Современные методики реабилитации детей с заболеваниями ЦНС — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Современные методики реабилитации детей с заболеваниями ЦНС

2017-09-10 407
Современные методики реабилитации детей с заболеваниями ЦНС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В наше время существует много методик, применяемых при реабилитации детей с ДЦП. Популярность все больше приобретают иппотерапия (лечебная верховая езда) и дельфинотерапия. Так же широко применяются авторские методики массажа и лечебной гимнастики.

Гимнастика по методу Войта заключается в изменение мышечного тонуса в процессе рефлекторных движений. Эта методика заключает в себе способность формирования глобального стереотипа движений, т.е. образца движений, которые распространяются по всему телу. Рефлекторная гимнастика по Войта широко применяется в педиатрии для лечения моторной патологии. Терапевтически контролируемые рефлекторные движения дают возможность привести к норме и зафиксировать это состояние у грудных детей с синдромом мышечной дистонии и с угрозой формирования спастики. Таким образом, успешно производится профилактика развития детского церебрального паралича. Гимнастика по Войту направлена на обучение ребенка правильности движений: формированию выпрямительных реакций, нормальной опоры стоп и рук, перекрестному паттерну движения. Первое, что учится делать малыш, это, лежа на животике, пытаться ползти (конечно, это еще не перекрестное ползание на четвереньках). Чем чаще выкладывать ребенка на живот, тем быстрее и лучше он начнет ползать, тем быстрее он будет развиваться, тем быстрее будет расти его мозг.

PNF-гимнастика. Проприоцептивное нервно-мышечное упрощение или PNF является одним из видов терапии, основанной на принципах функциональной анатомии человека и нейрофизиологии. Во всех мышцах, суставах, связках существуют проприорецепторы, реагирующие на растяжение или сжатие. Проприоцепторы– это периферические элементы сенсорных органов, расположенные в мышцах, связках, суставных сумках, в коже и свидетельствующие об их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в пространстве). Воздействуя на данные рецепторы, можно стимулировать, инициировать и облегчить выполнение какого-либо движения. Метод PNF включает в себя ряд упражнений, способствующих растяжению болезненных, напряженных мышц в организме. В результате двигательных дефектов возникает нагрузка на мышцы, что приводит к боли. В процессе проприорецептивного нервно-мышечного упрощения удается исправить некоторые дефекты. Также даются рекомендации, как исключить лишнюю нагрузку на мышцы и конечности при любой физической активности. PNF достигает этой цели за счет серии упражнений на растяжку, которые пациент может применять в повседневной жизни.
Проприоцептивное нервно-мышечное проторение также используется в качестве реабилитационной терапии для улучшения гибкости, силы и диапазона движения поврежденных мышц. Данный метод позволяет добиться выполнения движений, которые пациент по каким-либо причинам не может произвести самостоятельно.

Дельфинотерапия. Особенно эффективно дельфинотерапия сказывается на детях, которые страдают функциональными нарушениями ЦНС, аутизмом, ДЦП, проблемами слуха и речи. Дельфинотерапия воздействует на человека комплексно. В первую очередь дельфинотерапия – это лечение ультразвуком, который используется в медицине уже много десятков лет. Ультразвук воздействует на человека на клеточном уровне. Дельфины являютсяприродными излучателями ультразвука. Благодаря клеточному массажу, который производит ультразвук, улучшается межклеточный обмен веществ, и полезные вещества быстрее проникают в клетки организма. Ультразвук способствует устранению застойной жидкости в организме. Помимо этого, ультразвук способен снимать боль. Для дельфинов издавать звуковые сигналы естественно, ведь с помощью этого они обнаруживают под водой предметы.

Иппотерапия. Иппотерапия - это физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.

Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:

- противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;

- развивать физическую активность больного;

- способствовать восстановлению нарушенных функций;

- улучшать и восстанавливать утраченные навыки;

- обеспечивать профессиональную реабилитацию, формируя новые и восстанавливая утраченные навыки.

В современной Европе лечебная верховая езда стала развиваться в последние 30-40 лет. В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве детского экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах.

Выбор и последующее применение любых методик выполняется врачами и специалистами. Родители в домашних условиях могут выполнять их рекомендации после подробных консультаций.

 

Практические занятия

 

Практическое занятие №1

1. Вопросы и пояснения по лекции №4.

2. Ознакомление с основными таблицами норм физических параметров.

3. Оценка родителями - тьюторами ребенка младшего возраста с ДЦП по одной из предложенных шкал. (На примере конкретного пациента).

4. Оценка родителями – тьюторами ребенка среднего или старшего возраста с ДЦП по одной из предложенных шкал. (На примере конкретного пациента).

5. Создание родителями – тьюторами своих нагрузочных тестов.

Практическое занятие №2

1. Пояснения к лекции №5

2. Освоение родителями – тьюторами на практике с данными пациентами приёмов, описанных в лекции №5.

Практическое занятие №3

1. Применение родителями – тьюторами на практике с конкретными пациентами вспомогательных средств (мячей, вибрационных тренажеров) для расслабления спастичных мышц.

 

Практическое занятие №4

1. Пояснения к лекции №6.

2. Применение родителями – тьюторами на практике элементов пассивной гимнастики в работе с детьми разного возраста.

 

 

Практическое занятие №5

1. Подбор родителями – тьюторами упражнений для данного ребенка.

2. Проверка правильности разработанных родителями комплексов.

3. Проведение родителями – тьюторами занятий по ими же разработанным комплексам.

 

Практическое занятие №6

1. Проведение родителями – тьюторами идеомоторной тренировки применительно к себе.

2. Проведение практических идеомоторных тренировок с конкретными пациентами – детьми старшего возраста.

 

 

Практическое занятие №7

1. На основе ранее изученных комплексов подбор родителями – тьюторами упражнений, направленных на улучшение способности разгибания верхних конечностей.

2. Применение подобранных упражнений на практике с конкретным ребенком.

 

Практическое занятие №8

1. На основе ранее изученных комплексов подбор родителями – тьюторами упражнений, направленных на улучшение способности разгибания нижних конечностей.

2. Применение подобранных упражнений на практике с выбранным ребенком.

 

Практическое занятие №9

1. На основе ранее изученных комплексов подбор родителями – тьюторами упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета.

2. Применение подобранных упражнений на практике с выбранным ребенком.

 

Практическое занятие №10

1. Пояснения к лекции №8.

2. Освоение и закрепление родителями – тьюторами способов перевода ребенка в положение «сидя». (работа с детьми).

 

Практическое занятие №11

1. Пояснения к лекции №9.

2. Освоение и закрепление на практике с детьми вставанию на четвереньки и ползанью.

 

Практическое занятие №12

1. Демонстрация обучения ползанью в тренажере Гросса.

2. Работа с детьми. Обучение ползанью на коленях.

 

Практическое занятие №13

1. Пояснения к лекции №10.

2. Вертикализация ребенка с применением опоры. Работа с детьми.

3. Обучение ребёнка ходьбе с применением тренажера Гросса.

 

Практическое занятие №14

1. Работа с детьми. Обучение ходьбе при помощи брусьев.

2. Работа с детьми. Ходьба с применением различных опор для ходьбы.

3. Ходьба приставным шагом.

 

Практическое занятие №15

1. Обучение родителей – тьюторов диафрагмальному дыханию.

2. Обучение родителей правильному дыханию при выполнении физических нагрузок.

3. Обучение родителей правильному дыханию во время релаксации.

 

Практическое занятие №16

1. Работа с детьми старшего возраста. Обучение родителями – тьюторами детей правильному дыханию во время занятий.

2. Работа с детьми старшего возраста. Обучение родителями – тьюторами детей правильному дыханию в периоды отдыха.

 

Практическое занятие №17

1. Разработка родителями – тьюторами комплексов упражнений с применением подручных средств, предметов обихода, спортивного инвентаря.

2. Оценка целесообразности применения выбранных предметов.

3. Применение разработанных комплексов на практике.

 

Практическое занятие №18

1. Разработка родителями – тьюторами комплексов упражнений с применением аппаратов механотерапии и различных тренажеров.

2. Оценка целесообразности применения выбранных технических средств.

3. Применение разработанных комплексов на практике.

 

Практическое занятие №19

1. Пояснения по лекции №12.

2. Проведение вместе родителем – тьютором вместе с инструктором гимнастики по методу Войта.

 

Практическое занятие №20

1. Работа с детьми. Проведение гимнастики по методу Войта родителем – тьютором под контролем инструктора

 

Комплекс упражнений для детей младшего и среднего возраста с ДЦП атонически-астатической формы, способных передвигаться самостоятельно.

1. Исходное положение (далее И.П.) стоя, руки вдоль туловища. Ходьба на месте. Шаги выполняются четко, ритмично. Продолжительность – 0,5 – 1 мин.

2. И.П. то же, руки на поясе. Ходьба приставным шагом левым – правым боком. Продолжительность – 1 – 2 мин.

3. И.П. то же. Смена положений рук: руки вперед, руки в стороны, руки вверх, руки на пояс, руки к коленям, руки к плечам, руки за голову и т.п. На выполнение каждой команды давать не более 2 – 3 сек. Продолжительность - 2 мин.

4. И.П. то же. Выпады по 2 – 3 влево – вправо, вперед.

5. И.П. то же. Руки на поясе. Наклоны по 3 – 4 влево – вправо. Темп медленный, но без остановок.

6. И.П. то же. Равновесие. Руки вперёд, опираясь на правую ногу, левую ногу, согнутую в колене, поднять под прямым углом к туловищу, удержать 3 сек., вернуться в И.П.. Проделать то же с опорой на левую ногу. Повторить 4 – 6 раз.

7. И.П. то же. Приподнять левую ногу, согнутую в колене, хлопнуть по ней ладонью правой руки, вернуться в И.П.. Повторить то же с другими конечностями. Продолжительность выполнения упражнения – 1 мин.

8. Ходьба по линии (ленте), по скамейке (бревну), спиной вперёд, с высоким подниманием бедра. Данные виды ходьбы можно выполнять с поддержкой.

9. Преодоление препятствий. Переступание через предметы различной величины, полоса препятствий, включающая зигзагообразную ходьбу, прохождение над препятствием и под препятствием и т.п.

10. Повороты на ЛЕ-во, на ПРА-во, КРУ-гом.

Методические указания:

- при выполнении упражнений в начале курса следует уделять внимание не скорости, а правильности выполнения;

- темп выполнения и количество повторений упражнений увеличивать постепенно;

- при необходимости, некоторые упражнения можно проводить у опоры.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.