Сборник алгоритмов манипуляций — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сборник алгоритмов манипуляций

2017-08-24 237
Сборник алгоритмов манипуляций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сборник алгоритмов манипуляций

 

Дисциплина: «Здоровый человек и его окружение»

Раздел: «Здоровые дети»

 

Дисциплины: «Педиатрия с детскими инфекциями»

«Сестринское дело в педиатрии»

 

 

Специальности: 060101 «Лечебное дело»

060102 «Акушерское дело»

060109 «Сестринское дело»

Преподаватель: Жучкова Т.Ф.

 

 

Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК № 7

Протокол № 4 от 4.12.2007 г.

Председатель ЦМК

Н.В.Касатикова


Пеленание

Цель: защита ребенка от потери тепла, предохранение кожи ребенка от повреждений.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра, пеленать аккуратно, не допуская грубых складок.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

 

Способ. Пеленание закрытым способом.

Оснащение: 1 фланелевая пеленка, 1 ситцевая пеленка, тонкая и теплая распашонки, 1 подгузник, косынка, шапочка, клеенка, одеяло, лента.

Выполнение манипуляции.

1. Вымыть руки с мылом и просушить.

2. Расстелить на пеленальном столе: фланелевую пеленку, ситцевую, подгузник, а рядом положить теплую и тонкую распашонки.

3. Взять ребенка на руки и осторожно опустить на расстеленные пеленки, придерживая рукой голову ребенка.

4. Большой угол подгузника продеть между ног ребенка, а два других конца обернуть вокруг живота ребенка и зафиксировать.

5. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад и швами наружу.

6. Сверху надеть фланелевую распашонку разрезом вперед.

7. Обе распашонки аккуратно расправить и подвернуть на уровне пупка.

8. Запеленать ребенка в тонкую пеленку косым способом. Нижним краем пеленки завернуть ноги, не сковывая движения ребенка и зафиксировать пеленку на животе ребенка.

9. Запеленать ребенка в теплую пеленку этим же способом.

Примечания:

1. После купания на голову ребенка надевают косынку.

2. Для прогулок. После пеленания в пеленки на голову ребенка надевают косынку и шапочку. На одеяло кладут кленку, а сверху завернутого в пеленки ребенка, и заворачивают в одеяло, которое перевязывают лентой. Или укладывают в конверт для новорожденных.

 

Способ. Открытое пеленание.

Доношенного новорожденного пеленают открытым способом с 3 – 4 дня жизни, если температура воздуха в палате или комнате 22° - 24°.

 

Для этого, одетого в распашонки ребенка пеленают в пеленки от подмышечных впадин, а руки и верхняя половина туловища остаются свободными.


2. Измерение температуры тела ребенка.

Цель: контроль процессов теплопродукции и теплоотдачи в организме ребенка.

Оснащение: чистые термометры в баночке с ватой.

Техника выполнения:

1. Перед измерением температуры медсестра проверяет термометры на целостность, чистоту и встряхивает, если термометры ртутные.

2. Осматривает кожу ребенка в подмышечной или паховой областях.

3. Во время измерения температуры тела медсестра или мать ребенка придерживает градусник: если измерение в подмышечной впадине – плечом ребенка, а если в паховой области – бедром ребенка. Дети старшего возраста сами удерживают термометры в подмышечной или паховой области в течение 5 – 10 минут.

4. Полученные результаты заносятся в температурный лист истории болезни ребенка и отмечаются цифрами и графически.

5. После проведения манипуляции термометры погружают в 0,5 % раствор хлорамина на 30 минут или 1% раствор на 15 минут. Затем промывают под проточной водой.

6. В случае обширных поражений кожи (при ожогах, опрелостях и дерматитах) температуру тела измеряют ректальным способом.

Ребенка укладывают на бок, а детей до 1 года – на спину, смазав термометр вазелином, осторожно вводят термометр на 2 – 3 см в прямую кишку.

 

Осложнения: повреждение кожи или слизистой оболочки прямой кишки в случае нарушения целостности термометра.

 

Профилактика: проверить целостность термометра.

Обработка термометра: погружение в 3% раствор перекиси водорода на 80 минут.


3. Туалет грудного ребенка (утренний туалет)

Цель: воспитание гигиенических навыков, поддержание чистоты кожи тела и слизистых оболочек ребенка.

 

Оснащение: набор для пеленания, стерильные ватные шарики и турунды, детский крем или стерильное растительное масло, кипяченая вода, полотенце или тонкая пеленка, маленькие ножницы с закругленными концами.

 

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

 

Техника выполнения:

1. Вымыть и просушить руки.

2. Распеленать ребенка в кроватке, осмотреть кожу и кожные складки.

3. Бросить мокрые и грязные пеленки в бак для использованного белья.

4. Подмыть ребенка теплой водой (девочек – спереди назад). Перенести его на пеленальный стол и нежными промокательными движениями просушить кожу ребенка полотенцем или пеленкой.

5. Повторно вымыть руки с мылом и высушить их.

6. Обработать глаза ребенка от наружнего угла глаза к внутреннему отдельными ватными шариками, смоченными кипяченой водой.

7. Правый и левый носовой ход обработать жгутиками, смоченными в кипяченой воде или масле. Глубина введения жгутиков 1 – 1,5 см.

8. Лицо ребенка умыть ватным шариком, смоченным в кипяченой воде, в следующей последовательности: лоб, щеки, кожу вокруг рта. Затем просушивают сухим ватным шариком или полотенцем.

9. Заушную область, складки кожи (шейные, локтевые, подмышечные, паховые) и ягодичную область обработать ватными шариками, смоченными стерильным растительным маслом или детским кремом.

10. Ушные раковины 1 – 2 раза в неделю очистить отдельными ватными шариками сухими или смоченными в кипяченой воде.

11. Ногти на руках и ногах стричь 1 – 2 раза в неделю осторожными движениями, чтобы не поранить кожу ребенка. Ногти на пальцах рук стригут округло, на ногах – прямолинейно.

Меры безопасности:

2. Не оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе.

3. Остриженные ногти не должны попасть на кожу и слизистую глаз ребенка.

 

 

Техника выполнения.

1. Положить на пеленальный стол клеенку, сверху пеленку.

2. Уложить ребенка на левый бок, а детей первого года жизни на спину, ножки привести к животу.

3. На марлевую салфетку нанести вазелин и смазать закругленный конец газоотводной трубки.

4. Взять газоотводную трубку в правую руку, а левой рукой раздвинуть ягодицы ребенка.

5. Вращательными движениями трубку ввести в заднепроходное отверстие, наружный конец трубки опустить в лоток с водой.

6. В кишечнике трубку можно держать не более 30 минут, а потом ее удаляют, чтобы не было пролежней в кишечнике.

7. В течение суток процедуру можно повторять несколько раз.

8. После отхождения газов и каловых масс, трубку извлечь при помощи салфетки, ребенка подмыть, кожу осушить и смазать кремом.

9. Запеленать или одеть ребенка и положить в кроватку.

10. Промыть трубку с разминанием, а потом прокипятить 15 – 20 минут.

11. Хранить трубку в стерильной закрытой емкости под крышкой.

12. В стационаре трубку после использования обрабатывают в соответствии с действующими приказами.

Примечание:

§ газоотводная трубка вводится новорожденным на 3 – 4 см,

§ детям первого года жизни на 5 – 7 см,

§ детям старше 3 – х лет на 10 – 15 см.

Осложнения и профилактика:

Если введение газоотводной трубки затруднено из – за скопления в кишечнике плотных каловых масс, то перед введением газоотводной трубки ставят микроклизму с отваром ромашки.

 


Техника выполнения.

Взвешивание.

1. Протереть весы раствором хлорамина и уравновесить весы.

2. Положить на весы сложенную вчетверо чистую пеленку и взвесить ее.

3. Закрыть затвор весов.

4. Ребенка уложить на весы так, чтобы голова находилась на широкой части чаши весов.

5. Передвинуть килограммовую гирю вправо на цифру равную примерному весу ребенка, открыть затвор. Маленькой гирей (граммовой) уравновесить весы.

6. Закрыть затвор весов, снять ребенка с весов и отдать матери или положить в кроватку.

7. Записать результат.

Измерение роста.

1. Протереть ростомер раствором хлорамина, постелить пеленку.

2. ребенка одетого в распашонку, уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, а козелок уха и наружный угол глаза были на одной вертикальной линии. Ноги ребенка выпрямить в коленных суставах легким нажатием руки, к подошвам приложить поперечную подвижную планку ростомера.

3. По боковой планке со школой определить длину тела ребенка.

4. Ребенка отдать матери, результат измерения записать.

Взвешивание.

1. Открыть затвор, уравновесить весы, закрыть затвор.

2. Поставить ребенка на весы. Передвинуть большую (килограммовую гирю) влево на цифру равную примерному весу ребенка. Открыть затвор. Затем маленькой (граммовой) гирей уравновесить весы.

3. Закрыть затвор и снять с весов ребенка (или попросить сойти).

4. Записать результат взвешивания и обработать весы раствором хлорамина.

Измерение роста ребенка.

1. Ребенка просят разуться и вплотную встать к вертикальной шкале ростомера так, чтобы ноги были сомкнутыми, а пятки прижаты к шкале. При этом козелок уха и наружний угол глаза должны находиться на одной горизонтальной линии.

2. Осторожно опускают планку до уровня головы и запоминают результат измерения.

3. Просят ребенка сойти с ростомера, результат измерения записывают.

Измерение грудной клетки.

1. Наложить сантиметровую ленту сзади на нижние углы лопаток, спереди – по нижнему краю околососковых кружков.

2. Определить величину окружности и записать результат.

 

Особенности измерения окружности грудной клетки у девочек пубертатного возраста.

1. У девочек с развитыми молочными железами ленту проводят спереди на уровне верхнего края 4 ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Снять результат.

2. Необходимо контролировать, чтобы девочка не поднимала плечи, не отводила руки вперед или в сторону


Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью.

Показание: грудное вскармливание

Подготовка ребенка: перед кормлением ребенка пеленают и проводят туалет носа.

Подготовка матери: мать моет руки с мылом и сцеживает из молочной железы несколько капель молока для очищения протоков.

Техника выполнения.

1. Мать ложится на кровать на тот бок, грудью которой кормит.

2. Ребенка укладывают на чистую пеленку параллельно матери.

3. Рукой мать придерживает грудь, вкладывает сосок в рот ребенку так, чтобы он захватил и околососковый кружок. 2,3,4,5 пальцами мать снизу поддерживает грудь, 1 (большим) пальцем придерживает сверху, чтобы ребенок мог дышать.

4. Мать кормит ребенка до насыщения – 15 – 20 минут.

5. После кормления грудь оставляет открытой для контакта с воздухом на 10 – 15 минут.

6. В это же время ребенка держит вертикально до пустой отрыжки, а потом укладывает в кроватку на бок.

7. После кормления оставшееся молоко сцеживает.

Примечания:

§ В первые дни мать кормит ребенка 3 – 5 минут.

§ Первые 3 – 4 дня мать кормит ребенка лежа, а затем с 4 – 5 дня может кормить сидя, поставив под ногу на скамейку.

§ Положения при кормлении могут быть любыми удобными для матери и ребенка.

§ Детей, которые засыпают при кормлении (вялые сосуны), будят, вытаскивая сосок из его рта или слегка похлопывая его по щеке.

 


Кормление ребенка с ложки.

Показания: введение прикорма и докорма.

 

Оснащение: чистая чайная ложка, пища (овощное пюре, молочная каша, молочная смесь).

Техника выполнения.

1. Вымыть руки.

2. Приготовить пищу для ребенка.

3. Надеть на ребенка нагрудник.

4. Усадить ребенка или взять его на руки.

5. Зачерпнуть ½ ложки пищи и осторожно влить ребенку в рот.

6. Убедиться, что ребенок проглотил пищу.

7. Подобным образом вливать ребенку следующие порции пищи.

8. После кормления убедиться, что во рту не осталось пищи.

9. Снять нагрудник, при необходимости умыть ребенка.

10. После кормления ребенка в возрасте до 6 месяцев подержать вертикально до пустой отрыжки, затем положить ребенка на бок в кроватку.

11. Детей старше 6 месяцев посадить в кроватку.

 

Осложнения и их профилактика:

§ Поперхивание пищей.

§ Профилактика: набирать в ложку небольшое количество пищи, не торопиться и убеждаться, что пища проглочена.

 


Масло – 5 гр.

Техника приготовления.

 

1. Овощи промыть, очистить, порезать на небольшие кусочки.

2. Довести небольшое количество воды до кипения.

3. Опустить в кипящую воду сначала морковь, потом картофель, затем капусту. Варить под крышкой до готовности.

4. Готовые овощи вынуть из воды и в горячем виде протереть деревянной ложкой через сито.

5. Молоко нагреть до появления пара и вылить его в пюре, добавить соль и размешать.

6. Поставить кастрюлю с пюре на плиту и довести до кипения, но не кипятить.

7. Снять с плиты, добавить масло и размешать.

8. Выложить пюре на тарелку, остудить до температуры 37° - 38°.

9. Проверить температуру пюре, капнув себе на внутреннюю поверхность запястья (должно быть ощущение тепла).

 

Осложнения и их профилактика:

· соблюдать технику безопасности при работе с электроплитой.


11. Приготовление 5% и 10% манной каши.

Показания: приготовление прикорма для питания детей 1 – го года жизни.

 

Оснащение: электроплита, набор посуды,

набор продуктов: молоко, манная крупа, 5% сахарный сироп, соль, сахар, сливочное масло.

Раскладка:

5% манная каша 10% манная каша

Крупа манная 5 гр (1 ч.л.) 10 гр (2 ч.л.)

Вода 100 мл 100 мл

Молоко 100 мл 100 мл

Сахарный сироп 2 гр. 5 гр.

Соль 0,5 гр. 0,5 гр.

Масло 5 гр. 5 гр.

Техника приготовления.

 

1. Манную крупу просеять через сито.

2. Вскипятить воду, всыпать туда манную крупу, посолить и варить 10 – 15 минут, постоянно помешивая ложкой до полного испарения воды.

3. Нагреть молоко до появления пара и вылить в приготовленную кашу, размешать.

4. Поставить кастрюлю с кашей на плиту и довести до кипения, но не кипятить.

5. Снять с плиты, добавить сахарный сироп и масло, размешать.

6. Выложить на тарелку, остудить до температуры 37° - 38°. Температуру проверить, капая на внутреннюю поверхность запястья (должно быть ощущение тепла).

Осложнения и их профилактика:

§ Соблюдать технику безопасности при работе с электроплитой.


Техника выполнения.

1. Вымыть руки.

2. В стерильную бутылочку налить смесь на 10 мл больше, чем требуется.

3. Пинцетом взять чистую соску из емкости и руками надеть соску на бутылочку.

4. На дно кастрюли постелить салфетку или положить решетку.

5. Бутылочку поставить в кастрюлю, в кастрюлю налить воды на уровень смеси в бутылочке.

6. Включить плиту, поставить на нее кастрюлю и периодически встряхивая, нагреть смесь до температуры 37° - 38°, капая на внутреннюю поверхность запястья (на коже должно быть ощущения тепла).

7. Извлечь бутылочку из кастрюли.

8. Проверить, чтобы смесь вытекала каплями (перевернуть бутылочку).

9. Взять ребенка на руки.

10. Вложить соску в рот ребенку. Бутылочку держать так, чтобы горловина ее полностью была заполнена смесью (предупреждать попадание воздуха в желудок ребенка), кормить 10 – 15 минут.

11. После кормления ребенка подержать вертикально до пустой отрыжки, затем уложить на бок.

Осложнение и их профилактика:

· Створаживание кислых смесей при сильном нагреве.

Профилактика: не перегревать, соблюдая температурный режим.

· Бутылочка может лопнуть.

Профилактика: не ставить в горячую воду.

· Быстрое вытекание смеси, ребенок может поперхнуться.

Профилактика: В соске делают раскаленной иглой 3 – 4 отверстия, молоко должно вытекать каплями.

 

Примечания:

· Соблюдение правил техники безопасности

· Нельзя торопить ребенка, надавливая на соску.

· Нельзя оставлять ребенка одного во время кормления.


Техника выполнения.

Обработка бутылочек.

1. Вылить остатки смеси, промыть бутылочки под проточной водой ершиком.

2. Замочить бутылочки в емкости с 2% содовым раствором на 30 минут.

3. Промыть под горячей проточной водой.

4. В домашних условиях бутылочки кипятить в специальной кастрюле 15 минут, воду слить и хранить в специальном шкафу.

5. В стационаре поставить бутылочки в специальные сетки дном кверху.

6. Стерилизовать в сухожаровом шкафу при температуре 180°С 1 час или при температуре 160°С – 2,5 часа.

7. До использования бутылочки хранят в сухожаровом шкафу.

Обработка сосок (1 способ).

1. Соски промыть под теплой проточной водой.

2. Замочить в специальной кастрюле в 2% содовом растворе на 30 минут.

3. Промыть под теплой проточной водой.

4. Сложить соски в специальную кастрюлю, залить водой и кипятить 15 минут.

5. После кипячения воду слить и хранить соски в промаркированной кастрюле под крышкой.

Обработка сосок (2 способ).

1. Соски промыть под теплой проточной водой.

2. Замочить в специальной кастрюле в 2% содовом растворе на 30 минут.

3. Промыть под теплой проточной водой.

4. Каждую соску завернуть в салфетку, сложить их в бикс.

5. Стерилизовать в автоклаве при щадящем режиме: 1,1 атм. 45 мин. При температуре 120°.

6. До использования соски хранят в биксе.

 

Техника выполнения.

1. Подготовить весы для взвешивания ребенка.

2. Взвесить ребенка (согласно алгоритму манипуляции «Антропометрия детей раннего возраста»).

3. Записать результат взвешивания.

4. Отдать ребенка матери на кормление, создав благоприятные условия для кормления.

5. После кормления повторно взвесить ребенка.

6. Из второго веса ребенка вычесть его первоначальный вес. Разница между ними и есть количество высосанного молока ребенком.

7. Остатки молока мать должна сцедить из груди, которой кормила ребенка.

8. Протереть весы ветошью смоченной хлорамином.

 

Примечания:

§ При акте дефекации или мочеиспускании пеленки перед повторным взвешиванием не меняют.

§ На контрольное взвешивание мать с ребенком приглашается в «грудничковый» день в часы кормления по режиму.

§ Для достоверности контрольное взвешивание проводится несколько раз в день.

 


Этап.

Оснащение: индивидуальный стерильный пакет № 1 (2 пеленки, 2 зажима, ножницы, пипетки, ватные шарики), электроотсос, 20% раствор сульфацила натрия, 95° спирт, грушевидный стерильный баллончик.

 

Подготовительный этап.

1. Вымыть руки, надеть стерильный халат, шапочку и перчатки.

2. Достать пакеты из стерильного бикса.

3. Открыть 1 – й пакет.

Этап

Оснащение: индивидуальный стерильный пакет № 2 (ножницы,

скобка Роговина, косыночная повязка и марлевая салфетка, сложенная в 4 слоя, клеенчатая или марлевая лента, ватные шарики), 95◦ спирт, 5% раствор перманганата калия, стерильное растительное масло.

 

Техника выполнения.

1. Вымыть руки, сменить перчатки.

2. Открыть 2 – пакет.

3. Ватным шариком, смоченным 95° спиртом, обработать и отжать пуповину.

4. Наложить скобку Роговина (одноразовую клипсу) на расстоянии 1 см от пупочного кольца.

5. Остаток пуповины отрезать стерильными ножницами на расстоянии

2 см от скобки.

6. Место среза обработать ватным шариком, смоченным 95°спиртом, затем шариком, смоченным 5% раствором перманганата калия.

7. На культю наложить стерильную марлевую повязку.

8. Измерить рост, окружность головы и груди и взвесить ребенка.

9. Избыток смазки снять стерильным растительным маслом.

10. На клеенчатых браслетах и «медальоне» написать: ФИО матери, пол и массу ребенка, дату и время рождения.

11. Прочитать эти данные матери и привязать браслетки на руки ребенка.

12. Запеленать ребенка, вложить «медальон» в пеленки и приложить ребенка к груди матери.

13. Все данные записать в историю развития новорожденного.

14. Через 2 часа провести повторную профилактику гонобленореи и передать ребенка медсестре отделения новорожденных.

 

Осложнения: переохлаждение, инфицирование.

Профилактика: соблюдение правил асептики и антисептики и техники проведения манипуляции.


2. Уход за пуповинным остатком.

 

Показания: всем новорожденным с пуповинным остатком.

 

Оснащение: стерильные ватные палочки, 95° спирт, 5% раствор перманганата калия, 2 стерильные мензурки, лоток.

Подготовка ребенка: ребенка распеленать.

Подготовительный этап.

1. Вымыть и просушить руки.

2. Надеть стерильный халат.

3. Надеть стерильные перчатки.

4. Поставить на инструментальный столик: мензурки, налить в одну 95◦ спирт, в другую - 5% раствор перманганата калия, положить стерильную салфетку с ватными палочками, поставить лоток.

Уход за пупочной ранкой.

Цель: способствовать заживлению пупочной ранки, профилактика инфицирования пупочной ранки.

 

Оснащение: стерильные ватные палочки, 3% раствор перекиси водорода,

5% раствор перманганата калия, 95° спирт, 3 стерильные мензурки, лоток.

Подготовка ребенка: ребенка распеленать.

Подготовительный этап:

1. Вымыть и просушить руки.

2. Надеть стерильный халат, стерильные перчатки.

3. Поставить на инструментальный столик: мензурки, в которые налить 3% раствор перекиси водорода, 5% раствор перманганата калия и 95° спирт, положить стерильную салфетку с палочками, поставить лоток.

Подготовка больного.

1. Санация носовых ходов и полости рта новорожденного.

2. Подача кислорода для предупреждения приступа асфиксии.

Подготовительный этап.

1. Вымыть и просушить руки.

2. Надеть фартук и перчатки.

3. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение и подогретую смесь.

4. Приподнять изголовье кровати или пеленального столика.

Подготовительный этап.

1. Вымыть и просушить руки.

2. Поставить на предметный столик необходимое оснащение.

3. Рассчитать дозу антибиотика: дозу антибиотика во флаконе разделить на назначенную дозу антибиотика, полученное число = количеству растворителя в мл, а в шприц для инъекции набрать 1 мл полученного раствора. (Например, во флаконе 500000 ЕД а/б, а назначено 200000 ЕД. 500000 ЕД: 200000 ЕД = 2,5 мл растворителя).

4. Распеленать ребенка и положить на живот.

Подготовительный этап.

1. Включить обогреваемый стол

2. Подготовить аппаратуру к работе.

Подготовка больного.

1. Успокоить ребенка.

2. Детям раннего возраста подсчет дыхания лучше проводить во сне.

3. Ребенка старшего возраста удобно посадить или уложить в постели, для отвлечения его внимания взять за руку, как для подсчета пульса.

Детям старшего возраста.

1. Согреть руки.

2. Положить руку на живот или грудную клетку.

3. Определить количество дыхательных движений за 1 минуту.

4. Записать полученные данные в лист наблюдения.

Детям раннего возраста.

1. Осторожно расстегнуть одежду.

2. Использовать лучше не контактный, а визуальный способ: подсчитать ЧДД по экскурсии грудной клетки или движению живота.

3. Использовать фонендоскоп, приблизив его к носу ребенка или установив его на грудную клетку.

4. Определить количество дыхательных движений за 1 минуту.

5. Записать полученные данные в лист наблюдения.

Примечания.

Медсестра должна оценить:

§ характер дыхания (поверхностный или глубокий),

§ ритм дыхания

§ тип дыхания

§ у детей до 1 года дыхание брюшное или диафрагмальное,

§ на 2 – м году дыхание смешанное,

§ в 3 – 4 года преобладает грудное дыхание,

§ после 7 лет у мальчиков – брюшное, у девочек – грудное дыхание.

§ частое дыхание – тахипноэ, редкое дыхание – брадипноэ,

§ отсутствие дыхания – апноэ.

Возраст ЧДД в мин.
Новорожденные 40 - 60
1 – 6 месяцев 40 - 35
7 - 12 месяцев 35 - 30
1 – 6 лет 30 – 25
7 – 11 лет 23 – 20
12 – 16 лет 20 - 18
Взрослые 18 - 16

Техника выполнения.

1. Принять удобное положение на стуле.

2. Согреть руки.

3. У детей исследуют пульс на лучевой артерии, для этого наложить 2,3,4, пальцы на лучевую артерию, а 1 – й палец – на тыльную сторону предплечья.

4. Прижать артерию к лучевой кости и нащупать пульс.

5. Пульс подсчитывают в течение 1 мин.

Примечания.

Медсестра должна оценить:

§ ритм пульса – по интервалу между пульсовыми волнами,

§ частоту пульса – определить за 1 мин. и сравнить с возрастной нормой,

§ напряжение – определить по силе, с которой нужно нажать на лучевую артерию, чтобы полностью прекратились ее пульсовые волны.

§ наполнение – по степени наполнения артерии кровью,

§ симметричность определить на обеих руках.

Записать результаты и сравнить с возрастной нормой.

 

Возраст ЧСС в мин.
Новорожденные 120 - 140
До 1 года 125 - 120
1 – 2 года 115 - 110
2 – 3 года 110 – 105
3 – 7 лет 105 – 90
8 – 12 лет 80 – 75
Старше 12 лет 75 - 70

 

У детей раннего возраста пульс можно исследовать на: незакрытом большом родничке, височных артериях, сонных артериях, бедренных артериях, подколенных и артериях тыла стопы.

У детей грудного возраста – пульс частый, поверхностный, аритмичный.

Типы пульса:

учащение пульса – тахикардия,

замедление пульса – брадикардия.

Раздача лекарств детям.

 

Показания: своевременно, четко, правильно выполнить назначения врача.

Оснащение: листы назначений, ящик с ячейками, пинцет, стерильные мензурки, кулечки из бумаги или флакончики, чайник с кипяченой водой.

Промывание желудка детям.

 

Показания: заболевания ЖКТ, отравления, рвота.

Противопоказания: кровотечение, судороги.

Оснащение: желудочный зонд с воронкой, роторасширитель, шпатель, эмалированная кружка, фартук, стерильная простыня, посуда для промывных вод, вода температурой 22 - 24°, вазелиновое масло.

Примечания.

Диаметр зонда должен соответствовать возрасту ребенка:

§ детям до 3 – х месяцев промывание желудка проводится желудочным катетером,

§ детям раннего возраста – зондом диаметра 3,25 мм

§ детям старшего возраста – зондом 10 – 12 мм.

Глубина введения зонда:

§ детям первого года жизни – от переносицы до мечевидного отростка,

§ детям старше года – от переносицы до пупка,

§ школьникам – рост минус 100.

Количество жидкости необходимое для промывания желудка детям:

Детям до 12 мес – 100 мл х n, где n – число меяцев ребенка.

Детям старше 1 года – 1л х m, где m – число лет ребенка, но не более 10 л.

Промывание проводят изотоническим раствором натрия хлорида.


 

Способ.

Показания: назначение врача, диагностика гельминтоза.

Оснащение: прозрачная липкая лента, шпатель, предметное стекло.

Способ. Показания те же.

Оснащение: 40% раствор глицерина или физ. раствор, флакон и ватная палочка, перчатки, пеленка, бланк направления.

 

Примечания.

Резиновые баллончики бывают разных размеров: № 1 – 30 мл, № 2 – 60 мл.

Количество жидкости для детей разного возраста:

· Новорожденные – 25 – 30 мл 1 – 2 мес. – 60 мл

· 3 – 12 мес. – 90 – 150 мл 1 – 2 года – 200 мл

 

Сбор мочи у девочек.

1. Круг обработать 1% раствором хлорамина.

2. Положить на него пеленку.

3. В центр круга поставить тарелочку или лоток.

4. Уложить на круг девочку, накрыть ее пеленкой.

5. После мочеиспускания мочу из тарелочки слить в чистую банку.

6. Девочку одеть или запеленать и уложить в кроватку.

7. Баночку с мочой (50 – 100 мл) и направлением отправить в клиническую лабораторию.

 

Сбор мочи у мальчиков.

1. Ребенка запеленать так, чтобы зафиксированы были руки и ноги.

2. Между ног поместить пробирку, ввести в нее penis ребенка, на лобок прикрепить лейкопластырь.

3. Или надеть на penis одноразовый стерильный мочеприемник.

4. После мочеиспускания мочу слить в баночку.

5. Мальчика одеть или запеленать и уложить в кроватку.

6. Баночку с мочой (50 – 100 мл) и направлением отправить в клиническую лабораторию.


Профилактика пролежней.

Последовательность действий:

1. Успокоить пациента, объяснить ход предстоящей манипуляции.

2. Надеть резиновые перчатки.

3. Положить пациента на живот (под грудь – подушку).

4. Осмотреть спину, ягодицы, голень и пятки пациента (места наибольшего давления).

5. Обмыть тело пациента теплой водой.

6. Высушить насухо обмытые части тела.

7. Протереть марлевым тампоном, смоченным 10% раствором камфорного спирта или 1% раствор салицилового спирта или 40% этиловым спиртом.

8. Протирать, слегка массируя, кожные покровы до покраснения.

9. Обрабатывать кожные покровы ежедневно.

10. Снять перчатки и поместить их в емкость с дезинфицирующим раствором.

Лечение.

Показание: уход за раневой поверхностью.

 

Оснащение: 3% раствор перекись водорода, 1% раствор бриллиантового зеленого, 5% раствор перманганата калия, мазь Вишневского, лоток стерильный и лоток для сбора обработанного перевязочного материала,

3 пинцета, ножницы, стерильный перевязочный материал (салфетки, шарики), резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим материалом.

 

Последовательность действий:

1. Успокоить пациента, объяснить ход предстоящей манипуляции.

2. Надеть резиновые перчатки.

3. Обработать кожу пациента при появлении первых признаков образования пролежней (покраснение кожи) 1% раствором бриллиантового зеленого.

4. Обработать раневую поверхность при нарушении целостности кожи 3% раствором перекиси водорода с помощью стерильного пинцета и шарика.

5. Сменить перевязочный материал и продубить края пролежня 5% раствором пермангата калия.

6. Облучить кварцевой лампой от 1 до 3 минут область пролежня.

7. Сменить пинцет.

8. Наложить на область пролежня салфетки, пропитанные мазью Вишневского или солкосерилом.

9. Поместить в емкость с дезинфицирующим раствором использованные предметы медицинского назначения.

10. Снять перчатки и поместить их в емкость с дезинфицирующим раствором.


Туалет родильницы.

 

Цель: профилактика инфицирования родовых путей.

 

Оснащение: двухярусный столик, флакон с фурацилином 1:5000, чистая клеенка, судно, стерильные корнцанги (2), стерильный анатомический пинцет (1), стерильные шарики, 3% раствор перекиси водорода, 5 % раствор настойки йода, подкладные, резиновые перчатки.

Накрыть столик следующим образом: на нижней полке расположить емкость с раствором фурацилина и чистые пеленки, а на верхнем (стерильном) ярусе разместить стерильные перчатки, шарики, корнцанги, пинцет (в стерильной упаковке), ватные палочки, 3% раствор перекиси водорода, 5% раствор йода.

 

Методика выполнения:

Процедуру выполняет медсестра вместе с санитаркой. На санитарке должен быть фартук поверх халата и перчатки.

1. Медсестра моет руки и надевает перчатки.

2. Объяснить женщине необходимость и ход выполнения процедуры.

3. Санитарка снимает с родильницы одеяло, и укладывает ее в положение «на спине» с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах и разведенными ногами.

4. Под ягодицы родильницы санитарка стелет клеенку и ставит судно.

5. Санитарка из флакона поливает раствор фурацилина (теплый) на промежность родильницы.

6. Медсестра шариком на корнцанге осторожно обмывает половые органы от лобка к анальному отверстию, после этого обмывает внутреннюю поверхность бедер.

7. Санитарка убирает судно и клеенку.

8. Медсестра стелет под родильницу стерильную подкладную, попросив поднять ягодицы, и стараясь не коснуться родильницы стерильными руками.

9. Медсестра с помощью корнцанга или пинцета сухим шариком промокает наружные половые органы и внутреннюю поверхность бедер родильницы.

10. При наличии швов медсестра обрабатывает их с помощью шарика 3% раствором перекиси водорода.

11. Просушивает швы сухим шариком.

12. Обрабатывает швы 5% раствором йода.

13. Если есть изменения в состоянии швов (покраснение, нагноение, отек), медсестра немедленно сообщает врачу.

14. Снимает перчатки и моет руки.


Смена белья

 

Сменить постельное белье (простыню) тяжелобольному можно двумя способами (лучше это делать вдвоем).

Первый способ применяют в том случае, если пациенту разрешено поворачиваться в постели (постельный режим).

Последовательность действий:

1) наденьте перчатки, приготовьте непромокаемый мешок для грязного белья;

2) чистую простыню скатайте по длине до середины;

3) поднимите голову пациента и уберите из-под нее подушку;

4) подвиньте пациента к краю кровати, повернув его на бок;

5) грязную простыню скатайте по всей длине по направлению к пациенту;

6) на освободившейся части постели расстелите чистую простыню;

7) поверните пациента на спину, а затем на другой бок, чтобы он оказался на чистой простыне;

8) уберите грязную простыню в непромокаемый мешок и расправьте чистую;

9) края простыни подверните под матрац;

10) снимите перчатки, вымойте руки.

Второй способ применяют обычно в том случае, если пациенту запрещены активные движения в постели (строгий постельный режим).

Последовательность действий:

1) наденьте перчатки, приготовьте непромокаемый мешок;

2) чистую простыню полностью скатайте, как бинт, в поперечном направлении;

3) осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки;

4) быстро скатайте грязную простыню со стороны изголовья кровать\тидо поясницы, положив на освободившуюся часть кровати чистую простыню;

5) на чистую простыню положите подушку и опустите на нее голову пациента;

6) приподнимите таз, а затем ноги пациента, сдвиньте грязную простыню, продолжая расправлять чистую. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац;

7) уберите грязную простыню в непромокаемый мешок;

8) снимите перчатки, вымойте руки.


Подготовка к процедуре.

1) прочитайте название лекарственного средства;

2) приготовьте пипетку (если капельница вмонтирована в пробку – ею можно пользоваться для введения лекарства только одному пациенту);

3) сообщите пациенту необходимую информац


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.354 с.