Особенности речевого развитие дошкольников — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности речевого развитие дошкольников

2017-08-24 174
Особенности речевого развитие дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности речевого развитие дошкольников

 

Если фразовая речь возникла у девочки к полутора,

у мальчика к двум годам, они умны

(Гарбузов В.И., 2005).

 

Речевое развитие детей начинается с первых дней его жизни; является сложным, непрерывным и естественным процессом; характеризуется определенными возрастными этапами. Так, фонематический слух, являясь функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи.

Кстати, на своевременность и качество развития речи влияет также наличие полноценного процесса сосания в возрасте до 1-го года. Ребенок обязательно должен «насосаться», поэтому не стоит торопиться отрывать его от материнской груди. В крайнем случае, кормление должно проходить через соску с маленьким отверстием. Дело в том, что во время сосания происходит развитие мышц языка, губ и щек, которые в дальнейшем будут участвовать в речевой деятельности. Если же у ребенка до 1 года процесс сосания был мало выражен и недостаточен, то можно ожидать, что потребность в сосании (например, пальца, одеяла и т.д.) возникнет позднее, что уже будет тормозить развитие речи.

 

Упражнения для развития тонального звукоразличения (шумовое восприятие)

Умение воспринимать, дифференцировать и называть услышанные звуки является основой такой сложнейшей психической функции как речь, а значит и лингвистических способностей. Для развития восприятия шумов можно использовать следующие упражнения:

«Рисование шумов». Детям предлагают прослушивать аудиокассеты с записями голосов птиц, дельфинов, китов, лягушек; шумом дождя, лесного ручейка и морского прибоя; музыкой Чайковского, Шопена и т.д. Дети должны звуки узнать, назвать и нарисовать, переводя аудиальные образы в визуальные. Рисование можно проводить пальцами рук (пуантизм), что будет развивать и осязание. Для этого смешивается гуашь, клей и крупа (манка, пшенка).

«Шумящие коробочки». Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.д.), которые при сотрясении издают различные шумы. Детям предлагается прислушаться к шуму одной из коробочек, которой шумит воспитатель, а затем, перебирая и прослушивая свои коробочки, найти аналогичную.

«Послушать тишину». Детям предлагают закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

«Угадай по голосу». Один из участников занятий встает к группе спиной. За ним встает еще один участник группы и начинает что-либо говорить. Задачей первого участника является узнать по голосу и назвать по имени говорящего.

«Зашифрованное предложение» (для старших дошкольников). Детям предлагается мысленно разбить слово на слоги и после каждого слога добавить приставку «хве». Например, ма(хве)-ма(хве) (мама), Са(хве)-ша(хве) (Саша), при(хве)-вет(хве) (привет) и т.д.

Варианты:

1. Приставки могут быть любые: «фи», «пи», «мек» и т.д.

2. Приставки могут добавляться до слова или после него. Например, (пи)ма-(пи)ма или ма(пи)-ма(пи) (мама).

3. Одна приставка может добавляться до слова (пи), другая - после слова (хве). Например, (пи)ма(хве)- пи)ма(хве) (мама).

Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем и предложения. Например, «Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве)» (Дети играли во дворе).

«Снежный ком». Развитие слухоречевой памяти(для старших дошкольников). Один из детей произносит какое-нибудь слово, первым при­шедшее ему в голову. Второй участник повторяет это слово, а затем свое. Каждый следующий участник называет сначала все слова, сказанные до него в том порядке, в каком они прозвучали, а затем добавляет к ним свое слово. Тому, кто ошибся, группа оказы­вает помощь, напоминая пропущенное слово или исправляя перепутанное слово.

Литература

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников М., 1999.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2006.

3. Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. СПб., 2005.

4. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. М., 1997.

5. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вох­мянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., 1998.

6. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М., 2000.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

8. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., 2001.

10. Пере М., Бауман У. Клиническая психология. СПб., 2003.

11. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных. М., 2005.

12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

13. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2004.

14. Скворцов И.А. От врача по нервным болезням – к врачу по здоровью нервной системы /Хрестоматия по нейропсихологии. М., 2004.

15. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М., 2001.

16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

17. Kimura D. The asymmetry of the human brain //Sci. Amer. 1973. № 3.

 

Особенности речевого развитие дошкольников

 

Если фразовая речь возникла у девочки к полутора,

у мальчика к двум годам, они умны

(Гарбузов В.И., 2005).

 

Речевое развитие детей начинается с первых дней его жизни; является сложным, непрерывным и естественным процессом; характеризуется определенными возрастными этапами. Так, фонематический слух, являясь функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи.

Кстати, на своевременность и качество развития речи влияет также наличие полноценного процесса сосания в возрасте до 1-го года. Ребенок обязательно должен «насосаться», поэтому не стоит торопиться отрывать его от материнской груди. В крайнем случае, кормление должно проходить через соску с маленьким отверстием. Дело в том, что во время сосания происходит развитие мышц языка, губ и щек, которые в дальнейшем будут участвовать в речевой деятельности. Если же у ребенка до 1 года процесс сосания был мало выражен и недостаточен, то можно ожидать, что потребность в сосании (например, пальца, одеяла и т.д.) возникнет позднее, что уже будет тормозить развитие речи.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.