II. Выявление черт различных жанров в комедии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

II. Выявление черт различных жанров в комедии

2017-08-24 706
II. Выявление черт различных жанров в комедии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комедия «Горе от ума» была написана во времена господствования классицизма, хотя в целом, в литературе развивались реализм и романтизм. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода произведения: комедия обладает как традиционными классическими чертами, так и чертами реализма и романтизма.

1. Черты классицизма:

— Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); существует одна сюжетная линия Софья-Молчалин-Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей.

— Сохраняется традиционная «система амплуа»: сюжет основан на любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка, помогающая влюбленным.

— Отступлением от традиции является то, что Чацкий — резонер и герой-любовник одновременно, хотя как герой-любовник он потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего незнающего отца, еще и идеологом «века минувшего». Традиционные рамки амплуа в комедии расширены.

— Присутствует принцип «говорящих фамилий» (учащиеся приводят примеры). Эти фамилии можно разделить на три типа: 1) фамилии, указывающие на какую-либо черту героя; 2) оценивающие фамилии; 3) ассоциативные фамилии.

— Комедия построена по классическим канонам: IV действия — в II кульминация, в IV развязка.

2. Черты реализма:

Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5—10) — в комедии их более 20.

— Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях.

— Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передает интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.

3. Черты романтизма:

— Романтический характер конфликта.

— Наличие трагического пафоса.

— Мотив одиночества и изгнанничества главного героя.

— Путешествие главного героя как спасение от прошлого.

 

Домашнее задание

Ознакомьтесь с критическим этюдом И. А. Гончарова, сделайте записи по следующим пунктам:

1. Что такое вообще «Горе от ума»?

2. «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрут»

3. «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе: Как нет движения?»

4. «Чацкого роль — роль страдательная <...> хотя она в то же время и всегда победительная».

5. Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью <...> путаница понятий, умственная и нравственная слепота».

6. «Живучесть» роли Чацкого.

 

Урок 28. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Обучение конспектированию

Цели урока: обучить навыкам конспектирования, проверить насколько усвоено произведение.

 

Ход урока

I. Информация учителя об авторе критического этюда и дате его написания.

Подчеркнем, что это лучший в русской литературе критический раз бор комедии «Горе от ума».

 

II. Чтение статьи по учебнику-хрестоматии, выделение микротем. (Общая оценка комедии, Чацкий, Софья.)

 

III. Беседа по вопросам с последующим конспектированием найденных в статье ответов. Примерный круг вопросов:

— В чем видит Гончаров особое положение «Горя от ума» в литературе и каковы его достоинства как комедии?

— Каковы роль и значение Чацких для общества?

— В чем горе, которое приносит Чацкому ум?

— Чацкий — победитель или побежденный?

— Какова оценка критиком образа Софьи?

— На какие спорные для нас вопросы ответил Гончаров? Насколько убедительно он это сделал?

 

IV. Тест. (Материалы для теста — в конце книги в виде разрезных карточек, готовых к использованию.)

 

Домашнее задание

1. Закончить конспект статьи.

2. Домашнее сочинение («Век нынешний и век минувший» в комедии, «Софья начертана не ясно...» (А. Пушкин), «Как можно понимать смысл названия комедии», «Что будет говорить княжна Марья Алексеевна?...» и др.).

3. Чтение статьи об А. С. Пушкине в хрестоматии.

 

Урок 29. Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба

Цели урока: обзор основных этапов жизненного и творческого пути А. С. Пушкина.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания: беседа (по итогам самостоятельной работы над статьей об А. С. Пушкине в учебнике-хрестоматии)

— Как вы поняли слова А. Григорьева об А. С. Пушкине?

— С какими литературными направлениями была связана культура 18 века, уходящая в прошлое на глазах А.С. Пушкина?

— Каковы отличительные черты пушкинского творчества?

 

II. Лекция учителя

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал — как человек и художник — символом русской духовной жизни. Еще в 1834 г. Н. В. Гоголь заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет».

Пушкин — наше все: Пушкин — представитель

всего нашего душевного, особенного, такого,

что останется нашим душевным, особенным

после всех столкновений с чужим, с другими мирами.

Пушкин — пока единственный полный очерк

нашей народной личности...

Аполлон Григорьев

 

Примерный план лекции по теме урока

1. Детство и лицей. 1799—1817 гг. (воспитание; места, где Пушкин провел детство; отношение к книгам; история создания лицея; влияние событий 1812 года и П. Я. Чаадаева; Пушкин и «Арзамас»).

2. В Петербурге 1817—1820 гг. (образ жизни и новые знакомства; основные политические произведения периода; история первой ссылки).

3. На юге 1820—1824 гг. (период байронизма в творчестве Пушкина; привычка к автору-герою, усиленный лиризм, постановка проблем личности в произведениях; сложные личные отношения).

4. Михайловское. 1824—1826 гг. (тяжелые семейные столкновения; развлечения и занятия; новые увлечения; влияние на мировоззрение Пушкина труда Н. М. Карамзина «История государства Российского»; влияние событий 1825 г.; взаимоотношения с Николаем I).

5. Конец 1820-х годов (попытки устройства семьи).

6. Болдино 1830 г. (творческий взлет периода Болдинской осени).

7. Тридцатые годы (центральные произведения этого периода; изменения в личной жизни; затруднительное материальное положение; национальная трагедия — дуэль).

Примечание: материал, подобранный по этому плану, должен быть доступным для восприятия девятиклассников.

При подготовке рекомендуется использование следующей литературы: Б. Томашевский «Пушкин» и работы других авторов, указанных в учебнике-хрестоматии.

Для активизации учащихся возможны следующие задания: подготовить выразительное чтение стихотворений и комментарии биографического характера к ним (по выбору учителя и учащихся); предварительно вести викторину по биографии Пушкина (см. кн.: «Русская литература в вопросах и ответах», Москва, НТЦ «Университетский», 1999 г.), предварительная работа в группах по сбору материалов — высказываний об А. С. Пушкине (например, Д. Благой, Б. Томашевский, М. Цветаева, Ю. Лотман) с включением их в лекцию учителя; подготовить сообщения о наиболее ярких страницах жизни поэта.

III. Итоговые записи

Творчество Пушкина — это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети ХIХ в. Пушкин не имеет двух биографий — биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия слились у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь поэзия определяла его судьбу.

Для итоговых записей достаточно заполнение хронологической таблицы с указанием центральных произведений определенного периода.

Детство поэта 1799—1811

Лицейские годы 1811—1817

Жизнь в Петербурге 1817—1820

Южная ссылка 1820—1824

Михайловское 1824—1826

Возвращение из ссылки 1826—1830

Болдинская осень 1830

Петербург 1831—1833

Последние годы, дуэль 1834—1837


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.