Тема 11: «Философия позитивизма: основные этапы и принципы» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 11: «Философия позитивизма: основные этапы и принципы»

2017-09-10 325
Тема 11: «Философия позитивизма: основные этапы и принципы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством изучения основных положений и этапов философии позитивизма.

Задачи:

- рассмотреть специфику каждого из этапов в эволюции сциентистского направления в философии;

- изучить философские взгляды основных представителей позитивизма.

 

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основные философские направления, школы и учения Античности, Средневековья, Возрождения, а также Нового времени, включая немецкую классическую и марксистскую философию;

2. После изучения темы: философию позитивизма.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам философии позитивистского направления;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

 

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Какова основная идея эмпиризма?

2. Как можно сформулировать основную идею рационализма?

3. Какова основная идея философии Просвещения?

4. Что, согласно Канту, может знать человек?

5. Каков философский метод Гегеля?

6. В чем Л. Фейербах видел сущность христианства?

7. В чем, согласно Ф. Энгельсу, состоит основной вопрос философии?

8. Назовите три закона диалектики и кратко объясните значение каждого из них.

 

2. Беседа по теме занятия:

1. Классический позитивизм (О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер);

2. Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус);

3. Логический позитивизм: его особенности, теоретические источники и принципы;

4. Лингвистический позитивизм «позднего» Л. Витгенштейна.

Выводы:

Основываясь на идеалах и методах естественных наук, О. Конт (1798 – 1857) заложил основы позитивистской (положительной), или научной, философии. В «Курсе позитивной философии» он сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологическая, метафизическая и позитивная (научная)). Позитивизм претерпел сложную эволюцию, в которой можно выделить стадии классического позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер), эмпириокритицизма (Р. Авенариус, Э. Мах), логического позитивизма (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап и, с оговорками, Л. Витгенштейн) а также, в качестве реакции на предыдущие стадии, постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

 

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. В чем, по О. Конту, заключается специфика «позитивного мышления»?

2. Что в эмпириокритицизме понималось под «элементами мира»?

3. В чем эмпириокритики видели источник метафизики?

4. В чем отличие логического позитивизма от предшествующих этапов позитивизма?

5. Каковы принципы логического анализа в неопозитивизме?

6. В чем особенность понимания языка и чем ограничивается его исследование в лингвистическом позитивизме?

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Представитель эмпириокритицизма Ричард Мах (1838 – 1916) ввел принцип «экономии мышления», который гласил, что мышление есть форма приспособительного поведения человека, способ наилучшей адаптации к окружающей среде. Поэтому философия должна стремиться очистить культурную среду от излишних продуктов умственной деятельности (например, материалистических или идеалистических взглядов на мир) из-за бесплодности и неразрешимости споров между ними.

Раскройте достоинства и недостатки принципа «экономии мышления».

Задача 2. Неопозитивисты сформулировали принцип верификации, согласно которому научными являются только протокольные предложения («атомарные предложения»), то есть такие, которые могут быть соотнесены с конкретными эмпирическими фактами, проверены на практике. Лишь к научным предложениям, согласно неопозитивистам, применимы характеристики «истинно» или «ложно, тогда как все прочие предложения (включая философские и религиозные постулаты) являются неправильно построенными, то есть бессмысленными.

В чем, на Ваш взгляд, уязвимость принципа верификации?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.