Понятие, цели и принципы оценки бизнеса. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие, цели и принципы оценки бизнеса.

2017-08-23 316
Понятие, цели и принципы оценки бизнеса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА.

Оценка стоимости объекта собственности – это упорядоченный целенаправленны процесс, определение в денежном выражении стоимости объекта с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый момент времени в условиях конкретного рынка.

Существуют различные виды стоимости:

· рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект может быть передан покупателю в условиях свободного рынка;

· инвестиционная стоимость – цена объекта оценки для индивидуального инвестора, основанная на индивидуальных требованиях и ожиданиях, определяется исходя из доходности объекта для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

· действительная стоимость – цена, основанная на анализе всех факторов, отражающих суть бизнеса.

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат.

Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат на дату проведения оценки, необходимая для создания объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий с учётом его износа.

Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на дату проведения оценки на создания объекта аналогичному объекту оценки с учётом его износа.

Аналогичный объект – объект, обладающий максимально сходными с оцениваемым объектом качествами и количественными характеристиками, но созданный из современных материалов по современным технологиям.

Стоимость объекта оценки при существующем использовании - определяется исходя из существующих условий и целей использования объекта. Оценка производится путём сравнивания стоимости объекта при существующем использовании со стоимостью при альтернативном использовании.

Стандарты стоимости предполагают следующие виды оценки бизнеса:

1. Стандарт обоснованной рыночной стоимости – предполагает, что оценка бизнеса производится на основе информации равнодоступной для любого потенциального покупателя, продавца и инвестора.

2. Стандарт обоснованной стоимости - предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателей и продавцов бизнеса указанной информации.

3. Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора.

4. Стандарт внутренней стоимости - предполагает оценку бизнеса сторонним, независимым оценщиком на основе его собственных деловых возможностей и информированности.

Цели оценки бизнеса:

– операции по продаже/покупке компаний, объединению компаний, выпуску акций;

– оценка эффективности управления в компании, повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

– разрешение правовых и налоговых вопросов (раздел имущества партнеров, оценка наследства, в т.ч. с целью налогообложения), оценка даримого имущества, оценка ущерба (для страховых компаний), оценка залога (для банков);

– разработка плана развития предприятия; реструктуризация предприятия, ликвидация предприятия, санация предприятий-банкротов, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из существующих;

– определение кредитоспособности;

– страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов;

– осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса;

– подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;

и т.п.

Объекты оценки:

– предприятие как бизнес (предпринимательская деятельность), которым занимается хозяйствующий субъект, владеющий предприятием как имущественным комплексом; на базе имущественного комплекса хозяйствующим субъектом создается поток доходов, который находит отражение в рыночной стоимости предприятия (бизнеса) и рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынке капитала;

– предприятие как имущественный комплекс;

– доли в бизнесе;

– интеллектуальная собственность.

ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ

Пути организации информации: хронологический, журналистский, логический.

Хронологический: последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому).

Журналистский: материал размещается от более важного к менее важному.

Логический: распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему.

Уровни информации:

1. Информация макроэкономического и регионального уровней, включающая данные по экономическим перспективам, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес, в том числе политическим перспективам и государственной политике.

2. Информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес.

3. Информация о компаниях-аналогах или о сопоставимых продажах.

4. Информация о бизнесе, который оценивается.

Кроме того, информация делится на:

внешнюю, характеризующую условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;

внутреннюю, дающую представление о деятельности оцениваемого предприятия.

 

Внешняя информация. Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. Внешнюю информацию следует давать в оптимальном объеме, ориентированной на оцениваемый объект.

Основные факторы макроэкономического риска:

• уровень инфляции;

• темпы экономического развития страны;

• изменение ставок процента;

• изменение обменного курса валют;

• уровень политической стабильности.

Основные источники информации:

• программы правительства и прогнозы;

• периодическая экономическая печать;

• аналитические обзоры информационных агентств;

• законодательство РФ.

В отраслевой информации отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объем производимой продукции и динамику изменения спроса на нее.

Основные отраслевые факторы риска:

• нормативно-правовая база;

• рынки сбыта;

• условия конкуренции.

Основные источники информации:

• данные Государственного комитета по статистике;

• законодательство РФ;

• информационные отраслевые бюллетени

• бизнес-планы;

• данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;

• отраслевые информационные издания;

• периодическая экономическая печать;

• личные контакты;

• фирмы-дилеры;

• таможенное управление.

 

Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. В нее включается:

– ретроспективные данные об истории компании;

– описание маркетинговой стратегии предприятия;

– характеристика поставщиков;

– производственные мощности;

– рабочий и управленческий персонал;

– внутренняя финансовая информация (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет);

и др.

Анализируется следующая информация:

– объемы продаж за прошлый, текущий и прогнозируемый периоды;

– себестоимость реализованной продукции;

– цены товаров и услуг, их динамику;

– прогнозируемое изменение объемов спроса;

– производственные мощности.

 

Принципиальные отличия.

Российская отчетность направлена на предоставление информации государственным органам с целью обеспечения ими функций контроля за налоговыми платежами в бюджет.

Международный бухгалтерский стандарт (МБС): предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности предприятия, что является необходимым при принятии экономических решений для широкого круга пользователей.

Некоторые существенные расхождения:

– Себестоимость реализованной продукции

РФ: себестоимость реализованной продукции может включать часть общехозяйственных расходов.

МБС: себестоимость включает только прямые и накладные производственные затраты.

– Состав управленческих расходов

РФ: включаются проценты по кредитам банка;

МБС: они выделяются обособленной строкой в Отчете о прибылях и убытках.

– Нераспределенная прибыль

РФ: представляет собой разницу между суммой прибыли до налогообложения и налогом на прибыль и расходами, погашаемыми за счет прибыли (включая отчисления в фонды специального назначения: фонд потребления, фонд социальной сферы, фонд накопления), остающиеся в распоряжении предприятия.

МБС: как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

– Российские нормы начисления амортизации значительно ниже используемых в международной практике. Например, в России норма амортизации по компьютерной технике 11–12%, в соответствии с международным подходом – 20%.

и др.

Полноценная процедура трансформации требует не только затрат времени, но и наличия высококвалифицированных специалистов.

 

Показатели рентабельности.

Отражают финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они могут рассчитываться как по чистой прибыли, так и по балансовой прибыли.

4.1. Рентабельность продаж показывает прибыль на единицу реализованной продукции.

4.2. Чистая рентабельность деятельности предприятия показывает, сколько чисто прибыли приходится на единицу выручки.

4.3. Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Т.е., сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль, вложенный в собственный капитал.

4.4. Затратоотдача показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат.

4.5. Рентабельность перманентного капитала характеризует эффективность капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.

4.6. Фондорентабельность характеризует эффективность использования основных средств.

 

МОДЕЛИ БАНКРОТСТВА

Пятифакторная модель

Z = 1,2 * + 1,4 * + 3,3 * + 0,6 * + 0,9999 * , где

– характеристика финансового риска будущей платежеспособности;

– характеристика дивидендной политики;

– рентабельность активов;

– характеристика структуры капитала;

в активах.

 

Вероятность банкротства на предприятии.

Z счет Вероятность банкротства
Z 0,1 Угроза банкротства очень высокая
0,1 < Z < 2,275 Угроза банкротства средняя
2,5 < Z < 2,99 Угроза банкротства невелика
3 < Z Угроза банкротства ничтожна

Белорусская модель

Z = 0,111 * + 13,239 * + 1,67 * + 0,515 * + 3,8 * , где

Вероятность банкротства на предприятии.

Z счет Вероятность банкротства
Z > 8 Банкротство не грозит
5 < Z< 8 Небольшой риск банкротства
3< Z< 5 Средний риск банкротства
1< Z<3 Финансовое состояние неустойчивое
Z<1 Предприятию грозит банкротство

Фактор фондовозмещения

Определяют величину аннуитетного платежа, необходимого для получения будущей стоимости.

Если платёж осуществляется более 1 раза в год:

Текущая стоимость аннуитета

Аннуитет – серия равновеликих платежей, отстоящих друг от друга на равные промежутки времени.

Если платежи осуществляются в конце каждого года:

Если платежи осуществляются чаще 1 раза в год:

Метод капитализации доходов

Капитальных затрат

Коэффициент капитализации состоит из 2-х частей:

1. Ставка доходности инвестиций, являющаяся компенсацией, которая должна быть выплачена инвестору за использование денежных средств с учетом риска и др. факторов, связанных с конкретными инвестициями.

2. Норма возврата капитала, т.е. погашение суммы первоначальных вложений. Этот элемент применяется только к изнашиваемой части активов, зависит от времени, в течение которого капитал должен быть возвращен, или от условий продажи объекта по истечении определенного времени с учетом поправки на изменение стоимости объекта.

Ставка дохода на капитал строится методом кумулятивного построения:

Безрисковая ставка доходности + Премия за риск вложения в недвижимость + Премия за низкую ликвидность + Премия за инвестиционный менеджмент

За безрисковую ставку принято считать ставку процента, установленную по финансовым обязательствам, гарантированным государством.

Премия за риск – инвестиции в имущество подвергнуты риску, связанному с возможностью утраты или порчи этого имущества, с политической ситуацией, с изменением законодательства. Может быть принята в размере страховых отчислений в страховых компаниях.

Премия за низкую ликвидность – учитывается невозможность возврата вложенных в объект инвестиций, может быть принята на уровне инфляции.

Премия за инвестиционный менеджмент учитывает необходимую компенсацию за управление инвестициями.

Если сумма капитала, вложенного в недвижимость, останется неизменной и будет возвращена при ее перепродаже, нет необходимости в расчете нормы возврата.

Если прогнозируется изменение в стоимости актива, то возникает необходимость учета в коэффициенте капитализации возврата основной суммы капитала. Норма возврата капитала называется коэффициентом рекапитализации.

Способы возмещения инвестированного капитала:

1. Прямолинейный возврат капитала (Метод Ринга) целесообразно использовать, когда ожидается, что возмещение основной суммы будет осуществляться равными частями.

(17)

где RНВК – норма возврата капитала;

n – оставшийся срок экономической жизни актива.

2. Метод Инвуда используется, если сумма возврата капитала реинвестируется по ставке доходности инвестиций. В этом случае норма возврата капитала равна фактору фонда возмещения при той же %-ной ставке, что и по инвестициям.

3. Метод Хоскольда используется в тех случаях, когда ставка дохода первоначальных инвестиций настолько высока, что маловероятно реинвестирование по той же ставке, что и ставка доходности инвестиций. Для реинвестируемых средств предполагается получение дохода по безрисковой ставке.

 

Группы

Если объект приобретается с помощью собственного и заемного капитал, коэффициент капитализации должен удовлетворять требованиям доходности на обе части инвестиций.

Коэффициент капитализации для заемного капитала называется ипотечной постоянной и рассчитывается:

(19)

где РОД – ежегодные выплаты по обслуживанию долга;

К – сумма кредита.

 

Коэффициент капитализации для собственного капитала рассчитывается:

(20)

где ДП – денежный поток до выплаты налогов;

СК – величина собственного капитала.

 

Общий коэффициент капитализации определяется:

(21)

где КИЗ – коэффициент ипотечной задолженности;

Rm – ипотечная постоянная.

 

 

Потоков (ДДП)

Метод ДДП – это метод определения капитализированной стоимости доходов, при котором последовательно каждый доход или группа доходов со своими ставками дисконтирования приводится к величине, равной сумме их текущих стоимостей. Таким образом, данный метод можно еще назвать методом последовательного дисконтирования.

В соответствии с этим методом при определении стоимости имущества оценщик должен решить две задачи: проанализировать и спрогнозировать будущие потоки денежных доходов с точки зрения их структуры, величины, времени и частоты их поступлений и определить ставки, по которым их необходимо дисконтировать.

Метод ДДП используется в следующих случаях:

§ ожидается, что будущие уровни денежных потоков будут существенно отличаться от текущих;

§ можно обоснованно оценить будущие денежные потоки с имущества;

§ объект строится или только что построен;

§ оцениваемое имущество представляет собой крупный многофункциональный коммерческий объект;

§ потоки доходов и расходов носят сезонный характер.

Преимущества метода ДДП:

1. Учет динамики сегмента рынка.

2. Возможность учета неравномерности структуры доходов и расходов.

3. Применимость в тех случаях, когда доход и рынок нестабильны.

Недостатки метода – вероятностные ошибки в прогнозировании денежных потоков, в построении ставки дисконта.

В условиях инфляционной экономики для оценки имущества в наибольшей степени подходит метод ДДП, т.к. процент инфляции учитывается в дисконтной ставке. Но это возможно, если темпы инфляции предсказуемы, а экономика нормально функционирует. Спрогнозировать поток чистого дохода от деятельности предприятия на несколько лет вперед в условиях нестабильной экономики весьма сложно.

С теоретической точки зрения метод ДДП самый лучший, однако, он весьма трудоемок. Есть оценки, которые в принципе невозможно осуществлять без использования этого метода – это разработка и оценка инвестиционных проектов.

 

Алгоритм расчета метода ДДП

Метод парных продаж.

Под парной продажей подразумевается продажа двух объектов, в идеале являющихся точной копией друг друга, за исключением одного параметра, наличием которого и объясняется разница в цене этих объектов. Данный метод позволяет рассчитать поправку на вышеупомянутую характеристику и использовать ее для корректировки на этот параметр цены продажи сопоставимого с объектом оценки объекта-аналога.

СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для определения окончательной рыночной стоимости объекта можно использовать метод средневзвешенного значения стоимости, в соответствии с которым результату, полученному по каждому из применяемых подходов присваивается весовой коэффициент, исходя из достоверности объёма и качества информации, применяемой в расчётах, и особенностей использования методов.

Целью согласования результатов является определение наиболее вероятной стоимости оцениваемого объекта через взвешивание преимуществ и недостатков.

Используются следующие критерии:

1) достоверность, адекватность и достаточность информации, на основе которой проводится анализ;

2) способность отразить действительные намерения типичного покупателя или продавца;

3) действительность метода в отношении учета коньюктуры и динамики рынка;

4) способность метода учитывать структуру и иерархию ценообразующих факторов специфичных для объектов (местоположение, размер, качество отделки,…)

Все критерии оцениваются весовыми коэффициентами по 5-тибальной системе (чем больше сумма, тем выше балл)

 

Подходы Стоимость бизнеса по подходу, руб. Критерии Сумма баллов Удельный вес, % Стоимость с учетом трех подходов, руб.
           
Доходный                
Сравнительный                
Затратный                
Всего                

 

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА.

Оценка стоимости объекта собственности – это упорядоченный целенаправленны процесс, определение в денежном выражении стоимости объекта с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый момент времени в условиях конкретного рынка.

Существуют различные виды стоимости:

· рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект может быть передан покупателю в условиях свободного рынка;

· инвестиционная стоимость – цена объекта оценки для индивидуального инвестора, основанная на индивидуальных требованиях и ожиданиях, определяется исходя из доходности объекта для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

· действительная стоимость – цена, основанная на анализе всех факторов, отражающих суть бизнеса.

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат.

Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат на дату проведения оценки, необходимая для создания объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий с учётом его износа.

Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на дату проведения оценки на создания объекта аналогичному объекту оценки с учётом его износа.

Аналогичный объект – объект, обладающий максимально сходными с оцениваемым объектом качествами и количественными характеристиками, но созданный из современных материалов по современным технологиям.

Стоимость объекта оценки при существующем использовании - определяется исходя из существующих условий и целей использования объекта. Оценка производится путём сравнивания стоимости объекта при существующем использовании со стоимостью при альтернативном использовании.

Стандарты стоимости предполагают следующие виды оценки бизнеса:

1. Стандарт обоснованной рыночной стоимости – предполагает, что оценка бизнеса производится на основе информации равнодоступной для любого потенциального покупателя, продавца и инвестора.

2. Стандарт обоснованной стоимости - предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателей и продавцов бизнеса указанной информации.

3. Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора.

4. Стандарт внутренней стоимости - предполагает оценку бизнеса сторонним, независимым оценщиком на основе его собственных деловых возможностей и информированности.

Цели оценки бизнеса:

– операции по продаже/покупке компаний, объединению компаний, выпуску акций;

– оценка эффективности управления в компании, повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

– разрешение правовых и налоговых вопросов (раздел имущества партнеров, оценка наследства, в т.ч. с целью налогообложения), оценка даримого имущества, оценка ущерба (для страховых компаний), оценка залога (для банков);

– разработка плана развития предприятия; реструктуризация предприятия, ликвидация предприятия, санация предприятий-банкротов, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из существующих;

– определение кредитоспособности;

– страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов;

– осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса;

– подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;

и т.п.

Объекты оценки:

– предприятие как бизнес (предпринимательская деятельность), которым занимается хозяйствующий субъект, владеющий предприятием как имущественным комплексом; на базе имущественного комплекса хозяйствующим субъектом создается поток доходов, который находит отражение в рыночной стоимости предприятия (бизнеса) и рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынке капитала;

– предприятие как имущественный комплекс;

– доли в бизнесе;

– интеллектуальная собственность.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.