Часть 1. На подходе к тренингу — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Часть 1. На подходе к тренингу

2017-08-23 249
Часть 1. На подходе к тренингу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …….…………………………………………………...3

Ведение …………………………………………………………………………..4

Часть 1. На подходе к тренингу

Речевые недостатки ……………………………………………….....7

Анатомия и физиология речевого аппарата ………………………..8

Физиологические свойства речевого голоса.

Недостатки речевого голоса …………………………………….....10

Дыхание в воспитании речевого голоса ……………………….. …11

Резонирование и артикуляция в работе над воспитанием речевого голоса ……………………………………………………. ………….12

Методика постановки гласных звуков ………………………… ….14

Согласные звуки ………………………………………………….....17

Нормы современного литературного произношения.

Произношение гласных звуков………………………………….. …38

Произношение согласных звуков.………………………………... 39

Особенности русского ударения………………………...………….45

Часть 2. Тренинг

Разминка ………………………………………………..………….. 49

Упражнения ………………………………………..………………. 53

Заключение.....………………………………………………….……………... 79

Список рекомендуемой и использованной литературы……………………..80

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов первого курса по специальности «Актерское искусство». Его методической основой являются система К.С. Станиславского и экспериментальные разработки М. Чехова.

Это пособие должно помочь студентам, начинающим свое обучение, получить необходимые теоретические знания об устройстве речевого аппарата, нормах русского литературного произношения, специфических особенностях сценической речи, а также, на практических и индивидуальных занятиях вместе с педагогом, совершенствовать и развивать свои речеголосовые возможности. Разумеется, в одно пособие невозможно вместить весь объем знаний по этому предмету: меняется время, меняются и методики. Однако какую бы методику ни избрал для себя преподаватель, главная цель обучения – овладение студентами «школой», фундаментом, необходимой техникой, которой должен быть оснащен будущий актер. Ведь только это дает ему право работать в профессиональном театре.

В настоящее учебное пособие включены переработанные материалы классических учебных пособий по сценической речи, а так же новые материалы по данной дисциплине. В своей работе автор опирался не только на методическую литературу, но и на собственные практические знания и опыт коллег-педагогов, в особенности своего учителя, профессора СпбГАТИ, заслуженного деятеля искусств России, действительного члена Петровской Академии наук и искусств Ю.А. Васильева.

Представленная в пособии методика формирует у студента профессиональную компетенцию – ПК-16 – «умение органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, способность вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями».

ВВЕДЕНИЕ

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения,

а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той

доли истины и вдохновения, которыми он обладает, другим

людям»

В. Короленко

«Умен ты или глуп, велик ты или мал,

не знаем мы, пока ты слова не сказал»

Саади

Как сделать так, чтобы речь, как один из основных элементов выразительности, не была бы бытовой, тусклой или, наоборот, декламативной, чтобы при естественном звучании (мягкой голосовой атаке) все-таки происходило высказывание, внятное, наполненное, эмоциональное. Этот вопрос во все времена интересовал теоретиков актерского мастерства.

«Хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи», - писал Константин Сергеевич Станиславский [1] . Ту же мысль высказывал и Михаил Чехов: «Мертва современная сценическая речь. Ей надо дать подвижность, пластичность, красочность и музыкальность. Надо раскрыть глубокую лиричность гласных и поразительное художественное отображение внешнего мира, заложенное в согласных. Каждая отдельная буква (звук) таит в себе неисчерпаемые возможности художественной выразительности. Смысловой, интеллектуальный подход современного актера к слову, к сценической речи закрывает перед его сознанием особую жизнь звука (буквы) в слове… Тридцать шесть букв алфавита можно скомбинировать так, что из их комбинации возникает всего лишь газетный фельетон, но эти же тридцать шесть букв можно скомбинировать и так, что в результате возникает «Фауст» Гете! То же и с речью актера на сцене. Путем целой системы упражнений актер может достичь способности так доносить слова своей речи, что они сами по себе, независимо от интеллектуального значения слова, уже будут художественным произведением неотразимой красоты, силы и убедительности. Надо – по специальному точному методу – овладеть основными нюансами речи, из которых хлынет мощным потоком неисчислимое богатство оттенков, звучаний и интонаций. И тогда после многих, многих лет работы речь на сцене оживет и будет в состоянии служить огромным художественным задачам будущего театра». [2] И Станиславский, и М.Чехов говорили о том, что каждому актеру необходимо совершенствовать свою речь, приспосабливать процесс говорения под условия сцены, и что эта задача является одной из самых трудных.

Действительно, работа над техникой речи – процесс трудоемкий и длительный, требующий осознанного отношения к занятиям, терпения и желания. Тренируя дыхание, работая над дикцией, развивая голосовой диапазон, необходимо помнить, что все это направлено на самое главное – донесение до зрителей всех нюансов движения мысли и чувства.

В жизни мы не даем себе конкретного задания расслабиться, вдохнуть, выдохнуть. Это происходит естественно, как само собой разумеющееся. Однако актерская игра все-таки существенно отличается от жизни, несмотря на то, что тесно с нею связана. В этом методическом пособии предлагается особая методика работы, которая помогает живому, естественному, эмоциональному существованию актера на сцене, проживанию своей роли. Предложенные здесь тренинги способствуют концентрации внимания, развивают речевой слух, ритм, воображение и фантазию будущих актеров.

Процесс обучения сценической речи должен быть творческим, а для этого необходимо полностью погружаться в предлагаемые обстоятельства, образы, соединять практические и художественные задачи в тренинге. Тренинг – это не случайный набор упражнений, а целый комплекс, включающий в себя: дыхание – дикцию – резонаторы и ритмическую настройку – подход к слову – подход к речевой фразе.

Тренинг помогает будущему актеру преодолеть те трудности, о которых так ярко писал К.С.Станиславский: «Оглядываясь назад, я понял, что многие из прежних моих приемов игры или недостатков – напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, усталости, тик, трюки, голосовые фиоритуры, актерский пафос – появляются очень часто потому, что я не владею речью (голосом), которая должна дать то, что мне нужно и выразить то, что живет внутри [3] ». Тренинг учит мотивировать рождение слова, что само по себе является необходимым фактором в актерской профессии. Об этом говорил М.Чехов: «Душа художника не терпит насилия над собой. Это знает, вероятно, всякий из вас. Ей нельзя приказать «люби», «страдай», «радуйся» или «ненавидь». Она остается глуха к приказаниям и не отзовется на насилие. Душу можно только увлечь. И вот система дает нам методы, с помощью которых можно увлечь душу и увлечь ее тем материалом, который изберет для себя художник [выделено нами]». [4]

Постараемся поэтапно проследить за этим процессом. Студенты приходят на первое занятие. Для многих из них ново само понятие дисциплины «сценическая речь». Они впервые слышат о том, что читать громко и выразительно – это еще не все, а точнее, совсем не то, чем должен быть оснащен будущий актер. Именно с этого момента начинается настоящая работа.

 

Речевые недостатки

Одним из первых шагов на пути к освоению сценической речи является то, что студент вместе с педагогом должен познакомиться со своими речевыми проблемами, профессиональными недостатками, которые на протяжении всех лет обучения станут их совместной борьбой и преодолением. Это может быть сигматизм или аффриката, «тсяканье» или говор, тусклый и слабый звук. Так или иначе, студент должен четко осознавать свои недостатки и неустанно работать над их исправлением.

Познакомимся с основными видами функциональных нарушений дикции:

Сигматизм – недостатки произношения свистящих с-с', з-з', ц и шипящих (шипящий сигматизм) – ш, ж, ч, щ – звуков. Это один из самых распространенных видов нарушения произношения.

Ротапцизм (картавость) – недостатки произношения звуков р-р'.

Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л'.

Тсяканье – дефект смягчения звука Т'.

Дзяканье – дефект смягчения звука Д'.

Эти недостатки можно исправить при помощи:

1. Комплекса упражнений, развивающих подвижность мышц речевого аппарата.

2. Знания правил произнесения согласных звуков.

3. Исправления личных недостатков произношения тех или иных согласных.

4. Дикционного тренинга, с использованием сложных звукосочетаний и скороговорок.

Примечание «Об осанке»

Актеру необходимо следить за осанкой не только потому, что это производит лучший эстетический эффект. «Наш спинной хребет, который изгибается во все стороны, точно спираль, должен быть крепко посажен на таз. Надо, чтобы он был, как бы привинчен к нему в том месте, где начинается первый, самый нижний позвонок, - тогда верхняя часть туловища получает упор, центр тяжести, устойчивость и прямизну», - писал К.С.Станиславский. [5]

При сутулости мы сдавливаем диафрагму, и это не дает возможности для полноценного речевого дыхания. Однако, следя за осанкой, главное не «зажиматься». Проверяйте свободу шеи, плечевого пояса, рук. Помните, что любой психологический и мышечный зажим действует на голосовой аппарат. Поэтому старайтесь применять методы «косвенного воздействия» для расслабления мышц через физиологию и образное мышление, о которых будет идти речь ниже.

Недостатки речевого голоса

Афония – отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи. Вызвано заболеванием гортани или неправильным воспитанием речевого голоса.

Дисфония – частичное расстройство голоса, т.е. потеря его звучности. В отличие от афонии речевой голос сохраняется, но звучит слабо, хрипло дрожит, срывается.

Фонастения – повышенная утомляемость речевого аппарата. Неприятные ощущения в речевом аппарате во время речи.

Псевдофонастения – прерывистый речевой голос, возникающий от волнения, чаще у актеров, не овладевших навыками постановки голоса.

Голосовые навыки могут быть органического происхождения – искривленная носовая перегородка, низкое твердое небо, раннее курение, перегрузки голосового аппарата.

Согласные звуки

Слова должны соскакивать с концов губ

как шарики, горошины, бисер и разбра-

сываться по сценической площадке.

В.Мейерхольд

 

Группа согласных звуков характеризуется тем, что при их произнесении выдыхаемая струя воздуха встречает в ротоглоточной полости различного рода преграды, при преодолении которых происходят шумы, различающиеся по способу артикуляции, по участию голоса в формировании звука, по месту образования и по артикулирующим органам, а так же по акустическому характеру. Четкое произношение согласных звуков обеспечивает внятность речи. Основная функция согласных звуков – создание ритма. Если без гласных наша речь немелодична, неблагозвучна, то без согласных – непонятна, бесформенна и бездейственна.

Все согласные звуки делятся:

1. По звонкости-глухости

• Звонкие: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р

• Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ч, ц, щ

2. По твердости-мягкости

б-б’, в-в’, г-г’, д-д’, ж-ж’, з-з’, к-к’, л-л’, м-м’, н-н’, п-п’, р-р’, с-с’, т-т’, ф-ф’, х-х’, ш-ш’

• Всегда твердый: ц

• Всегда мягкие: ч, щ

3. По восприятию на слух

• Шипящие: ж, ш, ч, щ

• Свистящие: с, з, ц

• Сонорные: л, м, н, р

4. По участию голоса и шума

• Шумные: к, х, п, ф, т, с, ш, ч, ц, г, б, д, з, ж

• Сонорные: л, м, н, р

• Промежуточные: j, в

5. По месту образования

• Губные: п, б

• Губно-зубные: в, ф

• Заднеязычные: к, г, х

• Переднеязычные: т, д

6. По характеру преграды, образуемой органами артикуляции

• Смычные: п, б, т, д, к, г (со своими мягкими вариантами)

• Щелевые: ф, в, с, з, ш, ж, ш’, х, j (со своими мягкими вариантами)

• Аффрикаты: ц,ч

Именно благодаря согласным звукам в сценическом звучании актера появляются смыслы. Говорят: «Гласные звуки – река. Согласные - берега», т.к. только согласные звуки могут создавать ритм и, соответственно, мысль.

При правильном произношении согласных самое важное – не «выговаривать» их, т.е. не прикладывать к произнесению лишних мышечных усилий. Потому что при этом звук теряет подвижность, не вытекает из предшествующего, а как будто существует изолированно. Мышцы артикуляционных органов должны быть подвижными и эластичными. Этого можно добиться, заботясь о преодолении воздушной струей препятствий, создаваемых органами артикуляции. Постарайтесь прочувствовать мышечное препятствие в артикуляции и приучить себя преодолевать его без усилий.

Проверим, как организуем мы свой речевой аппарат для произнесения согласных звуков, какие допускаем небрежности, неточности, влекущие за собой речевые дефекты.

Объединим сейчас некоторые звонкие и глухие согласные:

Звуки П – Б

Звуки П и Б – губно-губные, смычно –взрывные. Звуки П – П’ – глухие, а Б – Б’ – звонкие.

Образуются эти звуки при смыкании верхней и нижней губы. Под напором воздуха губы размыкаются, язык при этом свободен, не напряжен, мягкое небо поднято.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите звуки П – Б – П – Б – П – Б – П – Б. Следите за тем, чтобы не надувались щеки. Это происходит тогда, когда мы направляем звуки вертикально, в небо.

Упражнение 2

Произнесите звукосочетания:

• ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, ПИ

• БУ, БО, БА, БЭ, БИ, БЫ

Упражнение 3

Произнесите слитно:

• ПУББУ, ПОББО, ПАББА, ПЭББЭ, ПИББИ, ПЫББЫ.

• БУППУ, БОППО, БАППА, БЭППЭ, БИППИ, БЫППЫ.

Ударение в этих звукосочетаниях, как и последующих, будет падать на первый слог.

Звуки Т – Д

Звуки Т – Д – переднеязычные, зубные, смычно-взрывные. Т – Т’ – глухие, Д – Д' – звонкие. В мягкой позиции спинка языка должна подниматься к твердому небу, если этого не происходит, то возникает дефект, который называется «тсяканье» и «дзяканье».

Упражнения для постановки согласных

Упражнение 1

Произнесите звуки: Т – Д, Т – Д, Т – Д. Постарайтесь имитировать стук колес поезда.

Упражнение 2

Произнесите звукосочетания:

• ТУ,ТО, ТА, ТЭ,ТИ, ТЫ.

• ДУ, ДО, ДА, ДЭ, ДИ, ДЫ,

• ТУДДУ,ТОДДО,ТАДДА,ТЭДДЭ, ТИДДИ, ТЫДДЫ.

• ДУТТУ, ДОТТО, ДАТТА,ДЭТТЭ,ДИТТИ, ДЫТТЫ.

• ТУДДУТ, ТОДДОТ, ТАДДАТ, ТЭДДЭТ, ТИДДИТ, ТЫДДЫТ

• ДУТТУТ, ДОТТОД, ДАТТАД, ДЭТТЭД, ДИТТИД, ДЫТТЫД

Не забывайте, что ударение в многосложных звукосочетаниях приходится на первый слог.

Звуки В – Ф

Звуки В – Ф – губно-зубные, щелевые. В – В’ – звонкие, Ф – Ф’ – глухие. Они возникают тогда, когда верхние зубы находятся на краях нижней губы. При этом язык свободен, мягкое небо поднято.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите звуки: В – Ф, В – Ф, В – Ф, В – Ф…

Упражнение 2

Произнесите звукосочетания:

• ВУ, ВО, ВА, ВЭ, ВИ, ВЫ

• ФУ,ФО,ФА,ФЭ,ФИ,ФЫ

• ВУФФУ,ВОФФО,ВАФФА,ВЭФФЭ,ВИФФИ,ВЫФФЫ

• ФУВВУ, ФОВВО, ФАВВА,ФЭВВ,ФИВВИ,ФЫВВФЫ

Звуки К – Г – Х

Звуки К – Г – Х – заднеязычные, смычно-взрывные. К – К’ – глухие, Г – Г’ – звонкие.

Звук Х – заднеязычный, щелевой, аффрикатный. При образовании звуков К – Г спинка языка вытянута и касается твердого неба, звук возникает при отрыве струей воздуха спинки языка от твердого неба. При этом поднимается мягкое небо.

Звук Х получается, если между небом и спинкой языка образуется щель.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

• К-Г-Х…………

• КУ, КО, КА, КЭ, КИ, КЫ

• ГУ, ГО,ГА, ГЭ,ГИ, ГЫ

• ХУ,ХО, ХА, ХЭ, ХИ, ХЫ

• КУГГУ, КОГГО, КАГГА, КЭГГЭ, КИГГИ, КЫГГЫ

• ГУККУ, ГОККО, ГАККА, ГЭККЭ, ГИККИ, ГЫККЫ

• ГУХХУ, ГОХХО,ГАХХА, ГЭХХЭ, ГИХХИ,ГЫХХЫ.

Звуки Л – Р

Л – сонорный, переднеязычный, зубной, смычнопроходной;

Р – сонорный, переднеязычный, небный, дрожащий.

При правильном произнесении звука Л рот открыт, а кончик языка упирается в альвеолы верхних зубов. При произнесении Л’ кончик языка и его часть упираются в верхние зубы. При правильном произнесении звука Р рот открыт, кончик языка загибается поднимаясь к верхним резцам, вибрирует. При произнесении звука Р’ спинка языка дополнительно поднимается к мягкому небу, язык напряжен, и вибрирует у верхних альвеол.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

• Л, Р, Л, Р, Л’, Р’…….

• ЛУ, ЛО, ЛА, ЛЭ, ЛИ, ЛЫ, РУ, РО, РА, РЭ, РИ, РЫ

• ЛУЛЛУ, ЛОЛЛО, ЛАЛЛЛА, ЛЭЛЛЭ, ЛИЛЛИ, ЛЫЛЛЫ

• РУРРУ, РОРРО, РАРРА, РЭРРЭ, РИРРИ, РЫРРЫ

• ЛУЛЛУ, ЛУЛЛО, ЛУЛЛА, ЛУУЭ, ЛУЛЛИ, ЛУЛЛЫ

• ЛУЛЛУ, ЛОЛЛУ, ЛАЛЛУ, ЛЭЛЛУ, ЛИЛЛУ, ЛЫЛЛУ

Задание:

Составьте свои комбинации со звуком Л и Р, меняя гласную или в первом слоге, или во втором, используя линейку гласных.

Упражнение 2

Произнесите:

• РЛУ, РЛО, РЛА, РЛЭ, РЛИ, РЛЫ

• ЛРУ, ЛРО, ЛРА, ЛРЭ, ЛРИ, ЛРЫ

Упражнение 3

Поиграйте звукосочетаниями: РЛУ – ЛРУ, РЛО – ЛРО, РЛА – ЛРА, РЛИ – ЛРИ, РЛЫ – ЛРЫ.

Произнесите эти звуки слитно: РЛУ – ЛРУ – РЛО – ЛРО – РЛА – ЛРА – РЛЭ – ЛРЭ – РЛИ – ЛРИ – РЛЫ – ЛРЫ.

Задание:

Составьте комбинации звукосочетания ЛРУ-РЛУ…..

Упражнение 4

Соедините эти звукосочетания: РЛУ-ЛРУ-РЛУ, РЛО-ЛРО-РЛО, РЛА-ЛРА-РЛА-РЛЭ-ЛРЭ-РЛЭ, РЛИ-ЛРИ-РЛИ, РЛЫ-ЛРЫ-РЛЫ.

Упражнение 5

Произнесите эти звукосочетания слитно: РЛУ-ЛРУ-РЛУ-РЛО-ЛРО-РЛО-РЛА-ЛРА-РЛА-РЛЭ-ЛРЭ-РЛЭ-РЛИ-ЛРИ-РЛИ-РЛЫ-ЛРЫ-РЛЫ

Задание:

Составьте свои сложные комбинации со звуками Р и Л, используя линейку гласных.

Звуки М – Н

Звуки М – Н – сонорные звуки, в образовании которых принимают участие голосовые складки. Звук М – губной, смычно-проходной. При его образовании язык свободен, мягкое небо поднято. При произношении воздух проходит через нос. При образовании звука Н – язык поднят к небу и передней частью прижат к верхним передним зубам, при произношении воздух проходит через нос.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

• М, Н………….

• МУ, МО, МА, МЭ, МИ, МЫ

• НУ, НО, НА, НЭ, НИ, НЫ

• МУММУ,МОММО, МАММА, МЭММЭ, МИММИ, МЫММЫ

• НУННУ,НОННО,НАНННА,НЭННЭ,НИННИ,НЫННЫ

Упражнение 2

Измените окончание:

• МУММО,МОММО,МАММО,МЭММО,МИМММО,МЫМММО

• МУММА, МОММА, МАМММА, МЭМММА, МИММА, МЫМММА

• МУММЭ,МОМММЭ, МАММЭ, МЭММЭ, МИММЭ,МЫММЭ

• МУММИ, МОММИ, МАММИ,МЭММИ, МИММИ, МЫММИ

• МУММЫ,МОММЫ, МАММЫ, МЭММЫ, МИММЫ, МЫММЫ

Упражнение 3

Поменяйте согласные звуки звукосочетаний: НУММУ-МУННУ, НОММО-МОННО, НАММА-МАННА, НЭММЭ-МЭННЭ, НИММИ-МИННИ, НЫММЫ-МЫННЫ

Упражнение 4

Произнесите эти звукосочетания слитно, как бы раскачивая колокол: НУММУ-МУННУ-НУММУ-НОММО-МОННО-НОММО-НАММА-МАННА-НАММА-НЭММЭ-МЭННЭ-НЭММЭ-НИММИ-МИННИ-НИММИ-НЫММЫ-МЫННЫ-НЫММЫ

Задание:

Составьте свои комбинации со звуками М и Н.

Звуки С-З

Звуки С и З – переднеязычные, зубные, щелевые. С – С’ – глухие, З – З’ – звонкие. При правильном произнесении С – губы растянуты, зубы сближены, кончик языка лежит у нижних резцов. Произносить звук нужно легко, без излишнего напряжения. При произнесении звука З артикуляция как и при произнесении С, но звучит с голосом.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

• С-З, С-З,…С’-З’, С’-З’……..

• СУ, СО, СА, СЭ, СИ, СЫ

• ЗУ, ЗО, ЗА, ЗЭ, ЗИ, ЗЫ.

Упражнение 2

Усложните наши звукосочетания:

• СУЗЗУ, СОЗЗО, САЗЗА, СЭЗЗЭ, СИЗЗИ, СЫЗЗЫ

• ЗУССУ,ЗОССО, ЗАСС, ЗЭССЭ, ЗИССИ, ЗЫССЫ.

Упражнение 3

Произнесите слитно: СУЗЗУ-ЗУССО-СУЗЗУ-СОЗЗО-ЗОССО-СОЗЗО-САЗЗА-ЗАССА-САЗЗА-СЭЗЗЭ-ЗЭССЭ-СЭЗЗЭ-СИЗЗИ-ЗИССИ-СИЗЗИ-СЫЗЗЫ-ЗЫССЫ-СЫЗЗЫ.

Задание:

Составьте свои комбинации со звуками С и З, используя линейку гласных.

Звук Ц

Звук Ц – переднеязычный, твердый, смычно-щелевой. Этот звук состоит из двух звуков – Т и С. При произнесении звука Ц кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя его часть прижимается к верхним альвеолам.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

• Т-С, Т-С, Ц, Ц

• ЦУ, ЦО, ЦА, ЦЭ, ЦЫ, ЦЫ

• ЦУЦЦУ, ЦОЦЦО, ЦАЦЦА, ЦЭЦЦЭ, ЦЫЦЦЫ, ЦЫЦЦЫ.

Не забывайте про ударение на первый слог.

Задание:

Измените гласную в начале или в конце звукосочетания, следуя линейке гласных.

Упражнение 2

Произнесите слитно:

ЦУЦЦУЦУЦ-ЦОЦЦОЦОЦ-ЦАЦЦАЦАЦ-ЦЭЦЦЭЦЭЦ-ЦЫЦЦЫЦЫЦ-ЦЫЦЦЫЦЫЦ.

Задание:

Удлините звукосочетания и, при всей их многослоговости, следите за тем, чтобы ударение падало на первый слог.

Звуки Ш-Ж

Звуки Ж и Ш – переднеязычные, небные, щелевые. Ш - глухой, Ж – звонкий. При правильном произнесении – кончик языка поднят и загнут к небу, к верхним альвеолам, но не касается их, губы разомкнуты и слегка вытянуты вперед.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

• Ш-Ж, Ш-Ж……..

• ШУ, ШО, ША, ШЫ, ШЫ

• ЖУ, ЖО, ЖА, ЖЭ, ЖЫ, ЖЫ.

Упражнение 2

Произнесите слитно: ЖУШШУ-ЖОШШО-ЖАШША-ЖЭШШЭ- ЖЫШШЫ-ЖЫШШЫ.

Задание:

Поменяйте звуки Ж на Ш и наоборот и так же слитно произнесите их.

Упражнение 3

Произнесите следующую комбинацию: ЖУШШУЖУШ-ЖОШШОЖОШ-ЖАШШАЖАШ-ЖЭШШЭЖЭШ-ЖЫШШЫЖЫШ-ЖЫШШЫЖЫШ.

Задание:

Предложите свою комбинацию, увеличивая количество слогов, меняя местами согласные звуки, выдерживая линейку гласных.

Звуки Ч-Щ

Звук Ч – переднеязычный, смычно-щелевой. Звук Щ – переднеязычный, небный, щелевой. В группе шипящих эти звуки занимают особое место по своей сложности. Звук Ч состоит из звуков Т’ и Щ, а Щ – из Ш’Ш’Ш’.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

• Ч, Щ, Ч, Щ, Ч, Щ,……

• ЧЮ, ЧЕ, ЧЯ, ЧЕ, ЧИ, ЧИ

• ЩЮ, ЩЕ, ЩЯ, ЩЕ, ЩИ, ЩИ.

Упражнение 2

Произнесите слитно: ЧЮЩЩЮ-ЧЕЩЩЕ-ЧЕЩЩЕ-ЧИЩЩИ-ЧИЩЩИ.

Задание:

Поменяйте согласные звуки местами Ч на Щ и, наоборот, произнесите это слитно.

Упражнение 3

Составьте новую комбинацию звуков: ЧЮЩЩЮЧЮЩ-ЧЕЩЩЕЧЕЩ-ЧЯЩЩЯЧЯЩ-ЧЕЩЩЕЧЕЩ-ЧИЩЩИЧИЩ.

Задание:

Составьте свой вариант комбинации

Звук Й (j)

Звук Й - среднеязычный, щелевой. По артикуляции он близок к гласному И, но при его произнесении язык кончиком и краями передней части больше упирается в нижние зубы. Мягкое небо поднято. Голосовые складки колеблются. Этот звук принято считать полугласным.

Упражнение для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите слитно: ЮЙ – ЕЙ – ЕЙ – ЙЙ – ЙЙ.

После того, как вы сравнили вашу артикуляцию при произнесении согласных звуков со знаниями, полученными в данном методическом пособии, продолжайте работу по совершенствованию своего речевого аппарата. Эту работу после индивидуальных занятий с педагогом, вы можете выполнять самостоятельно. Контролируя положение артикуляционных органов, с помощью ощущений добивайтесь правильной постановки звука (используйте в тренировках зеркало). Следите за правильным произношением не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Вы можете составить свои комплексные упражнения для совершенствования дикции, используя приведенные ниже таблицы звукосочетаний и скороговорки, которые помогут настроить артикуляционный аппарат не только перед занятиями по сценической речи, но и перед занятиями по актерскому мастерству, а в будущем – перед спектаклями.

П – Б
Односложные сочетания Двухсложные сочетания Трехсложные сочетания
• Птку-птко-птка-пткэ-птки-пткы • Бдгу-бдго-бдга-бдгэ-бдги-бдгы • Пткупт-пткопт-пткапт-пткэпт-пткипт-пткыпт • Бдгубд-бдгобд-бдгабд-бдгэбд-бдгибд-бдгыбд • Пткуп-нус пткоп-нос пткап-нас пткэп-нэс пткип- нис пткып-ныс • Бдгуб-нус бдгоб-нос бдгаб-нас бдгэб-нэс бдгиб-нис бдгыб-ныс ВАЖНО!!! Следите за тем, чтобы ударение падало только на первый слог, т.е ударные пткуп, пткоп и т.д., а безударные соответственно: нус, нос, нас и т.д. Задание: составьте свои двусложные сочетания, используя данный пример. • Птку-пу-руц птко-по-роц птка-па-рац пткэ-пэ-рэц птки-пи-риц пткы-пы-рыц • Бдгу-бу-руц бдго-бо-роц бдга-ба-рац бдгэ-бэ-рэц бдги-би-риц бдгы-бы-рыц • Птку-бу-пуц птко-бо-поц птка-ба-пац пткэ-бэ-пэц птки-би-пиц пткы-бы-пыц • Бдгу-пу-буц бдго-по-боц бдга-па-бац бдгэ-пэ-бэц бдги-пи-биц бдгы-пы-быц • Пруш-пус-пус прош-пос-пос праш-пас-пас прэш-пэс-пэс приш-пис-пис прыш-пыс-пыс • Бруш-пус-бус брош-пос-бос браш-пас-бас брэш-пэс-бэс бриш-пис-бис брыш-пыс-быс ВАЖНО!!! Контролируйте ударение на первом слоге. Задание: Составьте свои трехсложные сочетания, используя звуки Б и П

 

Скороговорки П – Б

1. Бобыль Бобров добыл бобров.

2. Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп- кипит укроп. Как при

Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

3. Лучше врага бить, чем битым быть.

4. От топота копыт пыль по полю летит.

5. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

6. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Говорили про

попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.

7. Под горой бугор, на бугре Егор,

У Егора кол, на колу колоко́л.

8. Петр Петров по прозванию Перов купил семь перепелов.

9. Для своих бобрят все бобры добры.

10. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

11. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

12. Убил бобра, да не добыл добра.

13. Стоит копна с подприкопеночком.

14. Петр Петру пироги пек.

15. Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в

ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!».

16. Блюдо бы с бобами подали бы бабе блюдо бы с бобами.

17. Был баран белорыб;

Всех баранов перебелорыбил.

18. Болтай, болтай, недалеко Валдай.

Т – Д
Односложные сочетания Двухсложные сочетания Трехсложные сочетания
• Тут-тот-тат-тэт-тит-тыт • Дуд-дод-дад-дэд-дид-дыд • Тють-теть-тять-теть-тить-тить • Дюдь-дедь-дядь-дедь-дидь-дидь • Тут-кут тот-кот тат-кат тэт-кэт тит-кит тыт-кыт • Дуд-гут дод-гот дод-годт дэд-гэт дид-гит дыд-гыт • Птю-тють пте-теть птя-тить пте-тить пти-тить пти-тить • Бдю-дють бде-деть бдя-дять бде-дить бди-дить бди-дить Задание: Придумайте свои варианты двусложных сочетаний, используя звуки Т – Д, Т’ и Д’. • Ткут-пут-кут ткот-пот-кот ткат-пат-кат ткэт-пэт- кэт ткит-пит-кит ткыт- пыт-кыт • Дгут-бут-гут дгот-бот-гот дгатбат-гат дгэт-бэт-гэт дгит -бит-гит дгыт-быт-гыт • Ждю-штю-нус жде-ште-нос ждя-штя-нас жде-ште-нес жди-шти-нис жди-шти-нис • Ртю-дю-рюрь рте-де-рер ртя-дя-рярь рте-де-рерь рти- ди –рирь рти-ди-рирь Задание: Составьте свои варианты трехсложных сочетаний с этими звуками.

Скороговорки Т - Д

1. Без дела жить - только небо коптить.

2. Наш деготник вашего деготника передеготнит, перевыдеготнит

3. От товарища отстать - без товарища стать.

4. Вставай, Архип, петух охрип.

5. Тетерев сидел на дереве, под деревом тень тетерева.

6. У нас гость унес трость.

7. От глупого риска до беды близко.

8. Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит.

9. Два поросенка, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про

Вальку, про Ларину жену.

10. На дворе - трава, на траве- дрова. Не руби дрова на траве.

В – Ф
Односложные сочетания Двухсложные сочетания Трехсложные сочетания
• Взбу-взбо-взба-взбэ-взби-взбы • Фспу-фспо-фспа-фспэ-фспи-фспы • Взгруст-взгрост-взграст-взгрэст-взгрист-взгрыст • Фскруст-фскрост-фскраст-фскрэст-фскрист-фскрыст • Врувл-фур вровл-фор вравл-фар врэвэл-фэр вривил-фир врывыл-фыр • Фрувл-вур фровл-вор фравл-вар фрэвл-вэр фривл-вир фрывл-выр • Вздруж-бус-нус взрож-бос-нос вздраж-бас-нас вздрэж-бэс-нэс вздриж-бис-нис вздрыж-быс –ныс • Фспу-фу -нус фспо- фо -нос фспа-фа-нас фспэ-фэ-нэс фспи-фи-нис фспы-фы-ныс.

Составьте свои двусложные и трехсложные сочетания, используя звуки В и Ф.

Скороговорки В-Ф

1. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

2. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

3. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

4. Каково волокно, таково и полотно.

5. Соврешь - не помрешь, да вперед не поверят.

6. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

7. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

8. Водовоз вез воду из-под водопровода.

9. На улице Феофан, Феофанов брат, Феофанов деверь. А мне не до

Феофана, не до Феофанова брата, не до Феофанова деверя.

10. Фельдфебель и ефрейтор метят в фельдмаршалы.

11. Вязью вязал вяз-долговяз.

12. Взвинчен и взведен развеселый взводный.

13. У Верки-вертушки во рту две ватрушки.

14. Взя́ло Фоку сзади и сбоку.

К – Г – Х
Односложные сочетания Двухсложные сочетания Трехсложные сочетания
• Круст-крост-краст-крэст-крист-крыст • Груст-грост-граст-грэст-грист-грыст • Хруст-хрост-храст-хрэст-христ-хрыст • Кру-густ кро-гост кра-гаст крэ-гэст кри-гист кры-гыст • Гру-буст гро-бост гра-баст грэ-бэст гри-бист гры-быст • Хруст-хус хрост-хос храст-хас хрэст-хэс христ-хис хрыст-хыс • Кру-гру- буст кро-гро-бост кра-гра-баст крэ-грэ-бэст кри-гри бист кры-гры быст • Взгруст-ну-тус взгрост-но-тос взграст- на -тас взгрэст-нэ-тэс взгрист-ни тис взгрыст-ны тыс • Хруст-бу хуст хрост-бо-хост храст-ба-хаст хрэст-бэ-хэст христ-би хист хрыст-бы хыст

Задание:

Составьте свои варианты двусложных и трехсложных сочетаний, включая в них звуки К – Г – Х.

Скороговорки К-Г-Х

1. Купи кипу пик.

2. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в

капюшоне он смешон.

3. У елки иголки колки.

4. Хавронья хворала, Хавронья хирела, Хавронья совсем на халву не

смотрела.

5. Ткет ткач ткани на платки Тане.

6. Архип охрип, Осип осип.

7. Клюет курица крупку, курит турок трубку.

8. К Гасбургам из Страсбурга.

9. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

10. Хлоп- клоп сдох,

Сдох клоп-вдох!

11. У гола гол голик.

М – Н – Л – Р
Односложные сочетания Двухсложные сочетания Трехсложные сочетания
• Мнул-мнол-мнал-мнэл-мнил-мныл • Лмнур-лмнор-лмнар-лмнэр-лмнир-лмныр • Рнмнул-рнмнол-рнмнал-рнмнэл-рнмнил-рнмныл • Фрувл-вур фровл-вор фравл-вар фрэвл-вэр фривл-вир фрывл-выр • Лвун-мур лвон-мор лван-мар лвин-мир лвын-мыр • Лвун-лу-мун лвон-ло-мон лван-ла-ман лвэн-лэ-мэн лвин-ли-мин лвын-лы –мын • Рвун-му-лун рвон-мо-лон рван-ма-лан рвэн-мэ-лэн рвин-ми –лин рвын-мы-лын

 

Задание:

Составьте свои варианты звукосочетаний, включая сонорные звуки Л, М, Н, Р.

Скороговорки Л – М – Н – Р

1. Король-орел. Король-орел. Король-орел.

2. Умей сказать, умей и смолчать.

3. Наш чин не любит овчин.

4. Раз солгал - не пропал, а навек лгуном стал.

5. Против вражьей лжи ухо востро держи.

6. Легко хвалиться, легко и свалиться.

7. Карл у Клары украл Кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

8. Около кола колокола, а около ворот коловорот.

9. Сшит колпак, да не по-колпаковски; Вылит колокол, да не по-

колоколовски.

Надо колокол переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол

переколоколовать, перевыколоколовать.

10. Карл клал на ларь. Клара крала с ларя. Королева Клара строго карала

Карла за кражу кораллов.

11. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

12. Рыла свинья белорыла, тупорыла: полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла

13. Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовывал, да зарапортовался.

14. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом. Орел над пером.

15. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

16. Мы маневрировали – вы выманевривали;

Вы маневрировали – мы выманевривали;

Мы маневрировали и вы маневрировали.

Мы выманевривали и вы выманевривали.

17. Лилии лелеяли, да не вылеяли лилии.

С – З
Односложные сочетания Двухсложные сочетания Трехсложные сочетания
• Струм-стром-страм –стрэм –стрим-стрым • Здрум- здром- здрам- здрэм-здрим-здрым • Стркунт-кунтл стрконт-контл стркант-кантл стркэнт-кэнтл стркинт-кинтл стркынт-кынтл • Здгундл-гундл здргондл-гондл здргандл-гандл здргэндл-гэндл здргиндл-гиндл здргындл-гындл • Струм-здру-струм стром-здро-стром страм-здра-страм стрэ-здрэ-стрэм стри-здри-стрим стры-здры стрым • Здру-ду-зуст здро-до-зост здра-да-заст здрэ-дэ-зэст здри-ди-зист здры-ды-зыст

 

 

Задание:

Составьте свои сочетания используя звуки С и З.

Скороговорки С – З

1. Сачок зацепил за сучок.

2. По семеро в сани уселись сами.

3. Свиристель свиристит свирелью.

4. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку – в бок, Соньку – в лоб. Все – в сугроб!

5. Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.

6. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

7. Сух куст - куц сук!

Сук сух - куст куц!

Кто тут сух, а кто тут куц?

Кто тут куст, а кто тут сук?

8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов

развалился кузов.

9. Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.

10. Жал Зямка замшу, жевал Зямка замшу в замке.

11. Разнервничавшегося конституциониста нашли

акклиматизировавшимся в Константинополе.

12. Жорж, зря ржешь, Жорж, зря жрешь!

Не жри, Жорж, не ржи, Жорж!

Ц
Односложные сочетания Двухсложные сочетания Трехсложные сочетания
Цупц-цопц-цапц-цэпц-ципц-ципц Цнупц-цупц цнопц-цопц цнапц-цапц цнэпц-цэпц цнипц-ципц цныпц-ципц Цвун-чвун-цвун цвон-чвон-цвон цван-чван-цван цвэн-чвэн-цвэн цвин-чвин-цвин цвын-чвын-цвын

 

Скороговорки Ц

1. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, на


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.