Международная инвестиционная деятельность в странах с переходной экономикой — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Международная инвестиционная деятельность в странах с переходной экономикой

2017-08-24 376
Международная инвестиционная деятельность в странах с переходной экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сравнительный анализ динамики экономических параметров транзитивной экономики и экономики развитых и развивающихся стран показывает, что по характеру притока ПИИ и ПИИ-эффектам транзитивная экономика ближе к развивающимся странам, чем к развитым. Особенно это справедливо по отношению к первому десятилетию транзитивного периода, когда страны с транзитивной экономикой ЦВЕ и СНГ демонстрировали аналогичные ПИИ-тенденции по сравнению с развивающимися странами с доходами ниже среднего по классификации Всемирного Банка, а именно: для них характерны ПИИ, ориентированные на ресурсы, в основном природные; пассивная ПИИ-политика.

В то же время следует отметить, что страны с транзитивной экономикой отличаются от других групп стран. С одной стороны, транзитивная экономика отличается от экономики развитых стран тем, что процесс установления и развития рыночных институтов, базирующихся на частной собственности и конкуренции, сопровождается многочисленными рисками. С другой стороны, она отличается от экономики развивающихся стран тем, что пережила период индустриализации до установления рыночных институтов, в то время как в развивающихся странах происходит одновременно промышленное и институциональное развитие. Причем для начала переходного периода была характерна чрезмерная индустриализация, когда доминировала тяжелая промышленность при приоритетном производстве военных товаров и основных средств. Транзитивной экономике предшествовал период крайне низкой взаимосвязи инноваций и производства в связи с отсутствием конкуренции и свободного входа-выхода компаний на отраслевом уровне, размытостью прав собственности и экономической ответственности, а также из-за бюрократического посредничества. Требовалась значительная реструктуризация в производственном секторе на фоне недостатка сбережений и инвестиций.

До транзитивного периода иностранные инвестиции в странах с командно-административной системой были запрещены, за исключением Венгрии, Румынии и Польши, где разрешалось открытие совместных предприятий. В Югославию, которая считалась страной со смешанной экономикой, также приходили иностранные инвестиции, однако в целом приток ПИИ в эти страны был незначителен.

Особенностями наследия административно-командной экономики является низкая эластичность субституции двух основных факторов производства – труда и капитала, а также технологий и знаний, международных сетей поставок и продаж. ПИИ представляют собой совокупность всех этих и других активов вместе взятых, поэтому и рассматриваются как инструмент, ускоряющий экономический рост, альтернативы которому по совокупному составу ресурсов нет.

Исследования показывают, что ПИИ помогают решить проблему диверсификации производства и интеграции в мировую экономику, являясь катализатором постоянного изменения страновой специализации в международном разделении труда, укрепляя конкурентоспособность принимающей прямые инвестиции страны.

Научная литература свидетельствует о том, что в притоках ПИИ в транзитивные экономики доминируют рыночноориентированные и ориентированные на эффективность мотивы ПИИ.

Причем, для группы стран СНГ факторы привлечения ПИИ несколько отличаются по сравнению с группой остальных стран с транзитивной экономикой. Так, для первых наиболее существенными являются эффект агломерации, присутствие человеческого капитала и степень эффективного законоприменения (устойчивость политических институтов и судебной системы, справедливая правовая система по отношению к защите прав собственности, содержание законодательной базы), когда для вторых – открытость экономики.

С продвижением рыночных реформ, при наличии разницы в заработной плате страны-донора и страны-реципиента, а также географической близости к развитым странам, ПИИ притягиваются в сектора, чувствительные к масштабу (металлургическая, химическая, сахарная, целлюлозно-бумажная промышленности и др.), сектора специализированной продукции (производство машин и оборудования, производство оптических инструментов, оборудования для контроля и тестирования, производство часов и др.) и сектора, основанные на научном производстве (авиационная и космическая промышленность, фармацевтика, производство офисного оборудования, медицинских и других точных приборов).

В научной литературе отмечается важность, кроме известных традиционных факторов ПИИ, специфичных для транзитивных экономик. К последним относятся факторы, связанные с институциональной, правовой и политической средой, то есть отражают ее прозрачность и эффективность.

Макроэкономическая и правовая нестабильность значительно снижает объем и качество притоков ПИИ. При этом наблюдается следующая закономерность: по мере установления на ранних этапах переходного процесса макроэкономической стабильности наиболее важным фактором для ПИИ становится эффективность институтов управления, что отражается на качестве бюрократии (независимость от политического давления, эффективность механизма найма и переподготовки служащих, регулирование для благоприятного ведения бизнеса (лицензирование, экологические требования, условия найма и т.д.).

Анализируя детерминанты ПИИ в страны с транзитивной экономикой, следует выявить также и другие особенности:

· для ПИИ в европейские транзитивные экономики наибольшее значение приобретает действие двух факторов: размеры рынка и стоимость труда;

· более прибыльные компании начинают осуществлять ПИИ в страны с большей физической дистанцией (и ассоциируемыми с ней затратами);

· МНК в наукоемких отраслях выбирают страны с более высокой оплатой труда, которая подразумевает высокую квалификацию труда, в отраслях, основанных на эффекте масштаба – крупные рынки, включая страны-соседи;

· культурная близость стран оказывает значительное позитивное влияние на регулярность взаимных потоков ПИИ;

· низкая защита прав интеллектуальной собственности негативно сказывается прежде всего на низком развитии с помощью ПИИ высокотехнологичных секторов. В таких условиях в транзитивных экономиках инвесторы предпочитают развивать проекты, связанные с продажами, а не производством товаров.

Тенденции привлечения иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой свидетельствуют, что в 2012-2013 гг. улучшению перспектив в области ПИИ в странах с переходной экономикой способствовало вступление Российской Федерации в ВТО. В странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ), а также в Грузии было отмечено некоторое восстановление притока ПИИ после двух лет стагнации: они достигли 92 млрд. долл., что в значительной степени было обусловлено трансграничными СиП. В Юго-Восточной Европе увеличился приток ПИИ в обрабатывающую промышленность, что обусловлено сравнительно более низкими производственными издержками и открытым доступом на рынки ЕС.

Страны СНГ, экономика которых базируется на добыче природных ресурсов, оказались в выигрыше от продолжающегося притока ПИИ в добывающие отрасли. Львиная доля ввозимых ПИИ в этот регион по‑прежнему приходится на Российскую Федерацию, в которой приток ПИИ в третий раз достиг пика. Самым важным источником ПИИ остаются развитые страны, главным образом члены ЕС, на которые приходится наибольшая доля проектов (включая трансграничные СиП и инвестиции в новые проекты), хотя все большую значимость стали приобретать проекты инвесторов из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Сектор услуг по‑прежнему играет лишь малую роль в притоке ПИИ в

регион, но его значимость может возрасти с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступив в ВТО, страна приняла на себя обязательства ослабить ограничения на иностранные инвестиции в ряде отраслей сферы услуг (в том числе в банковской сфере, в секторах страхования, бизнес-услуг, телекоммуникаций и распределительной сфере). Вступление в ВТО может также повысить доверие иностранных инвесторов и улучшить общий инвестиционный климат. ЮНКТАД прогнозирует сохранение роста притока ПИИ в страны с переходной экономикой под воздействием улучшения инвестиционного климата, вступления Российской Федерации в ВТО и новых программ приватизации в добывающих отраслях, коммунальной, банковской и телекоммуникационной сферах.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.