Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание» ) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание» )

2017-08-24 246
Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание» ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БИЛЕТ 1

1. Чацкий против фамусовского общества.:

Комедия "Горе от ума"

Фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции "века минувшего", противопоставлен в комедии Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек "века нынешнего".Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ "нового" человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежным.

Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе "А судьи кто?" он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, века "покорности и страха", века "лести и спеси".

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. "Служить бы рад, прислуживаться тошно", — говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавнокрепостнического строя.

Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом. Если фамусовское общество оценивает человека по его происхождению, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.

2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.:

«Преступление и наказание» —Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

Родион Раскольников — молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим, и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение процентщице, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко — подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху — воспротивиться злу и восстановить справедливость!» — решает Раскольников.

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь.

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего трагического времени он не верит, то единственный способ — стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди — разрушители такого порядка — переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова — значит стать человеком.

Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?

Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека — в этом величие и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».

БИЛЕТ 2

1. Проблематика и идейный смысл комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».:

В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и т. п.

В пьесе Грибоедова отражена смертельная борьба двухосновных лагерей, консервативного дворянства, с одной стороны, и прогрессивного дворянства — с другой. Особенно широко здесь представлена дворянская знать: Фамусов и его гости. Это лишенные всякого чувства гуманности закоснелые враги свободы, душители просвещения, сокровенное желание которых — «забрать все книги бы, да сжечь».

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный воин против крепостничества и деспотического самовластья, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума.

Глубоко веря в правоту своих идей, Ч убежден, что его мечтания осуществятся, что будущее принадлежит идеям новых людей, его собратьям по духу.

Основные проблемы комедии

1)Проблема борьбы нового со старым

2)Проблема отношения к крепостничеству

3)Проблема преклонения перед общественным мнением

4)Проблема мелочности интересов, духовной пустоты

5)Проблема воспитания

6)Проблема смысла жизни

7)Проблема противостояния вольнолюбивых дворян реакционному лагерю крепостников

БИЛЕТ 3

БИЛЕТ 4

БИЛЕТ 5

БИЛЕТ 6

БИЛЕТ 7

БИЛЕТ 8

БИЛЕТ 9

БИЛЕТ 10.

1. Основные мотивы лирики А.А. Фета. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений.

Красота — главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Ведь именно к красоте всегда стремился Фет. Он искал ее во всем: в искусстве, в слове, в музыке, в природе и любви.

Основные темы поэзии Фета — природа и любовь. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира.

Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: "лес проснулся", "солнце встало... затрепетало". И поэт полон жажды любви и творчества.

 

Импрессионизм в лирике А. Фета.

Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета.

Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали, неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души человека.

Стихотворение Фета «В дымке-невидимке» является ярким примером того, как может звучать импрессионизм в поэзии.

 

Билет 11

1. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение «В дороге» стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.

Чтобы понять себя, осветить историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души.

Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только не только к русскому народу, но и к родной земле. Любовь к полям и лесам зародилась у Некрасова еще в детские годы.

Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта- предназначение поэта и поэзии- проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него-это пророк, которого к людям послал бог гнева и печали.

2.Души мертвые и живые в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

В поэме «Мертвые души» Гоголь последовательно изображает чиновников, помещиков и главного героя поэмы Чичикова. Сюжетно поэма построена как история похождений Чичикова - чиновника, скупающего "мертвые души". Это происходит в определенной последовательности: от менее плохого- к худшему, от тех, у кого еще есть душа, до полностью бездушных.

1)Первым, к кому попадает Чичиков- помещик Манилов. За его приятной внешностью скрывается бездеятельность, наигранная любовь к семье и крестьянам. Заглянув к нему в кабинет, мы видим запыленную книгу, которая уже 2 года раскрыта на 14 странице. Все это позволяет нам отнести Манилова к людям, ничего не дающим обществу.

2)Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение Коробочки. Ее бездушие заключается в мелких жизненных интересов. Кроме цен на мед Коробочку мало что волнует. Даже в продаже мертвых душ Коробочка боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует.

3)Следующим на пути у Чичикова встречается помещик Ноздрев. Поначалу он может казаться живым и деятельным человеком, а на самом деле оказывается пустым. К этому добавляется еще одна черта характера Ноздрева- страсть к вранью. Бездушность этого героя заключается в том, что он не может направить свою энергию и таланты в нужное русло.

4)Далее Чичиков попадает к помещику Собакевичу. Помещик показался Чичикову похожим на медведя. Ничтожность и мелочность души Собакевича подчеркивает описание вещей в его доме. Мебель такая же тяжелая как и хозяин. Каждый из предметов как бы говорит: я тоже Собакевич!

5)Похождение Чичикова завершает Плюшкин, чья бездушность приняла совершенно бесчеловечные формы. Когда то он был трудолюбивым хозяином, но после смерти жены все пошло прахом, скупость усилилась до высшей степени. У этого помещика накопились огромные запасы добра, но он, не довольствуясь этим, ходил каждый день по деревне и все, что попадалось, собирал и складывал в кучу в углу комнаты. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах.

 

Рядом с помещиками и чиновниками- мертвыми душами- встают светлые образы простых людей. Это образы умерших и беглых крестьян: чудо-мастер Михеев, сапожник Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин.

 

Билет 12

Билет 13

1. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

Под грохот орудий четвертого бастиона Толстой начал писать свой первый рассказ о героической обороне города, «Севастополь в декабре месяце», за ним последовали два других: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».

Толстой подводит читателя к мысли о том, что война это не блестящий строй с музыкой и барабанным боем, а кровь, страдания и смерть.

1)Первый рассказ говорит о Севастополе в декабре 1854 года. Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные.

Толстой рассказывает о матросе с оторванной ногой, которого несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп нашей батареи. «Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два еще нас хватит!» Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом даже не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто, спокойно, деловито говорить о своей собственной завтрашней неизбежной гибели.

2)Второй рассказ относится к маю 1855 года. В мае произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля. Толстой показывает, как используют солдаты короткое перемирие, чтобы убрать и захоронить убитых. Толстой предельно искренен и правдив, он очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, действительность намного богаче фантазии.

3)Третий рассказ повествует о Севастополе в августе 1855 года. Это последний, самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, месяц падения Севастополя. Писатель показывает героизм людей, привыкших к повседневным обстрелам. Живущих привычной жизнью. Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг.

 

2. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме А.Н.Островского «Гроза». Н.А.Добролюбов о драме.

 

Катерина выросла в простой купеческой семье, где царили любовь и уважение друг к другу. Ее мир наполнен поэзией и красотой.

1)Характер героини: натура сильная, страстная, свободолюбивая.

2)Трагедия героини: Катерина светлая, искренняя, но там, где ей приходится жить(в доме кабановых), эти качества просто никому не нужны. А она не хочет жить по законам «темного царства» и не умеет к ним приспосабливаться, потому что это значило бы изменить свои нравственные устои.

3)Любовь в жизни героини

Вышла замуж не по любви, но очень старалась быть Тихону хорошей женой. Потребность в любви живет в ней. Тихон по своему ее любит, но боится этой любви. Вспыхнувшая страсть к Борису лишила героиню воли- родилась новая Катерина, готовая умереть за свою любовь. Брак, освященный в церкви, свят для нее, и она хорошо осознает последствия своей греховной любви. Борис единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах, он даже советует ей покориться судьбе. Катерина: «коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Ради любви она готова на все, даже преступить те понятия о грехе и добродетели, которые для нее святы.

4)Добролюбов о героине

Он писал, что Катерина обладает пылкой и страстной душой, сильным характером и ее самоубийство словно грозовой вспышкой на миг осветило мрак «темного царства»

 

Билет 14

1. Общая характеристика романа И.А. Гончарова "Обломов

История создания: Замысел возник в 1847г. Работа была прервана из-за кругосветного путешествия и завершена только к 1859г.

Тема: судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Проблема: 1)противостояния патриархального мира и цивилизации.

2)свободы и воли

3)смысла жизни и лени

Идея: условия помещичьего быта и дворянского воспитания, которые порождают в герое апатию, безволие, равнодушие, осуждаются автором.

Подтемы: вопрос о подлинной дружбе, любви, гуманизме.

 

Образ Обломова и Штольца:

1)Обломов: За ним в детстве постоянно наблюдали, его окружало множество людей, недававших ничего сделать самому. Для него нет ничего лучше его родной Обломовки и образа жизни ее обитателей. Идеал жизни- безмятежный покой. Он апатичен, всякую деятельность воспринимает как суету. Он живет в воображении, ни к чему не стремится.

Лень и бездеятельность Обломова вызваны резко-отрицательным и скептическим отношением к жизни и интересам практически деятельных людей.

2)Штольц: Его с детства приучали к труду. Не принимает образа жизни Обломова, никогда не сидит на месте. Он активен и всегда чем то занят.

 

Последняя возможность излечиться от "обломовщины" предстала перед героем в образе прекрасной русской девушки Ольги Ильинской. Любовь к ней на время воскресила Обломова. Здесь обнаружилось и "золотое сердце" Обломова, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство души. Но любовь требует от человека не только порывов, но и постоянного внутреннего роста, преображения души, развития ума, чувства. Любовь не принимает "сна", неподвижности. "Обломовщина" победила и на этот раз. Ольга Ильинская расстается с Обломовым. Тонкая и глубокая натура, не останавливающаяся в своем развитии, она поняла, что ее чувство обречено, не имеет перспективы: в затхлом обломовском мирке она задохнулась бы, умерла как личность. Поэтому итог жизни самого Обломова (еще задолго до смерти физической) она воспринимает как катастрофу. Ольга выходит замуж за Штольца. Союз со Штольцем — это любящая семья. Но несмотря на идеальность Штольца, Ольга чувствует, что ей чего-то не хватает в жизни, ее тяготит спокойствие и безмятежность. В финале мы наблюдаем медленное умирание Обломова в доме его жены, мещанки Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая создала ему "идеал нерушимого покоя жизни". Но и сама она приобрела новое человеческое существование, наполненное серьезной внутренней работой и обретшее смысл.

 

Образ Катерины

В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, тем саамы она попала в атмосферу тирании и лжи.

Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли. Катя - единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается. Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.

Смерть Катерины не оказалась напрасной, она привела к разрушению всего царства Кабанихи: Тихон восстает против матери и открыто обвиняет ее в смерти Катерины, Варвара, которой не так и не удалось приспособиться к тирании матери сбегает с Кудряшом. В этом поступке, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе». А во всем образе Катерины он увидел» протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина».

 

Билет 15

1. Прием антитезы в романе И.А.Гончарова «Обломов»

 

Роман И. А. Гончарова “Обломов” организован с помощью приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя — герою, события — событию, понятия — понятию и т. д. Однако что дает нам, читателям, использование этого приема?

1)Во-первых, в противопоставлении (как и в сравнении) легче выявляются особенные черты характера, которые часто бывают индивидуальными и поэтому представляют определенную ценность.

2)Также антитеза дает возможность увидеть два несопоставимых полюса, два контрастно выраженных понятия. (Таковы два сталкивающихся состояния Обломова: бурная временная деятельность и бездеятельность, лень, апатия.)

3) В-третьих, антитеза помогает проникнуть во внутренний мир героя, показывая контрастность, присутствующую не только во внешнем, но и в духовном мире. (Мечты Обломова и реальность, в которую он так и не сможет их воплотить.)

 

2. Изображение Н.С.Лесковым русского национального характера в повести «Очарованный странник».

В повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин.

Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина. Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному. Он спасает людей от неминуемой гибели, причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. В Иване за внешней грубостью и жестокостью скрыта огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу. Природная доброта раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он понастоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает и когда он встречает мать своей воспитанниыЮ то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет.И та любовь которую он испытывал к ребенку помогает ему понять что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать.

В своей повести Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко

Билет 16

1. Общая характеристика романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Тургенев- психолог.

Семейно-бытовой

3)Психологический(исследование человеческих характеров)

Билет-17

1. Конфликт двух мировоззрений в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

 

 

1)П.П.Кирсанов- дворянин, аристократ, представитель старого поколения(отцов).

2)Евгений Базаров- представитель молодого поколения(детей), студент, нигилист.

 

3)Перед нами два сильных характера, две яркие личности, гордые и самолюбивые, не поддающиеся чужому влиянию и умеющие подчинить себе других.

Споры этих двух персонажей раскрывают основную мысль романа, придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя, показывают превосходство новых, прогрессивных идей над старым, отжившим, вечное движение общества к прогрессу.

В гл.10 автор изображает поединок между Павлом Петровичем и Базаровым. Они обсуждают 4 вопроса:

1)О роли дворянства

-П.П считает, что аристократы- движущая сила общественного развития.

-Базаров обвиняет аристократов в бездействии.

2)О нигилизме

-П.П осуждает нигилистов за то, что они никого не уважают, живут без принципов.

3)Об отношении к народу

-П.П прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика.

-Базаров сожалеет, что народ не понимает собственных интересов.

4)Взгляды на искусство и природу

-П.П считает это возвышенным и прекрасным и совершенно необходимым каждому человеку.

-Базаров отрицает полезность искусства, а к природе подходит материалистически.

 

Им не хватило: одному- чувства почтения сына, другому- любви и понимания отца.

Вывод: Они не искали истину, они просто выясняли отношения.

 

2.Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Царское самодержавие и положение угнетенного гарода (на примере одной сказки).

Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят “Сказки для детей изрядного возраста”. Эти сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы. В чем же состоит особенность сказок Салтыкова-Щедрина?

Во-первых, сказки Салтыкова остросоциальны. Мы можем определить историческую эпоху, во время которой происходит действие, и социальные слои, действующие в сказке.

Следующей яркой чертой сказок Салтыкова является полное отсутствие положительных героев. Действительно, если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не добродетель, а порок.

Михаил Евграфович постоянно использует внутренние монологи, которые дополняют описываемую картину, полнее раскрывают характер героя.

Если сравнивать “Сказки” Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками, то следует отметить, что герои Салтыкова статичны. Премудрый пискарь все осознал, но так и не вылез из норы; генералы как ничего не делали, так и вернулись в свое министерство на казенные харчи. В то время, как в народных сказках часто происходит изменение героя к лучшему (Иван-дурак превращается в Ивана-царевича).

“Сказки для детей изрядного возраста” нельзя ни с чем перепутать, они всегда узнаваемы, единственны в своем роде. А проблемы, поставленные в них (проблема власти и народа, глупости власти, покорности и раболепия народа), актуальны и по сей день. Главная особенность этих произведений состоит в том, что через отрицание (через отрицательные примеры) писатель стремится к утверждению таких высоких понятий, как честь, совесть, правда, справедливость, мудрость.

Билет 18

1. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", отношение к нему автора.

Новый человек

Разночинец по происхождению, демократ по политическим убеждениям- новый человек, представитель поколения «детей». Отмечается внешняя непривлекательность «волосатого» студента и его пренебрежение к одежде. Но в герое восхищает многое другое: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Базаров-медик, собирается продолжить дело отца, уездного лекаря, увлечен естественными науками. Перед нами человек труда.

Революционер

Является в романе выразителем идей революционной демократии и противопоставлен либеральному дворянству. Его политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Красоту, эстетическое наслаждение отрицает. Резок в своих суждениях и оценках. Не успев реализовать себя в жизни, герой только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые ощущает, что жизнь шире и многообразнее его представлений.

Теоретик

Пытается построить свою жизнь на основе теории нигилизма, уверен, что жизнь можно подчинить придуманной теории. Но в душе героя существую зародыши всех чувств, которые он отрицает, среди них и способность любить(влюбляется в Одинцову). Получается, что главные конфликт в романе- это конфликт героя с самим собой.

2. Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: "Крыжовник" "Ионыч" "Попрыгунья" "Дама с собачкой" "Дом с мезонином" (по выбору учащегося).

1.Основная идея творчества А. П. Чехова.

2.Рассказ А. П. Чехова "Ионыч":

а)идеалы юности;

б)духовная деградация героя;

в)картины смерти заживо.

3.Причины духовного падения Дмитрия Старцева.

 

1. Антон Павлович Чехов (1860—1904) по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Все его рассказы не только очень реалистичны, но в них заложен глубокий философский смысл. "Пошлость пошлого человека" — это то, против чего всю жизнь боролся писатель, эта тема прошла через все творчество Чехова. Протест против "обыденщины" — главное в его произведениях.

Судьбы героев его рассказов очень разные, но всех их объединяет одно: проблема духовной деградации человека, тема смысла жизни.

 

2. В рассказе "Ионыч", героем которого является Дмитрий Ионыч Старцев, Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни.

 

а) Дмитрий Старцев был назначен врачом в земскую больницу. Он хороший врач, честно выполняет нелегкие свои обязанности: проводит год "в трудах и одиночестве", не имея свободного часа. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он терпеть не может "картежников, алкоголиков, хрипунов" — обывателей города С. Старцев выгодно отличается и горячими движениями души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". В разговоре "о политике или науке" обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Дмитрий знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой в городе", влюбляется в Екатерину Ивановну — Котика — миловидную девушку. Это чувство оказалось за все время его жизни в городе "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Поверив не очень умной шутке Котика, он даже идет ночью на свидание к ней на кладбище. Когда же Котик уехала из города, он страдал всего три дня.

 

б) Огонек в его душе погас. К 35—36 годам он уже превратился в Ионыча — ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога. Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается постепенно и моральное "ожирение". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обыденных вещах. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвание "поляк надутый". Теперь же, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, он уже не пугает обывателей. И его перестали звать "надутый", а зовут по-родственному — "Ионыч". Когда Котик возвратилась, то жила надеждой на любовь Старцева. Ей так хотелось видеть в нем "лучшего из людей", она "пристально и с любопытством" вглядывается в него, обращает на него "грустные, благодарные, испытывающие глаза". Екатерине Ивановне хочется найти человека, который позвал бы ее куда-то из этого дома, ставшего чужим, открыл бы ей какую-то высокую цель в жизни. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Огонек в душе Ионыча погас окончательно. Беспросветным бездушием веет от его слов, когда он получает письмо от Екатерины Ивановны. "Он прочел письмо, подумал и сказал Паве:

- Скажи, любезный, что сегодня я не могу приехать, я очень занят. Приеду, скажи, так дня через три". Произнесена самая банальная, расхожая фраза, а за нею - оледенение души. И, чтобы сделать последний штрих в этой картине смерти заживо, Чехов приводит еще одну, последнюю, фразу Ионыча, относящуюся к предмету его бывшей любви: "И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

-Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

Вот и все, что можно сказать про него".

 

в) Приговор произнесен очень просто. А ведь это ужасный приговор. Праздное, механическое любопытство звучит в вопросе Ионыча, вконец опустившегося обывателя.

Что же его волнует в конце жизни? Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало- помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег. Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни золи к борьбе с обывательщиной у него нет. Жизненный путь завершен.

 

3. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Жизнь его однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Да и сам Старцев растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Отчего же так быстро все свершилось? Все начинается с маленьких, казалось бы, простительных недостатков в характере и поведении человека: меркантилен и мелок в любви; недостаточно чуток к людям, раздражителен, непоследователен в своих убеждениях, не способен их отстаивать, — а кончается идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией.

 

Билет-19

1. Герои романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).

1.Последнее слово Лермонтова-романтика.

2.Тема и идейный пафос поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

3.Образ главного героя поэмы.

4.Основные противоречия образа Мцыри.

5.Образ героя поэмы — художественное обобщение.

 

1. Ученые спорят: "Мцыри" или "Демон" — последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан "Демон" (начата поэма в 1829 году; последняя редакция в 1839 году). Поэма "Мцыри" появилась в 1840 году.

 

2. Тема поэмы "Мцыри" — любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине. Основной идейный пафос ее —протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе. Для человека, рожденного свободн


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.