Конструктивные особенности двигателя — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Конструктивные особенности двигателя

2017-08-24 532
Конструктивные особенности двигателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ

мемз-966в-966г

МОСКВА "ТРАНСпОРТ"1987

 

Глава1 ДВИГАТЕЛЬ

 

Конструктивные особенности двигателя

Двигатель МеМЗ-966В мощностью 27 л. с. и МеМЗ-966Г мощностью 28 л. с., сцепление и коробка передач

скомпонованы в единую конструкцию — силовой агрегат (рис. 1), крепящийся к автомобилю на трех опорах

(рис. 2).

Воздушный фильтр, генератор, прерыватель-распределитель, катушка зажигания, свечи зажигания, а также датчики давления и температуры, установленные на двигателе МеМЗ-966Г, взаимозаменяемы с установленны- ми на двигателе МеМЗ-968Н и в данной книге не рассматриваются.

Двигатели МеМЗ-966В и -966Г карбюраторные, четырехтактные, верхнеклапанные, V-образные рабочим объемом 0,887 л с уравновешивающим механизмом, имеют четыре отдельных цилиндра (рис. З и 4). Охлаж- дение двигателей воздушное от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.

Двигатель модели МеМЗ-966Г имеет ряд существенных отличий от модели МеМЗ-966В. Для снижения тем- пературной напряженности в двигателе МеМЗ-966Г установлен вентилятор, работающий на нагнетание (см. 23, а), вместо вентилятора, работающего на отсос (см. рис. 23, б). Изменена конструкция терморегулирования (см. рис.25) и увеличена охлаждающая поверхность масляного радиатора за счет увеличения количества секций (см. рис. 21).

Разборка и сборка двигателя

Для разборки и сборки двигателя необходимо иметь поворотное приспособление для двигателя, ручную

таль или электротельфер грузоподъемностью 100...150 кг; динамометрический ключ с набором головок 13,

17,24, 32. 36 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертку, торцовые ключи 10,12, 13, 17 мм. Перед разборкой необходимо тщательно очистить двигатель от грязи и масла и насухо протереть.

Разборка выполняется в следующей последовательности:

отвернуть гайки крепления поперечины передней опоры двигателя и гайки крепления картера сцепления к картеру двигателя, снять поперечину и отсоединить коробку передач от двигателя (на силовом агрегате МеМЗ-

966В перед отсоединением коробки передач нужно отвернуть четыре болта и снять крышку и прокладку

картера сцепления);

ослабить затяжку гаек стяжных хомутов правой и левой промежуточных выпускных труб и снять их. От- вернуть болты крепления брызговика к глушителю и к коллекторной трубе, а также гайки болтов фланцевых соединений крепления глушителя и коллекторной трубы к выпускным трубам, снять глушительи коллекторную трубу; отвернуть болты крепления брызговика к картеру двигателя и к воздухоотводящим кожухам и снять брызговик двигателя; снять стартер, отвернув две гайки его крепления к картеру;

установить двигатель на поворотное приспособление (рис. 33); снять воздушный фильтр, предварительно

отпустив хомут крепления воздухоподводящего патрубка к карбюратору, топливоподводящую трубку от


топливного насоса к карбюратору и трубку вакуум-

 

 

.Рис. 33. Приспособ-; яениг для крепления, двигателя при раз-1 борке и сборке г

ного регулятора от распределителя зажигания к карбюратору; отсоединить провода от катушки зажигания, отвернуть болты и снять ее; отвернуть болты крепления воздухоотводящих кожухов и гайки крепления 1 выпускных труб и снять их;

^ отвернуть гайки крепления кронштейнов проводов высокого напряжения и снять провода;

отвернуть гайки крепления карбюратора, снять карбюратор и проставку; снять верхний кожух, впускной 1

трубопровод, вентилятор с генератором в сборе, масляный радиатор и уплотнительные резиновые кольца;

снять головки цилиндров в порядке, указанном в; разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля", и вынуть толкатели из 1 расточек картера с помощью проволоки диаметром

2 мм, загнутой на конце (загнутый конец проволоки 1 при этом вставляют в верхнее отверстие толкателя);

толкатели следует пометить рисками на нерабочем 1 торце с тем, чтобы при сборке поставить их на прежние i места. При монтаже нужно обратить внимание на нали-. чие цилиндрической проточки по наружному диаметру 1 для подвода масла у толкателей выпускных клапанов первого и третьего цилиндров;

закрепить каждый цилиндр от произвольного подъема поршнем при проворачивании коленчатого вала,


крышки распределительных шестерен");

перевернуть двигатель на 180° и осторожно, стараясь не повредить прокладку, снять масляный поддон кар-

тера;

вывернуть датчик температуры масла из масляного картера (рекомендуется пользоваться торцовым ключом)

; снять цилиндры и поршни с шатунами (см. разд. "Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля);

зафиксировать маховик от проворачивания (рис. 35), отвернуть болты крепления кожуха сцепления и снять сцепление в сборе (перед снятием проверить четкость меток на кожухе сцепления и маховике);

отвернуть болт маховика, снять шайбу маховика, ввести оправку между картером двигателя и маховиком и,

отжимая маховик оправкой, снять его с коленчатого вала;

снять распределительный и балансирный валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма^) и упорную шайбу колончатого вала; отвернуть четыре гайки крепления передней опоры и болт II (см. рис. 6) крепления сред-j ней опоры и вынуть его;

установить картер в сборе с коленчатым валом на стол пресса и, уперев шток пресса через проставку из мягкого металла в торец коленчатого ваЛа (но не на i •штифты) со стороны маховика, выпрессовать колен-

1.чатый вал с опорами из картера, после чего снять пе-1 реднюю опору с коленчатого вала; отвернуть болты 6,

1 соединяющие половинки средней опоры, и снять среднюю опору с вкладышами с коленчатого вала; ввести отвертку под манжету коленчатого вала и, поджимая, 1 выпрессовать ее, снять маслоотражательные шайбы (ес-

>ли манжета пригодна к дальнейшей эксплуатации и не 1 подлежит замене, ее снимать не следует);

< выпрессовать задний подшипник коленчатого вала; для этого отогнуть ус стопорной шайбы, вывернуть болт ': и снять стопор 10 (см. рис. 5); вывернуть датчик давления масла и трубку маслоизмерителя.


 

 

Рис. 35. Стопорение маховика от проворачивания: 1 — стопор; 2 — маховик

После полной разборки двигателя необходимо тщательно промыть все детали, осмотреть их и замерить де-

тали основных сопряжений.

Выполнив необходимый ремонт и подготовив необходимые запасные части, можно приступать к сборке двигателя, начиная с установки коленчатого вала. Установка коленчатого вала и сборка двигателя выполняются в последовательности, обратной разборке.

Сборка двигателя имеет ряд особенностей, с учетом которых рекомендуется следующий порядок работы:

тщательно протереть в картере расточки под опоры коленчатого вала. Установить половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы, если смотреть на коленчатый вал со стороны носка с лыской, отверстие для подвода смазки к средней коренной шейке было с левой стороны (см. рис. 6); при этом отверстие под стяжной болт II крепления средней опоры должно быть снизу;

 

 

Pm. 34. Крепление цилиндров на картере коленчатого вала: 7 — шпилька крепления головки цилиндров; 2

— гайка; 3 - трубка; 4 -цилиндр

установив трубки 3 диаметром 14х1 мм длиной 80 мм на одну из шпилек 1 крепления головок цилиндров и закрепить их гайками 2 (рис. 34); снять крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка


 

 


Рис. 36. Запрессовка средней опоры коленчатого вала: 1 — оправка; 2 - средняя опора; А — метки на средней опоре и картере коленчатого вала для совмещения масляных каналов

наметить рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий подвода смазки к средней опоре (рис. 36). В случае, если манжета коленчатого вала не была снята с картера, направить маслоотражательную шайбу малого диаметра так, чтобы при постановке коленвала она стала на посадочную шейку под маховик. Проверить правильность установки пружины в манжете коленчатого вала;

установить картер на стол пресса торцем со стороны маховика. Ввести в картер коленчатый вал в сборе со средней опорой и совместить риски на картере и средней опоре. Установить технологическую оправу 1 на то-

рец коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессовать опору в гнезде картера (см. рис. 36).Уста-

новить на шпильки картера переднюю опору коленчатого вала, запрессовать на место и закрепить ее гайками;

вставить болт (см. рис. 6) крепления средней опоры и затянуть гайку. Проверить легкость проворачива-]шя коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый вал должен проворачиваться от легкого усилия руки;

установить распределительный и балансирный валы (см. разд. "Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма");

установить маслоотражательные шайбы 30, 31 (см. рис. 3) и запрессовать манжету коленчатого вала (если она была предварительно снята), пользуясь приспособлением, показанным на рис. 37, смазать рабочую кромку манжеты смазкой Литол-24;

установить бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала. Зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 35), поставить стопорную шайбу болта маховика, завернуть болт маховика и затянуть его. Перед постановкой болта маховика на двигатель необходимо заполнить полость подшипника со стороны резьбовой части болта тугоплавкой смазкой № 158 ТУ 38101320—7 2 в количестве не более 2...3 г. При установке маховика необходимо учитывать, что штифты на коленчатом валу расположены не сим- метрично;

установить на передний конец коленчатого вала опорную шайбу (см. рис. 9), сегментные шпонки 12 и поста-


Рис. 37. Оправка для установки манжет коленчатого вала: 1 и 3— винты; 2 — гайка.

К оправке прилагаются два сменных винта 1 и 3- При установке манжеты маховика следует пользоваться винтом 3 (резьба М27 х 1,5), а при установке манжеты корпуса центрифуги — винтом 1 (резьба М18-Х 1,5)

 

вить шестерню распределительного вала 9, шестерню привода балансирного механизма 10, ведущую шестерню привода масляного насоса II, маслоотражатель 13, корпус центрифуги 14. Ввернуть бо^т центрифуги

16 и затянуть его;

проверить осевое перемещение коленчатого вала, для чего вставить щуп между опорным буртом под- шипника передней опоры с буртом щеки коленчатого вала, при отжатом коленчатом вале (рис. 38). Осевое перемещение коленчатого вала должно быть в пределах 0,15...0,25 мм — этим контролируется правильная по- садка опор. При нормальной установке коленчатого ва-


 

 

йе. 38. Проверка осевого перемещения коленчатого вала: А — осевое перемещение, равное 0,15...0,25 мм

Jia малое осевое перемещение может быть в результате заниженной длины коренного подшипника передней


опоры, увеличенное перемещение бывает обычно вследствие износа опорного бурта коренного подшипника передней опоры или опорного торца передней опоры;

проверить торцевое биение маховика на двигателе, для чего:

установить перемычку 2 (рис. 39) с индикатором наустано-почную плиту 5 с контрольной стойкой 3, задать натяг 0,5... 1,0 мм и установить стрелку индикатора на нуль. Установить приспособление для проверки торцевого биения маховика на шпильки картера, закрепить его и проверить биение торца махо-пика, которое должно быть не более 0,30 мм на максимальном диаметре;

убедившись в правильности установки коленчатого вала, следует отвернуть болт и снять корпус центрифу-


При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая при-

работку штанг с толкателями и болтами коромысел.

Установку головок цилиндров следует выполнять в обратной последовательности, при этом:

проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливную трубку в картере для обеспечения надежного уплотнения, при необходимости отрихтовать кожухи;


ги;


 

установить крышку распределительных шестерен, (см. разд. "Снятие и установка крышки распредели-


тельных шестерен"). При установке крышки распределительных шестерен проверить укладку резинового уп-

лотнительного кольца на трубку маслоприемного фильт-

 

 

Рис. 40. Сжатие пружин с шайбами оправкой и крепление их скобами: ^ 1 — оправка; 2 — скоба; 3 и 5—

шайбы; 4 - пружина

 


Рис. 39. Приспособление для проверки биения торца маховика и для регулировки положения пяты рычагов сцепления: 1 — контрольная стойка пяты сцепления; 2 — перемычка с индикаторами; 3 - контрольная стойка торца маховика; 4 — зажимная гайка; 5 — установочная плита

pa (на двигателе МеМЗ-966В при установке вентилятора нужно отрегулировать смещение его шкива относи-

тельно шкива крышки центрифуги, смещение допускается не более 1,5 мм);

установить масляный радиатор, обращая особое внимание на правильность установки резиновых уплотни- тельных колец 7 на трубки масляного радиатора (см. рис. 21), во избежание перекоса и перекрытия отверстий в картере коленчатого вала, а также на равномерность затяжки гаек в обеспечение надежного уплотнения;

установить сцепление (см. разд. "Разборка и сборка сцепления").

После окончательной сборки двигателя необходимо проверить его комплектность и еще раз легкость вра-

щения коленчатого вала.

Ремонт системы смазки

Ремонт системы смазки заключается главным образом в устранении течи, в обнаружении и ликвидации

причин падения давления в системе смазки, в проверке состояния узлов и элементов системы смазки при пол-

ной разборке двигателя.

 

Оглавление I

1лава1 ДВИГАТЕЛЬ

Конструктивные осооеннос1идыи1а1ел»..••••^• •••••••• а Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизм. з i Система смазки............•••• •••••••• ••••••••-20 Система вентиляции картера........................26

Система охлаждения и терморегулирования.............26 Система питания................................32 Стартер.

.........................••........... 38 Определение технического состояния двигателя..........42 Определение тяговых качеств автомобиля..............44 Проверка экономических качеств автомобиля...........45 Определение расхода масла............ •••••• •••••• 46 Проверка компрессии в цилиндрах двигателя...........47 Проверка технического состояния двигателя по шумности

в работе.................••••••••......••• 4^ Проверка технического состояния стартера.............52 Ремонт двигателя

...............-.....- • ••""" ^ Снятие и установка силового агрегата................•&& Разборка и сборка двигателя

...........••••...... ^-5° Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей

двигателя...........................•••••-65 Ремонт кривошипно-шатунного механизма.............79 Ремонт газораспределительного и балансирного

механизмов................-••...-••...... 95 Ремонт системы смазки..............••••••-•••••• ^^ Ремонт системы охлаждения........................ 1^ Ремонт системы питания..............•••••••••••• 1^ Ремонт стартера.

.................••••••••••••••• ^^ Приработка двигателя...............•••••••••••••

Глава 2 СЦЕПЛЕНИЕ

Конструктивные особенности сцепления...............135 Ремонт сцепления...............................141

ГлаваЗ

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА С ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ Конструктивные особенности коробки передач и главной

передачи с дифференциалом................•••• 150 Ремонт коробки передач и главной передачи с дифференциалом.

Приложения.: •. • 1. Возможные неисправности силового агрегата, их причины и способы устранения.......................\. 173 " Нпминапм^ыервчмерьт пррпртьньтричногы чазоры и натяги ' в основных сопряжениях....................... 185

3. Применяемые масла и смазки...........'.......... 201

4. Момент затяжки резьбовых соединений.............. 201

5. Основные данные для регулировки и контроля и заправочные емкости...............................".. •' 2в2

&. Перечень подшипников и манжет, установленных на силовом агрегате......'.........:..................... 208 7.

Установка двигателя МеМЗ-966Г в Роторные отсеки автомобилей ЗАЗ-966,-965 различных модификаций........... 20,5 Список литературы.............................. 207

Производственное издание,

СтрюкНиколай Николаевич

Автомобили "Запорожец": силовые агрегаты МеМЗ^ббВ, -966Г

Технический редактор Н. И. Первом. Корректор-

вычитчик С. М- Лобова " Корректор^/. В.

Каткова' ИБ №3573

Подписано в печать 19.08.87.Т- 00655. Формат^84х108 1/32. Бум. офсетная №1. Гарнитура

СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ

мемз-966в-966г

МОСКВА "ТРАНСпОРТ"1987

 

Глава1 ДВИГАТЕЛЬ

 

Конструктивные особенности двигателя

Двигатель МеМЗ-966В мощностью 27 л. с. и МеМЗ-966Г мощностью 28 л. с., сцепление и коробка передач

скомпонованы в единую конструкцию — силовой агрегат (рис. 1), крепящийся к автомобилю на трех опорах

(рис. 2).

Воздушный фильтр, генератор, прерыватель-распределитель, катушка зажигания, свечи зажигания, а также датчики давления и температуры, установленные на двигателе МеМЗ-966Г, взаимозаменяемы с установленны- ми на двигателе МеМЗ-968Н и в данной книге не рассматриваются.

Двигатели МеМЗ-966В и -966Г карбюраторные, четырехтактные, верхнеклапанные, V-образные рабочим объемом 0,887 л с уравновешивающим механизмом, имеют четыре отдельных цилиндра (рис. З и 4). Охлаж- дение двигателей воздушное от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.

Двигатель модели МеМЗ-966Г имеет ряд существенных отличий от модели МеМЗ-966В. Для снижения тем- пературной напряженности в двигателе МеМЗ-966Г установлен вентилятор, работающий на нагнетание (см. 23, а), вместо вентилятора, работающего на отсос (см. рис. 23, б). Изменена конструкция терморегулирования (см. рис.25) и увеличена охлаждающая поверхность масляного радиатора за счет увеличения количества секций (см. рис. 21).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.