А. И. Солженицын «матрёнин двор» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

А. И. Солженицын «матрёнин двор»

2017-08-24 810
А. И. Солженицын «матрёнин двор» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа 1

Часть В

Ответом к заданиям В1—В8 является слово или сочетание слов.

В1. Каким было первоначальное название рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»?

В2. Как называется произведение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни, приводит факты своей биографии, например, изображение событий жизни Игнатича в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»?

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила.

За год до того по ту сторону Уральского хребта я мог наняться разве таскать носилки. Даже электриком на порядочное строительство меня бы не взяли. А меня тянуло — учительствовать. Говорили мне знающие люди, что нечего и на билет тратиться, впустую проезжу».

В3. Каким видом комического, заключающегося в осмеянии, насмешке, несущим отрицательный смысл за внешней положительной формой высказывания, пользуется А.И.Солженицын в рассказе «Матренин двор», например, в приведенном эпизоде?

«Каждую букву в моих документах перещупали, походили из комнаты в комнату и куда-то звонили. Тоже и для них редкость была — все день просятся в город, да покрупней. <...> Потом все ж походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали мне в приказе: «Торфопродукт».

Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!

На станции Торфопродукт, состарившемся временном серо-деревянном бараке, висела строгая надпись: «На поезд садиться только со стороны вокзала!» Гвоздем по доскам было доцарапано: «И без билетов». А у кассы с тем же меланхолическим остроумием было навсегда вырезано ножом: «Билетов нет». Точный смысл этих добавлений я оценил позже. В Торфопродукт легко было приехать. Но не уехать».

В4. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? (Например, в приведенных строках рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»).

«Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрена выставила ему на середину комнаты, к печке-«голландке». Все лицо его облегали густые черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени; и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол, — сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матреной, возившейся за перегородкой».

В5. Какой изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А. И. Солженицын в приведенных фрагментах рассказа «Матренин двор»?

«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справ­лялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался за столом, — редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой»; «Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го «Г», выглядевший, как кот после блинов»; «Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами»; «И шли года, как плыла вода...»

В6. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки, которым пользуется А. И. Солженицын, рисуя образ Матрены, характеризуя ее глаза и улыбку?

«— На чем? На своем на добром? — обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: — Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»

В7. Как называются слова, которые А. И. Солженицын использует в тексте «Матрениного двора» для речевой характеристики героини, для передачи особенностей «местного говора», для создания местного колорита: «К ужоткому значило — к вечеру. Ел я дважды в сутки, как на фронте. Что мог я заказать к ужоткому? Все из того же, картовь или суп картонный».

В8. Каким термином в литературоведении называют краткое изречение, оформленное в лаконичной запоминающейся форме, неоднократно воспроизводимое другими людьми, например, приведенные фразы из рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»?

«Чего на себе не припрешь, того и в дому нет»; «Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут...»; «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»; «Не стоит село без праведника».

Часть С

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы (объем ответа не менее 150 слов).

С1. Автобиографичность рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».

С2. В чем смысл жизни главной героини рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»?

С3. «Прирожденный ангел» Матрена среди старух-праведниц в произведениях В.Распутина, В.Белов, В.Астафьева.

Группа 2

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (на выбор учащихся), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы (объем ответа не менее 150 слов).

Часть С

1. Каково отношение автора к русской деревне? (по рассказу «Матренин двор»)

2. Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена – праведник, без которых «не стоит земля»? (по рассказу «Матренин двор»)

3. Можно ли считать название повести А.И.Солженицына «Матренин двор» символичным?

4. Как раскрывает автор «свет души» человека в своем рассказе?

К уроку 100

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.