VI. Лекция с элементами анализа текста — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

VI. Лекция с элементами анализа текста

2017-08-24 388
VI. Лекция с элементами анализа текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства и сформировали концепцию нового языка, отражающего динамику новой жизни, пугали «жирного буржуа» народным бунтом, выступали против мещан, против вкусов буржуазного обывателя. В этом Владимир Маяковский видел нечто родственное своим революционным настроениям. Футуристы отрицали все существовавшее до них искусство, нападали на реализм, главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию. Искусство должно будить и будоражить!

Таковы ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. Можно открыть оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского, отметить обилие броских названий-обращений и определить предмет поэзии: внешний мир (город) и образ «я», противопоставленный ему.

Уже в одном из ранних стихотворений мы находим необычные образы, необычную форму, необычную графику стиха, ошеломляющую поэтическую новизну. Яркая пластика стихов Маяковского выдает в нем художника. Он видит мир в красках, в веществе, в плоти. Дерзкие развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы («Ночь»):

 

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

 

Новаторство Маяковского проявляется и в яркой публицистичности его произведений.

— Вспомните, что такое публицистика?

(Публицистика — вид литературы, посвященный обсуждению актуальных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение.)

В ранних стихах в поэмах Маяковский с непривычной для русской поэзии дерзостью бросает вызов миру сытых и богатых. Читаем стихотворение «Нате!» (1913).

Предметный мир этого стихотворения представлен именно предметами потребления: «щи», «белила», «вещи», «калоши». Отвратителен собирательный образ мещанской толпы: «Толпа озвереет, будет тереться, / ощетинит ножки стоглавая вошь». Очевиден социальный, обличительный пафос стихотворения. Представим, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публики.

Заметим, что антиэстетизм — это принцип Маяковского, как вообще футуристов. (Антиэстетизм — отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности.)

— Как в стихотворении выражен конфликт поэта и толпы?

(Лирический герой Маяковского — носитель гармонии — часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания. Этот лирический герой видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок. Этот герой может спросить: «А вы ноктюрн сыграть / могли бы / на флейте водосточных труб?» или: «Ведь, если звезды зажигают — / значит — это кому-нибудь нужно?» («Послушайте!», 1914). Прочитаем это стихотворение.)

— Как в этом стихотворении трактуются «вечные» образы?

— В чем особенность названия стихотворения «Послушайте!»?

— Чем похожи лирические герои этого стихотворения и стихотворения «Нате!», а в чем их отличие?

Звезды — лишь «плевочки» для большинства людей, но и «жемчужины» для «кого-то», кто является посредником не Богом и людьми («плевочки» и «жемчужины» — слова-антитезы). Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта — нести свет. Образ Бога снижен, Бог — это старик, у которого «жилистая рука». Слом старого мира со всем, что он накопил и в духовном, и в материальном плане, для Маяковского — условие обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.

Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства», — Это слова самого поэта.

Для жизни нужна любовь. Тема любви сложно переплетается в творчестве Маяковского с темой искусства, с темой общества и даже с темой революции. В поэме о революции «Хорошо!» (1927 г.) он пишет:

 

Если я

чего написал,

если

чего

сказал —

тому виной

глаза — небеса,

любимой

моей

глаза.

 

Прочитаем стихотворение «Скрипка и немножко нервно». Ответим на вопросы:

— Назовите героев стихотворения.

— Попробуйте пересказать стихотворение: о чем оно?

— Почувствовали ли вы лиризм стихотворения? Какими средствами он достигается?

Прочитаем стихотворение «Люблю», попробуем проанализировать его.

 

Домашнее задание

1. Выучите наизусть понравившееся вам стихотворение Маяковского.

2. Подумайте над вопросом: в стихах Маяковского больше публицистика или лирика? (Подготовка к диспуту.)

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.