И.С. Тургенев «Отцы и дети» 1862г. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

И.С. Тургенев «Отцы и дети» 1862г.

2017-09-10 559
И.С. Тургенев «Отцы и дети» 1862г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Род: эпос

Жанр: роман

Лит. направление: реализм

Посвящен В.Г.Белинскому

Критика:

Д.И.Писарев – «Базаров»   Посвящение молодому поколению; «любопытно проследить, как действуют на человека идеи и стремления»; поступками героя управляет «движение по пути меньшего сопротивления»; хладнокровный расчет; смысл романа в смерти. М.Антонович – «Асмодей нашего времени»   Клевета на молодое поколение; гл. герой – чудовище. Отрицание искусства - ложь

Конфликт:

внешний   противостояние разных поколений (П.П. Кирсанов – Базаров, Н.П. Кирсанов – Аркадий, Базаров и его родители) внутренний   борьба между нигилистическим мировоззрением и чувствами Базарова; неприменимость его теории на практике

Конфликт «Отцов и детей»

социальный смысл   Отражает идейную борьбу двух лагерей: дворян и разночинцев – в общественно-политической жизни России 50-60х годов   Обе стороны (П.П.Кирсанов и Базаров) представляют собой крайности, а идеал находится посередине – в идее преемственности поколений, сочетающей и отрицание отжившего, и сохранение подлинного философский смысл   Н.П. Кирсанов и Аркадий более гармонично строят свое существование, отказываясь от антагонизма, от взаимного отрицания в пользу сближения и стремления понять друг друга.   Оба получают семейное счастье, потомство в качестве награды за правильно выбранный путь. Именно эти герои выражают авторскую идею преемственности поколений, основанную на кровном родстве и любви. Эту же идею выражают образы родителей Базарова. Любовь отца и матери к сыну оказывается способной пережить его самого. В этой любви воплощаются те вечные ценности, которые пытается отрицать Базаров.

П.П. Кирсанов и Базаров

Возраст – около 45 лет Внешность Павла Петровича: «...Он с детства отличался замечательною красотой...» «...Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам...» «...лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...» Павел Петрович одевается изящно и изысканно. По происхождению дворянин. Гвардейский офицер в отставке. Гордый, насмешливый, честный, был влюблен и страдал. Не признает нигилизм. Возраст – около 30 лет. Внешность Базарова: «...Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум...». Базаров носит старую одежду. Не дворянин (его мать - дворянка, но отец - непотомственный дворянин). Учится на врача. Самоуверенный, самолюбивый, честный. Нахал. Холоден. Трудолюбивый и деятельный. Нигилист.  

 

Идеологический конфликт (10 глава):

1) Отношение к аристократам

Кирсанов – движущая сила общественного развития.

Базаров – неспособность к действию (пассивная надежда); отрицание либерализма и аристократии, способность вести Россию к будущему.

2) Отношение к нигилизму

Кирсанов – отрицание, непонимание; «никого не уважают, живут без принципов и идеалов»

Базаров – ярый представитель, «проявление народного духа».

3) Отношение к народу

Кирсанов – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.

Базаров – гнев от положения народа; неблагополучие; видит необразованность и суеверие

4) Отношение к искусству и природе

Кирсанов – не разбирается в искусстве

Базаров – бессмыслица; природа – мастерская; чепуха; искусство размягчает душу.

 

 

Внутренний конфликт:

Любовь к Одинцовой открывает перед Базаровым две бездны:

бездна мира бездна самого себя

и рождает внутренний кризис

духовный   ощущение в себе романтика мировоззренческий   крушение нигилизма

Конфликт

человек, страстно влюбленный романтик – убежденный нигилист

 

Базаров – трагический герой, бросивший вызов вечным законам бытия, отвергнувшего даже любовь, составляющую, по мнению Тургенева, существеннейшую потребность человека. Но именно в душе самого Базарова торжествует любовь.

 

Женские образы в романе:

1) Образы Одинцовой, княгини Р – понимание философского значения женщины; загадка женщины, её власть над человеком сопоставляется с загадкой сфинкса, с тайной природы и человеческого предназначения вообще. Именно в отношении Базарова к Одинцовой проявляется опрометчивость веры в способность науки разрешить загадку человеческой жизни, любви;

2) Катя – «тургеневская девушка»

3) Кукшина – трактовка Тургеневым проблемы женской эмансипации (ирония)

4) Фенечка – образ женщины – жены и матери

 

Психологизм Тургенева – «тайный психологизм» («скрытый психологизм») – изображение внутреннего через внешнее: чувств и переживаний человека через его жесты, поступки, интонацию, детали.

 

 

Пейзажи Тургенева:

1) социальный (отражает жизнь крестьян) – начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, приводит к мысли о необходимости изменения порядков. + Николай Петрович с приходом весны вспоминает о прошлом.

2) психологический (отражает состояние души героя) – усадьба Н.П. словно его двойник. «Разросшаяся и благоухающая» беседка есть символ его чистой души.

Сад Одинцовой – искусственная жизнь, спокойная.

 

Осина на краю ямы Базарова – его детский талисман. Это двойник его жизни.

3) философский (отражает авторскую позицию, выражает философские идеи) – сельское кладбище

 

Любовь Базарова к Одинцовой сделала его сильным, т.к. составляющее личности есть разум, чувство и воля.

 

Базаров умирает – «прощание с нигилизмом», сцена смерти: заражение крови (любовь к Одинцовой разрушает его взгляды).

 

Герои:

· Аркадий Кирсанов (молодой дворянин 23 лет, младший товарищ Базарова. Аркадий попадает под влияние Базарова и «становится» нигилистом. Но в душе он остается романтиком. Он любит природу и искусство. Он – добрый, ласковый юноша.)

· Николай Петрович Кирсанов (отец Аркадия, помещик. Ему 44 года. Он уже 10 лет вдовец. Николай Петрович – милый, добрый человек Он романтик, любит музыку и стихи. Николай Петрович очень любит своего единственного сына.)

· Анна Сергеевна Одинцова (молодая богатая вдова, помещица. Ей 28 лет. Одинцова – красивая, умная, независимая женщина. Она спокойна и вежлива. Больше всего в жизни она ценит комфорт и покой. Одинцова – холодная женщина, не способная кого-то любить.)

· Фенечка (Фенечка, или Федосья Николаевна – молодая крестьянская девушка. Ей около 23 лет. Фенечка – красивая девушка. Она глупая и пустая, но девушка. Фенечка – скромная и достойная девушка. Крестьянка Фенечка становится женой дворянина Николая Петровича Кирсанова.)

· Катя Локтева (Екатерина Сергеевна Локтева – младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Кате около 20 лет. Катя – милая, добрая, умная девушка с характером. Она любит музыку и природу.)

· Княгиня Р (возлюбленная Павла Петровича Кирсанова. У них не складываются отношения. После разрыва Павел Петрович теряет смысл жизни. Спустя много лет Павел Петрович по-прежнему помнит о ней.)

· Кукшина (Евдоксия (Авдотья) Никитишна Кукшина – знакомая Базарова, Кирсанова и Ситникова. Кукшина – молодая помещица. Она живет отдельно от мужа. Кукшина считает себя женщиной прогрессивных взглядов и борцом за права женщин. Кукшина – некрасивая, невзрачная и неопрятная женщина.)

· Ситников (молодой мужчина, приятель Кукшиной и Базарова. Он считает себя учеником Базарова. Ситников – сын богатого купца, но он стесняется своего происхождения. Ситников – глупый человек. Он следует моде во всем: и в одежде, и во взглядах.)

· Отец Базарова (Василий Иванович Базаров – пожилой мужчина. Ему 61 год. Он – отставной военный лекарь. Он – простой и хороший человек. Он – болтливый и энергичный старичок. Василий Иванович очень любит своего единственного сына

· Мать Базарова (Арина Власьевна Базарова – мать Базарова, дворянка по происхождению. У нее есть свое небольшое имение. Арина Власьевна – добрая и неглупая женщина, хорошая хозяйка.)

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.