Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-08-23 | 315 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ребенок в системе общественных отношений. Система внутрисемейных отношений и детское развитие. Отношения в системе мать - ребенок. Феномен привязанности. Я-концепция и воспитание. Гипертрофированные формы позитивных контактов и представление ребенка о себе. Конфликтные формы взаимодействия супругов. Супружеские конфликты и детская самооценка. Отношения между братьями и сестрами. Отношение родителя к себе как условие детского развития. Многопоколенная семья и детское развитие.
Основные понятия: общественные отношения, межличностные отношения, детско-родительские отношения, супружеские отношения, ценность и значимость личности ребенка.
Эмоциональный компонент образа жизни семьи - это тесное переплетение связей и отношений членов семьи между собой: отношений супружеских, детско-родительских, отношений между братьями и сестрами, отношений между членами семьи разных поколений.
Система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек от рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. Система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, характер, темперамент, способности [А. А. Бодалев, 1995].
Не отрицая великой роли деятельностей, которые постоянно выполняет человек, для формирования его как знатока своего дела, В. Н. Мясищев подчеркивал, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи,
|
коллективизма, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.
Источником нарушений в личности, многих форм ее патологии являются, согласно В.Н.Мясищеву, совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно-значимых для него целей.
Потребности, интересы, склонности личности являются не продуктом каких-либо абстрактных исторических условий. Они результат того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и во взаимодействии с другими людьми.
С первых месяцев жизни ребенок осознает себя через отношения с другими людьми. "Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные, личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива" [А.Н.Леонтьев, 1981]. Характер отношений между ребенком и социальным окружением определяет развитие ребенка.
В психологическом словаре межличностные отношения определены как "субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентации, ожиданий и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга" (Психологический словарь, 1990).
|
Специфичность межличностных отношений - в их эмоциональной основе. "Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому в социальной психологии межличностные отношения рассматривают как фактор психологического климата группы" [Г.М.Андреева, 1980].
Набор чувств, которые могут определять характер межличностных отношений, весьма разнообразен. Г.М.Андреева сводит их в две большие группы - конъюнктивные (чувства, сближающие и объединяющие людей) и дизъюнктивные (чувства, разъединяющие людей).
По мнению Е.О.Смирновой, отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. "Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений", - пишет Е.О.Смирнова (1994). Отношение обладает рядом присущих лишь ему черт. Оно не имеет цели и не может быть произвольным. Отношение не является процессом и, следовательно, не имеет пространственно-временной развертки. Оно скорее есть состояние, чем процесс. Отношение не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления и поэтому не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме. Оно всегда предельно индивидуально и конкретно.
Богатые традиции в изучении данного вопроса принадлежат психоанализу и различным его ответвлениям (З.Фрейд, А.Фрейд, Дж. Боулби и др.). В поле зрения психоанализа находятся два аспекта проблемы: характер отношений ребенка с обществом в целом и влияние "биологической матери" на эмоциональное состояние и развитие ребенка. Анализируя отношения, которые устанавливаются между ребенком и обществом в первые мгновения жизни, А.Фрейд замечает, что естественные потребности детей довольно часто не совпадают с общепринятыми в западной культуре обычаями и традициями. Отсюда - конфликтное сосуществование ребенка и общества и настоятельная необходимость ввести родителей в чуждый им эмоциональный мир ребенка.
Существенное влияние на развитие ребенка оказывают индивидуальные пристрастия и антипатии матери: быстрее развивается то, что больше всего нравится матери, что ею приветствуется. Процесс развития замедляется там, где мать остается равнодушной или скрывает свое одобрение.
|
Депрессии матери, которые случаются в первые два года жизни ребенка, могут создавать у маленького человека "латентную предрасположенность к депрессивным заболеваниям", которые часто проявляются лишь в последующем (А.Фрейд, М.В.Колоскова). Инстинкт материнства и отцовства проявляется сильнее в том случае, если детство ребенка не знало дефицита доброты, чуткости, заботы и любви со стороны родителей.
В ряде работ поднимаются вопросы привязанности матери и ребенка друг к другу и последствий этой привязанности для развития последнего. Отношения привязанности к близким взрослым составят основу будущих контактов ребенка с людьми. Такие отношения возникают у ребенка на втором-третьем году жизни. Тот, кому в раннем детстве не удалось установить безопасную связь со взрослым, в более старшем возрасте встречается со значительными трудностями при общении со сверстниками. Особенности взаимодействия ребенка с близкими, степень их отзывчивости на получаемые от ребенка сигналы, полнота удовлетворения его потребностей влияют на характер отношений вне семьи. Отношения привязанности способствуют снижению у ребенка чувства тревоги, непременно возникающего в новых ситуациях (М. Раттер).
Мать, привязанная к ребенку, лучше справляется со своим делом, чем равнодушная мать. Как бы тщательно она ни исполняла все процедуры, необходимые для благополучия ребенка, всего этого недостаточно, если она, кроме того, не пошлепывает его и не прижимает к себе. "Лучший способ внушить ему ощущение безопасности и побудить расти - это материнские объятия" [Э. Берн. - 1992. - С. 118]. С типом материнской заботы и воспитания связывает Р.Кэмпбелл основные характеристики ребенка. Один тип ухода за младенцем демонстрируют матери нелюбящие: сознательно или подсознательно они отвергают своих детей и не в состоянии создать дома атмосферу любви и доброжелательности. Дети чувствуют: их не принимают и не любят. Другой тип ухода демонстрируют матери любящие. Они создают дома обстановку любви и доброжелательности, благодаря чему дети чувствуют, что они нужны и их принимают такими, какие они есть.
|
Дж. Боулби выделил следующие типы патогенного родительского поведения:
- родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
- ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;
- родители используют в качестве дисциплинарных мер угрозы "разлюбить" ребенка или покинуть семью;
- ребенку внушают, что он своим поведением виновен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;
- в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.
Р. Берне останавливается на результатах ряда важных исследований в области семейного воспитания и той роли, которую играет семья в построении Я-концепции ребенка. Это работы Л. Стот-та, В. Розенберга, С. Куперсмита.
Впервые тип родительского воспитания, формирующий у ребенка положительную Я-концепцию, выделил Л. Стотт. Это взаимное уважение и доверие между родителями и детьми, готовность помогать друг другу, принимать друг друга. У детей, выросших в таких семьях, как показал Л. Стотт, выше самооценка и независимость, приспособленность к жизни.
Как отмечает В.Розенберг, если ребенок ощущает собственную значимость и ценность для других, то у него будет сформирована положительная самооценка.
Исследования С. Куперсмита показали, что стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается надломленным, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности. Полное внутреннее принятие родителями своего ребенка, последовательные и ясные требования, уважение индивидуальности ребенка - те условия, которые, с точки зрения С. Куперсмита, формируют положительную самооценку.
В отечественной психологии детско-родительские отношения также являются предметом многих исследований.
Несколько типов неадекватного родительского отношения к ребенку выделяет В. В. Столин. Это отношения матери к сыну-подростку как к "замещающему мужа": гиперопека и симбиоз, воспитательный контроль посредством вызова чувства вины у ребенка.
Человека стоит принимать не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть, пишет В.Франкл. "Принимая его таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать" [В.Франкл. - 1990. - С. 27].
В исследовании Е.Т.Соколовой и И.Г.Чесновой подтвержден вывод о том, что формирование самосознания и самооценки есть результат усвоения ребенком определенных параметров отношения к нему родителей.
|
Исследуя детско-родительские отношения, В. П.Левкович выделяет те из них, которые оказывают патогенное воздействие на ребенка, его успеваемость и общественную активность. Это негативные межличностные отношения (враждебность, недоверие, безразличие), игнорирование духовного мира ребенка, когда отношения сводятся к контролю, санкциям, поощрениям, материальному обеспечению; гипертрофированные формы позитивных эмоциональных контактов; неадекватная оценка родителями ребенка, вследствие чего он лишен возможности лучше познать себя, сформировать собственную самооценку. Заласкивание детей, приписывание им несуществующих достоинств, необоснованное восхищение их умом, выдающимися способностями - в этом проявляются гипертрофированные формы позитивных эмоциональных контактов. Требовательность и критичность, высокая информированность родителей и детей друг о друге (об интересах, о вкусах, настроениях ребенка, о поведении и успеваемости его друзей), доверительные отношения, взаимная заинтересованность, сопереживание, доброжелательность, деликатность - гарантия полноценного развития личности ребенка.
Здоровому развитию ребенка препятствуют пренебрежение и невнимание родителей к его чувствам и потребностям (М.Джеймс, Д.Джонгвард). Семья, лишенная любви, истинной привязанности и доверия, в которой отец бьет жену и детей, а мать проявляет пассивное, соглашающееся поведение, формирует закрепощен-ность личности (3. Холл).
Отношения между супругами находятся в поле внимания исследователей в зарубежной и отечественной психологии в связи с закономерностями детского развития в условиях семейного воспитания. Так, подчеркивается, что по важности взаимоотношения между супругами перевешивают все другие, существующие в семье (Р.Кэмпбелл). Именно от них в значительной степени зависит формирование личности ребенка.
По мнению А. С. Спиваковской, дисгармония семейных отношений, выражающаяся в конфликтном взаимодействии супругов, является основным патогенным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей.
Среди особенностей супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с неврозами, А.И.Захаров называет фрустрацию потребности в эмоциональной близости, повышенные, болезненно заостренные ожидания супругов, которые вступают в противоречие с реальными жизненными ситуациями, одностороннее преобладание одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей.
Негативный характер отношений в родительской паре замедляет когнитивное, эмоциональное и личностное развитие ребенка (Ф. А. Кован, В.П. Кован). Втягивание ребенка в конфликт на стороне одного из родителей приводит к насильственному эмоциональному отторжению одного из них, а следовательно, одного из эталонов для подражания (А. Кемпински).
С. Куперсмит, изучавший три группы детей (с низкой самооценкой, средней и высокой), показал, что родители детей с низкой самооценкой часто вступают в конфликт между собой. По отношению к детям их объединяет стремление сформировать у них приспособительное поведение, послушание, подчинение, бесконфликтное поведение с другими детьми.
Среднюю самооценку у детей формируют покровительственная, снисходительная позиция родителей, их повышенная тревожность по поводу самостоятельности детей и низкий уровень притязаний, позволяющий им принимать детей такими, какие они есть.
Взаимное доверие, уважение, солидарность, внутреннее принятие ребенка, сочетание требовательности и демократизма, благожелательное, но не чрезмерно снисходительное отношение к нему, дисциплина - все это формирует высокую самооценку. Такие дети уверены в себе, жизнерадостны, оптимистичны, добиваются успеха, общительны, самостоятельны, независимы.
"Результаты исследования С. Куперсмита, - пишет Р. Берне, - служат экспериментальным подтверждением ряда положений теории зеркального Я. Если родители, выступающие для ребенка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение, доверие, ребенок приучается и сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств" [Р.Берне, 1986].
Полное внутреннее принятие родителями своего ребенка, последовательные и ясные требования, уважение индивидуальности ребенка - те условия, которые, с точки зрения С. Куперсмита, формируют положительную самооценку.
К. Роджерс подчеркивает ценность и необходимость безусловного позитивного отношения родителей к себе, ибо взрослый, склонный к самоотрицанию, не способен к подлинной родительской любви и не может служить для ребенка правильным образцом принятия себя.
Отношения между братьями и сестрами остаются слабо разработанной областью в психологической науке. Исследования в этой сфере немногочисленны. В них поднимаются вопросы о зависимости характера отношений между детьми в семье от позиции матери и отца по отношению к каждому ребенку; о степени принятия старшим ребенком младшего; о половой принадлежности и возрастной разнице между детьми; об успешности их совместной деятельности (Н.А. Разгонова, Я.Л.Коломинский).
Итак, психическое развитие ребенка, его когнитивное, эмоциональное и личностное развитие весьма чувствительны к характеру детско-родительских и супружеских отношений.
Внутреннее принятие родителями своего ребенка, благосклонное внимание и уважение его индивидуальности, полнота удовлетворения потребностей формируют положительную самооценку, создают ощущение безопасности и доверия к окружающему миру. Закрепощенность личности, замедленное когнитивное развитие, ощущение отторгнутости и агрессии, отрицательное отношение к себе и другим людям, отклоняющееся поведение и неврозы возникают в ответ на стремление родителей поставить ребенка в подчиненное положение. Далеко идущие последствия для психического развития ребенка имеет конфликтное взаимодействие супругов и перетягивание его на сторону одного из родителей.
Пристрастия матери и характер контактов между ней и ребенком определяют направленность детского развития. Для гармоничного развития ребенка являются значимыми отсутствие депрессивных состояний у матери и позитивное отношение родителей к себе.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Детско-родительские отношения: их содержание и форма.
2. Каково место супружеских отношений в ряду факторов, определяющих детское развитие в условиях семейного воспитания?
3. Какова роль отношений между братьями и сестрами в детском развитии?
4. Охарактеризуйте многопоколенную семью и ее возможности в процессе формирования здоровой личности.
5. Обратитесь к психологической литературе, составьте картотеку работ по теме "Эмоциональный компонент образа жизни семьи и его значение для детского развития". Прочтите и систематизируйте прочитанный материал.
6. Проведите мини-исследование в группе детского сада. Пусть целью вашего исследования станет изучение специфики детско-родительских отношений (супружеских, отношений между братьями и сестрами, представителями разных поколений в семье) и их влияния на детское развитие. Подберите методы исследования, соответствующие целям и задачам вашего исследования. Обработайте полученные результаты. Сформулируйте выводы о связи того или иного аспекта системы внутрисемейных отношений с особенностями детского развития.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!