Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-08-23 | 623 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В данной серии заданий исследуется зрительное восприятие и двигательное воспроизведение соответствующих знаков; задания дают возможность выявить оптико-гностические и двигательные нарушения в процессе письма.
Исследование списывания букв, слогов и слов.
Задание 1.
Цель: выявление возможности перешифровки с буквы на комплекс тонких движений руки.
Материал: печатные, письменные и стилизованные изображения букв (слов).
Инструкция: спиши буквы (слова).
Порядок работы: предъявляются для списывания сначала печатные, затем письменные, затем стилизованные изображения одних и тех же букв (слов).
Задание 2.
Цель: выявление возможности выделения существенных признаков графем, дифференциация списывания и копирования (срисовывания) букв
Материал: стилизованные изображения письменных букв Инструкция: напиши эти буквы так, как ты пишешь нч в школе.
Задание 3.
Цель: выявление знания значения буквы.
Материал: печатные, письменные, стилизованные изображения букв.
Порядок работы: предъявляются для списывания:
1) печатные буквы.
Инструкция: напиши такие же письменные буквы (как в тетради).
2) письменные буквы.
Инструкция: напиши эти же буквы печатным шрифтом (как в книге).
Исследование конструирования букв
Задание 4.
Цель: выявление возможности выделения существенных признаков графем и их пространственной ориентации.
Материал: карточка с изображением печатных и письменных букв; разрозненные элементы букв.
Порядок работы: предъявляется карточка с написанной буквой и набор составляющих элементов для нескольких букв. Предлагается выбрать нужные детали и составить букву, изображенную на карточке (по памяти).
|
II. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСО-АКУСТИКО-МОТОРНОГО ПОДУРОВНЯ ПИСЬМА
(выявление возможностей слухового и слухо-артикуляторного
анализа)
Исследование написания букв, слогов и слов под диктовку
Задание 5.
Цель: выявление возможности выделения и квалификации звука.
Процедура выполнения: запись диктуемого материала в тетради
Задание 6.
Цель: выявление возможности перешифровки звука на букву.
Процедура выполнения: составление диктуемых слогов и слов из букв разрезной азбуки. (В данном варианте снимаются трудности написания графемы, и таким образом процессы звукового анализа и синтеза выступают в более чистом виде).
Материал: звуки, слоги (сг, гс, сюг), слова (изменение
сложности — по слоговой, структуре и насыщенности артикуляторно и акустически сложными звуками) (кот, ночь, портной, старушка, пружина, кораблекрушение).
Задание 7.
Цель: выявление возможности установления последовательности в написании букв, в слове.
Материал: слова одинакового буквенного состава с разной последовательностью букв (половник, поклонник, полковник).
Исследование написания фраз под диктовку
Задание 8.
Цель: выявление возможности удержания серий слов при письме, выявление возможности реализации языковых средств.
Материал: фразы, составленные из:
1) слов с легко произносимыми звуками,
2) из слов со звуками, часто нарушающимися в произношении (например: Дети идут в школу. Старушка сушила на веревке мокрое белье).
III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПИСЬМА.
На этом уровне выявляются возможности создания за-ысла, раскрытия содержания общего смысла, реализации зыковых средств.
Задание 9.
Исследование самостоятельного письма (сочинение на заданную тему с опорой на сюжетную картинку или без нее).
Цель: выявление возможности создания замысла и перешифровки его в коды языка.
|
Материал: сюжетная картинка.
Формы помощи: раскрытие содержания смысла по вопросам экспериментатора.
В результате исследования письма и чтения по cepии представленных заданий могут быть выяснены затруднения в овладении этими процессами, их причины и механизмы, лежащие в основе нарушений.
Оценка результатов исследования письма и основные типы
Его нарушений.
Нарушения письма проявляются в стойких и повторяющихся ошибках в виде искажений и замен букв, нарушений звуко-слоговой структуры слова, аграмматизмах. Письмо нарушается как целостная психическая многоуровневая деятельность. При этом дефектным может оказаться как уровень деятельности в целом, так и отдельные операции каждого из уровней.
По механизмам нарушения можно выделить ряд дисграфий, возникающих при несформированности сенсомоторного уровня письма.
Акустическая дисграфия характеризуется ошибками письма в форме литеральных и вербальных парафазий по фонематическому типу (замены звонких—глухих, твердых—мягких, шипящих и свистящих и др. звуков). Эта форма дисграфии наблюдается у детей с нарушениями устной речи, по может проявляться и в тех случаях, когда дефекты устной речи отсутствовали или были устранены.
Центральный механизм акустической дисграфии — нарушение акустического восприятия речи, при котором страдает ее фонемное распознавание. Отражением этого дефекта и являются ошибки на письме. Явления акустической дисграфии прослеживаются наиболее четко при слуховых диктантах. В более чистой форме дефекты слухового анализа проявляются при диктовке звуков и бессмысленных сочетаний, так как для написания их нет никаких дополнительных опор (при диктанте слов ребенку легче удержать слово в памяти, так как фиксируется его значение, а, следовательно, при звуковом анализе к слову легче вернуться несколькораз, чем к комплексу бессмысленных звуков). Дополнительным индикатором акустической дисграфии является расхождение между возможностью списывания и затруднениями
в письме под диктовку и самостоятельном письме: в заданиях по списыванию такие дети либо не делают ошибок,либо количество их минимально.
Моторные дисграфии тесно связаны с состоянием устной речи. (Это отражено и в терминологии, обозначающей это расстройство, см.: М. Е. Хватцев: «Дисграфия на почве расстройств устной речи»). Моторные дисграфии возникают у детей с несформированным звукопроизношением и являются отражением этой несформированности. Расстройства весьма могут проявиться и после устранения дефектов речи. Ошибки при моторной дисграфии выражаются в литеральных парафазиях, пропусках, перестановках букв, недописывании слов.
|
Центральным механизмом этого нарушения письма в одних случаях являются дефекты кинестетических ощущений первый тип нарушения), которые приводят к несформированности артикуляционных движений и трудностям дифференциации звуков по артикуляционным признакам, в других случаях это — нарушение кинетической организации устной речи (второй тип), что ведет к дефектам переключения одной артикуляции на другую (по А. Р. Лурия). При дефектах первого типа наблюдаются замены букв, обозначающих звуки, близкие по месту и способу образования. В психологической структуре при этом несформированным называется сенсомоторный уровень вследствие недоразвития кинестетической основы письма. При дефектах второго типа в письме наблюдаются пропуски и перестановки букв в слове, повторение частей слов, недописывание слов, нарушения членения фраз на слова и т. д. В психологической структуре письма в таких случаях нарушенным оказывается осознание последовательности элементов (букв в слове, слов в предложении).
Оптические дисграфии являются следствием несформированности зрительных представлений букв. В этих случаях нарушается как зрительный образ представления.
Ошибки на письме проявляются в заменах буквенных знаков на основе графического сходства или диссоциации между буквой и ее значением. Таким образом, центральным механизмом этого расстройства является несформированность обобщенности и константности буквы. В психологической структуре нарушения преобладают дефекты вычленения общественных компонентов буквы и несформированность обобщенности буквенного образа. Это обычно неречевые дисграфии. Нарушения письма этого типа прослеживаются в зрительных диктантах (списывание). При выполнении таких заданий фиксируются трудности пространственной, ориентации букв, ее оптико-пространственной структуры, а также
техника написания (замены б—д, р—ь, зеркальное письмо)
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!