Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков , характеризующих этапы формирования компетенций — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков , характеризующих этапы формирования компетенций

2017-08-24 182
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков , характеризующих этапы формирования компетенций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания и рекомендации по подготовке реферата

В процессе написания реферата аспиранты имеют возможность применить на практике и получить новые знания по дисциплине «История философии и науки».

Задачами написания данного реферата являются:

  • Систематизация и закрепление знаний по дисциплине «История философии и науки»;
  • Применение этих знаний при решении практических задач;
  • Получение новых знаний.

Структура и основные требования к оформлению реферата

Структура реферата должна включать следующие разделы:

  • Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями. Он должен быть подписан автором.
  • Введение. Во введение необходимо отразить актуальность и практическую значимость рассматриваемых вопросов, сослаться на отечественный и зарубежный опыт решения аналогичных задач, показать неоднозначность методического и практического решения и возникающих в этой связи вопросов. Введение должно занимать 1-2 страницы машинописного текста.
  • Основная часть, состоящая из нескольких параграфов, в которых излагаются теоретические и методические положения реферируемой темы, отечественный и зарубежный опыт. Все параграфы размещаются в тексте реферата последовательно с нумерацией и без группировки.
  • Заключительная часть. В заключении необходимо сформулировать выводы по проделанной работе.

 

  • Список используемой литературы. В списке используемой литературы, указываются, в алфавитном порядке, литературные источники, используемые в ходе выполнения работы.

Исходя из рекомендуемой структуры, объем реферата должен составлять около 20-25 страниц компьютерного текста, набранного через полтора интервала, размер шрифта № 14.

В начале реферата приводится его содержания, включающее все разделы реферата с указанием страниц начала каждого раздела и параграфа.

В тексте не должны применяться сокращения слов, за исключением общепринятых.

Страницы реферата, а также таблицы, схемы и рисунки (помимо названия) должны быть пронумерованы. Номер и название таблицы указываются над ней, номер и название рисунка и схемы - под ними. При этом на каждую таблицу, схему или рисунок должна быть ссылка в тексте с анализом приводимых данных. Соответствующие диаграммы, схемы, графики и другие иллюстративные материалы должны быть оформлены на основе принятых унифицированных методов.

Темы рефератов:

1. Наука как форма знания, познавательной деятельности и особый социальный институт.

2.Типы цивилизационного развития общества.

3.Мировоззренческая, культурная и социально-экономическая значимость институализированной науки в современной цивилизации.

4.Противоречивость научно-технического развития. Сциентизм и антисциентизм.

5.Возникновение философии науки как отрасль современного философского знания.

6. Основные концепции взаимоотношения философии и науки.

7.Понятия философских оснований науки.Функции философии в научном познании.

8.Проблемное поле и предмет философии науки. Соотношение истории и философии науки. Структура философии науки.

9.Понятия: «Наука», «Преднаука». Становление первых форм теоретических наук в Античности.

10. Средневековый тип науки.

11.Формирование математизированного и опытного знания в ново-европейской культуре. Эмпиризм и рационализм.

12.Наука и техника периода промышленной революции (конец XVIII в. – первая половина XIX в.).

13.Возникновение дисциплинаро-организованной науки и формирование технических и социально-гуманитарных наук.

14.Научно-техническое развитие периода индустриализации (конец XIX в. – первая половина XX в.) 4

15.Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Их основные элементы и методы. Интерпретация и идентификация терминов как формы связи эмпирического и теоретического уровней научного знания.

16.Логические методы правильности, обоснованности, доказательности эмпирического и теоретического знания.

17.Функционирование метатеоретического уровня знания как: общенаучной картины мира и философско-методологических оснований науки (идеалы, нормы, принципы). Роль философских оснований науки в ее историческом развитии. 2

18.Механизм порождения нового знания. Основные философские концепции развития научного знания: интернализм, экстернализм, диалектическая концепция.

19.Типы научной рациональности. Научные традиции и научные революции как перестройка оснований науки.

20.Исторические типы научных революций в развитии естествознания и их влияние на мировоззренческие установки эпохи.

21.Общие закономерности развития научного знания. Проблема источника инновационной деятельности в науке. 2

22.Научная рациональность и эволюционно-синергетическая картина мира в современной постнеклассической науке.

23.Концепция универсального (глобального) эволюционизма с базисными принципами развития, системности, самоорганизации, антропности. Синергетика как парадигма современной методологии научного познания. Диалектика и синергетика.

24.Изменение в методологии постнеклассической науки: новые стратегии научного исследования, диалектический категориальный аппарат, увязка дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований, учет антропогенного фактора, включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследования, включение экологической и социально-гуманитарной экспертизы научных проектов.

25.Нацеленность постнеклассической науки на изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации и поиск нового типа цивилизационного развития. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

26. Предмет и основные задачи философии техники.Эволюция роли техники в развитии и функционировании научного знания.

27.Перспективы и границы современной и техногенной цивилизации.

28.Специфика технических наук, их отношение к естественным, социальным наукам и математике.

29.Теоретическое и эмпирическое в технических науках. Строение технической теории.

30.Природа и сущность современных (неклассических), научно-технических дисциплин. Особенности социотехнического проектирования.

31.Гуманитарная ориентация современных комплексных научно-технических дисциплин.

32.Проблемы экологизации современной техники.

33.Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических последствий развития техники в аспекте концепции устойчивого развития.

Методические указания и рекомендации по подготовке выступления на предложенную тему с использованием презентации

В процессе подготовки и выступления перед аудиторией аспиранты имеют возможность обобщить и получить новые знания, выступить по предложенной теме по дисциплине «История философии и науки».

Задачами подготовки и выступления перед аудиторией являются:

  • Систематизация и закрепление знаний по дисциплине «История философии и науки»;
  • Получение новых знаний;
  • Получение навыка публичного выступления с использованием в работе современных информационных технологий.

Структура, основные требования и правила оформления презентации рассматриваются в лекционном материале

Основные тезисы при подготовке:

  • Проработайте материалы, изложенные в лекции.
  • Определите, в чем состоит цель презентации.
  • Придумайте начало для привлечения внимания аудитории.
  • Продумайте остальное содержание презентации. Пусть ее структура будет логичной и ясной для понимания (Цель, основная часть, выводы).
  • Создайте визуальные средства. Люди лучше воспринимают слуховую информацию, подкрепленную видеорядом.
  • Ориентируйтесь на аудиторию. Создайте впечатление, что презентация была создана именно для этой аудитории.
  • Подготовьте заметки. Постарайтесь как можно реже заглядывать в заметки.
  • Решите, как будете завершать презентацию. Пусть у аудитории сформируются вопросы для размышлений.

Темы выступлений:

1. Идея развития в современной философии и науке.

2. Сознание как философская проблема.

3. Проблема человека в современной философии.

4. Человек в системе духовных ценностей.

5. Проблема познания в философии.

6. Научное познание.

7. Общество как предмет философского осмысления.

8. Человек в информационно-техническом мире.

9. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

1. Наука как социально-культурное явление.

2. Соотношение науки, культуры и цивилизации.

3. Особенности научного познания.

4. Наука и философия в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

5. Основные концепции взаимоотношения философии и науки.

6. Роль философии в научном познании.

7. Предмет философии науки. Соотношение истории и философии науки.

8. Основные проблемы и структура философии науки.

9. Генезис науки. Преднаука и собственно наука.

10. Становление теоретической науки в Античности.

11. Философские основания науки Средневековья.

12. Наука и развитие ее философских оснований в Новое время.

13. Наука и техники период промышленной революции (XVIII - первая половина XIX в.)

14. Возникновение дисциплинарно организованной науки и формиро-вание технических и социально-гуманитарных наук.

15. Научное знание как многоуровневая развивающаяся система.

16. Структура эмпирического знания.

17. Теоретическое знание и его структура. Функции научной теории.

18. Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания.

19. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная обу-словленность.

20. Научная рациональность, ее сущность и исторический характер.

21. Научная картина мира и ее роль в научном познании.

22. Философские основания науки и их роль в обосновании и развитии научного знания.

23. Понятие методологии научного исследования. Классификация науч-ных методов.

24. Методы эмпирического исследования.

25. Методы теоретического исследования.

26. Специфика гуманитарного познания. Объяснение и понимание в гу-манитарных науках.

27. Особенности современного научно-технического познания. Необхо-димость социально-гуманитарной экспертизы технических проектов.

28. Проблемы динамики научного знания.

29. Концепция роста научного знания К. Поппера.

30. Концепция научных революций Т. Куна.

31. Развитие научного знания как смена исследовательских программ: концепция И. Лакатоса.

32. Формирование теоретических знаний и их обоснование.

33. Научные традиции и научные революции. Социокультурные пред-посылки глобальных научных революций.

34. Типы научной рациональности.

35. Основные характеристики современной постнеклассической науки, ее принципы и тенденции развития.

36. Научная картина мира постнеклассической науки.

37. Концепция универсального (глобального) эволюционизма и ее есте-ственно-научное обоснование.

38. Новые стратегии современной методологии науки.

39. Синергетика как парадигма современного научного познания. Диа-лектика и синергетика.

40. Антропный принцип эволюционно-синергетической картины мира современной науки

41. Научная рациональность постнеклассической науки и проблема сближения естественнонаучного и гуманитарного знания.

42. Философия русского космизма и современная постнеклассическая наука.

43. Научная рациональность постнеклассической науки и мировоззрен-ческие ориентиры цивилизационного развития.

44. Институализация науки: ценностно-нормативный аспект.

45. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

46. Наука как профессиональная деятельность. Понятие и типы научных сообществ.

47. Этос науки. Социальная ответственность ученых.

48. Проблема государственного регулирования научно-технического прогресса.

49. Понятия техники и технологии, техносферы.

50. Основные концепции взаимоотношений науки и техники.

51. Специфика технических наук и их взаимосвязь, с естественными и социально-гуманитарными науками.

52. Соотношение теоретического и эмпирического в технических науках.

53. Проблемы комплексной оценки социальных, экономических, эколо-гических последствий развития техники.

54. Химические и биологические технологии пищевой промышленности и проблема безопасности продуктов питания.

55. Современный научно-технический прогресс и проблемы экологии.

 

Методические указания и рекомендации по выполнению тестовых заданий

Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это аспирантам и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно.

Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.

Тестовые задания сгруппированы по темам учебной дисциплины. Количество тестовых вопросов / заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний студента по всему пройденному материалу.

Варианты тестовых заданий для проведения текущего контроля (или как вариант промежуточного)

Тесты с множественными вариантами ответов по темам

 

Тесты-задания по истории философии и науки

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Предмет и специфика философии. Мировоззрение и философия. Функции философии.

Философия Древнего Востока. Упанишады. Философия йоги. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство.

Античная философия. Раннегреческие учения о бытии. Учение Сократа о человеке. Философия Платона. Философия Аристотеля. Эллинистическо-римская философия.

Философия Средневековья. Этапы развития философской мысли. Проблемы бытия, сущности и существования. Учение А. Августина и Ф. Аквинского о человеке и его истории.

Философия Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Бог, человек и мир в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Философия Нового времени. Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки. Научная методология: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Сенсуализм.

Философия Просвещения. Вольтер и Монтескье. Социально-философские идеи Ж.-Ж. Руссо. Атеистический материализм. Актуальность идей французских просветителей.

Немецкая классическая философия. Критическая философия И. Канта. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Марксистская философия. Формирование философской позиции К. Маркса. Основные идеи.

Русская философия. Зарождение русской философии. Человек и общество у славянофилов и западников. Религиозная философия. Русский космизм. Русская зарубежная философия.

Современная зарубежная философия. Многообразие направлений. Позитивистская школа. Философия жизни. Фрейдизм. Экзистенциализм. Структурализм. Герменевтика. Религиозно-философская мысль. Философия постмодерна.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.