Теоретические подходы к изучению проблем одиночества — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теоретические подходы к изучению проблем одиночества

2017-08-24 370
Теоретические подходы к изучению проблем одиночества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

  Студент гр. с10503 ______________ (подпись)  
   
   
  Регистрационный № ________   __________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ________________ 2015 г.     Оценка _________________________   ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» __________________ 2015 г.  
   

 

 

г. Уссурийск

Оглавление

 

Введение. 3

1 Теоретические подходы к изучению проблем одиночества. 3

1.1 Проблемы изучения одиночества в истории социально-философской и социологической мысли 3

1.2 Сущность понятия «социальное одиночество». 3

2 Теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования. 3

2.1 Методологический раздел программы эмпирического исследования. 3

2.2 Методический раздел программы эмпирического исследования. 3

2.3 Отчёт о результатах эмпирического исследования. 3

2.4 Проверка основной гипотезы.. 3

Заключение. 3

Список литературы.. 3

Приложения. 3

 


Введение

Тема дипломной работы «Современное индивидуализированное общество и проблемы одиночества».

Вопросы, касающиеся индивидуализированности общества и, связанными с этим, проблем одиночества являются очень актуальными. Индивидуализация – это становление и развитие нового свободного, автономного и ответственного индивида. Но к чему приводит такая свобода? Обретая эту иллюзорную свободу, человек утрачивает контроль над социальными процессами, становится незащищённым перед переменами, которые он не может контролировать, а следовательно, будет неспособен к планированию и достижению долгосрочных целей. И основной проблемой такого расщепившегося индивидуализированного общества является одиночество. Но одиночество не равно изоляции. Именно в индуализированном обществе существует такое понятие как «толпа одиноких людей», то есть каждый отдельный индивид может иметь круг друзей и тесно с ними общаться, заниматься творческой работой, но из-за отсутствия чувства общности, которое влечёт за собой индивидуализация, не будет ощущать себя единицей чего-то целого.

Актуальность темы дипломной работы связана с интенсивным распространением исследуемого феномена и заключается в потребности создания рекомендаций по улучшению работы в рассматриваемой области.

Объект исследования: современное индивидуализированное общество.

Предмет исследования: проблемы одиночества в современном индивидуализированном обществе.

Цели дипломной работы:

1. Описать феномен одиночества в современном индивидуализированном обществе;

2. Изучить применение интеракционистской концепции Роберта Вейса в профилактике чувства одиночества в современном индивидуализированном обществе;

3. Выявить различия в переживании социального одиночества в современном индивидуализированном обществе среди студенческой молодёжи разных возрастов.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать основные социально философские и социологические теории изучения феномена одиночества;

2. Раскрыть сущность понятия «социальное одиночество»;

3. Изучить описание интеракционистского подхода Роберта Вейса;

4. Осуществить анализ применения подхода в профилактике чувства «социального одиночества» среди студенческой молодёжи.

5. Сформулировать и осуществить проверку основной гипотезы.

Гипотеза исследования: уровень переживания социального одиночества в современном индивидуализированном обществе у первокурсников выше, чем у пятикурсников.

Методика исследования.

Для теоретического исследования мною была использована интеракционистская концепция Роберта Вейса.

Для эмпирического исследования мною была использована методика диагностики уровня переживания социального одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

 

 

Теоретические подходы к изучению проблем одиночества

 

Можно предположить, что интеракционистские и когнитивные модели (или их разновидности) способны сыграть важную роль в проведении исследований социального одиночества.

Однако говорить о формировании доминирующего направления в исследовании одиночества не имеет смысла, так как каждый из предложенных подходов выполняет свою функцию в науке и исследовательской практике.

Отсюда можно сделать вывод, что личность и личностные взаимоотношения невозможно сводить к элементарным психическим или социальным процессам. Нужно сопоставлять наиболее важные «личностные конструкты», которые позволяют очертить контуры индивидуального пространства главных жизненных ценностей и производных от них частных установок. А осуществить такой подход, возможно только осмыслив и определив место общения в жизни человека.

Попытку выделить не только ситуативные, но и характерологические факторы проблемы одиночества предпринял Роберт Вейс. Его подход к рассмотрению этой проблемы может быть расценен как интеракционистский по двум причинам. Во-первых, Вейс подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации, а продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния [13,с.32]. Во-вторых, Роберт Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Вейс считает, что имеет смысл направить усилия исследований именно на определение того, как именно выражается одиночество. С другой стороны, ему кажется маловероятным найти когда-нибудь объективный коррелят одиночества, который будет безошибочно указывать на то, что оно имеет место, так чтобы не надо было задавать лишних вопросов, подобно тому, как расширение зрачка может говорить о наличии заинтересованности или сжатие челюстей - о гневе. Роберт Вейс приходит к выводу, что исследователю всегда придется полагаться лишь на ответы респондентов. Поэтому вопрос состоит в том, как это лучше делать?

Р. Вейс выделяет два эмоциональных состояния, которые люди, переживавшие их, склонны расценивать как «одиночество». Он называет их эмоциональной и социальной изоляцией. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неуверенность, тревогу, пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности. Однако еще не ясно, в какой мере совпадают различные состояния, определяемые на данный момент как одиночество. Было бы удобно считать их абсолютно отличными друг от друга, но они могут и не быть таковыми.

В настоящее время, как уже отмечалось, существует два направления в исследовании факторов, связанных с одиночеством. Одно из них рассматривает ситуации, при которых возникает вероятность одиночества: личные обстоятельства разведенных и овдовевших, ситуации общения у людей, находящихся в больнице или сменивших недавно место жительства. Второе направление в исследовании факторов, связанных с одиночеством, изучает характер личности: сосредоточенность на своем внутреннем мире, застенчивость, низкую самооценку и т.д. Когда наблюдают за относительно постоянными ситуациями межличностного общения индивидов, например при изучении первокурсников колледжа, живущих в общежитии, естественно приходят к рассмотрению характерологических факторов. Когда же не удается получить данные о личности, обычно в случае широкомасштабных наблюдений, остается полагаться на ситуацию как на единственный источник объяснения.

С точки зрения Р. Вейса, ни в ситуативных, ни в характерологических исследованиях пока что не была сделана попытка точно определить, что же именно вызывает одиночество. Ученые, предпринявшие ситуационные исследования, ограничивались, например, замечанием, что около половины выборки госпитализированных больных свидетельствовали, что томятся от одиночества. Но никто из исследователей не продолжил опрос, чтобы узнать, в каком именно отношении положение не одинокого госпитализированного больного отличается от положения одинокого госпитализированного больного. А нужна именно такая информация, чтобы понять не только то, почему больницы - «приют» одиночества, несмотря на полное отсутствие возможности побыть там одному, но и что можно было бы предпринять для преодоления этого состояния [14, с.56].

Подобным образом и в характерологических работах не установлено, какие люди, застенчивые от природы, не одиноки, а какие из тех, кто сосредоточен на предметах внешнего мира (экстраверты), одиноки. Более четкое представление о том, какие типы людей чувствительны к одиночеству, способствовали бы пониманию природы одиночества. На каком-то этапе, как справедливо считает Роберт Вейс, следует изучить взаимосвязь ситуации и характера как равнозначные факторы одиночества. Встречаются люди, у которых чувство одиночества возникает мгновенно, но оно возникает только в обществе тех людей, которые им незнакомы; у других людей одиночество появляется временами при любых обстоятельствах. Одни склонны рассматривать любую ситуацию как закрытую для межличностного общения; другие могут быть настроены более оптимистично и дольше сопротивляться наступающему одиночеству. Личная утрата или лишения в прошлом могут повлиять на то, как оценивается личностью данная ситуация, но возможно и то, что некоторые люди способны справляться с этими ситуациями и совершенно неспособны справиться с другими. Достижение такого уровня, при котором можно будет предсказывать, какие люди и при какого рода обстоятельствах почувствуют себя одинокими, означало бы значительное продвижение вперед в изучении этой проблемы.

С проблемами ситуаций и характера личности, приводящих к одиночеству, тесно связаны проблемы демографических групп, в которых одиночество встречается особенно часто. Это группы людей, наиболее подверженных «риску».

Так, холостые более склонны испытывать чувство одиночества, чем женатые, а среди холостых скорее всего почувствуют себя одинокими те, кто был женат прежде. Несомненно, определяющим моментом здесь становится отсутствие любовной привязанности. К сожалению, обычное обзорное исследование психологического комфорта не позволяет провести различие между неженатыми людьми, у которых все же есть любовная привязанность, и теми неженатыми, у которых ее нет. Как справедливо замечает Р. Вейс, было бы разумно включить в такое исследование одиночества и такие вопросы: встречается ли, видится ли с кем-то в настоящее время респондент и есть ли какой-нибудь другой взрослый человек, друг или родственник, который, по словам респондента, что-то значит в его жизни.

Несмотря на то, что большинство считают одиночество эпизодическим острым ощущением беспокойства и напряжения, связанным со стремлением иметь дружеские или интимные отношения, одиночество претерпевает определенные изменения в том случае, если оно становится хроническим: одиночество постепенно превращается в безнадежную апатию. Бывает, однако и так, что хронически одинокие люди привыкают не обращать внимания на свое нелегкое положение, подобно тому как вдовы и вдовцы часто привыкают не поддаваться чувствам, вызванным потерей близких. Р. Вейс подчеркивает необходимость более серьезно исследовать изменяющуюся природу одиночества, когда оно представляет собой непрерывно длящееся состояние, и выяснить, проявляется ли хроническое состояние одиночества отличным образом от острого чувства одиночества.

Р. Вейс констатирует тот факт, что одиночество более распространенное явление в юности, чем в более зрелом возрасте, и сильнее ощущается среди молодежи. Данные исследований, проведенных Р. Вейсом и другими социологами, показывают, что разведенные и овдовевшие люди старшего возраста склонны реже считать себя одинокими, чем разведенные и овдовевшие молодые люди [58, с. 72]. Р. Вейс объясняет это, тем, что с возрастом меняется способность устанавливать прочные и длительные связи.

Р. Вейс проводил семинары для вдовцов и недавно разведенных. Именно из собственного опыта по оказанию помощи участникам этих семинаров он вывел многие из своих теоретических положений. Его интересует «обычное» одиночество - состояние, переживаемое многими, если не большинством людей, на протяжении всей их жизни. Р. Вейс особо подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Интересно отметить, что среди причин возникновения подобного состояния, Р. Вейс допускает возможность участия даже инстинкта.

Способность переживать одиночество как эмоциональную изоляцию эволюционно выделилась, потому что порождала людей, которые стремились найти не только человека противоположного пола, одной динамики половых отношений хватило бы для этого - но и найти того, с кем возможно чисто духовное общение. Изучение поведения разведенных людей показало, что одиночество заставляет их искать нечто большее, чем просто собеседника или полового партнера. Чувство одиночества убывает только при таких отношениях, когда есть уверенность в постоянной доступности и близости того, кому доверяешь.

Одинокие люди иногда действительно ищут поначалу кого-то, просто кого-нибудь, с кем можно проводить время, но вскоре они понимают, что мимолетные связи могут заставить почувствовать одиночество еще сильнее. Они настороженно выискивают признаки, свидетельствующие о том, что партнеры по общению останутся с ними и им захочется, чтобы этот человек остался.

Из выше сказанного ясно, что выяснение того, каким образом человек как вид приобретал способность к одиночеству, может не иметь непосредственного применения, но это может способствовать рассмотрению одиночества в качестве явления, такого же естественного и такого же значимого, как голод.

Одиночество всегда развивалось так, чтобы подготовить человека к отношениям, в которых были бы заинтересованы обе стороны. Может быть, одиночество эволюционно сформировалось потому, что те, кто обладал этой особенностью, с большей вероятностью включали себя в парное отношение с теми, с кем, возможно, вступить в устойчивую, постоянную связь. Одиночество даёт стимул вступать в такой прочный союз, при котором в супружеской социальной ячейке насчитывалось бы больше одного человека.

 

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношении. Враждебность и пассивность – как причины и следствие одиночества, часто сопровождают его. И из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает возможность одиночества.

Одиночество как жизненная ситуация и чувство одиночества – это новообразование в юношеском возрасте.

Итак, одиночество, возникающее на основе осознания и преувеличения своей уникальности, при неблагоприятно складывающемся общении может перерасти в отчужденность, изоляцию, чувство собственной неполноценности, а это приводит к возникновению чувства тревоги, печали, несчастья. Вместе с тем, мы видим и примеры того, что одиночество может становится для человека (даже молодого) источником положительных переживаний.

Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Действительно, им сложно изменять социальные стереотипы. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин сильный пресс испытывает и молодежь.

Основными из них являются следующие: 1) нарушение связи между поколениями в семье, что, в свою очередь, может быть обусловлено материальным неблагополучием семьи, увеличением рабочего времени родителей, их алкоголизмом и криминальным поведением и т.д.; 2) разрушение системы организации досуга детей и молодежи, особенно по месту жительства, которая и ранее была далека от совершенства, а теперь отсутствует практически полностью; 3) сложность трудоустройства в соответствии с полученными образованием и квалификацией, вследствие чего значительная часть молодежи вынуждена работать временно или вообще без юридического оформления на работу, что становится причиной постоянной тревоги и напряженности, лишает постоянного круга общения; 4) уменьшение числа заключаемых браков и увеличение среднего возраста вступления в первый брак, что связано и с общей демографической ситуацией в стране, и с экономическими проблемами молодых семей, в частности с высокими ценами на жилье.

В социологии и социальной психологи достаточно разработанной является проблема одиночества в пожилом возрасте. В настоящее время в зону социального риска, вызываемого отчуждением, оказались включенными подростки и молодежь. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенности в завтрашнем дне, увеличения стрессовых ситуаций, нарушения межличностных отношений, отчаяния, одиночества.

Социальному типу одиночества подвержены люди, ощущающие себя непринятыми окружающим социумом и миром в целом. Особо острые и хронические формы одиночества, как социального явления называются «неприятием», «остракизмом», «изгнанием», «отставкой».

Сложившееся положение осложняется тем, что духовные переживания подрастающего поколения, его внутренний мир, эмоциональная сфера остаются без достаточного внимания общества. Практически отсутствует развитая инфраструктура социальной защиты молодежи, крайне непрочны семейные связи - дети и взрослые отчуждены друг от друга. К тому же, невысок уровень психолого-педагогической культуры многих родителей. Проблема одиночества молодых людей недостаточно учитывается при организации социальной работы с ними и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.

Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Это касается не только лиц с развитыми творческими способностями: писателей, поэтов, художников, ученых и т.д., но и людей, не обладающих выраженными талантами. Известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда потребность в одиночестве актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей для ее удовлетворения также вызывает негативные последствия.

В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в подростковом и юношеском возрасте является далеко неоднозначной. Практическая актуальность разработки различных ее аспектов выходит за пределы собственно психологии так же, как за ее пределы выходят пути и способы преодоления одиночества. Однако именно психология и, прежде всего, социальная психология, является наукой, в рамках которой проблема одиночества может быть наиболее полно исследована и определены основные направления ее решения.

Особенно очевидным это становится тогда, когда речь заходит о решении проблемы применительно к конкретной личности. Как мы уже указывали, человек может чувствовать себя одиноким (либо, напротив, остро ощущать недостаток одиночества) при любых социально-экономических и материальных условиях жизни. Дело в том, что если даже допустить возможность построения идеального общества, способного гарантировать свободу и социальную защищенность каждой личности в любой период ее жизни, личные проблемы людей, связанные с особенностями их характера и отношениями с другими людьми не исчезнут [8, с. 116-117].

Студенты, которые являются объектом моего исследования, обучаются в Приморской сельскохозяйственной академии, в институте земледелия и природообустройства, и прикреплены к к афедре водоснабжения и водоотведения. Возраст первокурсников от 17 до 18 лет, возраст пятникурсников от 21 до 22 лет. Пол респондентов не имеет значения. Возглавляет доцентом Децик В. Н., отвечает в институте за подготовку инженеров, призванных напоить нас чистой питьевой водой, умеющих строить сложные инженерные сооружения - плотины, дамбы, насосные и водоочистные станции. Этому их учат выпускники бывшего гидрофака, а сейчас доценты Фалько В. В., Суровикин В.Т., Богатый А.А., опытнейший проектировщик систем водоснабжения, старший преподаватель Попова Г.К.. Эта кафедра имеет уникальный комплекс лабораторного оборудования, позволяющий моделировать различные процессы водоснабжения и водоотведения. Не случайно выпускники, получившие инженерную специальность, всегда востребованы производством.

 

Проверка основной гипотезы

 

Основная гипотеза эмпирического исследования звучит следующим образом: уровень переживания социального одиночества у первокурсников выше, чем у пятикурсников.

Таблица 1. Первичные показатели уровней переживания социального одиночества у студентов 1 и 5 курсов ПГСХА, Института земледелия и природообустройства, факультета «Водоснабжения и водоотведения»

  Высокий уровень (от 40 до 60 баллов) Средний уровень (от 20 до 40 баллов) Низкий уровень (от 0 до 20 баллов)
Количество студентов      

 

Из таблицы 1 и в приложении Б мы видим, что у большинства респондентов уровень ощущения социального одиночества средний, но это не говорит о том, что они никогда не испытывают чувство одиночества, скорее оно либо носит ситуативный характер и в настоящее время не ощущается студентами, либо сознательно отрицается студентом в силу нежелания показывать свои чувства другим людям, либо не осознается им благодаря защитным механизмам. Так или иначе, нельзя отрицать, что состояние одиночества в жизни студента играет значительную роль.

Для того, чтобы проверить на верность основную гипотезу нужно узнать, как распределились ответы между первокурсниками и пятикурсниками.

Таблица 2. Сравнение первичных показателей уровня переживания социального одиночества у студентов 1 и 5 курсов ПГСХА, Института земледелия и природообустройства, факультета «Водоснабжения и водоотведения»

  Высокий уровень одиночества Средний уровень одиночества Низкий уровень одиночества
Первокурсники      
Старшекурсники      

 

По условию гипотезы нужно было определить у кого высокий уровень одиночества: у первокурсников или у пятикурсников. Из таблицы 2 видно, что у семерых первокурсников высокий уровень переживания социального одиночества, а из старшекурсников только у одного. Так же, приближенный к высокому средний уровень ощущения одиночества преобладает среди первокурсников. Следовательно, гипотеза подтверждена.

Для студентов с высоким уровнем переживания одиночества свойственна заниженная самооценка, трудности в установлении гармоничных межличностных отношений с людьми, неуверенность в себе. Эти показатели и являются индикаторами того, что человек вынужденно переживает одиночество и, как следствие, испытывает негативные эмоциональные состояния, что позволило нам наметить основные, в связи с обсуждаемой проблемой, задачи социально-психологической службы вуза и кураторов: формирование у студентов положительного самоотношения, повышение ценности своей личности; формирование доверительных отношений с группой сверстников, повышение коммуникативной компетентности студентов; понимание позитивной роли одиночества в развитии личности.

Причины того, что первокурсники больше подвержены риску испытать чувство одиночества, чем старшекурсники могут быть различными: разрыв прежних социальных связей и отношений, неудачные попытки наладить новые социальные связи, неуверенность в себе, низкая самооценка, непонимание со стороны других, отсутствие партнёра, пребывание вдали от дома, отсутствие средств, разрыв отношений с любимым человеком и т.д.

Но со временем обучения в университете социальные связи налаживаются и множатся, и к концу 5 курса студент обзаводится новыми знакомствами и друзьями, обретает новый дом, встречает свою любовь, становится старше и уже не обращает внимание на то, что не давало ему покоя в 17 лет. И, следовательно, менее подвержен испытать чувство одиночества.

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения дипломной работы были выполнены все поставленные задачи.

Проанализировав основные социально-философские и социологические теории можно сделать вывод о том, что в отличие от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают чувство одиночества патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.

Одиночество – это состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.

Проблема одиночества может и должна исследоваться с социологической точки зрения, несмотря на то, что она традиционно изучается, прежде всего, в рамках психологической науки.

Мы выяснили, что социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности. Однако еще не ясно, в какой мере совпадают различные состояния, определяемые на данный момент как одиночество. Было бы удобно считать их отличными друг от друга, но они могут и не быть таковыми. И, наиболее подвержена риску испытать это чувство - студенческая молодёжь, а именно студенты – первокурсники.

В завершении эмпирического исследования в выборке студентов, принимавших в ней участие, стало ясно, что у первокурсников преобладает высокий уровень одиночества, что подтверждает основную гипотезу, и, следовательно, решает поставленную задачу.

Один из ключевых выводов данной работы заключается в необходимости удовлетворенности студентов своими взаимоотношениями. Можно добиться больших результатов в преодолении одиночества у них, углубив и укрепив уже имеющиеся контакты.

А недовольство отношениями может возникнуть по многим причинам. Иногда такой причиной являются непрактичные или просто завышенные нормы социальных взаимоотношений, поэтому студентам необходимо научиться ставить перед собой достижимые цели общения.

Другой причиной может быть неправильное понимание путей выхода из депрессии и одиночества. И наконец, самым важным является непонимание самих причин одиночества. Концентрируя внимание, к примеру, на личных недостатках, студент может совершенно выпустить из виду фактор обстановки.

Таким образом, очень важно помочь студентам приобрести навыки поведения, необходимые для установления и поддерживания удовлетворительных отношений. Однако не следует забывать и о том, что для некоторых вполне достаточно будет открыть им глаза на истинные причины одиночества.

 

Список литературы

 

1. Абульханова, К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. — Т.20. – №5. – 5-14 с.

2. Адамович, Г. Одиночество и свобода-М.: Республика, - 1996. - 447 с.

3. Алейникова, О.С. Одиночество: философско-культурологический анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук СПб. - 2005. - 19 с.

4. Бакалдин, С.В. Одиночество и его связь с функциями "я": Автореф. канд. психол. наук-Краснодар, 2007.-23 с.

5. Баткин, Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания.- М., 2000— 1005 с.

6. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования,-М.: Academia, 1999.-457 с.

7. Бердяев, Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994 - С. 230-316.

8. Брудный, А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии-М.: Наука, 1975 -С. 165-183.

9. Бубер, М. Проблема человека // Лабиринты одиночества- М.: Прогресс, 1989.-С. 88-97.

10. Буянов, М.И. От одиночества к общению, или контакте»логия.- М.: Рос. о-во медиков-литераторов, 1998 121 с.

11. Бячкова, Н.Б. Феномен одиночества: философско-антропологический анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук-Пермь, 2006.-23 с.

12. Вейс, Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества- М.: Прогресс, 1989,-С. 114-128.

13. Вербицкая С.Л. От описания особенностей восприятия одиночества к его определению // Прикладная психология - 2001.- №5 - С. 1-9.

14. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества. Автореф.. канд. психол. наук СПб., 2002.-21 с.

15. Гагарин А.С. Homo Solus: Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального Екатеринбург, 1991.- С. 78-110.

16. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (От античности до Нового времени). Историко-философский аспект. Автореф. дис.. доктор филос. наук —Екатеринбург, 2002.-47 с.

17. Гарбузов Д.В. Феномен одиночества: опыт герменевтико-экзистенциального анализа. Автореф.. канд. филос. наук-Волгоград, 2000.-24 с.

18. Гладышев С. А.Как выжить в толпе и остаться самим собой Ростов-на-Дону: Феникс, 2004,- 384 с.

19. Глазков А.П. Одиночество Dasein в «Бытии и времени» М. Хайдеггера: Автореф. дис.. канд. филос. наук.-М., 1999.-20 с.

20. Давыдова М.А. Как преодолеть одиночество: Многообразие видов одиночества-М., 2001.-232 с.

21. Джонг-Гирвельд Д., Раадшелдерс Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества-М.: Прогресс, 1989-С. 301-319.

22. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология.- 2000,- №4 — С. 28-36.

23. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Автореф.. канд. психол. наук.-СПб, 1996.-23 с.

24. Дробышевский B.C. Терапия одиночества или терапия одиночеством?-Чита: ЧитГУ, 2004.- 113 с.

25. Иконникова, С.Н. Социология молодежи / С. Н. Иконникова. – Л.: Знание, – 1985. – 32 с.

26. Кирпиков, А. Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. Москва. – 2002. – 181 с.

27. Кон, И.С. Молодежь: философский энциклопедический словарь / И. С. Кон. – М., 1989. – 447 с.

28. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества М.: Московский психолого-социальный институт, 2005 - 196 с.

29. Кристи Н. По ту сторону одиночества,- Калуга: Духовное сознание, 1993 — 178 с.

30. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление. Автореф.. канд. социол. наук.-М., 1995.-22 с.

31. Кутрона, И. К. Одиночество иногороднего студента (Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации) // Перевод Елены Егоровой. – 2002. – 15 с.

32. Леонов В.В. Одиночество вдвоем-М.: Сов. Россия, 1991.- 80 с.

33. Лисовский, В. Т. Молодежь и современность / под ред. В.Т. Лисовского и В.А. Ядова. М., – 1978. – 51 с.

34. Луман Н. Теория общества // Теория общества: Сборник М.: КАНОН-пресс-Ц, 1999.-С. 79-95.

35. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен // Московский психотерапевтический журнал-2002.- №2.-С. 34-58.

36. Лясников, Н.В., Лясникова, Ю.В. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи (социологический аспект): учебное пособие / Н. В. Лясников. – М., 2003. – 256 с.

37. Мазуренко Е.А. Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни: автореферат дис.. канд. филос. наук.- Архангельск: Помор, гос. унт им. М.В. Ломоносова, 2006 27 с.

38. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества-М.: Прогресс, 1989-С. 52-87.

39. Нечаев А.В. Онтология одиночества: рассуждения о природе человеческого одиночества-Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2004.-281 с.

40. Пепло Л.Э., Мицели М. Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, – 1989. – 169-191 с.

41. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. - С. 152-168.

42. Покровский, Н. Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н. Е. Покровский, Г. В. Иванченко. – М., 2008. – 401 с.

43. Пузанова, Ж. В. Проблема одиночества: социологический аспект измерения. – М.: Издательство РУДН, 2008. – 189 с.

44. Романова Н.П. Одиночество: введение в проблему,- М.: МПУ, 2003,- 323 с.

45. Рук К., Пепло Л. Перспективы помощи одиноким // Лабиринты одиночества-М.: Прогресс, 1989-С. 512-551.

46. Румянцев М.В. Социально-философский анализ явления одиночества. Автореф.. канд. филос. наук-Красноярск, 2006.-25 с.

47. Садлер, У.А.,Джонсон, Т. Б. От одиночества - к аномии / Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 31-45.

48. Сафина З.Н. Социально-педагогические условия преодоления одиночества учащейся молодежи. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1998. - 158 с.

49. Старовойтова Л.И. Одиночество: Социально-философский анализ. Автореф.. канд. филос. наук.-М., 1995.-21 с.

50. Татарова, Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях // Учебное пособие — М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. — 236 с.

51. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты. Автореф.. доктор филос. наук.- Н.Новгород, 2006 48 с.

52. Уледова И.А. Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов. Автореф.. доктор социол. наук —М., 1999.-42 с.

53. Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д, 2009.

54. Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература.- 1996 №1- С. 1124.

55. Фромм-Райхман Ф. Одиночество-М.: Экспресс, 1986.-73 с.

56. Хамитов Н. В. Философия одиночества. Киев: Наукова думка. – 1995. - 171 с.

57. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы Киев: Украина. - 1991. - 270 с.

58. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал.- 1994.-№1.-С. 35-52.

59. Янг, Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 552-593.

60. Яхонтова Е.С. Прощай одиночество! Одиночество как социально-психологическая проблема.- М: ИВЭСЭП, 2007.- 234 с.

 

 

Приложения

Приложение А

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

  Студент гр. с10503 ______________ (подпись)  
   
   
  Регистрационный № ________   __________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ________________ 2015 г.     Оценка _________________________   ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» __________________ 2015 г.  
   

 

 

г. Уссур


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.