М. (2013). Контуры трансцендентального опыта. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 1 (37), 90—105.

Серкин В. П. (2001). Хохот Шамана. Магадан: Кордис, 2001.

Серкин В. П. (2005). Структура и функции образа мира в практической деятельности: Диссертация … докт. психол. н. М., МГУ им. М.В. Ломоносова.

Серкин В. П. (2010). Теория сознания. Вестник СВГУ, 14, 62–70.

Серкин В. П. (2012). Деятельностная теория сознания. В кн.: V съезд Общероссийской правительственной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда (т. 1, с. 97–98). М.: Российское психологическое общество.

Серкин В. П., Сиротский В. Е. (1990). Психосемантика: на пути к моделированию. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 4, 28–33.

Серл Дж. (2002). Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс.

Спиноза Б. (1957). Избранные произведения. 2 т. М.: Госполитиздат.

Торчинов Е. А. (2007). Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-Классика; Петербургское востоковедение.

Фихте И. Г. (1993). Сочинения. 2 т. СПб.: Мифрил.

Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. (1999 ). Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс.

Циолковский К. Э. (2004). Космическая философия. М.: Сфера.

Чалмерс Д. (2013). Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М.: УРСС; Книжный дом «ЛИБРОКОМ».

Шеллинг Ф. В. Й. (2014). Изложение моей системы философии. СПб.: Наука.

Щедровицкий Г. П. (1995). Избранные труды. М.: Школа Культурной политики.

Velmans M. (2009). Understanding consciousness. London: Routledge; Psychology Press.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.