Положение о деятельности педагога-психолога — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Положение о деятельности педагога-психолога

2017-09-10 586
Положение о деятельности педагога-психолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность педагога – психолога.

1.2. Педагог-психолог принимается и освобождается от занимаемой должности на основании приказа, подписанного директором школы.

1.3. На должность педагога- психолога принимаются лица, имеющие высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология», «Педагогика и психология» без предъявления требования к стажу работы. Либо лица, имеющие высшее образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Педагогика и психология».

1.4. Педагог – психолог должен руководствоваться нормативно-правовыми актами, регламентирующими его деятельность.

2. Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.

3. Задачи деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении:

3.1. Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих все стороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;

3.2. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;

3.3. Формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

3.4. Развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;

3.5. Повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса;

3.6. Содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.

4. Направления деятельности педагога-психолога

К направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

4.1. Психологическая профилактика (поддержка):

- оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;

- предупреждение всевозможных девиаций поведения;

- оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;

- содействие творческому развитию одаренных детей;

4.2. Психологическая диагностика:

- изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;

- проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью определения оптимального образовательного маршрута;

- изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.

4.3. Психологическая коррекция:

- оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии.

4.4. Психологическое консультирование:

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;

- консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей.

4.5. Психологическое просвещение:

- повышение психологической компетентности педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей, их заменяющих);

- ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;

- развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.

4.6. Организационно-методическая деятельность:

- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей;

-обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;

- участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;

- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях;

- координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.

5. Обеспечение деятельности педагога-психолога

5.1. Психолог работает в контакте с администрацией школы, его структурными подразделениями, педагогами, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями других ведомств (здравоохранения, ОВД, прокуратуры, общественными организациями и другими субъектами социального партнерства), оказывающими помощь в воспитании и развитии воспитанников.

5.2. Педагог-психолог совместно с администрацией образовательного учреждения разрабатывает должностную инструкцию о деятельности педагога-психолога в данном учреждении в соответствии с объемом нагрузки педагога-психолога, условиями работы и приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения.

6. Основные принципы деятельности педагога-психолога

Принципы деятельности педагога психолога призваны обеспечить:

- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

- защиту законных прав людей, с которыми педагоги-психологи вступают в профессиональное взаимодействие: воспитанников, их родителей (законных представителей, их заменяющих), педагогов и других сотрудников, с которыми он работает;

- сохранение доверия между педагогом-психологом и клиентом;

- укрепление авторитета психологической службы образования среди воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

6.1. Принцип конфиденциальности

6.1.1. Информация, полученная педагогом-психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов (либо только по согласию).

6.1.2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным лицам и учреждениям.

6.1.3. Участие воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

6.1.4. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6.1.5. На присутствие третьих лиц (педагогов, администрации) во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность.

6.1.6. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, педагог – психолог должен воздерживаться от сообщений сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

6.2. Принцип компетентности.

6.2.1. Педагог-психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности, имеет возможность делегировать клиента к высокопрофессиональным коллегам (педагогам-психологам других ОУ, специализирующихся в данной области проблем), либо другим специалистам (логопедам, дефектологам, медицинским психологам и т.д.).

6.2.2. Педагог-психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

6.3. Принцип ответственности.

6.3.1. Педагог-психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

6.3.2. В случаях, если ребенок не достиг 14-летнего возраста, согласие на его участие в диагностических процедурах, следствием которых является диагностическое заключение, касающееся личностной сферы, должны дать родители или лица их заменяющие.

6.3.3. Проводя исследование, педагог-психолог заботится, прежде всего, о благополучии клиентов и не использует результаты работы им во вред.

6.3.4. Педагог-психолог несет ответственность за соблюдение основных принципов в своей профессиональной деятельности в зависимости от того, проводит он психологическую работу сам или она осуществляется под его руководством.

6.3.5. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные им в публичных выступлениях.

6.3.6. Педагог-психолог не имеет права пользоваться недостоверной информацией в публичных выступлениях, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6.3.7. Педагог-психолог несет особую профессиональную ответственность за обоснованность решения об оказании психологической помощи несовершеннолетнему ребенку, за выбор адекватных методов диагностики и коррекции.

6.4. Принцип этической и юридической правомочности.

6.4.1.. Педагог-психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

6.5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6.5.1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, педагог – психолог избегает избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов работы психолога.

6.5.2. Во всех сообщениях педагог – психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от педагога – психолога.

6.5.3. Педагог – психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6.6. Принцип благополучия клиента.

6.6.1. В своих профессиональных действиях педагог – психолог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности педагога – психолога вступают в противоречие с этическими нормами, педагог – психолог предотвращает конфликты, руководствуясь принципом «Не навреди!».

6.6.2. Педагог – психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим индивидуальным отличиям клиента.

6.6.3. В профессиональной деятельности педагога – психолога приоритетными являются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

6.6.4. Педагог – психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

6.7. Принцип профессиональной кооперации.

6.7.1. Работа педагога – психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и практических предпочтений.

6.7.2. Педагог – психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых им лиц.

6.8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

6.8.1. Педагог – психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе.

6.8.2. В процессе профессиональной деятельности педагог – психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен соблюдать принцип добровольности со стороны клиента.

6.8.3. Педагог – психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

6.8.4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним педагог – психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

6.8.5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций (не советов), которые должны быть сформулированы четко, доступно и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6.8.6. В ходе обследования педагог – психолог выявляет и подчеркивает способности и возможности клиента, совместно с клиентом раскрывает его внутренние и внешние ресурсы.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.