Химическая игра «Что? Где? Когда?» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Химическая игра «Что? Где? Когда?»

2017-08-24 805
Химическая игра «Что? Где? Когда?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Химическая игра «Что? Где? Когда?»

Цель игры: развитие интереса у учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности; формирование у учащихся умения правильно объяснять явления природы; воспитание умения отстаивать убеждения; развитие у учащихся чувства прекрасного; формирование чувства коллективизма как свойства личности; формирование умения из всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать нужные выводы.

 

Подготовка к игре. Учащимся заранее даем задание сделать себе эмблему с номером 1, 2, 3 и т.д. (в зависимости от того, сколько игроков в команде), изготовить сову, волчок, скрипичный ключ, написать объявление о сроках и месте проведения игры.

Игру проводим в актовом зале, на стенах которого плакат «Что? Где? Когда?», периодическая система, таблицы, схемы, диаграммы, рисунок или детская поделка совы и т.д. На сцене стол для «знатоков», стол для демонстрации опытов, подготовлены реактивы и оборудование для опытов, стол с призами, магнитофон или проигрыватель, диски, пленка с записями марша, веселой музыки и т.д.

С одной стороны играют сборные команды по 5 человек представители от каждого VIII класса – знатоки. С другой стороны – группа организаторов игры во главе с учителем. Организаторы готовят оформление зала, химический эксперимент, вопросы.

 

Ведущий.

Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?» Прошу подняться на сцену представителей команд VIII классов, имеющих № 1. Сборные команды играют в составе (Ф.И.О.). Звучит музыка (марш).

 

Правила игры.

1. Соревнование проводится до 8 побед у одной из сторон.

2. Каждая сборная команда может продолжить игру до 3 побед подряд. В случае поражения игру продолжает команда в другом составе и т.д.

3. На обдумывание дается минута. Если команда за это время не справится, то дается еще одна минута для совета и помощи со стороны своего класса. Если команда после этого дает правильный ответ, то организаторам записывается поражение, а продолжает игру уже другая сборная команда (№ 3 или № 4).

4. При ответах можно пользоваться таблицами и схемами, находящимися в зале.

5. За подсказку, нарушение дисциплины из зала удаляются болельщики или запасные игроки.

6. При задержке ответа «знатокам» записывают поражение.

7. Конверт с вопросами выбирается с помощью волчка или по любой детской считалке.

8. При попадании стрелки на ключ «соль» проводится музыкальная пауза или исполняется номер художественной самодеятельности, а если на колбу, стоящую в едином кругу с конвертами и музыкальным ключом, то исполняется эффектный занимательный опыт.

 

Вопросы и ответы.

1. Какое холодное масло, будучи влито в холодную воду, делает ее горячей? (Купоросное масло – серная кислота и олеум).

2. В каких змеях много ртути? (Фараоновых – роданид ртути (II)).

3. Какой химический элемент был открыт раньше на солнце, а потом уже на Земле? (Гелий).

4. Какой элемент носит имя древнегреческого сказочного героя? (Тантал).

5. Какой элемент называют по имени одной части света? (Европий).

6. Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром, ртуть).

7. Название какого элемента состоит из названий двух млекопитающих? (Мышьяк).

8. Твердое водородное соединение в огне не горит и в воде не тонет, не окисляется ни концентрированной серной, ни азотной кислотами. При соединении его с бесцветным соединением меди (II) образуется окрашенное вещество. О каком водородном соединении идет речь? (Лед – вода).

9. Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой концентрированной).

10. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую бумагу – кислотой).

11. Как, при каких условиях можно сжечь спичкой стальную иглу или перо? (В атмосфере кислорода).

12. Как получить воду из огня? (При горении водорода).

13. Какая вода мутится от дыхания? (Известковая вода).

14. В какой воде лучше растворяется поваренная соль – в холодной или горячей? (Одинаково, так как её растворимость незначительно возрастает при нагревании).

15. Как разрезать стальную плиту, не дотрагиваясь до нее твердым предметом? (Газовая резка металлов с помощью смеси кислорода с горючим газом: ацетиленом или водородом).

16. Какую жидкость можно заставить моментально застыть, причем она не только не охладится, но даже нагреется? (Пересыщенный раствор, например гипосульфита).

17. Как зажечь свечу или спиртовку без огня? (С помощью сильного окислителя – белого фосфора или смеси перманганата калия и концентрированной серной кислоты).

18. Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (А.П. Бородин, 1833-1887).

19. Какой русский химик и когда организовал первую в России химическую лабораторию? (М.В. Ломоносов в 1748 г.).

20. Проявите надпись и объясните, с помощью какого вещества она сделана. (Разбавленной серной кислотой).

21. Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустив в раствор разбавленной кислоты).

22. Какие элементы наиболее распространены в космосе? (Водород и гелий).

23. Какой химик впервые открыл закон сохранения массы вещества? Как он его сформулировал? (М.В. Ломоносов: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому. Так, ежели где убудет несколько материй, то умножится в другом месте»).

24. В каком платье можно загорать? (Ацетатном, так как ацетатный шелк пропускает ультрафиолетовые лучи, или из стекловолокна).

Ответы на вопросы 9, 10, 11, 12, 20, 21 можно подтверждать практически.

Для экспериментальных пауз можно предложить следующие опыты: безртутные «фараоновы змеи», «светящаяся пробирка», «вулкан», бенгальские огни, зажигание костра водой, «тушение горящего магния водой», взрыв гремучей смеси, проявление тайнописи, «огнедышащий дракон».

Игра завершается подведением итогов (заключительное слово учителя) и награждением команды-победительницы и всех участников. Призами могут быть поделки учащихся из кружка «Умелые руки», торты, печенье, испеченные самими организаторами (или их родителями), веселые номера художественной самодеятельности.

 

Литература.

1. Андросова В.Г., Лазыкина Л.Г. Викторина «Жизнь и деятельность Н.Н. Зинина» //Химия в школе. – 1989. № 2 – С.93.

2. Байкова В.М. Химия после уроков. – Петрозаводск: Карелия 1984.

3. Лазаренко А.А. Учителю о внеклассной работе по химии. – М. Просвещение, 1981.

4. Популярная библиотека химических элементов. – М.: Наука, 1983.

5. Рич В. Охота за элементами. – М.: Химия, 1982.

6. Сорокин В.В., Золотников Э.Г. Как ты знаешь химию? – Л.: Химия, 1987.

 

 

Химия кланяется.

Ведущий: От нас, от имени постигших О2 и Н2О секрет,

Прими, волшебница, наш высший экзотермический привет.

Химия: Пусть загорается вновь под сводом слова привета: «С НОВЫМ ГОДОМ!»

Выносит плакат, на котором проявляет текст «С НОВЫМ ГОДОМ!».

Гаснет свет. Дед Мороз зажигает на елке огни разноцветные.

Зрители поют песню «В лесу родилась елочка». Дед Мороз и Снегурочка танцуют около елки.

Экспериментальная часть

№ пп Реактивы Оборудование
  Бихромат калия (тв.)-250 г. Красная кровяная соль – 450 г. Хромат калия – 200 г. Сульфат никеля – 550 г. 3 стакана по 0.5 л. Гтовые игрушки 3 штатива. 6 стеклянных трубочек
  Железисто-синеродистый калий (жёлтая кровяная соль), тв. Хлорид железа (III), тв. Вода Телеграмма-конверт. Фильтровальная бумага 40 на 50 (2). Пульверизатор.
  Маленькие кусочки мрамора. Конц. соляная кислота. Вода. Бутылка из-под шампанского с резиновой пробкой. Посылка-ящик. Полотенце. Склянка под реактив на 250 мл. Стакан.
  Сульфат меди (II), тв. Фенолфталеин. Вода. Конц. нашатырный спирт. Искусственные цветы. 2 стакана. Эксикатор с крышкой. Фарфоровая чашка.
  Ацетат свинца тв. Вода. Иодид калия тв. Конверты – 20 шт. 20 листов фильтровальной бумаги. Кисточки. Стакан. Маленькие склянки с крышками (20 шт.)
  Перманганат калия тв. Конц. серная кислота. Этиловый спирт. 2 фарфоровые чашки. 2 шпателя. Древесная стружка. Вата. Асбестовая сетка. Стакан
  Конц. соляная кислота. Нашатырный спирт (конц.) 4 молочных бутылки с пробками. 2 стеклянные пластинки на бутылки. Вазелин
  Нашатырный спирт. Оксид хрома (VI). Большая круглодонная колба. Большая простоквашница. Спиртовка. Ложечка для сжигания.
  Карбонат натрия тв. Вода. Фенолфталеин. Щавелевая или лимонная кислота тв. Молочная бутылка. Стакан. Пробка с газоотводной трубкой.
  Хлорид железа (III) тв. Роданид аммония тв. Хлорид калия тв. Хлорид аммония тв. 2 стакана. 4 стеклянные палочки. Кусочек парафина или воска.
  Бензойная кислота Асбестовая сетка. Штатив с кольцом. 2 фарфоровые чашки. Еловая или сосновая веточка. Стеклянный колпак. Спиртовка.
  Фенолфталеин. Гидроксид натрия. Вода Лист фильтровальной бумаги (1 м на 0,5 м). 2 стакана. Пульверизатор.

Урок-игра «Звездный час в xимии».
Тема «Подгруппа кислорода»

Учитель называет тему конкурса, формулирует вопрос и приводит 4 варианта ответа (они предварительно записаны на доске или кодокарточке). По сигналу учителя учащиеся поднимают табличку с цифрой, которая, по их мнению, соответствует правильному варианту ответа. За правильный ответ каждый получает 1 балл. После каждого конкурса один из учащихся дает пояснения. Если на вопрос правильно ответили не более 3 человек, наряду с баллом каждый из них получает и звездочку, которая дает право на одну подсказку в финале (подсказать может любой учащийся, которого выберет финалист). Два участника игры, набравшие большее число баллов в предварительных конкурсах, выходят в финал, где и разыгрывают первое место.

Финалистам ставим отметку «5». Победителю вручаем памятный приз.

Приведем вопросы конкурсных заданий.

Финал.

 

 

Литература.

1. Киплинг Р. Синие розы // Химия и жизнь. – 1989 г.

2. Кряквина З. Любовь моя – Гжель // Огонек – 1988 – № 10.

3. Логинов В.М. Новь древней Гжели. – М.: Московский рабочий, //1986.

4. Михайловская К.Н. Цветущий кобальт. – М.: Советская Россия, 1980 г.

5. Мусиенко Н. Как рождаются гжельские мастера // Учительская газета – 1982, 29 мая.

6. Мусина Р. Искусство Гжели. – М.: Знание, 1985.

7. Ногтева М. Голубая роза // Советская культура. – 1980 – 7 октября.

8. Петров В. Голубая песнь Гжели // Огонек. – 1982 – № 16.

Содержание вечера.

На вечере учащиеся узнают о прославленном центре русского народного керамического художественного промысла – Гжели, где впервые в России изготовляли керамику, майолику, фаянс и фарфор. То, что создается нынешними художниками и мастерами, в свою очередь, станет творческим наследием для будущих поколений кудесников фарфоровой Гжели. Знаменитому промыслу исполнилось 650 лет.

Оформление зала.

1. На сцене карта Московской области, на которой Гжель отмечена белым флажком с нарисованным на нем синим самоваром (символом Гжели).

2. Слева – портрет М.В. Ломоносова и его слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей, где на свете... разве где между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская..., которой нигде не видел я белизною превосходнее».

В зале стенды: «Искусство рожденное огнем» (о керамике), «Майолика Гжели», «Фарфор Гжели»; комплекты открыток с изображением изделий мастеров Гжели, список литературы: «Что читать о Гжели».

В зале гаснет свет. На сцену выходит ведущий. Обращает внимание зрителей на карту и на флажок. Говорит, что самовар на флажке – это символ Гжели, известный теперь во многих странах мира.

Й ведущий.

Знаменитая Гжель – родина русского народного фарфора, расположена на обочине Касимовского тракта в 60 км от Москвы. «О, Гжель, мой палисадник, мой апрель, насыщенный лиловой акварелью...». (Звучит «Апрель», муз. П.И. Чайковского). «В Гжельской росписи и впрямь есть что-то апрельское, свежее, первородное, напоминающее нежное цветение подснежника на ранней проталинке. Впрочем, в Гжель лучше приезжать в раскаленный июльский день, когда вокруг звенят и стрекочут позолоченные солнцем поля, а в небе, опрокинутом над землей, словно фарфоровая чаша, распростерли крылья пестрые облака. Струится с небес сияющая лазурь, а навстречу ей, как бы вырастая из-под земли наподобие прямоствольных сосен, тянутся ввысь заводские трубы... Умельцы в Гжели, как цветочные гирлянды, увиты вьюнками, хмелем, плющом, все в пестрядинном разноцветье диковинных растений, буйствующих в палисадниках и на подоконниках веселых, словно сложенных из пряничных досок домов... слово «гжель» неизменно ассоциируется у меня с шумом крыльев, с полетом и устремлением в облачную высь голубых птичьих стай». (Ногтева М. Голубая роза// Сов.культура – 1980, 7 окт.)

Й ведущий.

Одно из письменных упоминаний о Гжели относится к 1328 г. Это духовная грамота – завещание московского князя Ивана Калиты, по которому он отписывает Гжель старшему сыну Семену. Собирался тогда князь в Золотую Орду, не знал, быть ли живу, и путь его лежал по Большому Касимовскому тракту мимо Гжели... А в 1663 году в Гжели были обнаружены удивительные глины, когда царь Алексей Михайлович издал указ «О приискании глины для аптекарских и алхимических сосудов». С 1710 г. Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды».

При Петре I гжельские глины брались для изготовления кирпича и керамических плиток, а с середины XVIII в гжельские глины были признаны пригодными для изготовления фарфора.

Кто хотя бы раз видел гжельский фарфор, то уже не спутает его ни с каким другим. Истоки этого огненного ремесла уходят в глубину веков, и не случайно название «Гжель» созвучно со словом «жечь».

Й ведущий.

Сначала гжель была гончарной. Славилась и гжельская майолика с росписью по сырой необожженной эмали. Хранят и сейчас сочность красок расписанные желтым, зеленым, фиолетовым по белой эмали молочники, кувшины, братины, квасники. Произведения народных мастеров отличались тонким мастерством, безупречным вкусом. На смену майолике пришел полуфаянс. Посуда, изготовленная из белой керамической массы, была толстостенная, тяжелая. Позднее было освоено производство изящного и тонкого фаянса.

Й ведущий.

Первая половина XIX века – время расцвета фарфорового производства Гжели. М.В. Ломоносов писал о высоком качестве гжельских глин. Исследовал эти глины и создатель русского фарфора Д.И. Виноградов, выбрав две из них, «которые годны быть к порцеллиновому делу», а именно глину песчанку – черноземку и глину мыловку – жировку белую. Гжельскую глину вводили в фарфоровую массу, приготовленную по рецепту Д.И. Виноградова, и она придавала фарфору синеватый или же теплый, чуть желтоватый оттенок, что выгодно отличало его от чисто белого холодного цвета европейского фарфора. С тех пор и пошла по всей Руси слава о Гжельском фарфоре.

Й ведущий.

В те времена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России были сосредоточены в Гжели, где выпускались чудесные изделия, выполненные в духе русских народных мотивов, расписанные в основном синей краской – «кобальтом».

«Кобальт» или «шмальта» – это молотое стекло синего цвета, к которому во время плавки было добавлено соединение кобальта. Так возникла традиция гжельского фарфора, этого самобытного искусства, где синие травы и цветы то сплошь заполняют белый фон. то гибкой линией оплетают изделие, подчеркивая его округлую форму.

Ученик читает стихотворение Н. Баратошвили в переводе Б. Пастернака):

Цвет небесный, синий цвет,

Полюбил я с малых лет,

В детстве он мне означал

Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих,

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.

Это цвет любимых глаз.

Это взгляд бездонный твой,

Напоённый синевой.

Это цвет моей мечты.

Это краска высоты.

В этот голубой простор

Погружен земной простор.

Это легкий переход

В неизвестность от забот...

Й ведущий.

(Вальс, муз. А. Грибоедова). Став одним из известнейших центров русского народного искусства более двух веков назад, Гжель и сегодня вызывает заслуженную гордость своим искусством, одновременно старинным и остросовременным. Чтобы ожила глина, чтобы на ее белизне расцвело голубое небо и на сказочно-белом снежном фоне распустился прекрасный синий цветок, надо в работу вложить душу и талант, и мастера Гжели уже не одно столетие творят эту бело-голубую сказку.

Й ведущий.

(Музыка продолжает звучать). Литейный цех. Здесь в гипсовые формы заливается глиняный раствор, а когда гипс впитает в себя влагу, будущее изделие осторожно вынимают, зачищают швы и подвергают «утильному» обжигу при температуре 900°С. После «утильного» обжига фарфор становится более прочным, но еще сохраняет пористость. Теперь изделия направляют в живописный цех, где на матовые фарфоровые стенки наносят рисунок. В живописном цехе пахнет краской и жженой глиной. Здесь живописцы расписывают фарфор круглыми беличьими кистями, от руки. Ручная роспись отличает гжельский фарфор от изделий других промышленных предприятий. Краситель – жидко разведенная окись кобальта темно-серого цвета. Рисунок получается черный. А где же синие розы и сказочные синие маки? Где голубые тени на морозной белизне, отражающие силуэты удивительных цветов и птиц? Ведь для Гжельского фарфора характерна подглазурная синяя роспись?

Читает стихотворение Р. Киплинга «Синие розы»:

Целый ворох красных роз

Милой как-то я принес.

Не взяла она – и в слезы:

Синие найди ей розы!

Океан я пересек,

Чтоб найти такой цветок,

И расспрашивал я всех,

Но в ответ мне – громкий смех.

Зря я весь изъездил свет,

Синих роз под солнцем нет!

Й ведущий.

Но вот расписанное изделие покрывают глазурью, окуная его в смесь из мелкоколотых стеклянных фракций и воды. Наступает время второго, окончательного обжига при температуре 1350°С. При такой высокой температуре в изделии протекают сложные физико-химические процессы с образованием стекловидного расплава. Оксид кобальта (III) переходит в оксид кобальта (II), и вместо черного рисунка возникает сапфировое свечение кобальта с целой гаммой оттенков нарядного синего цвета, который не тускнеет и через сотни лет. И вот из горна выходит готовый фарфор со звонким белым черепком, с блестящей стекловидной поверхностью, украшенный синей росписью голубых тонов. Остывая, изделие лучится белоснежной прозрачностью фарфора, затейливыми переливами кобальтовой сини.

Й ведущий.

Во все века славилась самобытная талантами гжельская земля. Из поколения в поколение мастера передавали свой опыт, свое понимание красоты. Гжельский мазок особенный; в нем видна сразу вся гамма цвета – от голубого до синего кобальта, до светлых разбеленных мест. Гжельские мастера насчитывают свыше двадцати оттенков.

Палитра сегодняшней Гжели чиста, как белизна березовой рощи, отраженной в голубой чаще озера. Теперь Гжель ближе к сказке, чем когда-либо. А.Б. Салтыков и Н.И. Бессарабова воспитали талантливых (мастеров) учеников. Среди них ведущая гжельская мастерица, лауреат премии имени Репина, народная художница РСФСР Л.П. Азарова. Она, овладев искусством скульптора и подглазурной росписью кобальтом по фарфору, создала изделия, получившие всемирное признание. Ее сувенир-шкатулка «Самовар», известный теперь во многих странах, стал символом Гжели. Эта работа была удостоена диплома Оргкомитета Олимпиады-80 и золотой медали на международной ярмарке в Югославии. Известная художница З.В. Окулова, у которой «голубые рыбы прислушиваются к перезвону голубых колокольчиков», – мастер миниатюрной скульптуры. Т.С. Дунашова – мастер цветочной росписи, это ее подпись стояла на вазе – главном призе известного хоккейного турнира-77. Неповторимую прелесть имеет кобальтовая роспись у художника А.Н. Федотова, его декоративными вазами награждают победителей всесоюзных и международных соревнований, конкурсов, фестивалей.

Й ведущий.

Гжель заботится о подготовке смены, обучаются различным профессиям школьники, но особой популярностью пользуется профессия росписчиков по фарфору. В живописном цехе, где стеллажи и полки уставлены уже расписанными кобальтом изделиями, есть отдельные полки с работами школьников, которые проходят практику в объединении «Гжель». Учиться юным гжельцам есть у кого – Гжель славится талантами. Знаете ли вы, что...

Создателем русского фарфора считается друг и соратник М.В. Ломоносова Д.И. Виноградов.

В книге «О слоях земных» М.В. Ломоносов назвал гжельскую глину одной из лучших, применяемых для фарфора.

Сохранился рецепт кобальтовой краски, написанный рукой Д.И. Виноградова. Рецепт мало чем отличается от современного.

Кобальт – одна из самых старых красок. Когда в XIII веке французский монах д'Антреколльот отправился в Китай, чтобы выведать секрет изготовления фарфора, то одной из первых красок, которые он увидел в Китае, был подглазурный кобальт.

В подглазурной живописи кобальт входит в состав почти всех красок. Он «смело идет в огонь», и там, где другие краски выцветают, кобальт вспыхивает ярким синим цветом.

1840 год – это время расцвета гжельского народного художественного керамического промысла. В синем подглазурном кобальте преобладает растительный орнамент.

Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова в 1923 г. создал сервиз «Кобальтовый», расписанный художницей З.В. Кобылецкой. Двум лучшим своим сервизам она подарила названия со словом «кобальт», это «Кобальтовая сеточка», расписанная художницей А.А. Яцкевич, и «Цветущий кобальт», художник – лауреат премии имени Репина, заслуженный художник РСФСР В.М. Городецкий. Им же дано этому сервизу столь поэтическое название.

Для подглазурной окраски фарфора применяют оксид кобальта в смеси с полевым шпатом и глазурью.

Синие пигменты готовятся на основе оксида «Со». Особенно интенсивную ультрамариновую окраску дают после t° кобальтовые силикаты виллемитового ряда ZnO-SiO2, в которых часть ZnO заменена СоО.

Для получения художественных красок применяют синий Со (Синь Тенара) – искусственный минерал синего цвета, состоящий из смеси алюмината Со и оксида Al (СоА12О4 и А12О3). Получают синий Со при t° обезвоженной смеси солей Al и Со с добавкой для улучшения цвета солей Zn и фосфорной кислоты при Т – 1200-1250°.

Кобальтовые цвета – это минерал эритрин Со3 (Аl О4) • 8Н2О, представляющий скопление моноклинных кристалликов, ярко окрашенных в розово-красный цвет с перламутровым оттенком. Содержит до 37,5% СоО.

 

 

Методическое пособие.
Использование литературных произведений
на уроках химии

Класс.

Урок химии. Состав воздуха.

1. Нью-Йорк ежедневно выбрасывает в воздух 3200 тонн двуокиси серы, 280 тонн промышленной пыли, 4200 тонн углерода, азота и других ядовитых веществ. (Новиков Н.В., Пивкин В.М. «Новосибирск – город для человека». Новосибирское книжное изд-во, 1988, с.39).

Вопрос: какие неточности допущены авторами в приведённом утверждении?

Ответ: из текста следует, что простые вещества углерод и азот ядовиты. Ядовиты же их оксиды. По-видимому, это имели в виду авторы. Диоксид серы назван по устаревшей номенклатуре.

 

2. Эсхил. «Прикованный Прометей».

... Огонь

Я смертным дал и вот за что наказан,

похитил я божественную искру,

Скрыл в стволе сухого тростника;

И людям стал огонь любезным братом,

помощником, учителем во всём.

На этом уроке можно рассказать ребятам древнегреческий миф о титане Прометее, подарившем огонь людям и жестоко наказанном за это богами. Долгое время люди обожествляли огонь, преклонялись перед ним, не умея добывать его, старались сохранить.

Так, в своем труде «Письма о пользе стекла» М.В. Ломоносов писал:

«Взирая в древности народы изумленны,

что греет, топит, льет и светит огнь возженный,

иные божеску ему давали честь».

 

Тема урока:«Галогены».

Тема «Подгруппа кислорода».

Содержание урока.

Тема сегодняшнего урока связана с удивительной историей, которую я собираюсь вам рассказать. Я назвала её так: «Как Азот уговорили делать добро – кормить землю и растения».

Вы, конечно, читали замечательную книгу английского писателя Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». Она полна любопытных приключений и историй, и, может быть, вы помните, как автор устами мудрого короля лапутян высказал мысль о том, «Что человек, который вырастит два колоска там, где рос один, окажет людям неоценимую услугу». А ведь, действительно, это старинная, сокровенная мечта земледельца – вырастить два колоска вместо одного – удвоить урожай. А если много зерна, значит много хлеба, много мяса, молока, шерсти и других необходимых человеку продуктов.

Немало времени прошло с тех пор, как Свифт написал свою книгу. Не раз пробовали люди, в одиночку и общими усилиями, повысить плодородие почвы и увеличить урожай. Иногда это удавалось, чаще – нет.

Причина в том, что земля отдавала растениям все содержащиеся в ней питательные вещества, а сама всё более и более истощалась, и поэтому из года в год уменьшался урожай. Выражение «корм для земли» люди заменили аналогичным по смыслу «удобрения».

Итак, каков же состав удобрений? Учёные давно установили, что в их основе должны быть элементы: азот, фосфор, калий. В связи с интенсивным развитием земледелия только с помощью грозовых дождей и бобовых растений невозможно обеспечить землю необходимым количеством усвояемого азота. И коль уж человек нарушил почвенный природный баланс, он обязан его восстановить. Но как это сделать? Люди живут на дне огромного воздушного океана, а вам известно, что воздух состоит на 4/5 своего объёма из азота. Казалось бы, чего проще? Бери азот из воздуха и готовь удобрения. Но вы знаете, что азот при обычных условиях неактивен. Перед учёными встала задача: химически связать азот воздуха и производить из него удобрения.

Вот и настал момент рассказать вам сказку о том, как это могло произойти.

Мы с вами отправимся в царство – «Химическое государство», где поближе познакомимся с Азотом. (На доске закрепляется бумажная кукла злого, надменного юноши. Затем по ходу рассказа: Кислород, волшебница Химия, красавица Вода, мудрый старец Водород, катализатор Железо, добродушный, трудолюбивый Аммиак).

Вы, наверное, догадались, что Азот ведет довольно замкнутый образ жизни, ни с кем не желает поддерживать отношения. По-видимому, он очень высокого мнения о себе и это не случайно, ведь у него огромные владения в атмосфере Земли, а, кроме того, он возомнил себя близким родственником Благородных газов. И если мы еще раз вспомним строение молекулы Азота, то убедимся в том, что у него есть на это основания. (Транспарант «Строение молекулы азота).

Такое поведение Азота не могло не отразиться на растениях, они испытывали постоянный азотный голод, росли хилыми и болезненными.

Вполне понятно, что жители Химического государства не могли далее мириться с таким положением, они собрались на Совет, чтобы решить, как убедить Азот накормить Землю и тем самым оздоровить растительный мир. Долго думали, гадали, советовались, обсуждали. Первый заговорил Кислород, который был крайне взволнован состоянием здоровья своих родителей – растений: «Что с ним долго разговаривать! Давайте, подобно природной стихии, с помощью электрического разряда, приведем его в шоковое состояние, а затем мои атомы быстро приведут его в чувство и это будет уже не Азот».

Внимательно выслушав предложение кислорода, в разговор вмешался мудрый старец Водород. Он был представителем более развитых внеземных цивилизаций, и обычно в спорах за ним оставалось последнее слово: «Я против насилия и зла. Они не могут породить добро. Неужели никто из Вас не знает Азот с хорошей стороны?»

«Согласитесь, мне, как ближайшему соседу Азота, виднее, и я утверждаю, что в Азоте нет ничего хорошего», – заявил Кислород, известный своей вспыльчивостью: в его присутствии даже маленькая искра превращается в пламя, и с усмешкой добавил: «Разве только то, что он, как и многие из нас, влюблен в красавицу Воду».

«Это прекрасно! – воскликнул Водород, – Если он способен на высокое чувство – Любовь, значит, от него можно ожидать и благородных поступков».

С этими словами Водород отправился к Азоту. Он представился родственником Воды, и Азот любезно принял его. Мудрость Водорода подсказала ему, что к цели своего визита нужно подойти издалека. Он завел разговор о красоте Земли, утопающей в зелени, а в связи с этим они вспомнили о Воде, которая много трудится для процветания жизни на Земле. Водород почувствовал заинтересованность Азота в этом разговоре и рискнул изложить цель своего визита. «Уважаемый Азот, не считаете ли Вы, что при желании мы могли бы помочь Воде сделать Землю еще прекрасней?»

«Я не знаю, захочет ли она со мною общаться. Скажу Вам по секрету, однажды я попробовал объясниться с ней, и вот что услышал в ответ: (Звучит первый куплет песни «Я – не для Вас» в исполнении Роксаны Бабаян).

«Я сочувствую тебе, – сказал Водород, – но не печалься, утро вечера мудренее, я постараюсь тебе помочь». С нетерпением ждал Азот рассвета, и вот настал час встречи. «Чтобы обратить на себя внимание Воды, ты, Азот, должен прославиться добрыми делами». «Но что такое добро? Такое понятие мне неизвестно!» Начались жаркие споры о добре и зле, о бескорыстии и корыстолюбии, альтруизме и эгоизме. И все-таки Водороду удалось кое в чем убедить Азот, передать ему чуточку своей мудрости; в результате Азот превращался в Аммиак, но не уверенный в успехе дела, вновь возвращался к своим убеждениям, превращаясь в Азот. Казалось, спору не будет конца, так как установилось динамическое равновесие.

Спорщики не заметили, как вокруг собралась толпа, которая была солидарна с Водородом. Чтобы помочь ему одержать победу в споре, принцесса Химия направила к ним катализатор – Железо. В его присутствии споры шли более оживленно, но равновесие не смещалось. Элемент Франций неожиданно вспомнил, что из таких затруднительных положений умеет находить выход его соотечественник Ле-Шателье, который предложил создать особые условия, способствующие течению процесса в желательном направлении. Научно это звучит так: если на равновесную систему подействовать извне (изменить давление, концентрацию веществ, температуру), то из двух обратимых процессов будет преобладать тот, который уменьшает внешнее воздействие.

«Теперь без людей нам не обойтись, – задумчиво произнесла Химия? Приказываю разослать во все концы Земли гонцов и объявить, что тот, кто сумеет построить дворец, и тем самым создаст необходимые условия для успешных переговоров между Водородом и Азотом, окажет неоценимую услугу для всего человечества, процветания жизни на Земле».

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго ли, коротко ли, но пришла долгожданная весть от элемента Германия. Он сообщил, что его соотечественник Фриц Габер близок к решению этой проблемы. Для волшебницы Химии нет преград, и она пригласила всех заглянуть в лабораторию. Габера и понаблюдать за ходом его поиска. (Демонстрируется мультипликационная часть к/ф «Производство Аммиака»).

Итак, наша сказка подходит к концу. Как и во всех сказках, в нашей добро тоже побеждает зло. Союз природы, науки и человека позволил решить сложнейшую производственную проблему связывания молекулярного азота воздуха. Аммиак, полученный при определенных условиях в результате взаимодействия Азота в Водородом, оказался на редкость трудолюбивым: он работал на азотно-туковом комбинате, где совместно с кислотами создавал разнообразные минеральные удобрения. На Азот в таком виде обратила внимание красавица Вода. И вот уже долгие годы они живут рядом в мире и согласии, своим трудом преображая Землю.

А теперь я приглашаю вас ознакомиться с современным производством аммиака (II часть к/ф «Производство Аммиака»).

 

Тема «Подгруппа углерода».

 

План.

1. Углерод – химический элемент.

2. Физические свойства простых веществ – аллотропных модификаций углерода.

3. Химические свойства углерода.

4. Оксиды углерода.

5. Угольная кислота и её соли.

6. Значение соединений углерода.

После характеристики углерода как химического элемента учащиеся отмечают, что углерод в природе существует е виде аллотропных видоизменений – алмаза и графита.

Учащиеся-ведущие подробнее останавливаются на свойствах алмаза: «В Сибири геологи обнаружили месторождение алмазов. На белом листе рассыпались мелкие кристаллы – столбчатые, призматические, многоугольные, красного, бурого, черного, голубого, зеленого цветов. Это были сопутствующие алмазу ильменит, пироксен, оливин и другие стойкие минералы. А среди них, подобно кусочкам стекла, но все же не сходные с ним своим сильным блеском, выделялись мелкие кристаллы алмазов. Здесь были белые, чистой воды камни, были покрытые шероховатой бурой корочкой. Некоторые кристаллы имели розовый или зеленый оттенок... Чурилин отделил спичкой зеленый двенадцатигранник. Этот вид алмаза отличается необыкновенной даже для этого камня твердостью». Что же обуславливает такие свойства алмаза? Почему алмаз и графит отличаются по свойствам?

Учащиеся отмечают причину – различие во внутреннем строении веществ, в строении их кристаллических решеток, вызванное, в частности, условиями их образования в земной коре.

Учащиеся-ведущие.

Южная Африка. Здесь находятся крупнейшие залежи алмазов. Здесь выпучиваются земные недра, залегающие под гранитной корой, тяжелые рассланцованные давлением породы особой разновидности гранита – эклогита. Оттуда сквозь трещины пробиваются под гигантским давлением струи раскаленного и сжатого до предела газа, несущие драгоценные алмазы...Учитель отмечает, что для технических целей сейчас получают искусственные алмазы, однако в этих процессах воспроизводятся естественные условия – высокие температура и давление. Сырье для этого производства – графит. Почему именно графит? В чём заключается сущность процесса? Учащиеся объясняют, что при указанных условиях происходит перестройка кристаллической решетки графита.

«Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых, – ответил инженер –, и природа как будто решила доказать это, создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод».

Интересно одно из специфических свойств угля, с которым мы встречаемся в сказке «Мороз Иванович»: Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков, да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а когда вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».

Какие методы очистки воды использует Рукодельница?

Объясняя описанное явление, учащиеся отмечают здесь два метода очистки веществ – фильтрование и адсорбцию – и дают определение последнего. Одно из наиболее очевидных свойств угля – горение. Учащимся предлагается написать уравнение этой реакции и провести другие примеры проявления углеродом восстановительных свойств. Среди продуктов реакций они отмечают оксиды углерода и, отвечая на вопрос учителя, сравнивают их свойства: способность к в


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.