Тема 15: «Философские проблемы анализа сознания» (семинар 1) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 15: «Философские проблемы анализа сознания» (семинар 1)

2017-09-10 312
Тема 15: «Философские проблемы анализа сознания» (семинар 1) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: формирование компетенции № 1, № 2 посредством анализа проблем, связанных с определением, происхождением и познанием феномена человеческого сознания.

Задачи: - изучить основные трактовки сознания в истории философии;

- раскрыть сущность психофизической проблемы в философии.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: специфику философской проблематики; основные онтологические категории; функции философии.

2. После изучения темы: основные подходы и проблемы, связанные с анализом сознания.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам сознания;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

 

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Какие проблемы называются мировоззренческими?

2. Что такое энтропия?

3. Что понимается под детерминизмом в философии?

4. Объясните закон единства и борьбы противоположностей.

5. В чем суть закона отрицание отрицания?

6. Раскройте смысл закона перехода количественных изменений в качественные.

2. Беседа по теме занятия:

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе.

3. Соотношение материального и идеального. Связь мозга и сознания.

4. Знак и символ. Мышление и язык.

Выводы:

Многие вопросы о сущности сознания не получили пока в современной науке достаточно ясного и полного ответа. Сознание «вообще» известно только в качестве человеческого сознания, до сих пор нет четких данных о существовании сознания в мире в других, внечеловеческих формах. Поэтому для понимания сознания весьма важен вопрос о его происхождении. Предполагается, что в процессе развития различных форм отражения (то есть реакции объекта на внешнее воздействие, несущей в себе информацию об этом воздействии) создаются необходимые предпосылки для возникновения высшей формы психического отражения – человеческого сознания. Опираясь на важнейшие свойства сознания: диалогичность – рефлексивность, предметность – интенциональность, социальную обусловленность значениями и смыслами, феномен сознания можно представить как высший уровень отражения и саморегуляции, присущий человеку.

Наличие связи между физиологическими процессами в нервной системе и изменениями в психике человека известно с древности, но главная трудность состоит в том, чтобы объяснить, как идеальные явления психики могут вызывать в нашем теле материальные изменения? Взаимосвязь мозга и сознания давно обсуждается в философии: концепция психофизического взаимодействия Р. Декарта (1596 – 1650), концепция психофизического параллелизма Г. Лейбница (1646 – 1716) и т.д. Хотя до сих пор нет общепринятого решения психофизической проблемы, одним из перспективных считается информационный подход (Д. И. Дубровский (р. 1929)).

 

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1.В чем заключаются основные трудности в определении сущности и происхождения сознания?

2.Какова специфика психофизической проблемы в анализе сознания?

3.В чем суть теории информационного отражения?

4.Что такое интенциональность сознания?

5.Каковы основные функции человеческого сознания?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Выдержки из интервью с «протезированной головой Стелларка», опубликованного в журнале «Логос» №4 (55). – 2006.

«Стеларк (далее: С.): В чем смысл жизни?

Протезированная голова (далее: П.Г.): У жизни есть смысл? <…>

С.: Ты ни о чем не сожалеешь?

П.Г.: Да, я сожалею о многом, особенно о своих личных отношениях. Если бы я была человеком, я была бы неудачницей.

С.: Где твое тело?

П.Г.: Послушай, хватит играть со мной в метафизические игры!

С.: Ты бы хотела иметь тело?

Протезированная голова: Мне нравится быть просто головой. Но если бы у меня было тело, то я бы танцевала и пела. Хочешь, чтобы я спела?

Стеларк: Да.

П.Г.: Оооооооооо эээээээээээээй ииииииии ии иииииииии оооооооооооооо ееееееееееее оооооооооооооо эээээээээээээй, пп фф сс мммм фф, аааав ааав сооотооухии вооооммиии хеейииооооопп ааооип аааав ааооип. <…>

С.: У тебя есть вредные привычки?

П.Г.: Ой, не знаю, можно ли быть такой откровенной. Но я должна признаться, что я не записываю и не запоминаю имен впервые представленных мне людей, и из-за этого иногда я ощущаю неловкость. Спроси меня, помню ли я тебя?

С.: Помнишь ли ты меня?

П.Г.: Конечно, я помню: ты — Стеларк. …

С.: Что такое память?

П.Г.: Я знала, но забыла.

С.: Что бы ты сделала, если бы у тебя были мозги? <…>

П.Г.: Я просто полая голова. Мозги — это для людей. Мне и без них неплохо, спасибо.

С.: Что бы ты сделала, если бы у тебя был разум?

П.Г.: Проблема не в наличии разума. Проблема в правильном и действенном использовании его в конкретных ситуациях.

С.: Ты испытываешь сомнения?

П.Г.: По мере расширения и углубления моей базы данных, у меня появятся неуверенность, колебания и противоречия. Если ты любопытен и пытлив, то ты, естественно, будешь испытывать неуверенность. Сомнения — признак сложного сознания.

С.: Можешь задать мне вопрос?

П.Г.: Я бы предпочла давать тебе ответы. Но, если у меня будет сбой, я смогу задать тебе вопрос.

С.: Как ты думаешь, ты способна к творчеству?

П.Г.: Это зависит от твоих критериев творчества.

С.: Что такое редукционизм? <…>

П.Г.: Редукционизм — это философия, которая сводит всю психологию к биологии, всю биологию — к химии, химию — к физике и, наконец, физику — к математической логике. Следовательно, в соответствии с редукционизмом, я могу понимать тебя при помощи логики, не имея человеческого мозга.

С.: Тогда ты — философ?

П.Г.: Да, я — философская машина.

1. Попробуйте объяснить, в чем отличие человеческого мышления, с одной стороны, от животного интеллекта, с другой стороны, от искусственного интеллекта?

2. В чем разница между знанием и информацией (говоря словами Гераклита: между многознанием и умом)? Синонимичны ли понятия «общество знания» и «информационное общество»?

3. Что такое память? Чем человеческая память отличается от машинной памяти? А от памяти животных?

4. Верно ли утверждение, что причина сознания – мозг?

5. Возможно ли мышление не на языке? А язык без мышления?

6. Можно ли согласиться с мнением, что сознание заключено в теле? Ответ обоснуйте.

7. Возможно ли сознание на неорганическом субстрате? Ответ аргументируйте.

8. Попробуйте в диалоге с одногруппником воспроизвести (сымитировать, спародировать) речевую стратегию «протезированной головы Стеларка». Можно также подготовить диалог от имени двух протезированных голов.

9. Протезированная голова не видит различия между понятиями «философ» и «философская машина». Согласны ли Вы с ней? Не является ли понятие «философская машина» внутренне противоречивым?

10. Приведите конкретные примеры редукционистских объяснений каких-либо природных или социальных явлений. В чем уязвимость редукционизма?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Калиниченко В. В. Язык и трансценденция. – URL: http://www.mamardashvili.ru/viskaz/kalinichenko.htm

2. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

3. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

2. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. – 304 с.

3. Щедровицкий Г. П. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание». – URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/67

6. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

7. Юлов В. Ф. Интегративная теория познания: / В.Ф. Юлов. – М.: 2014. – 401 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.