Направление «Психологическое консультирование» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Направление «Психологическое консультирование»

2017-08-23 300
Направление «Психологическое консультирование» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психологическое консультирование в условиях ДОО обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога - психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

 

Цель консультирования: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

 

Такими задачами выступают:

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

 

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Процедура консультации является стандартной:

1. Приветствие.

2. Выяснение повода обращения.

3. Выяснение желаемого результата.

4. Резюмирование, разработка вариантов решения проблемы.

5. Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

 

Зона компетенции в психологическом консультировании.

 

Проблема Содержание психологической помощи
Консультирование по проблемам трудностей в обучении Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать. Детские вопро­сы как форма познавательной активности. Приемы повышения работоспособности, тренировки памяти. Развитие элементов произвольного внимания. Учет детских интересов в процессе обучения. Развитие представлений об ок­ружающем, обогащение впечатлений. Развитие самоорганизации деятельности
Консультирование по проблемам детско-родительских взаимо­отношений Учет в организации взаимодействия с детьми особенностей дошкольного возраста: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т. п. Определение оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи, в том числе братьями и сестрами
Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе Преодоление конфликтов. Эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Приемы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Выбор стиля общения, позиции в общении. Приемы продуктивного делового общения. Противодействие манипуляциям
Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Черты акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и другим типам личности. Проблемы популярных и изолированных дошкольников. Необоснованные претензии на лидерство как проявление дезадаптации. Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным взрослым, сверстником
Консультирование по проблемам психологической готовности ре­бенка к обучению в школе Формирование компонентов готовности к школе. Проявления кризиса 7 лет и выбор оптимальной стратегии вза­имодействия с ребенком. Психологические требования к организации взаимодействия с ребенком в период адап­тации к школьному обучению

Обязательно:

-Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО и семье в интересах ребенка.

-Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительно:

-Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

-Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

-Консультативная работа в ДОО включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОО.

Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО.

Примерный перечень тем для психологического консультирования:

 

· адаптация и дезадаптация к ДОУ

 

· страхи

 

· агрессивность

 

· психологическое неблагополучие

 

· непослушание

 

· кризис 3-х лет

 

· спонтанная двигательная активность

 

· тревожность

 

· левшество

 

· недостаточное развитие мелкой моторики

 

· низкий уровень развития познавательных процессов

 

· нарушения в сфере общения

 

· энурез

 

· застенчивость

 

· нестабильность эмоционального состояния

 

· гиперактивность

 

· отсутствие самостоятельности

 

· непослушание

 

· психологические проблемы детей с ОНР

 

· психологическая поддержка семьи

 

· роль игры в подготовке к школе

 

· система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении

 

· психологическая готовность к школе

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.