Модель Р.Б. Кеттелла. Теория текучего и кристаллизованного интеллекта. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Модель Р.Б. Кеттелла. Теория текучего и кристаллизованного интеллекта.

2017-08-24 1954
Модель Р.Б. Кеттелла. Теория текучего и кристаллизованного интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рэймонд Бернард Кеттелл (1905-1998) британский и американский психолог. Автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, и теории текучего и кристаллизированного интеллекта.

Р. Кеттелл был солидарен с Ч. Спирменом, что сущность интеллекта состоит в постижении отношений и зависимостей. Он показал, что фактор G складывается из двух общих факторов:

Ø «текучего интеллекта» (gf), природно обусловленного, он способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Он может быть измерен тестами, «свободными от культуры».

Ø «кристаллизованного интеллекта» (gc), предстающего как своего рода конденсат социального опыта. Он изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.

Р.Кеттелл выделил три вида интеллектуальных способностей:

Ø Центральные (или общие) способности обусловлены структурными и функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние на все познавательные процессы. Центральные способности - основа текучего интеллекта. Они минимально зависимы от обучения.

Ø Парциальные способности связаны как с врожденной, так и с приобретенной организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнаруживаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности.

Ø Факторы-операции более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные, познавательные навыки (интеллектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Они относятся к кристаллизованному интеллекту.

 

Текучий интеллект (gf) Кристаллизованный интеллект (gc)
зависит от генетики на 90%, питания, особенностей пренатального развития зависит от генетики на 70%, и 30% от культурных влияний
подвержен внешним влияниям, воздействующим на биологическое развитие подвержен влиянию образования и культуры
возрастное снижение текучего интеллекта начинается до 30 лет возрастное снижение может не проявиться и в глубокой старости.
травмы мозга оказывают большее влияние в раннем возрасте травмы мозга оказывают большее влияние в более позднем возрасте
измеряется с помощью высокоскоростных тестов, требующих активного вовлечения сенсомоторных компонентов деятельности измеряется с помощью вербальных тестов

 

Задание для самопроверки:

К 50-60 летнему возрасту, когда у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, интеллектуальные профессиональные умения сохраняются. О каком интеллекте идет речь:

а) кристаллизованном

б) текучем

ответ: б) текучем. Это «свободный интеллект», «потенциальный» (аналог G-фактора).От него зависит успешность основных логических операций: часть-целое, понимание сходства, причинных связей, индуктивные и дедуктивные рассуждения, оперирование пространственными отношениями. Он формируется преимущественно под влиянием биологических детерминант, и практически не зависит от культурных факторов. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга

 

Иерархические модели интеллекта Ф. Вернона и Д. Векслера.

Модель Ф.Вернона считается типичной иерархической моделью. Факторы в ней располагаются на четырех уровнях.

На вершине расположен фактор общего интеллекта («генеральный» по Спирмену). Ниже – основные групповые факторы: вербально - образовательный (V: ED) и практико-технический (K:M). Далее находятся специальные способности (техническая осведомленность, ручные факторы и пр.) и на последнем уровне расположены более частные субфакторы. На основе этой модели были разработаны тесты Векслера

Д.Векслер считает интеллект способностью к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. В его модели представлены три уровня:

Ø уровень общего интеллекта,

Ø уровень групповых факторов: невербального интеллекта и вербального интеллекта. Вербальный интеллект отражает приобретенные способности, а невербальный – природные психофизиологические возможности.

Ø уровень специфических факторов.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.