Дюркгейм – общество и общественная солидарность — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Дюркгейм – общество и общественная солидарность

2017-08-24 241
Дюркгейм – общество и общественная солидарность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизнь. Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858–1917) родился в г. Эпиналь в пограничной с Германией области Франции. Хотя его отец был раввином, но по от­ношению к религии Дюркгейм занял достаточно агностическую позицию. Он изу­чал философию и политическую теорию в Париже, преподавал педагогику и соци­альную науку в университете Бордо, а позже был профессором в Париже, сначала по педагогике, а потом по социологии.

Дюркгейм был трудолюбив, серьезен и наблюдателен. Своей задачей он по­ставил создание новой науки об обществе, социологии. Он также принимал уча­стие в политике. Дюркгейм защищал Альфреда Дрейфуса (Alfred Dreyfus, 1859– 1935) и принимал участие в борьбе против немецкого милитаризма времен первой мировой войны.


Глава 27. Развитие общественных наук

Труды. Среди его работ упомянем следующие: О разделении общественного труда (De /a division du travail social, 1893), Метод социологии (Les Regies de la methode sociologique, 1895), Самоубийство (Le Suicide, 1897), Элементарные фор­мы религиозной жизни (Les Formes elementaires de la vie religieuse, 1912).

Главная идея Дюркгейма заключается в том, что общество ос­новано на солидарности людей. Общество становится больным, когда социальная солидарность ослабевает. Поэтому необходимо найти правильную терапию, чтобы восстановить эту жизненно важную солидарность.

Социология, по Дюркгейму, является наукой об этой солидар­ности, ее основах, причинах ослабления и способах укрепления.

Дюркгейм считал, что современная ему Франция была обще­ством с ослабленной солидарностью, то есть больным обществом.

Он отвергал представление о том, что социология должна ис­пользовать те же самые социальные понятия, которые члены об­щества используют для понимания своих собственных социальных взаимодействий (см. Уинч, Гл. 29). Согласно Дюркгейму, социоло­гия должна найти другие и лучшие понятия. Он иллюстрирует это положение с помощью понятия самоубийства. Отталкиваясь от повседневного языка и обыденной жизни, Дюркгейм пробует раз­работать такую концепцию самоубийства, которую можно было бы обрабатывать статистически, устанавливая связь частоты са­моубийств с различными социальными условиями, то есть услови­ями не психологического характера. Абстрагируясь от различных эмоциональных и индивидуальных аспектов самоубийства – того, что люди чувствуют и думают по поводу самоубийства, – Дюрк­гейм как социолог дистанцируется от психологии. Он пытается найти статистические изменения в частоте самоубийств в зависи­мости от пола, возраста, семейного положения, вероисповеда­ния, национальности, социального класса и т.д. Собранные ста­тистические данные образуют основу для теоретической работы Дюркгейма как социолога. (Однако он не останавливается на ста­тистике). Опираясь на них, Дюркгейм формулирует теорию обще­ства, то есть теорию общественной солидарности. Согласно этой теории, высокая частота самоубийств является показателем ос­лабленного чувства солидарности.

Иногда метод Дюркгейма называют позитивистским. Однако это слово настолько неоднозначно, что при его употреблении вся­кий раз необходимо объяснять, что под ним подразумевается. Дюрк­гейм не является позитивистом в смысле логического позитивиз­ма. Он позитивист в том смысле, что интересуется тем, что дано


История философии

(данное = «позитивное»), и хочет понять, как функционирует об­щество, когда оно функционирует. Он не пытается осуществлять радикальные изменения («отрицать», ср. с Гегелем, Марксом, Сар­тром: критическое, изменяющееся = «отрицающее»). Для того что­бы найти лекарство против нездоровой общественной дезинтег­рации, то есть для проведения лечения, Дюркгейм хочет понять вещи такими, какими они являются. (Отметим, что он в значи­тельной степени смотрел на современные ему социальные пере­мены как на ведущие к ослаблению общества.)

Утверждая, что социолог должен рассматривать социальные яв­ления как вещи, Дюркгейм старается с помощью уточненных обы­денных понятий собрать статистический материал, который в даль­нейшем может быть теоретически обработан. Этот подход пред­ставляет разрыв с той традицией социальных исследований, ко­торая полностью основана на понимании. Но натуралистическая редукция, согласно которой социальные явления, так сказать, обладают таким же онтологическим статусом, как и природные объекты, не является необходимой частью такого статистическо­го теоретического подхода.

Исходя из статистического материала по самоубийствам, Дюрк­гейм полагал, что смог объяснить социальную солидарность и ука­зать причины ее ослабления. Он называет это ослабление социаль­ной солидарности аномией (греч. a-nomi – отсутствие закона, нормы), то есть «безнормием». Кратко говоря, состояние аномии – это состоя­ние, в котором ослаблены связи, объединяющие людей. В состоянии аномии индивиды становятся менее устойчивыми к тяготам и труд­ностям, что ведет к увеличению частоты самоубийств.

Дюркгейм считал, что статистически обоснованно утверждать, что аномия меньше (чем сильнее социальная солидарность, тем меньше самоубийств) среди женатых, чем среди неженатых; сре­ди женатых пар с детьми, чем среди бездетных пар; среди католи­ков, чем среди протестантов; среди людей из малых общин, чем среди людей из больших городов и т.д. Брак, семья и религия (в качестве социальной формы жизни), особенно католицизм, являются, таким образом, укрепляющими общество факторами.

Экономика, по Дюркгейму, является всего лишь одним и не решающим институтом, который взаимодействует с другими. В этом он расходится с Марксом, отдававшим первенство экономике.

Дюркгейм не считал, что для гуманизации общества разделение труда должно быть отменено. Напротив всестороннее разделение труда позволило бы в будущем стать обществу опять гармоничным. При


Глава 27. Развитие общественных наук

неразвитом разделении труда между людьми царит равенство, но их индивидуальность находится в зачаточном состоянии. Здесь преоб­ладает, по словам Дюркгейма, «механическая солидарность». По мере углубления разделения труда индивиды в большей степени стано­вятся зависимыми друг от друга, что приводит к возникновению «органической солидарности». Каждый зависит от другого, подобно частям одного организма. Такое углубляющееся разделение труда ведет и к специализации, и к индивидуализации.

Согласно Дюркгейму, общество, основанное на разделении труда, может быть как здоровым, так и больным. Состояние об­щества определяется тем, функционирует ли экономика в соот­ветствии с нормами или нет. Если нет, то возникает аномия (на­пример, обострение классовой борьбы). Дюркгейм обращен не назад, не к обществу без разделения труда, а вперед, к гармонич­ному обществу, основанному на разделении труда.

Укрепление норм социально-экономической жизни, необхо­димое для устранения аномии, не может произойти путем про­стого морализирования или применения одной лишь государст­венной власти. В государстве должны существовать институты по гармоничному управлению экономикой – корпорации. Дюркгейм обосновывает идею корпоративного государства, в котором эко­номикой квалифицированно и умело руководят кооперативные организации. Но это государство отличается от фашистского кор­поративизма, так как предполагается, что корпорации обладают определенной политической самостоятельностью.

Дюркгейм (как и Гегель) предлагает своего рода «социал-де­мократическое» решение. Он выступает против неконтролируемо­го экспансионизма чистого либерализма и марксовой теории ра­дикальных изменений. Терапия Дюркгейма в значительной степе­ни направлена против того общего, что имеется у либерализма, социализма и марксизма, то есть против общего им политическо­го наследства эпохи Просвещения, а именно идей развития, ос­вобождения и прогресса. Некоторые теоретики придают исключи­тельно сильное значение этим идеям. Но Дюркгейм трактует их как составляющие опасной тенденции к общественному упадку. Общество должно быть стабильным, хотя и не статическим. Дюрк­гейм ставит под сомнение такие понятия, как развитие и про­гресс. Если применять эти понятия ко всем видам изменений, то они могут в действительности представлять лишь красивое пере­описание разрушительной аномии. Например, согласно Дюркгей­му, мы должны не «освобождать» себя от всего, а попытаться


История философии

достичь общественной солидарности, которая является предпо­сылкой нашей социальной безопасности и счастья.

Однако спорно, удалось ли Дюркгейму добиться примирения иерархии и гармонии.

В настоящее время принято различать два вида социальных тео­рий. Одни в качестве основы рассматривают конфликт, другие – гармонию. В этом смысле Дюркгейм несомненно является тео­ретиком гармонии, а Маркс применительно к классовому обще­ству – теоретиком конфликта.

Исторически корни учения Дюркгейма восходят к доренессан-сной политической теории – в частности, к политическим тео­риям Платона и Аристотеля, подчеркивавшим важность социаль­ной сплоченности и стабильности. В наши дни его учение, по-видимому, представляет интерес и в экологическом аспекте. Оно является своего рода вкладом в возможную социологию обще­ства, находящегося в состоянии экологического равновесия.

Рассматривая отношения индивида и сообщества, Дюркгейм отдает определенный приоритет сообществу и солидарности. Ин­дивиды должны адаптироваться к нормам и правилам, которые необходимы в хорошо функционирующем обществе. Альтернати­вой этому, в принципе, является анархия (аномия), которая в конечном счете не на пользу индивиду.

Вместе с тем остается открытым следующий вопрос. Могут ли в функционирующем обществе быть гарантированы с помощью, выражаясь словами Гегеля, диалектического опосредствования уни­кального и всеобщего такие ценности, как индивидуальность и либеральность? Проблемы этого опосредствования индивидуаль­ного и общественного трудно решить как теоретически, так и прак­тически. Кстати, это справедливо и для подхода самого Гегеля. Но некоторые ученые все же полагают, что Дюркгейм уделял этому вопросу недостаточное внимание.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.