Особенности русского ударения. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности русского ударения.

2017-08-23 189
Особенности русского ударения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика?

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (вОля, брОд), и на второй (свобОда, прирОда), и на третий (молокО, молодОй) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.

В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда «падает» на последний слог. Отсюда ударение в словах, заимствованных из французского: одеколОн, эскимО, пломбИр, туалЕт, шофЁр, комбинезОн, салЮт, дебЮт, магазИн.

В польском языке ударение всегда «падает» на предпоследний слог: ВаршАва, ОсвенцИм, КрАков, СОпот, ВИсла, ЗелЕна ГУра, ВрОцлав, ПОзнань. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог: ПрАга, КАрповы ВАры, чЕхи, ВлтАва, ВЕнгрия, ФЕренц ЛИст, ШАндор ПЁтефи, ФЕренц РАкоци.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова:

понЯть – пОнял – понялА

сестрА – сЕстры

стенА – нет стенЫ

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается и в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбИще, паспОрт, эпигрАф, воздУх, библиОтека, музЫка, призрАк, рОскошный, случАй.

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произношениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и произведениях других поэтов и писателей.

Гремит музЫка полковая.

А.С.Пушкин

ВертИт очами так и сяк.

Ворон не жарят, не варЯт.

И.А.Крылов

Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах, надо почаще думать о них или лучше хорошенько запомнить:

Брал- бралА – брАло – брАли

Взял – взялА – взЯло – взЯли

Внял – внялА – внЯло – внЯли

Гнал – гналА – гнАло – гнАли

Дал – далА – дАло – дАли

ДОнял – донялА – дОняло – дОняли

ЗАнял – занялА – зАнял – занЯли

НАнял – нанялА – нАняло – нАняли

Отнял – отнялА – Отняло – Отняли

НАчал – началА – нАчало – нАчали

ПОнял – понялА – пОняло – пОняли

ПрИнял – принялА – прИняло – прИняли

Часто возникают сомнения по поводу того, как сказать, например: бОйка или бойкА, вЕселы или веселЫ, гордЫ или гОрды. Поэтому необходимо запомнить:

БОек – бойкА – бОйко –бОйки

ВЕсел – веселА – вЕсело – вЕселы

ВрЕден – вреднА – врЕдно – врЕдны

ГОлоден – голоднА – гОлодно – гОлодны

Горд – гордА – гОрдо – гОрды

ГОрек – горькА – гОрько – гОрьки

Густ – густА – гУсто – гУсты

ДЁшев – дешевА – дЁшево – дЁшевы

ДОлог – долгА – дОлго – дОлги

ДОрог – дорогА – дОрого – дОроги

ЗЕлен – зеленА – зЕлено – зЕлены

КИсел – кислА – кИсло – кИслы

КрОток – кроткА – крОтко – крОтки

МОлод – молодА – мОлодо – мОлоды

Прав – правА – прАво – прАвы

Пуст – пустА – пУсто – пУсты

РЕдок – редкА – рЕдко – рЕдки

СвЕтел – светлА – свЕтло – свЕтлы

ТЕсен – теснА – тЕсно - тЕсны

 

 

ЧАСТЬ 2. ТРЕНИНГ

Упражнения значат очень многое в жизни театра: для

многих актеров тренинг стал дорогой в творчестве.

П.Брук

«Как «чужого» я должен учиться себя наблюдать и рассматривать тело свое, как чужое свой инструмент. Пока я не знаю тело свое как чужое, оно управляет мной на сцене, а не я им. Так же и с голосом, то же со словом».

«Тело актера и его душа большие друзья. Только тогда тело делается достойным, глубоким и богатым выразителем души, когда оно покорно отдается в ее руки и добровольно подчиняется ей».

«Внимание и интерес нераздельны… Объект может стать и непременно станет интересным для меня, если я произвольно сосредоточу на нем свое внимание. Итак, то, чего достигает художник, умеющий владеть вниманием, произвольно (в любую минуту выделить объект из всего, что ему чуждо и возбудить в себе интерес к нему) суть важнейшие условия творчества, так как внимание есть необходимый элемент самого творчества».

М. Чехов

Разминка

Чрезвычайно важно, чтобы тренинг начинался с упражнений на расслабление. Вам необходимо приобрести способность активно и сознательно расслаблять мышцы своего тела. Только освободившись от ненужных перенапряжений, можно спокойно выполнять творческую задачу.

1. Сбросьте излишнее напряжение: покачайтесь на ступнях ног, согните несколько раз колени в неглубоком приседании, встряхните кисти перед собой, затем опустите руки вниз и потрясите кистями чуть отводя руки в стороны.

2. Наклоните голову к груди и медленно совершите несколько круговых движений. Почувствуйте тяжесть головы.

3. Во время движения головы проконтролируйте свободу плечевых мышц и мускулатуры в области «дыхательного пояса», постарайтесь, чтобы ваше тело и, особенно, колени откликались на движение головы. Двигайтесь максимально плавно.

4. Разогреваем ладони. Сбрасываем с кистей и пальцев ненужное напряжение. При этом не стоим без движения, а меняем центр тяжести с ноги на ногу, балансируя.

Примечание «Стремление тела к бесконечному балансированию».

Придерживаясь этого принципа в тренинге в дальнейшем, вы почувствуете себя действующим в окружающем пространстве, звучание привыкнет к разрастанию объемов резонанса, дикция укрупнится, а дыхание активизируется.

5. Разогреваем ладони «теплым выдохом». Умойтесь этим теплым дыханием. Сначала – лицо, потом – лицо, шею, плечи и, наконец, – лицо, шею, плечи, тело. Возвращайте ладони ко рту, стараясь сохранить теплый выдох от начала до конца.

Использование принципа «теплого выдоха» позволяет наиболее удобно организовать реберно-брюшное дыхание: позволяет исключить из процесса выдыхания излишнее напряжение в мышцах дыхательных путей, настраивает мягкое и объемное звучание голоса, а это является исходным условием для дальнейшего укрепления силы голоса, его мощи, динамической и звуковысотной подвижности. Использование принципа «теплого выдоха» позволяет опосредованно влиять на механизмы фонационного дыхания и голосоведения.

6. Разогреваем колени, ноги, ягодицы, бедра. Балансируем на одной ноге в процессе разогрева. Другой ногой делаем махи вперед и назад. Главное не потерять равновесие. Тело как будто плавает в пространстве.

7. Теплыми ладонями попытайтесь разогреть соседа, особое внимание уделяя спине. Поменяйтесь. Таким образом не только происходит теплообмен, но и обмен энергией, осторожное физическое воздействие на партнера.

 

8. Стоя на месте, потянитесь корпусом и кистями вверх. Сбросьте напряжение сначала в кистях, затем в предплечье, далее опускаются руки, затем голова, последним ломается в пояснице корпус.

9. Проверьте, свободна ли шея. Пусть партнер проверит, насколько свободны ваши руки, голова и корпус: пусть толкнет тихонько либо руку, либо голову, либо корпус. Откликнитесь на этот импульс, но не специально, а настолько, насколько почувствуете. Теперь аналогично проверьте партнера.

10. Наклонитесь вперед, положите руки на поясницу, вдохните и медленно поднимайтесь. Во время вдоха ваши локти раздвинулись. Последней поднимается голова, т.к. она самая тяжелая. Находясь в вертикальном положении, проверьте, не задираете ли вы плечи, голову и не зажата ли нижняя челюсть.

11. Наклонитесь вперед, «сломайтесь». Теперь, постукивая пятками, на звуке «хм» поднимайтесь так же, как в предыдущем упражнении. Помните, что последней поднимается голова. Можно положить руки сзади на поясницу и почувствовать вдох. Локти раздвинуты в стороны. Это упражнение необходимо проделать не менее шести раз.

12. Упражнение «Канат вертикальный». Это упражнение напоминает предыдущее, но отличается тем, что когда выпрямился ваш корпус и голова, не задирая голову, постарайтесь подтянуться на воображаемом канате, работая руками поочередно, сопровождая движения звуком «ХМ».

13. Упражнение «Перетягивание каната». Вы стоите лицом в круг, колени согнуты. Руками перетягивайте «воображаемый канат» то влево, то вправо, произнося звук «ХМ». Включайте в работу все свое тело, растягивая боковые мышцы и перенося центр тяжести то на одну ногу, то на другую

14. Вы стоите в круге. Потрясите плечами, пританцовывая, как в «Цыганочке».

Разделитесь на пары. На звуке «хм» потрясите плечами как в «Цыганочке» перед партнером, а он – перед вами. Это ваш первый творческий «конфликт», в ходе которого выясняется, кто лучше. Не останавливайтесь.

15. А теперь с чувством победителя подпрыгивайте, утверждаясь в своем первенстве с восклицанием: «Да! Да! Да!». Партнер также может прыгать. Ведь он тоже считает себя победителем. Обратите внимание, что прыжки должны быть мягкими, не задирайте голову, не зажимайте нижнюю челюсть (рот полуоткрыт).

16. Расслабьтесь. Для этого: сбросьте лишнее напряжение, «сломайтесь» в поясничном отделе. Проверьте, освободилась ли шея, голова, кисти.

17. Потянитесь вверх. Не напрягайтесь, когда в вас войдет дыхательная энергия, резко опустите голову, плечи и слегка согните спину, колени. Почувствуйте тяжесть в кистях, плечах, коленях, в подбородке.

18. Снова потянитесь вверх, почувствуйте вертикаль своего тела: напряжены ваши ноги, тело, шея. Все направлено по вертикали вверх. Наклонитесь опять, сбросьте напряжение.

19. Теперь включайте в потягивание руки. Сначала – по очереди. Они тянут ваше тело, и в этом потягивании вы пытаетесь удержать равновесие.

20. Включайте в потягивание теперь одновременно обе руки. При сбросе дыхательной энергии и резком опускании рук и тела к полу озвучивайте выдох звуками: «О-О-О-ОХ». Во время сбросов уходит напряжение с артикуляционных мышц: с мышц нижней челюсти, губ, корня языка.

Добивайтесь плавности вытягивания тела вверх, а также последовательности мышечных усилий: ступни – икры – бедра – спина – плечи –шейные позвонки – затылок – руки – кисти – пальцы.

21. Потянитесь вверх, прочувствуйте мышечное напряжение от ступней до кончиков пальцев, устремившихся вверх рук. На плавном и неспешном приседании проговорите «ОЙ-ОЙ-ОЙ». Кисти рук ведут ваше тело вниз: именно они задают телу направление, темпы и объемы движения. Старайтесь, чтобы звучание было объемным. Во время опускания звук вашего голоса опускается вместе с телом, дыхание теплеет, и звук не напрягается. Опускается все тело, как будто мы хотим окунуться в теплую волну.

Помните: «Жест – это маленькая прибрежная волна от большого идущего парохода – человеческого тела..», - писал Вс.Мейерхольд.

Опустившись к полу, выдержите паузу. Она необходима для сбросов мышечных напряжений (особенно в плечах, спине, шее).

Теперь кисти поднимают нас, наше тело, мы как будто бы выныриваем из воды со звуком «АЙ-АЙ-АЙ». Голос поднимается вместе с телом.

Проделайте это упражнение несколько раз без остановки: то опускаясь, то поднимаясь.

22. Соедините кисти в замок. Попытайтесь создать небольшую волну с помощью кистей. Следите за тем, чтобы локти не прижимались к ребрам.

Упражнения

Встаньте в круг. Круг дает возможность ощутить единый, непрерывный энергетический сгусток, почувствовать ансамбль.

Упражнение 1

Мягко ступая по кругу, необходимо стараться попасть в ритм впереди идущего партнера. Предельно сосредоточьте свое внимание: ваше тело, ваша жизнь сейчас зависит от партнера и его ритма. Весь круг должен дышать как один человек. Здесь воспитывается не только чувство партнера, но и чувство ансамбля.

Упражнение 2. Бег по кругу

• Набегу проверяйте, не зажата ли шея, рот полуоткрыт, руки не напряжены.

Во время бега должна произноситься внутренняя или звучащая речь – необходимая составляющая для актера на сцене. Следите за партнером, за тем, что происходит с ним и с другими студентами, работающими в круге. Обратите внимание, как работают их мышцы, свободны они или зажаты в беге.

Поделитесь этой информацией. Возможно то, что скажут о вас партнеры, будет полезным в познании собственного тела.

Примечание

Говорение «вообще», беспорядочное «разбрызгивание» звука неприемлемо. Разумнее приучиться озвучивать свое тело, для того чтобы в дальнейшем охватывать звучанием партнеров. У звучания есть смысл, а у летящего звука голоса есть направление.

• Попытайтесь догнать партнера как в игре в «пятнашки». Можно выбегать из круга. В процессе возникают звуки, междометия. Произносите их: «ой» или «давай - давай».

• Постарайтесь опять поймать ритм партнера в движении круга, проверяйте шею и плечевой пояс.

• Перепрыгивайте через «лужу», стараясь не забрызгаться. Лужи у вас на пути встречаются самые разные, большие и маленькие. Следовательно, и усилия для их преодоления будут разные. Перепрыгивайте их на междометиях: «УХ ТЫ!».

Примечание

Если вы погружены в предлагаемые обстоятельства, не выполняете их формально. Тогда и звук будет иметь разные оттенки. Не контролируйте звук! Вовлекайте воображение художника.

• Представьте, что ваш вес увеличивается и вы сами увеличиваетесь в объеме. Почувствуйте, как тяжелеют ноги, колени, кисти, подбородок. Продолжайте двигаться в этом новом ощущении. Можно добавлять междометия: «ой-ё-ой». Вам тяжело проделывать этот путь, поэтому звук помогает пожаловаться.

Упражнение 3. «Медвежата»

Разбейтесь на пары. Вы наверняка ходили в цирк или видели по телевизору, как резвятся медвежата. Вспомните, какие они мягкие, как они скручиваются и переворачиваются, как будто у них нет хребта.

Вы, как медвежата, поиграйте друг с другом, толкая, переворачиваясь, скручивая партнера. Ведомый со звуком «ОЙ-Ё-ОЙ» выполняет волю ведущего. А ведущий, тоже тяжелый и объемный, задает звуком и движением команды: «Давай-давай! Двигайся! Переворачивайся! Пошевеливайся!»

Поменяйтесь местами.

 

Расскажите друг другу о собственных ощущениях, только не стойте спокойно, а переносите центр тяжести с одной ноги на другую, не глядя в глаза партнеру (глаза можно закрыть). Слушайте и говорите.

В этом упражнении можно проверить, насколько вы доверяете себя и свое тело партнеру и насколько партнер доверяет вам.

Примечание «Самозарождение поступка»

Зарождение поступка начинается с восприятия. Оно вызывает внутри вас некие ощущения, которые перетекают в поступок. Ваши поступки – результат действия, внимания и воображения: внимания к самочувствию партнера, его телесному поведению, интересу к вам и воображения, пульсирующего на глубине догадок о мотивах поведения партнера.

Упражнение 4. «Пушинка»

Опять бег по кругу. Почувствуйте, как тело становится легким. Вам хочется оторваться от земли, лететь, парить. Не забывайте о голове и шее, не напрягайте их.

Работа в паре: партнер подгоняет «пушинку», направляя свой выдох в центр спины, а «пушинка» от этого импульса «летит». Поменяйтесь.

Расскажите друг другу, что происходило с вами, с закрытыми глазами, балансируя и не стоя на месте.

Примечание

На начальном этапе с закрытыми глазами легче высказываться. Студенты не стесняются и не придумывают лишнего, а главное восстанавливают в памяти и снова переживают свои ощущения.

Упражнение 5. «Трава»

Представьте, что вы идете по скошенной траве. Она мягкая и приятно пахнет. Ступая на нее, вы мягко произносите слово «МНУ». Это образ, и поэтому каждый студент будет делать это по-своему. Главное – постарайтесь ничего не изображать, не кричать, а разговаривать.

Теперь лягте на эту траву. Закройте глаза. Вдыхая лето, солнце и тепло, произнесите «Оj-Оj». Звук теплый, мягкий. Не произносите его, не погрузившись в атмосферу лета.

Перекатывайтесь то в одну, то в другую сторону с этим звуком и опять ложитесь на спину.

Вы лежите на спине с закрытыми глазами. Представьте, что вы росток, который хочет пробиться сквозь твердую землю. Рот полуоткрыт, повибрируйте внутри глотки связками, чтобы возникла имитация скрипа «деревьев», попытайтесь этим скрипом пробиться сквозь землю.

Упражнение 6

Встаньте в круг. «Сломайтесь» в поясничном отделе. Попробуйте поднять свой корпус импульсом в движении локтя (он направлен вверх). Локти работают поочередно, они подбрасывают все наше тело.

Упражнение 7. «Марионетка»

Представьте, что к вашим ступням, коленям, плечам, рукам, лопаткам, позвоночнику, пальцам и пяткам прикреплены множество ниточек. Вы как будто висите на них, ноги едва касаются пола. Вашим телом управляет искусный кукловод. Он дергает за ниточки, и вверх подлетают отдельные части вашего тела (нога, плечо, рука) или все тело целиком. Периодически нити ослабевают, и вы снова повисаете. Ниточки могут заставить вас опуститься ниже и даже совсем упасть.

Примечание

Важным в этом упражнении является упругость и пружинистость движений, жестов и пластики. Они становятся еще одной возможностью влияния на голосо-речевую систему.

Каждое ваше движение должно сопровождаться импровизированным звуком. Сначала он имеет усредненную, невнятную форму. Он расслаблен, как будто нарочно не выговаривается. Каждое колебание вашего тела рождает голосовую реакцию. Постепенно, когда движения станут упругими и активными, а речевые органы обретут энергию, звуки зазвучат разборчивее, складываясь в слоги, слова.

Важно!!! Следите за тем, чтобы ваши движения не были нарочитыми, а звучание не стало разборчивым раньше времени.

Вариации упражнения

• Сопровождайте каждое движение звуком «о», произносимым отрывисто, отчетливо, но мягко;

• При взлете тела меняйте звуки, используя «линейку гласных». Старайтесь внятно воспроизвести звучание каждого конкретного звука линейки, учитывая свойственную ему индивидуальность в работе артикуляционных органов. В движениях вашего тела должно возникнуть некое подобие рождения артикуляционных объемов;

• Используйте звукосочетания «ПО» или «БО», произносимые отрывисто. Упругие движения тела должны способствовать расширению вертикального раскрытия рта;

• Сопровождайте движения словами: «около», «оторопь», «оба», «око», «окорок», «оканье», «олух», «озимь», «омут», «окрик», «овощи», «обморок», «образный», «обух», «оспа», «остов», «оклик», «отмель», «особь», «обручи», «облако», «отруби», «оттепель», «охать», «охра»; «пол», «пой», «повод», «поза», «пойло», «полно», «порох», «посох», «проба»; «бор», «боб», «бок», «боров», «болт», «боты», «боль», «больше», «бойкий»; «промолоченный», «промороженный», «пронумерованный», «проработанный». Все эти слова объединены тем, что ударение в них падает на звук «о», при произнесении которого губы слегка подаются вперед, возникает «лабиализация».

Примечание «Лабиализация»

Лабиализация – это огубление. Артикуляция гласных звуков, при которой губы вытягиваются вперед и принимают форму круглого отверстия. В русском языке лабиализованными являются звуки «о» и «у»;

• Произносите скороговорку:

Около кола –колокола,

около ворот – коловорот.

На каждый рывок тела вы произносите одно слово. Повторите несколько раз каждое слово, чтобы убедится, что оно звучит объемно. Скороговорка хороша наличием ассонанса (повторением звука «о») и аллитерации (повторения звуков «к» и «л»).

• Еще одна скороговорка на согласные «к» и «г»:

Под горой бугор,

На бугре Егор,

У Егора кол,

На колу колокол.

Упражнение 8

Встаньте в круг. Ощутите, что ваши кисти тяжелые. Начните круговое движение правой рукой. Тело следует за этим движением. Рука как будто подбрасывает тело вверх. Артикуляция тяжелая. Колени тяжелые. Затылком тянитесь наверх. Должно возникнуть ощущение вертикали, но не задирайте голову. Шея длинная. Переносите центр тяжести справа налево.

Теперь не только следите, но и добавляете к этому процессу вибрирование губами.

Примечание «Вибрирование»

Вибрирование губами (похожее на то, как мальчишки изображают работу автомобильных моторов) – это один из видов звуковой игры: губы неплотно смыкаются, и воздух сквозь них выдувается так, что возникают частые колебательные движения. Вибрирование рождает хорошее самочувствие и приподнятое настроение, напоминая о детстве. Одной из важных его функций является создание предпосылок для контактного тренинга.

Примечание «Кантилена»

Вибрирование – чрезвычайно важная речевая практика. Она способствует формированию кантилены речи. В переводе с итальянского и латинского кантилена – это певучая мелодия, певучесть и мелодичность музыки, музыкального исполнения, певческого голоса. Понятие речевой кантилены ввел К.С.Станиславский: «И певцу, и драматическому артисту (в речи) необходимо владеть кантиленой, мелодией в речи, крепкой живой артикуляцией, четкой определенной конфигурацией рта, то есть изменением его внешнего рисунка в зависимости от произношения ясных, определенных гласных, от которых, в свою очередь, зависит правильное течение, тонирование, резонация и разнокрасочность всего голоса». [6] Таким образом, речевая кантилена – это связное, плавное произнесение слов, речевых тактов или коротких фраз. Это особая техника формирования речевого высказывания, при которой переходы от звука к звуку не нарушают ритма звучания.

Примечание «Вертикаль»

Постарайтесь сохранить ощущение вертикали, которое должно охватить не только ваше тело, но и работу органов артикуляции. Если единый глоточный резонатор обретет вертикальность, увеличится его раскрытие и вам будет легче создавать и преодолевать препятствия при образовании согласных звуков.

В целом принцип вертикали находится в тесной взаимосвязи с ощущением золотой середины в выразительности тела. Вертикаль – это нейтральность тела, его готовность к работе. Именно из вертикали исходит пластика образа. От вертикали рождаются жесты и движения человека на сцене. «Вертикаль подобна тишине – в ее глубинах зарождаются разговоры тела». [7]

Упражнение 9. «Взлеталки»

Наклоните корпус вперед. Колени слегка согнуты. Почувствуйте тяжесть в кистях, коленях, подбородке. Тело как будто висит на слегка колеблющемся позвоночнике. Следовательно «плавает» и голова. Дыхание как будто начинается со ступней. Медленно выпрямляйтесь. В начале движения вверх, в момент начала вдоха руки скрещены перед грудью. К моменту полного выпрямления тела руки должны быть разведены в стороны. В этом положении вдох должен закончится. Тело устремлено вверх, голову держите прямо, не задирайте ее. Мускулатура дыхания подтянулась и готова к выдоху. На вибрировании опять мягко наклонитесь. Повторите это упражнение несколько раз. Оно поможет снять напряжение мышц дыхательной системы.

Следите за тем, чтобы упражнение делалось плавно, без рывков. Это поможет правильно дышать, препятствуя развитию грудного дыхания и развивая смешанно-диафрагматическое. В дальнейшем это движение руками можно сопровождать не наклоном, а приседанием, при котором тело как бы сжимается и в это время, как и при наклоне, происходит вибрирование губами.

Упражнение 10. «Спираль»

Вы стоите прямо. Ощутите вертикаль своего тела, ваш позвоночный стержень устремлен вверх. Следите за тем, чтобы плечи не напрягались, локти не прижимались к телу. Кисти свободны, колени упругие, чуть согнутые. Склоните голову и покачайте ею из стороны в сторону, потом подключите к движению все тело. Вы должны скручиваться как спираль то в одну, то в другую сторону. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые вызывают прикосновения волос к коже лица, шеи, ушей. Если у вас короткие волосы, то почувствуйте прикосновения одежды к вашему телу. Амплитуда движений сначала должна быть небольшой, все происходит медленно. Вслед за телесными ощущениями органично должно возникнуть и вибрирование, зарождающееся в губах и доходящее до ступней.

Вариации упражнения:

• Почувствуйте легкость своего тела. Ваша голова легкая, она почти отрывается от шеи, руки легко разлетаются в разные стороны, все части вашего тела как будто отделяются друг от друга;

• Ваше тело тяжелое, движения медленные, вы будто придавлены к полу.

Упражнение 11

Представьте, что с внешней стороны у вашей левой ноги лежит тяжелый лук, вы его можете поднять только двумя руками, в тот момент, когда вы наклоняете свое тело, оно скручивается. Теперь натяните тетиву и отпустите на вибрировании стрелу. Объект, на который вы направляете стрелу, – это выбранный вами партнер. Теперь поднимите лук, который лежит возле правой ноги. Повторите это упражнение несколько раз. Скручивая тело то вправо, то влево.

Упражнение 12

Вы стоите в кругу. Ваши колени пружинят, локти согнуты. Скользящим движением от локтя правая ладонь ударяет левую и «выстреливает» в партнера, правая рука устремляется вперед. Ваш «выстрел» руками сопровождается вибрированием губами. Обратите внимание на то, что и в этом упражнении работает все тело.

Вместо вибрирования включите звукосочетания: СТРУМ, СТРОМ, СТРАМ, СТРЭМ, СТРИМ, СТРЫМ. Попробуйте произнести на одном выдохе эти звукосочетания один раз, два, три… Тренируйте длительность выдоха, не теряйте объект, учитесь распределять дыхание.

Упражнение 13. «Баскетбол»

Вы не раз видели, как играют в баскетбол. Теперь постараемся применить эту игру в нашем тренинге.

Исходное положение: тело наклонено к опорной ноге. Корпус слегка «завернут». Принцип выполнения упражнения такой же, как и в предыдущем, но на этот раз кисти берут мяч и при развороте тела, одновременно с прыжком забрасывают его в баскетбольную корзину. Момент забрасывания мяча сопровождается вибрированием. Не забывайте, что в момент броска мяча ваше тело в прыжке устремляется вверх.

Теперь вместо вибрирования добавляем звукосочетание «БА!».

Упражнение 14. «Кошки»

Студенты стоят боком к центру круга. Левая опорная нога чуть выставлена вперед, ноги слегка расставлены. Наклонитесь к опорной ноге. Тело сжато как пружина. Почувствуйте себя кошкой. В момент опасности она должна среагировать на нее. Кисти рук тяжелые. Внимание сосредоточено. Сделайте вдох. Вы чувствуете опасность правым плечом, правым ухом. Импульс поднимает и разворачивает ваш корпус, вы следуете за правой рукой, раскрывая грудную клетку. Выдох происходит на вибрировании.

При выполнении этого упражнения не забывайте, как грациозна и элегантна кошка. Поэтому не могут быть жесткими ноги. От ее удара, в данном случае вибрирования, враг, на которого она нападает, должен ощутить боль, т.е. импульс должен быть силен энергетически. Не забывайте прислушиваться к опасности. Сначала направление нападения – «в круг», а потом - «из круга».

Дальше студенты в круге работают по одному. Каждый должен зацепить взглядом объект опасности и направить на него свое внимание, импульс, энергию.

Следующий этап – студенты работают по очереди, подхватывая ритм друг друга. Должно возникнуть ощущение звучащего, вибрирующего круга.

Теперь по команде педагога добавляется звук «ХОП!». Педагог говорит «И», а студенты вместо вибрирования – «ХОП!». При этом он вкладывает в это слово разные интонационные и эмоциональные оттенки, которые студентам необходимо различить и продублировать в своем высказывании.

Упражнение 15

Тело сжато как пружина и вместе с руками направлено к опорной ноге, скользящим по диагонали от ступней через подвздошные мышцы, энергетически наполненным движением рука вместе с кистью направляет тело то внутрь круга, то из круга. Начните это движение вместе с вибрированием, позднее подключите текст:

Маланья-болтунья…

Фраза направлена в партнера, который стоит в круге. Затем тело возвращается в исходное положение: сжато и направлено к опорной ноге. Опять движение и текст:

Маланья- болтунья молоко…

Вернитесь в исходное положение. Удлиняется фраза, удлиняется выдох, ваше высказывание стремится к последнему слову:

Маланья- болтунья молоко болтала выбалтывала.

И опять сначала:

Маланья-болтунья молоко болтала выбалтывала, болтала выбалтывала, да не выболтала.

В этом упражнении мы не только развиваем дыхание на длинной фразе, но и приучаем себя преодолевать многоударность в произнесении фразы. В нашем упражнении ударным является последнее слово, которое несет смысловую нагрузку всей фразы.

Обязательно направляйте свою мысль и движение на партнера.

Упражнение 16

Студенты стоят в круге.

Кистью руки рассекайте воздух перед собой. Следите за движением. Кисть становится ведущей. Она направляет движение тела. Следовательно, происходит изменение центра тяжести. Движения произвольные. Кисть может подниматься и опускаться, заставляя тело сжиматься, заводить корпус назад. Но при этом следите за тем, чтобы голова не задиралась, рот был полуоткрыт, нижняя челюсть свободна, добавьте к этому движению текст, который поможет озвучить и оправдать движение:

На мели мы лениво налима ловили,

И меняли налима мы вам на линя,

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня.

В данном упражнении ваша кисть «как скользкий налим», которого нужно удержать. Значит, не только кисть движется произвольно, но меняется и наш голос, его высота в зависимости от движения кисти. Корпус и голова следуют за кистью. Не забывайте включать во время выполнения упражнения свое воображение и фантазию, необходимые для актеров: «вижу что есть, отношусь как к заданному».

Упражнение 17. «Часы»

Исходное положение – стоя, ноги слегка расставлены. Рука поднята, ладонь перед глазами, тыльной стороной повернута к лицу. Представьте, что она двигает стрелки часов. Тело все время находится в движении, оно следует за кистью. Прямое и статичное положение корпуса сохраняется в двух случаях – когда «стрелки» указывают на «шесть» и «двенадцать».

Теперь, передвигая стрелки назад, вспоминайте, что происходило с вами в это время, постарайтесь прожить эти моменты. Тренируйте свою эмоциональную память. Это одна из самых важных составляющих актерской профессии.

Упражнение 18

Представьте, что вы играете на пианино: колени чуть согнуты, кисти мягкие, локти не прижимайте, сохраняйте триединство: «колени – кисти –подбородок».

Попробуйте движениями кистей, напоминающими игру на пианино, двумя руками задать ритм:

Ба-бабаба-ба-ба.

Бабаба-ба-ба-баба.

Сначала все участники круга повторяют этот ритм, в дальнейшем можно импровизировать: каждый третий студент, стоящий в круге, задает свой ритмический рисунок. Это упражнение не только воспитывает внимание, но развивает речевой слух, воспитывает чувство ритма.

Упражнение 19

Падение на одну ногу, затем на другую. Ступни приходят в одну точку пола. Ваше тело, кисти рук, колени, ступни мышечно свободны, ведут себя непринужденно, но в то же время провоцируют повышенную тяжесть, особенно в момент приземления. Составьте ритмическую цепочку с помощью слога БА:

-ба баба ба

-бабабаба-баба-баба.

Составьте свои варианты. В них могут быть речевые паузы, замирание тела и речи, что даст возможность играть со слогом и импровизировать в движении.

Включите в упражнение текст:

По губам бы бабу бы по губам,

По буграм бы бабу бы по буграм

По губам, губам, губам бы.

По буграм, буграм, буграм бы.

Не выполняйте это задание, как простое физическое упражнение. Включайте свою фантазию: какая это баба, каких размеров, как вы к ней относитесь.

Повторите это упражнение, не останавливая движения, не менее трех раз.

Восстановите дыхание с помощью вибрирования, выводя руки поочередно вперед, не забывайте, что движение идет от центра спины.

Попробуйте еще раз повторить это упражнение. После физической нагрузки, обязательно восстанавливайте дыхание.

Упражнение 20

Вы стоите в круге, возьмитесь за руки, сделайте два приставных шага вправо, а затем – четыре.

Задание:

Придумайте свои ритмы: например 2-4-3; 2-4-3….

Разделитесь на два круга: один движется в одну сторону, другой – в другую. У каждого из них может быть свой ритмический рисунок. Начиная с простого, усложняйте задание и увеличивайте темп.

Упражнение 21. «Пятнашки»

Теперь можно немного отдохнуть. Вспомните детство и игру в пятнашки (салочки, горелки, догонялки). Цель игры – догнать своего партнера и коснуться его рукой. Почувствуйте себя свободно: бегайте, прыгайте, увертывайтесь, приседайте, взлетайте, кувыркайтесь, ползайте, обманывайте партнера, резко тормозите или увеличивайте скорость. Речевых ограничений в этой игре нет. Вы можете использовать вибрирование, различные восклицания, выкрики, междометия, слова и даже дразнилки.

Примечание «Дразнилки»

• Тинь - тиньк´а,

Подай блинк´а,

Последний кусок,

Мочальный усок!

• Васька-Васюк,

Полезай на сук,

Там кошку дерут –

Тебе лапку дадут.

• Вася-Васенок –

Худой поросенок,

Завяз в траву –

Кричит: «Мяу,

Не вылезу».

• Васька-Васенок –

Худой поросенок,

Ножки трясутся

Кишки волокутся.

- Почем кишки?

- По три денежки.

• Вася-Гарася

Нога порвалася,

Стали тащить –

Он пуще пищит.

• – Как тебя зовут?

– Зовут зовуткой,

Величают Уткой.

• – Кто?

– Дедушко Пыхто

– Да бабушка Никто

• – Ты чей? Ты откуда?

– Из зеленых луг

Ананьин внук,

Курицын племянник,

Петухов сынок.

Упражнение 22. «Имя»

Распределитесь на площадке, чтобы не мешать друг другу. Представьте себе, что прямо перед вами расположен огромный лист бумаги. Нижний край его находится на полу, а верхний – выше вашей головы. Используйте вибрирование, чтобы написать на нем свое имя печатными буквами. Эти буквы должны занимать весь лист. Поэтому получится, что вы пишете свое имя не только звуком, но и всем телом. Для этого вставайте на носки, тяните шею, губы, наклоняйтесь как можно ниже, опускайтесь на колени, ложитесь на пол. Однако в ходе упражнения следите за тем, чтобы ваше тело не скрючивалось и нигде не закрепощалось. Двигайтесь максимально плавно, без рывков, не сжимайте зубы.

Теперь повторите то же самое с фамилией.

Упражнение 23

Вы ложились на пол, чтобы огромными буквами написать свое имя и, естественно, испачкались. Теперь отряхните друг друга, сопровождая движения вибрацией.

Упражнение 24

Встаньте в круг, найдите глазами адресат и назовите ему полностью свое имя и фамилию. Не «комкайте» текст. Вспомните, какими большими буквами вы его писали.

Обратите внимание, что ваше имя имеет свое значение. Озвучьте его, например:

Мария – «госпожа», Ольга – «святая», Екатерина – «чистая», Елена – «сверкающая», Анастасия – «воскресшая», Елизавета - «почитающая Бога», Дарья – «дарованная» и т.п.

Владимир – «владеющий миром», Георгий – «земледелец», Сергей – «высокочтимый», Александр – «защитник», Иван – «милость Божия», Олег – «священный», Евгений – «благородный» и т.п


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.