Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-09-10 | 340 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа становления и эволюции русской философской мысли (XI - XVIII вв.).
Задачи:
- рассмотреть истоки формирования русской философии;
- изучить особенности и основные мировоззренческие идеи в русской философской мысли раннего периода;
- рассмотреть возникновение и развитие светской философии в России XVIII века.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основные направления, школы и учения западноевропейской философии;
2. После изучения темы: становление философской мысли на Руси и русское просвещение.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам периода становления русской философии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Как можно сформулировать основной постулат экзистенциализма?
2. В чем состоят различия неотомизма и томизма?
3. Какое содержание вкладывает Тейяр де Шарден в понятие «Точка Омеги»?
4. Раскройте суть философско-антропологической концепции М. Шелера.
5. В чем состоит философское значение психоанализа?
6. В чем отличие неофрейдизма от фрейдизма? Перечислите основных представителей неофрейдизма.
7. Каковы основные идеи постмодернизма?
2. Беседа по теме занятия:
1. Становление философской мысли на Руси (XI-XVII вв.):
- Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси XI-XIII вв.
- Особенности философской мысли в культуре Московской Руси в XIV-XVI вв.
- Философская мысль в XVII веке.
2. Философия в России XVIII века:
- Философско-богословская мысль (Феофан Прокопович, митрополит Платон и «ученое монашество»).
- Возникновение и развитие светской философии:
· «Корпускулярная философия» М. В. Ломоносова.
· А. Н. Радищев: философия человека.
Выводы:
Восточнославянское язычество и христианизация определили характер становления религиозно-философской мысли на Руси. В ней отражена сложная эволюция отечественного самосознания. Онтологизм, антропоцентризм, панэтизм, социальная направленность являются важными чертами русской философии. Секуляризация духовной жизни в XVIII веке сопровождалась распространением в России идей просвещения и естественного права. Сциентизм русской просветительской философии с наибольшей полнотой выражен в творчестве М. В. Ломоносова (1711 – 1765), стремившегося «правила жизни» основывать на законах «окружного мира» (природы). Философская антропология получила свое концептуальное воплощение в трудах А. Н. Радищева (1749 – 1802) и А. И. Галича (1783 – 1848).
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. В каком произведении содержится самое древнее в славяноязычной культуре определение философии и в чем его смысл?
2. Каковы истоки и условия становления русской философии?
3. Какова суть историософских взглядов Иллариона в «Слове о законе и благодати»?
4. В чем смысл оригинальной русской историософской «теории казней Божиих», разработанной в «Повести временных лет» и в сочинениях Серапиона Владимирского?
5. Каковы особенности интеллектуального развития в эпоху Московской Руси XIV-XVI вв.?
6. В чем различие мировоззренческих основ споров нестяжателей и иосифлян?
7. Каковы основные положения концепции Филофея «Москва – третий Рим»?
8. С какими факторами связывал В. Н. Татищев выбор формы государственной власти?
9. Как проявляется естественнонаучный реализм в философских взглядах М. В. Ломоносова?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. «…Не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома…».
Задача 2. Прочитайте выдержки из произведений Владимира Мономаха и выполните задания:
· «Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. <…> Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию».
· «Пусть не застанет вас солнце в постели».
· «Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», — ложь это».
· «Страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра». «А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего».
· «Если … не будет у вас никакого дела…, то «господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне…, — нежели думать безлепицу, ездя».
· «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю».
1. Почему именно страх Божий, а не, например, любовь к Богу Мономах считает основой подлинно добродетельной жизни? Чем страх Божий отличается от раболепства?
2. Почему подлинная любовь к Богу, согласно Мономаху, невозможна вне братской любви?
3. Напишите небольшое эссе (ок. 0,5 стр.), взяв за эпиграф одно из высказываний Владимира Мономаха.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. – URL: http://www/vehi.net
4. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
5. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!