Тема 8: «Философия французского Просвещения ХVIII века» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 8: «Философия французского Просвещения ХVIII века»

2017-09-10 440
Тема 8: «Философия французского Просвещения ХVIII века» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа основных философских идей представителей французского Просвещения 18 века.

Задачи:

- рассмотреть социально-исторические условия формирования просветительской идеологии во Франции;

- изучить взгляды французских философов-энциклопедистов.

 

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основные философские направления, школы и учения в эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, а также Нового времени XVII-XVIII веков;

2. После изучения темы: основные философские идеи представителей французского Просвещения 18 века.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам эпохи Просвещения;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Кто из античных философов ввел в оборот категорию «бытия»?

2. Какому философу принадлежит высказывание «Все состоит из атомов и пустоты»?

3. В чем специфика средневековой философии?

4. В чем специфическая суть гуманизма эпохи Возрождения?

5. Что называл Ф. Бэкон «призраками»?

6. Какие пути познания выделял Ф. Бэкон?

7. Каковы, согласно Декарту, правила для руководства ума?

8. Какой метод применяет Спиноза в «Этике»?

9. Что, согласно Спинозе, должен знать мудрый в отличие от невежды?

10. Что такое, по Лейбницу, монада?

11. Как Д. Юм понимал опыт?

12. К какому философскому направлению относятся взгляды Д. Беркли?

 

2. Беседа по теме занятия:

1. Основные черты философии французского Просвещения.

2. Теория общественного договора.

3. Философские взгляды Вольтера.

4. Философия Ж.-Ж. Руссо.

Выводы:

Определяющим в мировоззрении «просветителей» было убеждение в решающей роли знаний и, особенно, познания «естественного порядка» в совершенствовании общества. Естественный порядок соответствует подлинным, неиспорченным чаяниям человека и может быть постигнут человеческим разумом. Общество должно быть гармонизировано в соответствии с законами окружающего мира и природой человека. Просветители критиковали феодально-абсолютистский строй и его негативные проявления в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни. Главными причинами человеческих бед они считали невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Преодоление феодальных пережитков, деспотизма, фанатизма и произвола возможно либо благодаря «просвещенному монарху», либо через распространение знаний в народе.

 

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Раскройте суть деизма, сенсуализма и критики религии в эпоху Просвещения.

2. Охарактеризуйте «теорию общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

3. Каковы основные философские идеи Вольтера?

4. Раскройте особенности философии Ж.-Ж. Руссо.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. К.А. Гельвеций (1715 – 1771) сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, заявили, что Гельвеций забыл судью.

1) Что подразумевали оппоненты Гельвеция под «судьей»?

2) Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию Гельвеция?

3) В чем ее ограниченность?

4) Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?

Задача 2. «Человек – это машина, - полагал Ламетри (1709 – 1751). Человеческий разум – тоже механическое явление, он является и результатом, и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать «весьма просвещенной машиной»». Каким «измом» можно охарактеризовать позицию автора? Ответ обоснуйте. В чем ограниченность данного подхода?

Задача 3. Раскройте смысл утверждения Дени Дидро (1713 – 1784): «Я без труда поверю одному единственному честному человеку, который мне объявит, что Его Величество только что одержал полную победу над союзниками, но даже если весь Париж мне поклянется, что недавно воскрес покойник – я этому не поверю».

Задача 4. Объясните смысл следующего утверждения Д. Дидро: «Царствование справедливой, мягкой, просвещенной, но неограниченной власти может стать величайшим бедствием для нации: народы будут доведены до полного забвения своих прав, до глубокого рабства».

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.