Лекция 8. Понятие о малой группе в социальной психологии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Лекция 8. Понятие о малой группе в социальной психологии

2017-08-24 457
Лекция 8. Понятие о малой группе в социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 8. Понятие о малой группе в социальной психологии

1.Критерии классификации групп

2.Факторы возникновения малой группы как психологической общности.

3.Структура, уровни развития малой группы.

Критерии классификации групп

1.Большие и малые группы

2.Организованные и неорганизованные группы

3.Долговременные-кратковременные

4.Первичные и вторичные группы

5.Формальные – неформальные

6.Группы членства и референтные группы

Определение малой группы

Немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личностном общении.

Факторы превращения группы в психологическую общность:

Совместная деятельность и общение - основа возникновения

эмоциональных отношений,

групповых норм и групповых процессов.

Структура группы

Совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами – структура группы

Простая линейная и сложная структуры.

Формальная (внешняя) и неформальная (внутренняя) структуры группы.

Формальная структура определяется задачами и целями совместной деятельности.

Выполняет продуктивную, инструментальную функцию

 

Неформальная структура определяется совокупностью межличностных отношений.

Выполняет экспрессивную, эмоциональную функцию

Взаимодействие структур группы.

Столкновение между формальной и неформальной структурой группы приводит к напряжению и кризису в развитии группы.

Отчуждение от предметной деятельности приводит к дезинтеграции межличностных отношений и наоборот.

Группа должна представлять равновесную систему.

Факторы, определяющие структуру группы

1.Цели группы

2.Степень автономности группы

3.Композиция группы (демографические, психологические характеристики членов группы)

4. Величина группы

5.Взаимовлияние и взаимоудовлетворение потребностей членов группы

Референтная, эталонная группа

Референтная группа – это группа, с которой человек отждествляет себя в наибольшей степени

Типы референтных групп:

Референтная группа, к которой личность принадлежит, разделяет ее ценности.

Характеристики референтной группы

Нормативная – одобряются ценности группы, стремление вступить в нее

Сравнительные группы- индивид не входит в них, не стремится расположить к себе, но использует группу как критерий для оценки своего статуса и поведения

Понятие о групповой динамике

Термин групповая динамика был введен К. Ливиным

Групповая динамика – это совокупность процессов, которые одновременно происходят в группе и определяют развитие группы, ее уровень и стадию.

Процессы группового давления

Групповой сплоченности

Лидерства

Принятия решения

Развитие группы

Уровни развития: низкий, средний, высокий. (Деят-ть, общение)

Лекция 9. Развитие группы.

1.Этапы развития группы

2 Структура отношений в группе

3.Групповые роли.

Статус и групповые роли

Статус – это положение человека в различных структурных образованиях малой группы

Групповая роль – это поведение члена группы- носителя определенного статуса, соответствующее групповым ожиданиям.

Виды групповых ролей (Р.Бейлз-О.Г. Филатова)

Роли, ориентированные на решение задачи: инициирование, информационный поиск, передача мнений, координирование, оценивание, обеспечение консенсуса

Роли, ориентированные на поддержание отношений: ободрение, поддержка, посредничество,обеспечение компромиса

Роли, связанные с ориентацией на себя: доминирование, запрашивание помощи,уход, блоктрование и т.д.

Лидер и лидерство

Лидер всегда дан как элемент групповой структуры

Лидерство-система отношений в групповой структуре.

Виды лидеров

Функциональный критерий: инструментальный и экспрессивный лидеры (Р.Бейлз, Ф. Слейтор)

Диапозон лидерских возможностей:

Лидер, решающий определенные задачи

Лидер, имеющий широкий спектр влияния на группу.

Понятие о зрелой личности

Зрелая личность – выраженный носитель социального типического: обладатель лучших человеческих качеств, полноценный член общества, объект уважения, образец для подражания.

Гг в исследовании установки

Разрабатывается шкала Л.Терстоуна, предназначенная для изучения социальных установок.

Изучается отношение (установка) к:

войне

смертной казни

Церкви

Цензуре

Национальной принадлежности

Е годы

Наиболее известные работы Л.Терстоуна – это серия работ, посвященных влиянию кинофильмов на динамику установок.

Они определили организацию пропагандистского воздействия

Третий этап 50-60 годы

Главная проблема – это проблема изменения установок

Проблема взаимосвязи различных компонентов установки

Изучается «убеждающая коммуникация» (К. Ховланд). Получены данные: при изменении когнитивного компонента обязательно меняется эмоциональное отношение к социальному объекту.

 

Четвертый этап 70-80 годы

Создаются когнитивные модели убеждающей коммуникации

Рассматривается вопрос о взаимодействии установки и поведения.

Структура аттитюда

Установка

Я за снижение до 18 лет возрастного ценза на приобретение и распитие напитков

Поведенческие интенции

Я бы позволил выпить пива рассудительному человеку 18 лет

Поведение

Во время спора с друзьями я утверждал, что в 18 лет можно пить пиво и др. алкогольные напитки

Когниции

Снижение возрастной планки уменьшит потребление тяжелых наркотиков.

Аффективные реакции

Меня чрезвычайно злит, что можно призвать в армию, но нельзя выпить в компании приятелей

 

Идеи Тэджфела

Э. Фромм отметил, что одна из главных потребностей человека, составляющая «самую сущность человеческого бытия» - это потребность в связи с другими людьми, потребность избежать одиночества, что достигается путем самоотождествления с какими – то идеями, ценностями, социальными стандартами, т.е. путем формирования социальной идентичности

Лекция 8. Понятие о малой группе в социальной психологии

1.Критерии классификации групп

2.Факторы возникновения малой группы как психологической общности.

3.Структура, уровни развития малой группы.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.