Проблема развития группы в социальной психологии. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проблема развития группы в социальной психологии.

2017-08-24 466
Проблема развития группы в социальной психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стадии и уровни развития группы (вместе)(зарубежные и отечественные исследования).Определение группы, ее характеристики (в т.ч. развитие как групповой процесс)Проблема развития группы является одной из важнейших (см.27)

Отечественные исследования и подходы:

Стратометрическая концепция (Петровский): основа концепции – степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. Развитие группы – движение в континууме с положительным полюсом (коллектив) и отрицательным (корпорация).


коллектив (высокий показатель опосредованных межличностных отношений и общественной значимости)

просоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)

диффузная группа (отсутствие совместной деятельности)

асоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)

корпорация (высокий показатель опосредованных межличностных отношений, но низкий показатель общественной значимости)

Параметрическая концепция (Уманский): основа схемы – социально-психологические параметры группы: содержание нравственной направленности группы, единство целей, ценностей, организационное и психологическое единство и т.д.).


Развитие группы – также движение в континууме.

· коллектив


· автономизация (синтетические процессы: групповая идентификация, обособление, внутренняя слитность)

· кооперация (высокий уровень подготовки, сотрудничества и организационной структуры)

· ассоциация

· номинальная группа

· конгломерат (все незнакомы)

· антиколлектив


Зарубежные исследования и подходы:

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся.

Этапы межличностной активности:

¾ проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)

¾ внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства)

¾ развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений)

¾ функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры)

Этапы деловой активности:

¾ ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи)

¾ эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями)

¾ открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации)

¾ принятие решений (конструктивные попытки успешного решения)

Модель Обера (Обер:) – нормативно-ролевая система:

¾ формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей

¾ возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий)

¾ формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе

¾ выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений)

Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:


¾ латентная (ознакомление с задачей)

¾ адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи)

¾ интегративная (объединение усилий, координация стратегий)

¾ достижение требуемого решения


Однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика:

¾ фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере

¾ фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие

¾ фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении

¾ фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния

Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации). Но это, малыш, уже совсем другая история…


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.