Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента

2017-08-23 351
Анализ результатов тестов на выявление зависимого поведения в группе виртуальных аддиктов и группе риска до и после формирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шкалы теста Аддиктивная группа Группа риска
Ср.до эксперимента Ср. после эксперимента t Ср.до эксперимента Ср. после эксперимента t
Интернет-аддикция 18,25 12,86 3,27** 11,68 6,37 5,84***
Склонность к зависимому поведению 123,05 118,47 2,94* 110,08 102,97 2,59*
Потребность в ощущениях 8,6 8,34 1,54 8,48 7,97 1,28

знаком * отмечены достоверные (статистически значимые) различия показателей;

* - р≤0,05 (низкий уровень значимости); ** - р≤0,01(средний уровень значимости);

*** - р≤0,001 (высокий уровень значимости);

В результате анализа данных контрольного среза выявлены следующие изменения содержательных составляющих структурных блоков саморегуляции виртуальных аддиктов и группы риска:

- в группе виртуальных аддиктов и группе риска повышен общий уровень осознанной саморегуляции и его составляющих: планирования, программирования, оценки результатов, гибкости, самостоятельности;

- на неосознанном уровне саморегуляции виртуальных аддиктов отмечены снижение уровня тревожности и фрустрированности, а так же увеличение обращений к продуктивным когнитивным (проблемный анализ) и эмоциональным (оптимизм) копинг-стратегиям. В группе риска на неосознанном уровне саморегуляции отмечено снижение уровня агрессии и увеличение обращений к продуктивным когнитивным (проблемный анализ) и поведенческим (сотрудничество) копинг-стратегиям.

- в личностном блоке саморегуляции испытуемых групп риска и виртуальных аддиктов на значимом уровне повысились показатели поддержки (р≤0,001), показатели ориентации во времени повысились в группе виртуальных аддиктов. Показатели ценностных ориентаций экспериментальных групп после проведения тренинговой работы повысились незначительно, что объясняется спецификой регуляторной роли ценностных ориентаций, состоящей в устойчивости и постоянстве их смысловых влияний. Использованные психокоррекционные методы позволили оптимизировать уровень самооценки лишь у некоторой части испытуемых экспериментальных групп.

Таким образом, формирование психической саморегуляции способствует изменению содержательных составляющих уровней саморегуляции виртуальных аддиктов и группы риска: повышению степени осознанной саморегуляции, внутреннего самоконтроля, применению продуктивных способов саморегуляции психического состояния, снижению дискомфортных психических состояний.

Изменения идентичности виртуальных аддиктов в результате овладения навыками психической саморегуляции и трансформации некоторых компонентов данной структуры исследованы с помощью факторного анализа. Для наглядной демонстрации полученных в процессе формирующего эксперимента результатов представим структуру идентичности виртуальных аддиктов и группы риска до и после формирующего эксперимента (в сравнении с группой нормы) по критерию процентного вклада каждого компонента (рис. 16).

Вклад   компонента   в   %

 

Рис. 16. Вклад основных компонентов в структуру идентичности виртуальных аддиктов и в группы риска до и после тренинга в сравнении с группой нормы

Примечания к рисунку: 1 – вклад компонентов в группе виртуальных аддиктов до формирующего эксперимента; 2 – вклад компонентов в группе виртуальных аддиктов после формирующего эксперимента; 3 – вклад компонентов в группе риска до формирующего эксперимента; 4 – вклад компонентов в группе риска после формирующего эксперимента; 5 – вклад компонентов в группе нормы.

Из рисунка видно, что в результате проведения тренинговой программы, структура идентичности виртуальных аддиктов и группы риска приблизилась к таковой в группе нормы. У испытуемых с высоким уровнем виртуальной аддикции сформирован когнитивный компонент идентичности, содержание поведенческого, аффективного и ценностного компонентов идентичности аддиктов в большей степени соответствует структуре идентичности в норме. Когнитивный компонент идентичности виртуальных аддиктов включает такие содержательные характеристики, как самопонимание, планирование, гибкость, программирование, оценивание результатов. Незначительные отличия виртуальных аддиктов от группы нормы можно наблюдать в степени проявления их самопонимания, особенностях выдвижения и удержания целей (планирование) и способности перестраиваться при изменении внешних или внутренних условий (гибкость). Осознанность способов деятельности /поведения (программирование) и адекватность оценки результатов деятельности /поведения (оценивание результатов) виртуальных аддиктов приближены к значениям группы нормы. Показатели таких содержательных характеристик поведенческого компонента идентичности аддиктов, как саморуководство, поддержка по своим значениям приблизились к норме. В содержание поведенческого компонента аддиктивной идентичности вошли показатели спонтанности и агрессивности. Значения показателей агрессивности виртуальных аддиктов выше, контактности - ниже, чем в группе нормы, что говорит о сохранении трудностей общения аддиктов. Сравнивая содержательные характеристики эмоционального компонента идентичности виртуальных аддиктов и группы нормы после проведения психокоррекционных мероприятий, можно отметить, что у виртуальных аддиктов показатели самоотношения ниже, чем в группе нормы (самоинтерес, самоприятие, аутосимпатия, самоуважение, ожидаемое отношение от других), а показатели тревожности – выше. Значения показателей ценностных ориентаций в составе ценностного компонента идентичности виртуальных аддиктов приблизились к значениям группы нормы, но у аддиктов сохранился внутренний запрет на проявление собственной агрессивности. Необходимо отметить, что в структуре идентичности виртуальных аддиктов, как до проведения тренинга, так и после сохраняется аддиктивный компонент (представленный такими содержательными элементами, как склонность к зависимому поведению, виртуальная аддикция), хотя значения содержательных элементов аддиктивного компонента несколько снизилось по сравнению с данными значениями до проведения тренинга психической саморегуляции (рис. 17).

 
 

 


Саморуководство, агрессивность, контактность, поддержка, спонтанность.
Программирование, оценивание результатов, самопонимание, планирование гибкость системы.

 
 

 


       
 
   
 

 


Рис.17. Структура идентичности виртуальных аддиктов после проведения тренинга.

Динамика структурно-содержательных характеристик идентичности испытуемых группы риска относительно нормы значительно выше, чем у виртуальных аддиктов. Незначительные отличия от идентичности группы нормы сохранились по некоторым показателям эмоционального компонента (сензитивность, самоуважение, аутосимпатия), ценностного компонента (синнергия) и когнитивного компонента (самопонимание) идентичности группы риска. После проведения психокоррекционных мероприятий отмечены позитивные изменения идентичности испытуемых группы риска по сравнению с их результатами до проведения тренинга.

Так в структуру идентичности респондентов группы риска после проведения психокоррекционных мероприятий вошли такие характеристики, как представление о природе человека, синергия (ценностный компонент), самопонимание (когнитивный компонент); не вошли агрессивность и ригидность (поведенческий компонент), самообвинение, фрустрация и тревожность (эмоциональный компонент). Аддиктивный компонент идентичности испытуемых группы риска включает показатели склонности к риску и зависимому поведению, значения которых снизились после проведения тренинга психической саморегуляции (рис. 18).

Необходимо отметить так же, что, несмотря на эффективность тренинговой программы, необходимо продолжать работу в направлении развития гармоничной идентичности виртуальных аддиктов. Дальнейшим этапом является формирование адекватной и гибкой самооценки, а так же позитивного отношения аддиктов к себе и окружающему миру. Такой процесс будет способствовать укреплению веры в себя и отказу от негативной идентичности. Большое значение в эффективности коррекции имеет снижение тревожности, агрессивности, трудностей в общении, стремления к подавлению собственной агрессивности. Специальное значение процессе коррекции имеет формирование навыков рефлексии, планирования и гибкости мышления.

 

 
 
Самопринятие, самоинтерес, сензитивность к себе, самоуверенность, самоуважение, интегральное чувство «за» собственного Я, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других.    

 

 


Моделиро-вание, бщий уровень саморегуля-ции, самостоя-тельность, програм-мирование, оценивание результатовпланирова-ние, гибкость, самопонима-ние.
Эмоциональный компонент (15,473%)

 
 

 


       
   
 

 


Потребность в ощущениях, склонность к зависимому поведению.
Представления о природе человека, ценностные ориентации, синергия, ориентация во времени.  

 

 

Рис.18. Структура идентичности респондентов группы риска после проведения тренинга.

Необходимо отметить, что в структуре идентичности аддиктов сохранился аддиктивный компонент (склонность к зависимому поведению), коррекция которого требует более длительного периода времени.

В заключение отметим, что использование тренинга саморегуляции виртуальных аддиктов способствовало гармонизации их идентичности, позволило снизить проявления виртуальной аддикции и уменьшить склонность к зависимому поведению, повысить уровень осознанной саморегуляции и внутреннего самоконтроля, снизить проявления негативных психоэмоциональных состояний за счет использования продуктивных способов, приемов и стратегий саморегуляции.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическом консультированию [Текст] / Г.С.Абрамова. – М.: Академия, 1995. – 128 с.

2. Абульханова, К.А. Социальное мышление личности [Текст] / К.А. Абульханова // Современная социология: состояние и перспектива исследовании: Материалы юбилейной конференции ИП РАН, 28 – 29 января 2002 г. – М.: ИП РАН, 2002. Ч. 3. – С. 88 – 104.

3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299c.

4. Абушенко, В.Л. Идентичность. Новая философская энциклопедия: в 4т. [Текст] / В.А.Абушенко. – М., 2001. – Т.1. 490 с.

5. Аванесян, Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависящих от ПАВ [Текст]: дис. … канд. психол. наук: / Г.Г. Аванесян. – М., 2003. - С.61-63.

6. Айламазьян, А.М. Метод беседы в психологии [Текст] / А.М.Айламазьян. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.

7. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии [Текст] / Б.Г.Ананьев. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). – Л.: ЛГУ, 1976. – С. 13-35.

8. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте [Текст] / Г.М. Андреева, К. Хелкама, Е.М. Дубовская. // Вестник МГУ. Серия 14 – 1997 – № 4 – С. 65-68

9. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М.Андреева. – М.: Наука, 1997.

10. Антонова, Н.В. Идентичность педагога и особенности его общения. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Н.В.Антонова. – М., 1996 – 24 с.

11. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М.Бахтин. - М,: Искусство, 1979. – 363 с.

12. Белинская Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений [Текст] / Е.П. Белинская // Вестник МГУ. Серия 14 – 1997 – № 14 – С. 51-54.

13. Бехтель Э.И. Донозологические формы злоупотребления алкоголем [Текст] / Э.И. Бехтель. – М., 1986. – 272 с.

14. Битенский В.С., Херсонский Б.Г. Мотивировка и условия способствующие злоупотреблению опиатами у подростков // Психологические исследования и психотерапия в наркологии [Текст] / В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский. – Л.: Изд. Института им. В.М. Бехтерева, 1989. – С. 83-88.

15. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЕ, 2000.

16. Бодров, В.А. О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса [Текст] // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. В.А.Барабанщикова, А.В.Карпова. - М., Ярославль: Аверс-Пресс, Вып. 2. - 2002. - С. 98-117.

17. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса [Текст]. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. - том 27. - № 2. - С. 113-123.

18. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И.Божович / Избр. психол. тр. – М., Воронеж, 1995. – 450 с.

19. Большаков, В. Ю. Психотренинг [Текст] / В.Ю.Большаков. – СПб.: Служба доверия, 1994. – 318 с.

20. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

21. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский. – М., 1979. – 227 с.

22. Будинайте, Г.Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [Текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – Т. 14. – № 5. – С. 38-44.

23. Бухановский, А.О., Андреев, А.С., Бухановская, О.А. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: Пособие для врачей [Текст] / А.О. Бухановский, А.С. Андреев, О.А. Бухановская. - Ростов-на-Дону, 2002. 35 с.

24. Быковская, Е.В. Как избавиться от игровой зависимости [Текст] / Е.В.Быковская. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.

25. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф.Е.Василюк. – М., Изд-тво МГУ, 1984. – 200 с.

26. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 125 с.

27. Водопьянова, Н. Старченкова, Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика [Текст] / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - СПб.: Питер. - 2005.- С.252-320.

28. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 1972. - №2. – с. 114-123.

29. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием [Текст] / Г.Ш. Габдреева – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – С. 19-26.

30. Гегель, Г. Феноменология духа / Г.Гегель. – СПб, 1992. - 460с.

31. Героиновая наркомания: нарушения самосознания и познавательных процессов: учебное пособие [Текст] /А.В. Цветков, Н.Я. Чернобаева, Е.А. Кущ. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 96с.

32. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга [Текст] / Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2008. – 320 с.

33. Горлова, Е.Г. Патопсихологические особенности игроманов, зависимых от психоактивных веществ и актуальные аспекты их психологической реабилитации [Текст] / Е.Г. Горлова. // Наркология, 2006. № 9. С. 64-68.

34. Горностай, П.П. Личность и роль: Ролевой подход в социальной психологии личности / П.П.Горностай. – Киев: Интерпресс ЛТД, 2007. – 312с.

35. Грибенникова, Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Э.А. Грибенникова.- М., 1995. – С 35-78.

36. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности [Текст] / Л.П. Гримак – М.: Политиздат, 1987. - 286с.

37. Гунгер, Н.Н. Психологические средства коррекции идентичности в период нормативного возрастного кризиса. Автореф. дисс…канд. психол. н. [Текст] / Н.Н.Гунгер. – Новосибирск, 2006. - 24с.

38. Гурьева, В.А., Гиндикин, В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм [Текст] / В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин. – М., 1980. – 184 с.

39. Гусев, И.Ю. Психологические средства становления идентичности созависимой личности. Автореф. дисс…канд. психол. н. [Текст] / И.Ю.Гусев. – Новосибирск, 2006. - 22 с.

40. Гуссерль, Э. Картезианские размышления [Текст] / Э.Гуссерль, Пер. с нем. СПб.: Наука, 1998. – 315с.

41. Данилов, И.Ю. Ноговицын, О.М. О понятии «формы» в европейской философии [Текст] / И.Ю.Данилов, О.М.Ноговицын // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы – 9. СПб.: СПбГУ, 1998. - с.17-21.

42. Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения [Текст] / Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995 – № 5 – С. 41-45.

43. Джолдыгулов, Г.А., Гусманов, Р.М., Шевченко, Ю.С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми [Текст] / Г.А. Джолдыгулов, Р.М. Гусманов, Ю.С. Шевченко //Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Материалы Российской научно-практической конференции / Под общ. ред. проф. А.В.Худякова. Иваново. 2005. С. 111-112.

44. Дикая, Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности [Текст] / Л.Г. Дикая // Психологические проблемы профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1991.- С 93-111.

45. Дикая, Л.Г., Щедров В.И. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека [Текст] / Л.Г.Дикая, В.И. Щедров // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.- С. 106-132.

46. Дмитриева, Н.В., Сапожникова, Р.Б. Нейро-лингвистическое программирование [Текст] / Н.В. Дмитриева, Р.Б. Сапожникова // Учебное пособие. – Новосибирск: НСУ, 2000.- 95 с.

47. Дмитриева, Т.Н., Сучков, В.А. Об алкоголизации подростков с патологическим формированием личности неустойчивого типа [Текст] / Т.Н. Дмитриева, В.А. Сучков // Социальная и клиническая психиатрия. – 1993. – Т. 3. Вып. 1. – С. 49-53.

48. Дмитриева, Н. В. Идентичность в норме и патологии [Текст] / Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко, Е.Н.Загоруйко. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 256 с.

49. Дмитриева, Н.В. Психоанализ и психотерапия: монография [Текст] / / Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко. – Новосибирск:НГПУ, 2003. – 667 с.

50. Дмитриева, Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Автореф. дисс…докт. психол. н. [Текст] / Н.В.Дмитриева. – Новосибирск, 1998. - 45 с.

51. Дмитриева, Н.В., Четвериков, Д.В. Психология аддиктивного поведения. Монография [Текст] / Н.В. Дмитриева, Д.В. Четвериков. Новосибирск, НГПУ, 2002. – 278 с.

52. Дмитриева,У. Увлечение или диагноз? Психологическое сопровождение компьютерной зависимости [Текст] / У.Дмитриева // Школьный психолог.- 2008.-№ 1.- С. 8-10.

53. Дмитриева,У. Увлечение или диагноз? Психологическое сопровождение компьютерной зависимости [Текст] / У.Дмитриева // Школьный психолог.- 2008.-№ 2.- С. 10-12.

54. Дубровина, О.В. Психическая саморегуляция как средство гармонизации Я-концепции личности с виртуальной аддикцией (на материале лиц юношеского возраста) [Текст] / дис. …канд. психол. наук: 19.00.01: защищена 24.04.2009/ О.В. Дубровина. Новосибирск, 2009. – 194 с. – Библиогр.: с.176-194.

55. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости [Текст] / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 c.

56. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью [Текст] / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2005. Т. 5 № 2. С. 20-27.

57. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н.Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 89 с.

58. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии [Текст] / М.И. Еникеев. – М., 1996. – 472 с.

59. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

60. Ермохина, Н.Г. Саморегуляция поведения подростков. Педагогическое исследование [Текст] (монография) / Н.Г. Ермохина.- Челябинск, 2004.- С. 26-34.

61. Жмуров, В.А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы [Текст] / В.А. Жмуров. – Иркутск: Изд–во Иркут. ун–та, 1994. – 304 с.

62. Завьялов, В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых [Текст] / В.Ю. Завьялов // Психологический журнал. – 1986.– № 5. – С. 102–111.

63. Завьялов, В.Ю. Отдохни Мария, или шарики за ролики [Электронный ресурс] / – В.Ю. Завьялов. - 2000. – http://faqs.org.ru/psycho/reklama.htm.

64. Зайцев, В.В. Шайдулина, А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм [Текст] / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. - СПБ.: Изд. дом «Нева», 203 с.

65. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга [Текст] / Т.В.Зайцева. - СПб; М.: Речь; Смысл, - 2002 – 80 с.

66. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г.Е. Залесский. – М., 1994. – 142 с.

67. Захаров, В.П., Хрящева, Н.Ю. Социально-психологический тренинг [Текст] / В.П.Захаров, Н.Ю.Хрящева. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 56 с.

68. Зелеева, В.П. Психодрама в оценках ее участников [Текст] / В.П.Зелеева // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической теории и практики. Казань: ЗАО Новое знание, 2006. - с.348-253.

69. Зинкер, Дж. В поисках хорошей формы [Текст] / Дж.Зинкер. – М.: Класс, 2000. – 512 с.

70. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: «Академия», - 2004. – 288 с.

71. Каменюкин, А.Г., Ковпак, Д.В. Антистресс – тренинг [Текст] / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.

72. Келлерман, П.Ф. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов [Текст] / П.Ф.Келлерман. - М.: Класс, 1998. – 240 с.

73. Киппер, Д. Клинические ролевые игры и психодрама [Текст] / Д.Киппер. – М.: ТОО Класс, 1993. – 224 с.

74. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984 – 254 с.

75. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Психосоциальная аддиктология [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001 – 251 с.

76. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. 460 с.

77. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В., Загоруйко, Е.Н. Идентичность в норме и патологии [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. – Новосибирск, 2000. – 256 с.

78. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских.- Новосибирск: Наука, 1990.

79. Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В., Загоруйко, Е.Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В.Дмитриева, Е.Н.Загоруйко. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2007. – 472 с.

80. Котляров, А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый [Текст] /А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.

81. Ксендзюк, А.П. Тайна Карлоса Кастанеды [Текст] / А.П. Ксензюк. – Киев: София, 1997. – 321 с.

82. Кумырина, Ю.А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Ю.А.Кумырина. – Ярославль, 2005. – 23с.

83. Курек, Н.С. Особенности экспрессивно–импрессивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманией [Текст] / Н.С. Курек // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1991. – Т.91. вып 2. – С. 64–67.

84. Леонова, Л.Г., Бочкарева, Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В. – Минск.: Харвест, 2004. -С. 449-501.

85. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т [Текст] / А.Н. Леонтьев. – Т. 1, М.: Периодика, 1983. – 452 с.

86. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-тво МГУ, 1981. – 586 с.

87. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.

88. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии – 1996. – № 5. – С. 15-26.

89. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 35-48.

90. Локк, Д. Сочинения: в 3-х т. [Текст] / Д.Локк. – М., Мысль, Т.2. – 400 с.

91. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 488 с.

92. Макаревская, Ю. Э. Влияние продолжительного неуспеха на личностную идентичность: Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Ю.Э.Макаревская. - Краснодар, 2006. – 24 с.

93. Макартычева, Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей [Текст] / Г.И.Макартычева. – СПб.: Речь, 2007.- 368 с.

94. Малахов, В.С. Неудобства с идентичностью [Текст] / В.С.Малахов // Вопросы философии. – 1998. – №2. – с.43 – 53.

95. Малыгин, В.Л., Цыганков, Б.Д. Клиника и динамика психических расстройств у лиц с патологической зависимостью от игры [Текст] / В.Л. Малыгин, Б.Д. Цыганков // Наркология, 2006. № 9. С. 59-63.

96. Мамардашвили, М.К. Необходимость себя [Текст] / М.К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1996. – 430 с.

97. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. [Текст] / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. – 368 с.

98. Матвеева, Л.Г. Становление профессиональной идентичности клинических психологов. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Л.Г.Матвеева. – Челябинск, 2003. – 21 с.

99. Менделевич, В.Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) [Текст] / В.Д. Менделевич // Вестник клинической психологии, 2003. Т. 1. № 2. С. 153-158.

100. Методы и техники практической психологии [Текст] / под ред. Л.М.Попова, С.В.Петрушина. – Спб.: Речь, 2007, - 224 с.

101. Минков, Е.Г. О совокупности условий, необходимой и достаточной для формирования зависимости от психоактивных веществ [Текст] / Е.Г. Минков // Вопросы наркологии. – 2000. – № 3. – С. 51-60.

102. Могилевская, Е.В. Метод психодраматерапии в русле основных тенденций культуры постмодерна [Текст] / Е.В.Могилевская // Психодрама и групповая психотерапия. – 2007. – № 2. – с. 7-8.

103. Моросанова, В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство [Текст] / В.И. Моросанова. – М.: Когнито-Центр, 2004. – 44 с.

104. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / В.И. Моросанова // Писхологический журнал.- 2002. -Т. 23.- № 6. -С. 5-17.

105. Надеждин, А.В. Феноменология расстройств общего чувства при опийном абстинентном синдроме [Текст] / А.В. Надеждин // Вопросы наркологии. – 1994. – № 3.– С. 27-31.

106. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов; под ред. Шведовой И.Ю. – М., 1999. – 440 с.

107. Павленко, В. И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии [Текст] / В.И.Павленко // Вопросы психологии. - 2000. – №1. – с.135 – 142.

108. Пелипас, В.Е. Этические проблемы в практической наркологии [Текст] / В.Е. Пелипас// Вопросы наркологии. – 1998. - №1.-С.75-94.

109. Петрушин, С.В. Мастерская психологического консультирования [Текст] / С.В.Петрушин. – Казань: ЗАО Новое Знание, 2001. – 136 с.

110. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж.Пиаже. - М. МГУ, 1994. – 345 с.

111. Питцеле, М. Подростки изнутри: интрапсихическая психодрама [Текст] / М.Питцеле // Психодрама – вдохновение и техника. – М.: Класс, 1997. – с.37-63.

112. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии – 1996 – № 1. – С. 55-62.

113. Попов Ю.В., Вид В.Д. Клиническая психиатрия [Текст] / Ю.В. Попов, В.Д. Вид. - СПб.: Речь, 2001. С. 318-321.

114. Попов, Л.М., Голубева, О.Ю. Духовные состояния личности и их развитие [Текст] / Л.М.Попов, О.Ю.Голубева // Психология психических состояний. Сборник статей. Вып.6. – Казань: КГУ, 2006. – с.22-36.

115. Практикум по психологии состояний [Текст]: Учебное пособие / под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с.

116. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ: ООО Транзиткнига, 2004. – 479 с.

117. Психология зависимости: Хрестоматия [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2005. – 592 с.

118. Психология и лечение зависимого поведения [Текст]/ под. ред. С. Даулинга / Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 240 с.

119. Психология самосознания. Хрестоматия [Текст] / Самара: Бахрах-М, 2000. – 672 с. С. 463.

120. Психология: Словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — 494 с.

121. Пятницкая, И.Н. Клиническая наркология [Текст] / И.Н. Пятницкая. – Л.,1975. – 342 с.

122. Пятницкая, И.Н. Наркомании [Текст] / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина,1994. – 495 с.

123. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика [Текст] / К.Рудестам – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

124. Румянцева, Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / Т.В.Румянцева. – Ярославль, 2005. – 27с.

125. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М.: прогресс, 1979.

126. Середа, Е. И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост [Текст] / Е.И.Середа. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

127. Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми [Текст] / Е.В.Сидоренко. – Спб.: Речь, 2001. – 90с.

128. Славнова, Т.О. Тренинг саморегуляции как средство преодоления негативных состояний [Текст] / Т.О. Славнова.- М., 2001. С. 4-43.

129. Словарь иностранных слов [Текст] / М.: Русский язык, 1984. – 608 с.

130. Смирнова А.Г., Киселев И.Ю. Идентичность в меняющемся мире [Текст] / А.Г.Смирнова, И.Ю.Киселев. – Ярославль: Ярославский ГУ, 2002. – 300 с.

131. Собольников, В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности. Автореф. дисс…докт. психол. н. [Текст] / В.В.Собольников. – Новосибирск, 1997. - 41 с.

132. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л.Н. Собчик. - М.: Ин-т прикладной психологии, 1998. - 512 с.

133. Соколова, Е.Т., Николаева, В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях [Текст] / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. — М.: Аргус, 1995. — 359 с.

134. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] [Текст] / Е.Т. Соколова. — М.: Изд-во МГУ, 1989.—213 с.

135. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности: Информационные материалы [Текст] / отв. ред. Шматко Н.А. / Рос. акад. наук, Ин-т социологии – М., 1992. – 714 с.

136. Столин, В.В. Мотивация и самосознание [Текст] // Мотивация личности / В.В. Столин. - М., 1982.-С. 58-67.

137. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов [Текст] / Э. Э. Сыманюк. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 320 с.

138. Таганова, А.А. Личностная идентичность и понимание значимых других: Автореф. дисс…канд. психол. н. [Текст] / А.А. Таганова. – Краснодар, 2006 – 22 с.

139. Улыбина, Е.В. Психология обыденного сознания [Текст] / Е.В. Улыбина. – М.: Смысл. – 2001. – 263 с.

140. Успенская, О.А. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности. Автореф. дис…канд. психол. н. [Текст] / О.А.Успенская. – Новосибирск, 2005. – 24 с.

141. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность [Текст] / Ю. Хабермас. – М.: Академия, 1995 – 650 с.

142. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии. Гегель и греки [Текст] / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993. – 345 с.

143. Хараш, А У. Восприятие человека как воздействие на его пове­дение (к разработке интерсубъектного подхода в исследованиях по­знания людьми друг друга) позна­ния [Текст] / А.У. Хараш // Психология межличностного. - М.: Педагогика. - 1981. – 283 с.

144. Хащенко, В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования [Текст] / В.А. Хащенко // Психологический журнал. - 2004. - №5. – с. 32 – 49.

145. Ходаковская, О.В. Социальная и личносткая идентичность в юности. Автореф. дис… канд психол. н. [Текст] / О.В.Ходаковская. – СПб.: 2006. – 22с.

146. Холмс, П. / Классическая психодрама, обзор [Текст] / П.Холмс // Психодрама: вдохновение и техника. – М.: Класс, 1997. – с.25-35.

147. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение) [Текст] / Л.Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

148. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе [Текст] // Принцип в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 1978.- 335 с.

149. Четвериков, Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дисс…докт. психол. н. [Текст] / Д.В. Четвериков. – Новосибирск. – 2002. – 381 с.

150. Чудова, И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» [Текст] / И.В. Чудова // псиологический журнал, 2002. Т. 22. № 1. С. 113-117.

151. Шапкин, С.А. Методика изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности [Текст] // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / отв. ред. Л.Г. Дикая, М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С.132-160.

152. Шеллинг, Ф. Сочинения: в 2 т. [Текст] / Ф. Шеллинг. – М., 1989. -590с.

153. Шеффер, Б., Шредер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание [Текст] / Б. Шеффер, Б. Шредер // Психологический журнал.– 1993. - №1. – с.11-13.

154. Шмуклер А.Б. Проблема качества жизни в психиатрии [Текст] / А.Б. Шмуклер // Социальная и клиническая психиатрия – 1996 – № 1 – С. 100-105.

155. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис…докт. психол. н. [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. – 32 с.

156. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли [Текст] / Е.П. Щербаков. – Омск, 1990. – 256 с.

157. Щербатых, Ю.В. Психология стресса [Текст] / Ю.В. Щербатых. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 304 с.

158. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. [Текст] / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

159. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон; // Общ. ред. В. Толстых. – М.: Прогресс, 1997. – 340 с.

160. Эрлахер-Фаркас, Б., Йорда, К. Монодрама: исцеляющая встреча; от психодрамы к индивидуальной терапии [Текст] / Б. Эрлахер-Фаркас, К. Йо


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.